посещаемость стала быстро расти, и достигла в  канун  первой  мировой  войны 
внушительной по тем временам цифры – 180 000 человек в год. 
      Во второй половине XIX – начале XX века собрание Эрмитажа  значительно 
пополнилось  не  только  за  счет  покупок  за  рубежом,  но   и   благодаря 
поступлению отечественных коллекций, а также  материалов  раскопок,  которые 
проводились под  наблюдением  Археологической  комиссии,  созданной  в  1859 
году. Некоторые приобретения имели для музея  особо  важное  значение.  Так, 
коллекция маркиза Кампана, поступившая  в  1866  году,  содержала  ценные  и 
разнообразные памятники античного искусства (скульптуры и керамики, и в  том 
числе знаменитая «царица ваз», статуи Августа, Юпитера и т.п.) 
      Значительно пополнили коллекции Эрмитажа собрание 
А.П. Базилевского, купленное в Париже в 1884-85 г.  (памятники  византийской 
культуры, первоклассные произведения прикладного искусства и  др.),  картины 
из галереи дворца Барбариго в  Венеции,  купленные  в  1850  году,  собрание 
французского маршала Сульто (1852г.), которое принесло шесть картин  Тициана 
из восьми, которыми располагает ныне музей. 
      Покупка в 1866 году в Милане «Мадонны Литта» Леонардо да  Винчи,  а  в 
1870 году в Перудже «Мадонны Контестабиле» Рафаэля и, наконец, в  1912  году 
в Петербурге «Мадонны Бенуа» Леонардо  да  Винчи  восполнили  существовавший 
пробел в показе творчества великих мастеров итальянского Возрождения. 
      Передача в 1885  году  коллекции  Царскосельского  арсенала  обогатила 
Эрмитаж великолепными образцами  западноевропейского  и  восточного  оружия, 
многие из которых уникальны. 
      Совершенно особое место в истории Эрмитажа занимает купленное  в  1910 
году  у  знаменитого  русского  графа  П.П.  Семенова-Тян-Шанского  собрание 
картин голландской и фламандской школ. Составлявшееся  в  течение  полувека, 
оно насчитывало около семисот работ. Крайне важно, что  ученый  собрал  свою 
коллекцию именно для Эрмитажа, отказываясь от  более  выгодных  предложений. 
Работы в этой коллекции  были  не  всегда  первоклассные,  но  принадлежащие 
кисти самых разных и порою редких, не  представленных  ныне  даже  в  музеях 
самой Голландии мастеров. 
      Важную роль в пополнении коллекции в начале XX сыграли дары. Среди них 
выделяются «Похищение сабинянок» Тьеполо, поступившее в 1910  году  от  С.М. 
Волконского, картина «Апостолы Петр и Павел» Эль  Греко,  отданная  музею  в 
1911 году П.П. Дурново. Подаренная  в  августе  1917  года  академиком  И.И. 
Толстым коллекция русских монет и медалей увеличила уже  имевшиеся  собрания 
почти в 4 раза. 
      Большую ценность представили переданные в 1911 году  по  завещанию  из 
коллекции Г.С. Строганова в Риме «Мадонна»  Симона  Мартини  и  из  собрания 
П.С. Строганова в Петербурге «Поклонение младенцу Христа» Филиппино Липпи. 
      Перед началом первой империалистической войны в Эрмитаже насчитывалось 
уже 673 000 экспонатов. 
      Во время войны связи с военными  действиями  коллекции  были  временно 
эвакуированы в Москву и Эрмитаж закрыт. Возобновил  он  свою  работу  уже  в 
1919-21   году   как   советский   музей.    Музею,    располагавшемуся    в 
предреволюционном  году  в  одном  здании  Нового  Эрмитажа,  были  переданы 
помещения Старого и Малого Эрмитажей. С 1922 года музей постепенно  занимает 
все  большее  количество   залов   Зимнего   дворца,   и,   наконец,   после 
Отечественной войны все здание целиком. 
      В  1920-х  годах  значительное   количество   памятников   пришло   из 
национализированных  царских  дворцов  –  Зимнего,  Аничкова,  Мраморного  и 
других. Немаловажны были поступления и из пригородных дворцов, в  которых  к 
началу ХХ века скопилось значительное количество картин, в том  числе  ранее 
входивших в состав Эрмитажа. Так, из Гатчинского дворца  в  музей  вернулась 
серия видов Дрездена работы Белотто и «Бегство в Египет» Тициана. Оттуда  же 
Эрмитаж получил прекрасный  «Пейзаж»  Гварди,  картины  Маньяско,  Батони  и 
других итальянских художников XVIII века, полотно школы Рубенса  «Сусанна  и 
старцы». Из Мраморного  дворца  поступило  известное  поступление  Сурбарана 
«Распятие».   Голландская   коллекция   пополнилась   работами   XIX   века, 
находившимися в Аничковом дворце. 
      Тогда  же  в  Эрмитаж  были  переданы  художественные   сокровища   из 
национализированных частных коллекций и собраний.  Целиком  или  частично  в 
Эрмитаж поступили  исключительно  ценные  собрания  аристократических  домов 
Олив,   Мятлевых,    Воронцовых-Дашковых,    Паскевича,    Мусиной-Пушкиной, 
Горчаковых, Гагариных и других. 
      Весьма существенными для роста музея оказались передачи  из  различных 
институтов, обществ и комиссий. Так, из музея Общества поощрения  художников 
были получены западноевропейские ткани и вышивки, немецкая  и  нидерландская 
деревянная  скульптура,  французская  и   итальянская   бронза.   Материалы, 
частично  возвращенные  в  1931  году   Советскому   правительству   Русским 
археологическим  институтом  в  Константинополе,  влились   в   античные   и 
восточные коллекции музея. Оттуда же пришли превосходные памятники  Византии 
и древней Пальмиры. Передачи  Академии  наук,  Ленинградского  университета, 
Археологического   общества   и   многих   других   учреждений   преумножили 
нумизматические коллекции Эрмитажа. 
      В состав  Эрмитажа  вошел  также  и  целый  ряд  первоклассных  личных 
собраний деятелей русской науки и  искусства:  выдающегося  египтолога  Б.А. 
Тураева, ученого-археолога  Н.И.  Веселовского,  собирателя  среднеазиатских 
памятников  Б.Н.  Кастальского,  многолетнего  руководителя  Археологической 
комиссии А.А. Бобринского. В Античный зал Эрмитажа  поступили  от  академика 
живописи 
М.П. Боткина замечательные расписные вазы, от коллекционера 
А.И. Нелидова ювелирные изделия, от профессора античной филологии и ученого- 
нумизмата  И.И.  Толстого  бронзы,   терракоты,   стекло.   Раздел   графики 
пополнился  почти  4300  листами,  завещанными  художником   и   сотрудником 
Эрмитажа С.П. Яремичем. 
      Большую ценность представили многочисленные передачи из других  музеев 
страны. Среди важнейших были картины знаменитой Кушелевской галереи, в  1862 
году поступившей по завещанию ее владельца, графа Н.А.  Кушелева-Безбородко, 
в Музей академии художеств и в 1922 году переведенной в  Эрмитаж.  Из  Музея 
Академии художеств Эрмитаж получил и большое  количество  (около  пятнадцати 
тысяч) рисунков и гравюр, а также часть скульптурного собрания этого музея. 
      Богатейшими коллекциями пополнился Эрмитаж в  разные  сроки  из  Музея 
художественно-промышленного  училища  Штиглица.  Здесь  были   первоклассные 
произведения западного  и  восточного  прикладного  искусства,  в  частности 
иранские и турецкие  ковры  и  ткани,  изразцы  и  керамика,  многочисленные 
бронзовые   изделия,   отдельные    памятники    византийского    искусства, 
иллюминированные  рукописные  книги,  около  девяти  тысяч  рисунков,  свыше 
пятидесяти тысяч графических листов,  касающихся  прикладного  искусства,  и 
многое другое. 
      В  1933   году   Эрмитаж   получил   из   Русского   музея   ценнейшие 
археологические    материалы,     доставленные     экспедициями     русского 
путешественника П.К. Козлова из  древнего  тангутского  города  Хара-Хото  в 
1909 и 1926  годах.  Его  всемирно  известные  находки  1924-1925  годов  из 
гуннских могильников в горах Ноин-Улы (Монголия) поступили в 1934 году. 
      Тогда же  Музей  антропологии  и  этнографии  Академии  наук  передает 
Эрмитажу  интереснейшие   памятники   буддийского   искусства   –   лёссовую 
скульптуру  и  части  стенных   росписей   средневековых   пещерных   храмов 
Синьцзяна, привезенные экспедициями академика С.Ф. Ольденбурга в  начале  ХХ 
столетия. 
      Из бывшего Азиатского музея приходит  знаменитая  коллекция  восточных 
монет, на основе которой в свое время была  составлена  классификация  монет 
Востока, принятая во всем мире. 
      Передачи из различных музеев страны продолжались и в последующие годы. 
      С 1934 года  музей  возглавил  выдающийся  востоковед,  академик  И.А. 
Орбели – руководитель Отдела Востока. Он стал директором Эрмитажа  в  период 
разработки нового профиля музея и  в  трудные  военные  годы.  В  это  время 
Эрмитаж превратился в один из крупнейших в мире музеев  истории  культуры  и 
искусства. 
      Один за другим создаются новые отделы Эрмитажа. 
      Еще в 1920 году был образован Отдел Востока,  скоро  превратившийся  в 
значительный центр советской востоковедческой науки. 
      В 1931 году возникает Отдел  истории  первобытной  культуры,  хранящий 
материалы древнейшего исторического прошлого территории Советского Союза. 
      Наконец, в апреле 1941 года  был  сформирован  Отдел  истории  русской 
культуры, начавший развиваться фактически уже в послевоенное время. 
      Нельзя обойти вниманием подвиг Эрмитажа во время Великой Отечественной 
войны. 
      Нападение гитлеровской Германии прервало деятельность музея. В  первые 
же дни  войны  все  ценности  были  тщательно  упакованы  и  подготовлены  к 
эвакуации. 30 июня 1941  года  на  восток  ушел  первый  эшелон  с  наиболее 
ценными произведениями искусства. В глубокий тыл  на  Урал  было  отправлено 
всего 1 117 000 экспонатов. Остальные, главным образом  предметы  убранства, 
спустили в подвалы Зимнего дворца. 
      Фашистские воздушные бомбардировки и  артиллерийский  обстрел  нанесли 
зданиям Эрмитажа значительный урон. Были повреждены портик Нового  Эрмитажа, 
Гербовый и Николаевский залы и некоторые  другие  помещения.  В  окнах  были 
выбиты стекла, от сырости и  холода  пострадали  росписи  плафонов  и  стен, 
лепка и позолота, наборные полы художественной работы. 
      Еще в  период  фашистской  блокады  Ленинграда  разрабатывались  планы 
восстановления музея. И  как  только  враг  был  отброшен  от  стен  города, 
начались реставрационные работы. На это не только были ассигнованы  огромные 
средства, но и выделены  кадры  высококвалифицированных  мастеров  различных 
специальностей – лепщиков, позолотчиков, паркетчиков. 
      8 ноября 1945 года, после четырехлетнего перерыва, распахнулись  двери 
музея, для обозрения посетителей были открыты первые 65 залов. 
      Музей снова открыл свои гостеприимные двери для всех. 
      В Эрмитаже продолжают расширяться и формироваться  залы  и  коллекции. 
Так, картинная галерея преобразуется в Отдел  западноевропейского  искусства 
– самый крупный в музее, в комплектовании, систематизации и изучении  фондов 
которого   принимает   участие   большое    число    высококвалифицированных 
специалистов. В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, гравюры,  но 
и скульптура и богатейшие коллекции всех видов прикладного  искусства.  Были 
не только существенно расширены ранее сложившиеся разделы,  но,  что  весьма 
важно, восполнены имевшиеся пробелы собрания.  Так,  появились  произведения 
итальянских мастеров XIII-XIV  веков,  французских  и  нидерландских  XV-XVI 
столетий. Создается большая экспозиция французского искусства XIX-начала  XX 
века. Для роста этого раздела Эрмитажа особое значение имела  передача,  уже 
в послевоенное время, более трехсот  полотен,  скульптуры  и  экспонатов  из 
московского музея новой западной живописи, в свое время  сформированного  на 
основе богатейших коллекций картин  импрессионистов  и  постимпрессионистов, 
принадлежавших известным московским меценатам С. Щукину и М.  Морозову.  Это 
приобретение  выдвинуло  эрмитажное  собрание  произведений  искусства  XIX- 
первой половины ХХ века на одно из первых мест в мире. 
      Интенсивно увеличивались археологические коллекции музея. 
      Уникальные  материалы  пришли  в   Эрмитаж   в   результате   раскопок 
высокогорных курганов урочища Пазырык на Алтае, которые велись в 1929, 1947- 
1949 годах. 
      В течение многих полевых сезонов на холме Кармир-Блур,  близ  Еревана, 
проводились раскопки крепости Тейшебаини. Найденные  памятники  поступили  в 
Исторический музей  Армении  и  в  Эрмитаж.  Находки  сформировали  в  музее 
отдельную экспозицию. 
      Археологические раскопки последних лет,  ведущиеся  близи  Самарканда, 
обогатили коллекции  Эрмитажа  редкостными  стенными  росписями  и  лёссовой 
скульптурой средневекового Пенджикента. 
      Уникальные ткани и одежды были найдены в могильнике Мощевая  Балка  на 
Кавказе. 
      Скульптура  и  предметы  прикладного  искусства,  сосредоточившие   за 
последние  годы  Эрмитаж,   позволили   создать   новый   раздел   собраний, 
посвященный Индонезии, а купленные  после  выставки  1953  года  современная 
живопись, скульптура и графика преумножили коллекции индийского искусства. 
      Наибольшее  значение   для   пополнения   античных   коллекций   имеют 
многолетние   раскопки,   которые    регулярно    велись    археологическими 
экспедициями Эрмитажа в древних  центрах  античной  цивилизации  в  Северном 
Причерноморье: на  острове  Березань,  в  Нимфее  и  Херсонесе.  Скульптура, 
надгробные стелы, сотни керамических изделий,  подвески,  перстни  и  другие 
украшения,  предметы   ремесла   и   быта   значительно   расширили   фонды, 
характеризующие греческий и римский этапы культуры городов Причерноморья. 
      Комплектованию фондов и развертыванию  экспозиций  самого  молодого  в 
музее Отдела истории русской культуры Эрмитаж,  естественно,  уделяет  много 
внимания. Работа здесь идет по нескольким направлениям. 
      Большую ценность представляет деятельность  Псковской  археологической 
экспедиции. Среди предметов, поступивших в Эрмитаж в результате работы  этой 
экспедиции, следует отметить  вислые  свинцовые  печати  из  архива  XIV-XVI 
веков и части плинф с клеймами мастеров и со знаками Рюриковичей. 
      Из Ленинградского отделения Института археологии в  Эрмитаж  поступили 
материалы раскопок, проводившихся М.К.  Каргером  с  1957  по  1963  год  на 
территории древнего русского города Изяславля. Этот  город-крепость,  вторым 
после  Киева  принявший  на   себя   удар   татаро-монгольского   нашествия, 
представляет самый богатый памятник-комплекс славяно-русской археологии. 
      Весьма  важной  являлась  и   является   деятельность   многочисленных 
поисковых экспедиций Русского отдела на  Урале,  Севере,  в  средней  полосе 
России. Специалисты отдела закупают или получают в дар  ценные  произведения 
главным образом народного искусства, среди которых  –  изделия  из  кости  и 
дерева, ткани, вышивки, костюмы. Можно считать удачей этих экспедиций  также 
поступление в музей икон XVII века, Евангелия 1606 года  и  Служебника  1770 
года. 
      И наконец, несколько примеров пополнения  за  последние  двадцать  лет 
собрания западноевропейского искусства. 
      В 1967  году  музею  была  предложена  жителем  Таллина  картина,  как 
считалось,  испанской  школы.  Расчистка  полотна  обнаружила  его   высокие 
живописные качества, а скрупулезное исследование  подтвердило  предположение 
сотрудников Эрмитажа о том, что они имеют дело с произведением  французского 
художника начала XVII  века  Жака  Белланжа.  Его  полотна  высоко  ценились 
современниками, он был известен и как мастер  эстампа,  но  для  последующих 
поколений как живописец он представлял  загадку,  так  как  картины  его  не 
сохранились. Эрмитажное «Оплакивание» являет собой огромную редкость. 
      В числе работ старых мастеров, приобретенных  Эрмитажем  за  последние 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |