Жизнь и творчество Ивана Посошкова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Основные вехи жизни и творЧества 4
За реформы в России 11
Социально-политические идеи Посошкова 11
Учение о богатстве 14
Перестройка промышленности и торговли 21
Аграрно-крестьянский вопрос 28
Налоговая реформа 30
Заключение 32
Литература 33
Введение
В наше сложное время мы часто обращаемся к истории нашей Родины,
перечитываем многие исторические сочинения, ведь любое честное, искреннее
слово нам очень современно. В какой-то мере нашим современником является и
Иван Тихонович Посошков, многие его “мнения” и соображения , думается, не
потеряли определенной актуальности и сегодня.
Посошков является одним из выдающихся отечественных экономистов XVIII
века. Он стоял у истоков политической экономии в России, создав
оригинальное по тому времени учение о богатстве, был первым русским
экономистом, предпринявшим попытку обосновать всестороннюю и целостную
экономическую программу обновления страны с использованием определенных
традиционных элементов материальной культуры. Цель его программы —
углубление петровских преобразований, коренное изменение социальной базы
реформ. Посошков сомневался в экономческой целесообразности сохранения
крепостнических институтов в России, понимая огромное значение сельского
хозяйства для экономического подъема страны. Его экономическая программа
предусматривала быстрый рост отечественной промышленности и торговли,
который бы привел к радикальному изменению аграрно-сырьевой специализации
страны в общеевропейском разделении труда.
Поэтому представляется интересным подробнее остановится на его
экономической программе и в целом на его книге.
Основные вехи жизни и творчества
Иван Тихонович Посошков происходил из семьи потомственных ювелиров-
серебренников дворцового села Покровское, которое было расположено недалеко
от Москвы, на правом берегу р. Яузы. Царь Алексей Михайлович, развлекаясь в
окрестностях соколиной охотой, любил останавливаться во дворце этого села.
В Покровском жили не только земледельцы и прислуга, но и “непашенные”
крестьяне, которые занимались всевозможными пмыслами и сбывали свою
продукцию в московских тороговых рядах. Сохранившиеся документы переписи
села показывают, Что 17 крестьян оброчников занимались “художеством”, а
семеро были ювелирами-серебренниками. Среди них был и дед и отец будущего
мыслителя. Из семьи зажиточных ювелиров серебренников происходила и мать
Ивана Посошкова.
Нет никаких сведений о детстве и отрочестве Посошкова. Но, несомненно,
огромную роль в его воспитании сыграла та торгово-рмесленная среда, в
которой он жил. Посошков получил разносторонние практические знания,
разбирался в коммерции. Совешенно неизвестно, учился ли Посошков. Мысль о
том, что простой народ необходимо учить грамоте, звучит во многих его
сочинениях, но сам он едва ли где обучался. Скорее всего, Посошков был
самоучкой в полном смысле этого слова. Его сочинения свидетельствуют о
знании богословской литературы. Есть основания полагать, что Посошков
хорошо занл Соборное Уложение 1649 года — основной кодекс феодального
права. Но настольной книгой Посошкова был, по-видимому, “Домострой”,
влияние кторого осбенно ощущается в последних его сочинениях.
Самой важной чертой характера Посошкова была жажда непрерывной
деятельности. Если были помехи в одном, он сразу, не дожидаясь, брался за
другое дело. Это был очень общительный и наблюдательный человек. Он умел
слушать людей, их мнения о жизни, о состоянии государства. Сам он по делам
был во многих районах России, знал ее не по наслышке. В конце 80-начале 90-
х годов у Посошковых был винокуренный завод, который посещал Иван
Тихонович. Но Посошкова интересовали не только прибыльные промыслы.
В 1697 году был обнаружен своего рода оппозиционный кружок, который
сформировался вокруг монаха Авраамия из Андреевского монастыря. У них с
Петром I установились контакты, связаннные с предстоящей денежной реформой.
Старец был знаком с Посошковым: как специалисту он заказал ему модель
“денежного стана” для подношения Петру I.
Во время доклада царю о “денежном деле” Авраамий пытался передать ему
письмо “своей работы”. Вскоре Авраамий очутился в застенках Преображенского
приказа, ведавшего политическим сыском.
Авраамий осмелился обсуждать и осуждать образ жизни царя и его первые
шаги на политическом поприще. В “тетрадях” монах излагал причины,
побудившие его взяться за перо: жалобы народа на измену Петра старине. Царь
должен жить так, чтобы быть примерм для подданых. А Петр I оставил
управление государством и “прказал правити... похотникам, мздоимцам...
хотящим богатств”[1]. Авраамий советовал Петру найти добрых людей, чтобы
“судили праведно всем, малу и велику, богату и убогу”[1]; также говорил о
экономии ведения расходов царского двора и изменении системы внутренних
пошлин таким образом, чтобы не вызывала повышение цен на предметы первой
необходимости.
На допросах старец Авраамий выдал Ивана и его брата Романа Посошковых,
которые бывали у него в монастыре и говорили о том, что написано в
тетрадях. На допросах Иван Посошков признался, что познакомился с монархом
как денежный мастер, и тот поручил ему сделать модель денежного станка для
“подноса” Петру I, а слов, которые записаны в тетрадях, он не говорил.
Показания Посошкова подтвердились, а старец по сущности признал, что в
беспамятсве оговорил Посошкова.
Историк С. М. Соловьев называл дело Авраамия “школой Посошкова”. И в
этом есть определенный смысл. Не вызывает сонения, что многие идеи
Посошкова, получившие, в частности, выражение в “Книге о скудости и
богатстве”, зародились у него в ходе бесед в кельях Андреевского монастыря.
Даже если Посошков и не вел этих “опасных” разговоров, а был их молчаливым
и солидарным участником, то и этого вполне достаточно для впечатлительного
денежного мастера. И Соловьев полагал, что “пример Авраамия и его друзей
научил Посошкова осторожности, но не отнял духа обличать общественные
язвы”.
По-видимому, Посошков избежал серьезного наказания, так как привлек
внимание царя своими изобретательскими способностями. Петр был знаком с
будущим публицистом и мыслителем. Посошков был известен как денежный мастер
и, по-видимому выполнял задания монетного двора.
Денежная реформа Петра I начала XVIII века упразднила старый счет на
“деньги” и “алтыны”, сделав счетной единицей копейку. В России была введена
десятичная монетная система на десять лет раньше, чем в США. Создавая новую
денежную систему, царь широко использовал техническую оснастку европейских
денежных дворов, и Посошков был единственным мастером, который смог
установить немецкие прессы, заказанные для медного денежного двора.
В 1704 году Посошков предпринял попытку основать фабрику игральных
карт. Но их производство он так и не наладил, но именно в то время он
поступил на другую казенную службу — “у водочного сиденья” в казенном
питейном дворе.
До отъезда в Новгород Посошков интересовался не только “денежными
делами”. Его все больше и больше интересовали проблемы духовной культуры.
Полемике с раскольниками и иноверцами посвящено первое большое сочинение
Посошкова, написанное в то время, — “Зерцало очевидное”(1708).
Жизнь в Новгороде дала Посошкову пищу для размышлений. Он продолжал
дополнять написанное ранее “Зерцало очевидное”.
Начиная с 1716 года Посошков делает серию покупок: дома, земли с
крепостными, а также устанавливает винокуренный завод. Дом в Петербурге
Посошков купил в 1716 году. С 1708 года он стремился обосноваться в новой
столице, но, достигнув желаемого, живет как бы на два дома, именуя себя и
новгородским и петербургскм жителем.
В своем селе Посошков открыл винокуренный завод. Но нельзя
окончательно утверждать, что Посошков стал купцом-предпринимателем. Это
были только лихорадочные попытки завести пибыльное дело. Винокуренный завод
себя не оправдал, хотя и какой-то прибыток Посошков успел получить. Общая
оценка недвижимости Посошкова (1726) составляла около 3-х тысяч рублей. В
преклонном возрасте (в 1712 году) у него родился сын Никлай. Покупки
недвижимости свидетельствовали, что Посошков хотел “пустить корни”.
Надвигалась старость, и он взялся изложить наследнику правила праведной
духовной и мирской жизни. Так появилось другое крупное сочинение Посошкова
— “Завещание отеческое к сыну”(1719), посвященное религиозным и морально-
этическим проблемам.
После “Завещания отеческого” Посошков задумал осуществить давний
замысел своей жизни — изложить в особой книге свою обширную программу
“исправления всех неисправ” в России. Здесь представления о личном и
общественном интересе почти полностью совпадали. В 1721 году завершилась
долгая Северная война. Казалось, тяготы военного времени должны кончиться,
петровкое правительство решит ряд важных хозяйственных вопросов, стоящих на
повестке дня. Словом, время было подходящее, и Посошков взялся за перо,
решив “подсобить” Петру своими “прожектами”. Но когда сочинение было
закончено, то оказаось, что это не очередной проект, а целостная
грандиозная программа преобразования России. Так в 1724 году появилась
“Книга скудости и богатстве” — основное произведение Посошкова,
адресованное лично Петру I.
Казалось, ничто не предвещало беды, когда в июне 1725 года Иван
Посошков вместе с женой и сыном приехал в Петербург, чтобы хлопотать об
учреждении текстильной мануфактуры, ведь винкурение не оправдало надежд
предпринимателя.
Хозяйственные хлопоты Посошкова были прерваны его неожиданным арестом
26 августа 1725 года. Посошков попал в Тайную канцелярию, а его сына
держали под домашним арестом. Можно выдвинуть ряд предположений, почему
Посошков попал в темницу. Это событие совпало по времени с острейшим
политически моментом: смертью Петра I и переходом власти к Екатерине I.
Главная роль в новом правительстве пренадлежала Меньшикову.
Новгородский архиепископ Феодосий Яновский, с которым посе смерти
сблизился Посошков, публично оскорбил Екатерину. Он был арестован и сослан
на Север, но следствие продолжалось и после этого. Был арестован секретарь
Синода Герасим Семенов, а также подьячий Василий Шишкин, который жил вместе
с ним в одном доме. А последнего допрашивали, не имеет ли он у себя дома
“Книгу о скудости и богатстве” из библиотеки Феодосия Яновского? Кроме
того, материалы Тайной концелярии показывают, что при аресте у Посошкова
были изъяты, а затем разобраны все “письма” и что содержали его в тюрьме
“по важному секретному государственному делу”. Есть все основания полагать,
что Посошков стал колодником из-за последней опасной книги.
1 февраля 1726 года Посошков скончался. В материалах Тайной концелярии
он назван “купеческим человеком”, а в протоколе, зафиксировавшем смерть,
Посошков — “водошных дел мстер”. Но кем бы ни был этот человек, для
отечественной науки Посошков интересен прежде всего как оригинальный
мыслитель, подаривший России “Книгу о скудости и богатстве”. Он был
патриотом своей Родины, и все его помыслы были направлены на ее будущее
процветание.
За реформы в России
Социально-политические идеи Посошкова
Политические идеи и социальные идеалы Посошкова во многом объясняются
его происхождением и тем движением по общественной лестнице, которое
представила ему бурная эпоха конца XVII—начала XVIII века. Мировоззрение
его было весьма сложным, подчас неоднозначным, противоречивым.
Среди русских мыслителей начала XVIII века трудно найти более
решительного приверженца сильной, беспощадной к “неправде” абсолютистской
власти, как Посошков. Все, что в пределах Российской империи и
“неисправно”, подлежит изменению, исправлению, регламентации — вплоть до
размеров повинностей помещечьих крестьян. Все надо изменить, навести
порядок во всем — таков основной мотив “Книги о скудости и богатстве”.
Критикуя действующее в стране законодательство и судопроизводство,
Посошков ставил перед Петром I ворпос о необходимости составления нового
Уложения взамен кодекса 1649 года. Посошков был очень высокого мнения о
роли правовой культуры жизни общества. Он считал, что для ведения серьезной
переборки Дома необходимо создание нового кодекса — фундамента
преобразований.
Оригинальной была идея Посошкова созвать представителей от всего
населения страны для составления нового Уложения. Для этого царю
предлагалось собрать по 2-3 представителя от духовенства, администрации
“высокаго и нискаго чина”, дворянства и купечества, “фискалов”(людей сыска
и надзора —Ш.С.), солдат и опытных крестьян из старост и сотских, “которые
во всяких нуждах пебывались”, а также “детей боярских” — холопов. Затем
составленный кодекс необходимо “всем народом освидетельствовати...”[1].
Посошков призывал самодержца к диалогу с народом через его
представителей. Он пытался убедить Петра что ведение “народосоветия” не
снижает роли “его величества самодержавия”, но ради “истинной правды”
следует прислушиваться к мнению представителей разных сословий. Мыслитель
надеялся, что царь может создать такую общественную атмосферу, где каждый,
“ничего не опасаяся подал бы ко исправлению” свои предложения. Посошков
рекомендовал попробовать новые законы “на делах” и при необходимости внести
поправки.
Есть некоторая связь посошковского проекта с идеями Соборного Уложения
1649 года. Действительно, в преамбуле этого кодекса внимание Посошкова
привлекла практика утверждения законов, когда новые акты, не вошедшие в
старые судебники, необходимо было “написати и изложити по его государеву
указу общим совеиом”. Однако совет, предложеннный Посошковым, замето
отличался от Земского Собора 1649 года. Последний состоял из двух палат —
“верхней”, куда входили царь, высшее духовенство и Боярская дума, и
“нижней”, которую составляли выборные представители дворянства, купечества
и посадских людей.
Посошков предлагал совсем иное. Состав его собора представлял все
“чины” и выражал в законах волю всех сословий госдарства. Более того,
принимая окончательное решение, царю по существу предлагалось учитывать
“раны народа”. Таким образом, Поошков значительно расширял социальную базу
российского абсолютизма. Это означало, что Петр I должен был провести такие
мероприятия, которые привели бы к радикальному изменению в расстановке
сословно-классовых сил в обществе, а в конечном счете изменили бы черты
Страницы: 1, 2, 3
|