посещаемость стала быстро расти, и достигла в канун первой мировой войны
внушительной по тем временам цифры – 180 000 человек в год.
Во второй половине XIX – начале XX века собрание Эрмитажа значительно
пополнилось не только за счет покупок за рубежом, но и благодаря
поступлению отечественных коллекций, а также материалов раскопок, которые
проводились под наблюдением Археологической комиссии, созданной в 1859
году. Некоторые приобретения имели для музея особо важное значение. Так,
коллекция маркиза Кампана, поступившая в 1866 году, содержала ценные и
разнообразные памятники античного искусства (скульптуры и керамики, и в том
числе знаменитая «царица ваз», статуи Августа, Юпитера и т.п.)
Значительно пополнили коллекции Эрмитажа собрание
А.П. Базилевского, купленное в Париже в 1884-85 г. (памятники византийской
культуры, первоклассные произведения прикладного искусства и др.), картины
из галереи дворца Барбариго в Венеции, купленные в 1850 году, собрание
французского маршала Сульто (1852г.), которое принесло шесть картин Тициана
из восьми, которыми располагает ныне музей.
Покупка в 1866 году в Милане «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи, а в
1870 году в Перудже «Мадонны Контестабиле» Рафаэля и, наконец, в 1912 году
в Петербурге «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи восполнили существовавший
пробел в показе творчества великих мастеров итальянского Возрождения.
Передача в 1885 году коллекции Царскосельского арсенала обогатила
Эрмитаж великолепными образцами западноевропейского и восточного оружия,
многие из которых уникальны.
Совершенно особое место в истории Эрмитажа занимает купленное в 1910
году у знаменитого русского графа П.П. Семенова-Тян-Шанского собрание
картин голландской и фламандской школ. Составлявшееся в течение полувека,
оно насчитывало около семисот работ. Крайне важно, что ученый собрал свою
коллекцию именно для Эрмитажа, отказываясь от более выгодных предложений.
Работы в этой коллекции были не всегда первоклассные, но принадлежащие
кисти самых разных и порою редких, не представленных ныне даже в музеях
самой Голландии мастеров.
Важную роль в пополнении коллекции в начале XX сыграли дары. Среди них
выделяются «Похищение сабинянок» Тьеполо, поступившее в 1910 году от С.М.
Волконского, картина «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко, отданная музею в
1911 году П.П. Дурново. Подаренная в августе 1917 года академиком И.И.
Толстым коллекция русских монет и медалей увеличила уже имевшиеся собрания
почти в 4 раза.
Большую ценность представили переданные в 1911 году по завещанию из
коллекции Г.С. Строганова в Риме «Мадонна» Симона Мартини и из собрания
П.С. Строганова в Петербурге «Поклонение младенцу Христа» Филиппино Липпи.
Перед началом первой империалистической войны в Эрмитаже насчитывалось
уже 673 000 экспонатов.
Во время войны связи с военными действиями коллекции были временно
эвакуированы в Москву и Эрмитаж закрыт. Возобновил он свою работу уже в
1919-21 году как советский музей. Музею, располагавшемуся в
предреволюционном году в одном здании Нового Эрмитажа, были переданы
помещения Старого и Малого Эрмитажей. С 1922 года музей постепенно занимает
все большее количество залов Зимнего дворца, и, наконец, после
Отечественной войны все здание целиком.
В 1920-х годах значительное количество памятников пришло из
национализированных царских дворцов – Зимнего, Аничкова, Мраморного и
других. Немаловажны были поступления и из пригородных дворцов, в которых к
началу ХХ века скопилось значительное количество картин, в том числе ранее
входивших в состав Эрмитажа. Так, из Гатчинского дворца в музей вернулась
серия видов Дрездена работы Белотто и «Бегство в Египет» Тициана. Оттуда же
Эрмитаж получил прекрасный «Пейзаж» Гварди, картины Маньяско, Батони и
других итальянских художников XVIII века, полотно школы Рубенса «Сусанна и
старцы». Из Мраморного дворца поступило известное поступление Сурбарана
«Распятие». Голландская коллекция пополнилась работами XIX века,
находившимися в Аничковом дворце.
Тогда же в Эрмитаж были переданы художественные сокровища из
национализированных частных коллекций и собраний. Целиком или частично в
Эрмитаж поступили исключительно ценные собрания аристократических домов
Олив, Мятлевых, Воронцовых-Дашковых, Паскевича, Мусиной-Пушкиной,
Горчаковых, Гагариных и других.
Весьма существенными для роста музея оказались передачи из различных
институтов, обществ и комиссий. Так, из музея Общества поощрения художников
были получены западноевропейские ткани и вышивки, немецкая и нидерландская
деревянная скульптура, французская и итальянская бронза. Материалы,
частично возвращенные в 1931 году Советскому правительству Русским
археологическим институтом в Константинополе, влились в античные и
восточные коллекции музея. Оттуда же пришли превосходные памятники Византии
и древней Пальмиры. Передачи Академии наук, Ленинградского университета,
Археологического общества и многих других учреждений преумножили
нумизматические коллекции Эрмитажа.
В состав Эрмитажа вошел также и целый ряд первоклассных личных
собраний деятелей русской науки и искусства: выдающегося египтолога Б.А.
Тураева, ученого-археолога Н.И. Веселовского, собирателя среднеазиатских
памятников Б.Н. Кастальского, многолетнего руководителя Археологической
комиссии А.А. Бобринского. В Античный зал Эрмитажа поступили от академика
живописи
М.П. Боткина замечательные расписные вазы, от коллекционера
А.И. Нелидова ювелирные изделия, от профессора античной филологии и ученого-
нумизмата И.И. Толстого бронзы, терракоты, стекло. Раздел графики
пополнился почти 4300 листами, завещанными художником и сотрудником
Эрмитажа С.П. Яремичем.
Большую ценность представили многочисленные передачи из других музеев
страны. Среди важнейших были картины знаменитой Кушелевской галереи, в 1862
году поступившей по завещанию ее владельца, графа Н.А. Кушелева-Безбородко,
в Музей академии художеств и в 1922 году переведенной в Эрмитаж. Из Музея
Академии художеств Эрмитаж получил и большое количество (около пятнадцати
тысяч) рисунков и гравюр, а также часть скульптурного собрания этого музея.
Богатейшими коллекциями пополнился Эрмитаж в разные сроки из Музея
художественно-промышленного училища Штиглица. Здесь были первоклассные
произведения западного и восточного прикладного искусства, в частности
иранские и турецкие ковры и ткани, изразцы и керамика, многочисленные
бронзовые изделия, отдельные памятники византийского искусства,
иллюминированные рукописные книги, около девяти тысяч рисунков, свыше
пятидесяти тысяч графических листов, касающихся прикладного искусства, и
многое другое.
В 1933 году Эрмитаж получил из Русского музея ценнейшие
археологические материалы, доставленные экспедициями русского
путешественника П.К. Козлова из древнего тангутского города Хара-Хото в
1909 и 1926 годах. Его всемирно известные находки 1924-1925 годов из
гуннских могильников в горах Ноин-Улы (Монголия) поступили в 1934 году.
Тогда же Музей антропологии и этнографии Академии наук передает
Эрмитажу интереснейшие памятники буддийского искусства – лёссовую
скульптуру и части стенных росписей средневековых пещерных храмов
Синьцзяна, привезенные экспедициями академика С.Ф. Ольденбурга в начале ХХ
столетия.
Из бывшего Азиатского музея приходит знаменитая коллекция восточных
монет, на основе которой в свое время была составлена классификация монет
Востока, принятая во всем мире.
Передачи из различных музеев страны продолжались и в последующие годы.
С 1934 года музей возглавил выдающийся востоковед, академик И.А.
Орбели – руководитель Отдела Востока. Он стал директором Эрмитажа в период
разработки нового профиля музея и в трудные военные годы. В это время
Эрмитаж превратился в один из крупнейших в мире музеев истории культуры и
искусства.
Один за другим создаются новые отделы Эрмитажа.
Еще в 1920 году был образован Отдел Востока, скоро превратившийся в
значительный центр советской востоковедческой науки.
В 1931 году возникает Отдел истории первобытной культуры, хранящий
материалы древнейшего исторического прошлого территории Советского Союза.
Наконец, в апреле 1941 года был сформирован Отдел истории русской
культуры, начавший развиваться фактически уже в послевоенное время.
Нельзя обойти вниманием подвиг Эрмитажа во время Великой Отечественной
войны.
Нападение гитлеровской Германии прервало деятельность музея. В первые
же дни войны все ценности были тщательно упакованы и подготовлены к
эвакуации. 30 июня 1941 года на восток ушел первый эшелон с наиболее
ценными произведениями искусства. В глубокий тыл на Урал было отправлено
всего 1 117 000 экспонатов. Остальные, главным образом предметы убранства,
спустили в подвалы Зимнего дворца.
Фашистские воздушные бомбардировки и артиллерийский обстрел нанесли
зданиям Эрмитажа значительный урон. Были повреждены портик Нового Эрмитажа,
Гербовый и Николаевский залы и некоторые другие помещения. В окнах были
выбиты стекла, от сырости и холода пострадали росписи плафонов и стен,
лепка и позолота, наборные полы художественной работы.
Еще в период фашистской блокады Ленинграда разрабатывались планы
восстановления музея. И как только враг был отброшен от стен города,
начались реставрационные работы. На это не только были ассигнованы огромные
средства, но и выделены кадры высококвалифицированных мастеров различных
специальностей – лепщиков, позолотчиков, паркетчиков.
8 ноября 1945 года, после четырехлетнего перерыва, распахнулись двери
музея, для обозрения посетителей были открыты первые 65 залов.
Музей снова открыл свои гостеприимные двери для всех.
В Эрмитаже продолжают расширяться и формироваться залы и коллекции.
Так, картинная галерея преобразуется в Отдел западноевропейского искусства
– самый крупный в музее, в комплектовании, систематизации и изучении фондов
которого принимает участие большое число высококвалифицированных
специалистов. В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, гравюры, но
и скульптура и богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства. Были
не только существенно расширены ранее сложившиеся разделы, но, что весьма
важно, восполнены имевшиеся пробелы собрания. Так, появились произведения
итальянских мастеров XIII-XIV веков, французских и нидерландских XV-XVI
столетий. Создается большая экспозиция французского искусства XIX-начала XX
века. Для роста этого раздела Эрмитажа особое значение имела передача, уже
в послевоенное время, более трехсот полотен, скульптуры и экспонатов из
московского музея новой западной живописи, в свое время сформированного на
основе богатейших коллекций картин импрессионистов и постимпрессионистов,
принадлежавших известным московским меценатам С. Щукину и М. Морозову. Это
приобретение выдвинуло эрмитажное собрание произведений искусства XIX-
первой половины ХХ века на одно из первых мест в мире.
Интенсивно увеличивались археологические коллекции музея.
Уникальные материалы пришли в Эрмитаж в результате раскопок
высокогорных курганов урочища Пазырык на Алтае, которые велись в 1929, 1947-
1949 годах.
В течение многих полевых сезонов на холме Кармир-Блур, близ Еревана,
проводились раскопки крепости Тейшебаини. Найденные памятники поступили в
Исторический музей Армении и в Эрмитаж. Находки сформировали в музее
отдельную экспозицию.
Археологические раскопки последних лет, ведущиеся близи Самарканда,
обогатили коллекции Эрмитажа редкостными стенными росписями и лёссовой
скульптурой средневекового Пенджикента.
Уникальные ткани и одежды были найдены в могильнике Мощевая Балка на
Кавказе.
Скульптура и предметы прикладного искусства, сосредоточившие за
последние годы Эрмитаж, позволили создать новый раздел собраний,
посвященный Индонезии, а купленные после выставки 1953 года современная
живопись, скульптура и графика преумножили коллекции индийского искусства.
Наибольшее значение для пополнения античных коллекций имеют
многолетние раскопки, которые регулярно велись археологическими
экспедициями Эрмитажа в древних центрах античной цивилизации в Северном
Причерноморье: на острове Березань, в Нимфее и Херсонесе. Скульптура,
надгробные стелы, сотни керамических изделий, подвески, перстни и другие
украшения, предметы ремесла и быта значительно расширили фонды,
характеризующие греческий и римский этапы культуры городов Причерноморья.
Комплектованию фондов и развертыванию экспозиций самого молодого в
музее Отдела истории русской культуры Эрмитаж, естественно, уделяет много
внимания. Работа здесь идет по нескольким направлениям.
Большую ценность представляет деятельность Псковской археологической
экспедиции. Среди предметов, поступивших в Эрмитаж в результате работы этой
экспедиции, следует отметить вислые свинцовые печати из архива XIV-XVI
веков и части плинф с клеймами мастеров и со знаками Рюриковичей.
Из Ленинградского отделения Института археологии в Эрмитаж поступили
материалы раскопок, проводившихся М.К. Каргером с 1957 по 1963 год на
территории древнего русского города Изяславля. Этот город-крепость, вторым
после Киева принявший на себя удар татаро-монгольского нашествия,
представляет самый богатый памятник-комплекс славяно-русской археологии.
Весьма важной являлась и является деятельность многочисленных
поисковых экспедиций Русского отдела на Урале, Севере, в средней полосе
России. Специалисты отдела закупают или получают в дар ценные произведения
главным образом народного искусства, среди которых – изделия из кости и
дерева, ткани, вышивки, костюмы. Можно считать удачей этих экспедиций также
поступление в музей икон XVII века, Евангелия 1606 года и Служебника 1770
года.
И наконец, несколько примеров пополнения за последние двадцать лет
собрания западноевропейского искусства.
В 1967 году музею была предложена жителем Таллина картина, как
считалось, испанской школы. Расчистка полотна обнаружила его высокие
живописные качества, а скрупулезное исследование подтвердило предположение
сотрудников Эрмитажа о том, что они имеют дело с произведением французского
художника начала XVII века Жака Белланжа. Его полотна высоко ценились
современниками, он был известен и как мастер эстампа, но для последующих
поколений как живописец он представлял загадку, так как картины его не
сохранились. Эрмитажное «Оплакивание» являет собой огромную редкость.
В числе работ старых мастеров, приобретенных Эрмитажем за последние
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|