Данте
Изучение литературы итальянского Возрождения следует начать с
рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца
Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265—1321), первого по времени из великих
поэтов Западной Европы. По всему характеру своего творчества Данте — поэт
переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.
Италия была самой передовой страной европейского средневековья. Ее
благоприятное географическое положение в центре Средиземноморского бассейна
обеспечило ей раннее развитие посреднической торговли между Западной
Европой и восточными странами. Эти торговые сношения с Востоком вызывали
быстрый рост цветущих городов, которые первыми в Европе освободились от
власти феодальных сеньоров и образовали самоуправляющиеся коммуны с
республиканским образом правления. Номинально итальянские города-
государства обычно признавали над собой власть папы или германского
императора, но фактически им удавалось добиться независимости и обеспечить
себе полную политическую самостоятельность. Образование городских коммун
начинается на севере Италии в XI в. и заканчивается уже в XIII в..
Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами товарно-
денежного хозяйства. В них рано начинает развиваться производство,
рассчитанное на внешний сбыт, которое принимает в некоторых городах
северной Италии (Флоренция, Милан) уже в XIV в. капиталистический характер.
Особенно остро и напряженно протекала политическая борьба в торгово-
промьшленной Флоренции — главном культурном центре Италии XIII—XIV вв.,
явившемся родиной ее величайшего поэта Данте - напряженность политической
борьбы во Флоренции была обусловлена успехами ее раннего буржуазного
развития, крайне обострявшими борьбу между гвельфами и гибеллинами.
Несмотря на разгром гибеллинов, политическая идеология гибеллинизма
продолжала оказывать значительное влияние на происходившую во Флоренции в
конце XIII и в начале XIV в. политическую борьбу. Эта борьба развертывалась
теперь уже внутри гвельфской партии, разбившейся после разгрома гибеллинов
на две фракции — Белых и Черных. Между Белыми и Черными гвельфами
происходила не менее жестокая борьба” чем раньше между гвельфами и
гибеллинами.
Все изложенные обстоятельства общественной жизни Флоренции теснейшим
образом связаны с жизнью и деятельностью Данте, который был не только
поэтом, но и активным политическим деятелем Флоренции. Поэтическое
творчество Данте развивалось в тесном взаимодействии с его политической
деятельностью.
Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил из старинного "
дворянского рода. Однако семья Данте давно утеряла феодальный облик; уже
отец поэта принадлежал, как и он сам, к партии гвельфов. Достигнув
совершеннолетия, Данте записался в 1283 г. в цех аптекарей и врачей,
который включал также книгопродавцев и художников и принадлежал к числу
семи “старших” цехов Флоренции. Данте получил образование в объеме
средневековой школы, которое сам признавал скудным, и стремился восполнить
его изучением французского и провансальского языков, открывших ему доступ к
лучшим образцам иностранной литературы.
Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал
также античных поэтов и в первую очередь Вергилия, которого он избрал, по
его собственному выражению, своим “вождем, господином и учителем”.
Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи
и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений,
почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил
большой психологический кризис—любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько
Портинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне
деЪарди и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в
маленькой книжке “Новая жизнь”, которая принесла ему литературную славу.
«Божественная комедия» :
Средь ангельскго празднества - стояла,
Ко мне чрез реку обратясь лицом.
Хотя опущенное покрывало,
Окружено минервиной листвой,
Ее открыто видеть не давало,
Но с царственно взнесенной головой,
Она промолвила, храня обличье
Того, кто гнев удерживает свой:
"Взгляни смелей! Да, да, я - Беатриче.
Как соизволил ты взойти сюда,
Где обитают счастье и величье?"
Глаза к ручью склонил я,
но когда себя увидел, то, не молвив слова,
К траве отвел их, не стерпев стыда.
Так мать грозна для сына молодого,
Как мне она казалась в гневе том:
Горька любовь, когда она сурова.
Она умолкла; ангелы кругом запели
После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии,
философии и астрономии, а также усвоил все тонкости средневековой
схоластики. Данте стал одним из ученейших людей своего времени, однако его
ученость носила типично средневековый характер, так как подчинялась
богословским догматам.
Политическая деятельность Данте началась очень рано. Едва достигнув
совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской
коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов. В 90-х годах
Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а
в июне 1300 г. избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести
приоров. После раскола гвельфской партии он примыкает к Белым и энергично
борется против ориентации на папскую курию. После того как Черные были
побеждены Белыми, в их борьбу вмешался папа Бонифаций VIII, призвавший на
помощь французского принца Карла Валуа, который вступил в город в ноябре
1301 г. и учинил расправу над сторонниками партии Белых, обвинив их во
всевозможных преступлениях. В январе 1302 г. удар пал и на великого поэта.
Данте был приговорен к большому штрафу по вымышленному обвинению во
взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего все
его имущество было конфисковано. Все остальные годы своей жизни Данте
провел в изгнании, скитаясь из города в город, вполне узнал, “как горек
хлеб чужой”, и никогда больше не увидел дорогой его сердцу Флоренции —
“прекрасной овчарни, где спал ягненком”.
Жизнь в изгнании значительно изменила политические убеждения Данте.
Полный гнева против Флоренции, он пришел к выводу, что ее горожане еще не
доросли до самостоятельной защиты своих интересов. Первое время Данте
надеялся на то, что Белым удастся силой отбить Флоренцию у Черных, для чего
он вступил в союз с изгнанными гибеллинами, ни в коей мере не разделяя их
дворянских предрассудков. Но вскоре Данте разочаровывается в своих
политических союзниках, презрительно называет их “сбродом извергов,
глупцов” и гордо заявляет, что он один составляет свою партию. Все более и
более поэт склоняется к убеждению, что только императорская власть может
умиротворить и объединить Италию, дав решительный отпор папской власти.
Надежду на осуществление этой программы он возлагал на императора Генриха
VII, явившегося в 1310 г. в Италию якобы для наведения “порядка” и
ликвидации междоусобной распри итальянских городов, фактически же с целью
их ограбления. Но Данте видел в Генрихе желанного “мессию” и усиленно
агитировал за него, рассылая во все стороны латинские послания. Однако
Генрих VII умер в '1313 г., не успев занять Флоренцию.
Теперь последние надежды Данте возвратиться на родину рухнули. Флоренция
дважды вычеркнула его имя из списка амнистированных, ибо видела в нем
непримиримого врага. Сделанное же ему в 1316 г. предложение вернуться во
Флоренцию под условием унизительного публичного покаяния Данте решительно
отверг. Последние годы жизни поэт провел в Равенне у князя Гвидо да
Полента, племянника воспетой им Франчески да Римини. Она была дочерью Гвидо
да Палента старшего, сеньора Равенны. Ее выдали замуж обманом за хромого и
уродливого синьора Римини по политическим расчетам. На бракосочетании
вместо хромого Римини присутствовал его брат Паоло, молодой и красивый.
Франческа и Паоло полюбили друг друга. Синьор Римини убил обоих.
Здесь он работал над завершением своей великой поэмы, написанной за годы
изгнания. Он надеялся, что поэтическая слава доставит ему почетное
возвращение на родину, но не дожил до этого. Данте скончался 14 сентября
1321 г. в Равенне. Впоследствии Флоренция неоднократно делала попытки
вернуть себе прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала ей
отказом, Данте начал свою литературную деятельность как лирический поэт,
выступивши и продолжателем провансальских трубадуров и их итальянских
подражателей. Чтобы достойно оценить вклад, внесенный Данте в разработку
этого рода поэзии, необходимо вкратце познакомиться с развитием итальянской
поэзии до него.
Ранняя итальянская поэзия развивалась под непосредственным влиянием
провансальской лирики. Многие провансальские трубадуры еще в XII в.
переселились в северную Италию, где нашли себе итальянских подражателей.
Итальянские трубадуры подражали провансальским сначала на их языке, а затем
по-итальянски. Впервые такие подражания провансальской поэзии на
итальянском языке имели место в Сицилии при дворе Фридриха II (1194—1250),
так как провансальский язык здесь не был распространен.
Будучи поэтом, Фридрих сгруппировал вокруг себя так называемую
сицилийскую школу поэтов. Поэты воспевали возвышенную рыцарскую любовь, В
центре этой поэзии стоит образ “мадонны”: это жестокая повелительница,
воплощение абстрактной красоты, которая доводит покойного ей влюбленного
“вассала” своей холодностью до смерти; но он благословляет эти мучения во
имя “достойнейшей”.
В середине XIII в. сицилийская лирика переносится в города Тосканы, где
она находит широкое распространение в патрицианских кругах. В новой
городской обстановке рыцарское служение даме постепенно сменяется
поклонением живой, реальной женщине, принадлежащей к той же среде, к
которой принадлежит и поэт; соответственно этому понятие вассала сменяется
понятием человека.
В Болонье, обладавшей знаменитым университетом, который был центром
развития философских и юридических знаний, создается ученая, философская
лирика, в которой абстрактная идея изображается под покровом женского
образа. Любовь получает возвышенный, спиритуальный характер, а “мадонна”
становится символом истины и добродетели. Новая школа лирики получает
наименование школы “сладостного нового стиля”. Ее основателем является
болонский поэт Гвидо Гвиницелли (Ошс1о ОштгеШ, 1240—1276), которого Данте
считал своим учителем. Двойное смысловое содержание своей поэзии Гвиницелли
выражает в известной фразе:
“Любовь ищет себе место в благородном сердце, как птица в листве”,
Молодой Данте вырос в атмосфере этих идей и стал одним из самых ярких
представителей “сладостного нового стиля”. Он усвоил все условности этой
школы, присущую ей философичность. К этому присоединяется его своеобразная
склонность к эстетизму, увлечение всем прекрасным, пышным, “благородным”—
черта, характерная для верхов флорентийского общества, в частности для его
поэтической молодежи. В то же время Данте обнаруживает необычную глубину и
искренность лирической эмоции, преодолевающие абстрактность концепции и
вносящие уже в его юношеские стихи элементы реализма, которые впоследствии
усилились в “Божественной комедии”.
“Новая жизнь” начинается с рассказа о первой встрече девятилетнего поэта
с его ровесницей Беатриче. Уже при этой первой встрече душа поэта
“содрогнулась”. Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча,
которая произошла ровно через девять лет. На этот раз Беатриче приветливо
поклонилась поэту, и этот поклон наполнил его душу неизъяснимым
блаженством. Потрясенный поэт уединяется и видит сон, который он описал в
своем первом сонете. Он показывает здесь бога любви, несущего в руках его
возлюбленную и дающего ей отведать его сердце. Этот образ девушки,
Вкушающей сердце влюбленного в нее юноши, показался странным друзьям поэта,
которые его высмеяли и объявили больным.
Нескромные, лукавые расспросы друзей побуждают Данте скрывать свою любовь
к Беатриче и притворяться влюбленным в другую женщину, которую он называет,
следуя провансальской традиции, “дамой-ширмой”.
Притворство поэта удается так хорошо, что Беатриче, убежденная в его
неверности, перестает кланяться ему. Опечаленный поэт отправляется в
уединение и проливает горькие слезы. Однажды, очутившись в большом женском
обществе, он вынужден был объяснить дамам, почему он избегает общества
любимой женщины. Поэт говорит им, что видит высшее блаженство “в тех
словах, что славят мою госпожу”. На эту тему он пишет знаменитую канцону,
начинающуюся словами “О донны, вам, что смысл любви познали...” Преодолевая
условности поэзии трубадуров и их итальянских подражателей, Данте создает
здесь новую поэтическую манеру, необычайно искренне и задушевно выражая
свои чувства. Он много раз на протяжении “Новой жизни” рассказывает об
облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других
людей Беатриче. Она распространяет вокруг себя как бы атмосферу
добродетели, и любовь, которую она вызывает в людях, сама оказывается путем
к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается
после ее смерти, которая является главным переломным событием в “Новой
жизни”,
Рассказ, о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и о
вызванном ею горе Беатриче. Поэта охватывает предчувствие, что вскоре умрет
и его возлюбленная. Он видит женщин с распущенными волосами, которые
говорят ему о смерти Беатриче. Тускнеет солнце, дрожит земля, птицы
стремглав падают на землю. Поэту представляется, что он видит Беатриче,
покрытую белым саваном. Мало-помалу он приходит в себя и успокаивается.
Вдруг вбегает один из его друзей, восклицающий; “Что ты делаешь? Ты не
знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так
прекрасна!” В этих простых словах проявилось замечательное умение Данте
набросать несколькими штрихами большую, волнующую картину.
После смерти Беатриче отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи,
написанные после ее смерти, дышат исключительной глубиной и искренностью
чувства.
Унынье слез, неистовство смятенья Так неотступно следуют за мной,— • Что
каждый взор судьбу мою жалеет. Какой мне стала жизнь с того мгновенья, Как
отошла мадонна в мир иной,— Людской язык поведать не сумеет.
После нескольких лет тоски поэт встречает какую-то “сострадательную
Страницы: 1, 2
|