Эрмитаж
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Формирование музея и музейных коллекций. Музейные здания.
Отделы и выставки Эрмитажа.
Отдел истории культуры и искусства античного мира
Культура и искусство Древнего Рима
Культура и искусство Древней Греции
Отдел истории западноевропейского искусства
Искусство Италии XIV-XVIII вв.
Искусство Испании XVI-XVIII вв.
Выставка западноевропейского оружия XV-XVII вв.
Искусство Фландрии XVII в.
Искусство Голландии XVII в.
Искусство Франции XV-XVIII вв.
Искусство Англии XVII-XIX вв.
Отдел истории первобытной культуры.
Памятники первобытной культуры на территории бывшего СССР.
Культура и искусство ранних кочевников Алтая
Отдел истории культуры и искусства стран Востока.
Культура и искусство народов средней Азии
Культура и искусство Византии
Культура и искусство Ирана.
Отдел истории русской культуры.
Выставка «Материалы по истории русской культуры XVIII в.
Русская культура конца XVII – первой четверти XVIIIв.
Выставка «Искусство Германии XV-XVIIвв.
Обзор некоторых экспонатов музея.
Значение Эрмитажа как сокровищницы мировой культуры.
Заключение
Список литературы.
Введение
В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив
Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей –
Государственный ордена Ленина Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех
миллионов экспонатов – произведений живописи, скульптуры, графики,
предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия,
археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами
мира с древнейших времен до наших дней.
По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть
поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Большой
многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в Эрмитаже. «В одном
ряду культурных ценностей здесь оказываются полотна гениальных живописцев и
уникальный фрагмент древней ткани, монументальная скульптура и филигранно
тонкие ювелирные изделия, неолитические наскальные изображения и
графические листы ХХ столетия, памятники древности и современности»[1].
Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда
привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и
профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного
мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе.
Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота
архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций – все это
влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего
Эрмитажа.
1. Формирование музея и музейных коллекций.
Музейные здания.
1764 год принято считать датой основания Эрмитажа. Тогда в
собственность императрицы Екатерины II из Берлина поступила коллекция
крупного негоцианта Гоцковского. Желая погасить свою задолженность русской
казне, он предложил вместо денег богатейшее собрание западноевропейской
живописи, включавшее 225 картин.
Коллекция Гоцковского положила начало систематическому собирательству
художественных ценностей и составила ядро будущего музейного собрания, хотя
еще в начале 60-х годов XVIII века много художественных ценностей – картин,
скульптуры, разных камней, гобеленов, принадлежащих императорской семье, -
находилось в Зимнем дворце.
В настоящее время Зимний дворец у нас, прежде всего, ассоциируется с
Эрмитажем. Он доминирует в ансамбле из пяти музейных зданий. «…парадный и
величественный вид так соответствует масштабам и значению музея, что
невольно кажется, будто дворец предназначался для размещения музейных
коллекций».[2]
Однако, Зимний дворец, возведенный в 1754-1762 гг. известным русским
архитектором Б. Растрелли, до февраля 1917 года был резиденцией царя и лишь
в 1920-1930-х годах был передан музею. А зданием, – основоположником
Эрмитажа можно считать Малый Эрмитаж, выстроенный в 1764-1755 годах по
проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и Ж.-Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним
дворцом. Здание Малого Эрмитажа, как и все остальные здания этого музейного
комплекса, само является уникальным явлением. «С присущей ему сдержанностью
и простотой архитектурного решения оно является выдающимся произведением
раннего классицизма»[3].
Создавая Малый Эрмитаж, архитекторы стремились удачнее соотнести фасад
этого павильона с фасадом Зимнего дворца. В дальнейшем и все соседние
здания строились с тем же расчетом. Высота крыш, расположение окон, сильно
выступающие карнизы над бельэтажем должны были создать единые линии,
которые связывали разные по протяженности и оформлению здания в стройный
ансамбль. Название этого здания связано с его первоначальным назначением.
Здесь проходили дворцовые приемы, но особого, интимного плана. Екатерина II
приглашала сюда избранный, узкий круг друзей и приближенных, всячески
подчеркивая непринужденный, неофициальный характер этих приемов. От
французского слова l’hermitage, то есть «приют отшельника», здание, а позже
и весь музей получили название «Эрмитаж».
Получение коллекции Гоцковского, состоявшей преимущественно из картин
голландской и фламандской школ, вызвало интерес
Екатерины II, а также явилось предметом ее гордости. Можно полагать, что
это было одним из факторов, который побудил ее к дальнейшему
коллекционированию живописи. Агенты за границей, русские послы (в частности
большой знаток искусства, князь Ю.А. Голицын – посол во Франции и
Голландии) получают указания следить за аукционами художественных ценностей
и приобретать произведения искусства для императрицы.
Так, на протяжении 1767-1768 годов Д.А. Голицыну удается купить шедевр
кисти Рембрандта «Возвращение блудного сына» и на аукционах и распродажах –
десятки других картин западноевропейских мастеров.
Особо важное значение для формирования картинной галереи Эрмитажа
имела покупка трех первоклассных коллекций – Брюля, Кроза и Уолполя.
В Дрездене у наследников графа Брюля, влиятельного министра
саксонского короля Августа III, куплено около шестисот полотен голландской,
фламандской, французской, итальянской, немецкой школ. В их числе ряд
шедевров, по сей день составляющих славу Эрмитажа: «Портрет старика в
красном» Рембрандта, «Персей и Андромеда» Рубенса, полотно Пуссена «Снятие
с креста», картина Ватто «Затруднительное положение», «Получение письма»
Терборха. Из коллекции Брюля в Эрмитаж поступило первоклассное собрание
видов Дрездена, исполненных итальянцем Белотто по заказу графа, а также
огромное количество гравюр и рисунков. Последние значительно пополнили
эрмитажную коллекцию, в которой были рисунки и картины, купленные за год до
этого у графа Кобенцля в Брюсселе.
Не все покупки достигали берегов русской столицы. В 1771 году буря
разбила следовавший из Голландии корабль, в трюмах которого находились
голландские картины, приобретенные в Гааге в 1771 г. Весь ценный груз
оказался на дне Северного моря.
В 1772 году в Париже сделана сенсационная покупка прославленного
собрания Пьера Кроза, которое сложилось в первой половине XVIII века и
являлось одним из лучших во Франции. В художественном отношении это было
одно из самых ценных поступлений за всю историю Эрмитажа. Коллекция Кроза
обогатила музей такими шедеврами как «Даная», «Святое семейство» и еще пять
картин Рембрандта, «Мадонна с безбородым Иосифом» Рафаэля, «Юдифь»
Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Веронезе, Тинторетто, Ван Дейка, Л.
Ленена, Пуссена, Ватто, Шардена и др. К числу важнейших принадлежало и
произведение нидерландского мастера Лукаса ван Лейдена «Исцеление
иерихонского слепца».
В 1779 году в Лондоне была приобретена большая коллекция, составленная
еще в первой половине столетия известным коллекционером лордом Уолполем,
долгое время занимавшим пост премьер-министра Англии. 198 картин
перекочевали из Англии в Петербург, пополнив коллекцию Эрмитажа
произведениями Ван Дейка, Иорданса, Снейдерса, Пуссена и одним полотном
Рембрандта «Жертвоприношение Авраама».
В 1781 году было сделано последнее в XVIII веке крупное приобретение
для Эрмитажа – купленное целиком парижское собрание графа Бодуэна. В числе
119 картин, преимущественно голландской и фламандской школ, музей обрел
сразу девять картин Рембрандта, шесть полотен Ван Дейка, три пейзажа
Рейсдала.
Большую роль в формировании Эрмитажа в XVIII веке играли
многочисленные заказы художникам разных стран Европы. Так, в 1766 г. Шарден
исполняет для петербургской Академии художеств «Натюрморт с атрибутами
искусств». Президент лондонской Академии художеств Рейнолдс пишет для
Екатерины II огромное полотно «Младенец Геракл, удушающий змей», а для
Потемкина – «Воздержанность Сципиона Африканского».
Великолепный подбор работ крупнейших живописцев выдвинул картинную
галерею Эрмитажа уже в конце 18 века на одно из первых мест в Европе. В
1774 году на французском языке был отпечатан первый каталог Эрмитажа, и там
значилось 2080 картин и полотен.
Приобретения XVIII века не исчерпывались живописью. В это же время
начинает складываться уникальное собрание глиптики (ручных камней).
В 1770-1780-х годах одна за другой для Эрмитажа приобретаются
великолепные коллекции французского дипломата барона Де Бретейля,
французского герцога Орлеанского и многие другие. В их состав входили
геммы, как античные, так и нового времени. По заказам Екатерины II работают
крупнейшие мастера Западной Европы, в частности английские резчики братья
Браун. В результате заказов и покупок в Эрмитаже сложилось уникальное
собрание их работ, насчитывающее около двухсот резных камней – почти
половину их творческого наследия.
В 1770-х годах в Эрмитаже начали появляться нумизматические, а в 1780-
х годах – минералогические экспонаты.
Среди ценных материалов, собранных в Эрмитаже во второй половине XVIII
века, были и книги. В 1779 году была куплена библиотека Вольтера, ставшая
одной из самых знаменитых и недоступных достопримечательностей Эрмитажа. В
1785 году в Эрмитаж прибывает библиотека Дидро, купленная Екатериной II еще
в 1765 году при жизни философа. «Великая мастерица создавать сама себе
славу Екатерина, узнав о денежных затруднениях Дидро, купила его
библиотеку, оставила ее в пожизненном владении философа и назначила его
библиотекарем с выплатой ему жалованья за 50 лет вперед»[4]
Помимо картин и книг, эстампы, монеты и медали, мебель, фарфор,
серебро, табакерки, часы, минералы и многие другие высокохудожественные
изделия заполняли залы Эрмитажа. Все новые поступления размещались в
основном в залах Малого Эрмитажа, в галереях, где и без того уже было
тесно. Быстрый рост коллекций требовал дальнейшего расширения выставочных
помещений. В 1771-1787 годах по проекту архитектора Ю.М. Фельтена
возводится здание Большого Эрмитажа (которое позже стало называться Старым
Эрмитажем). На втором и частично третьем этажах этого здания разместились
коллекции. Сооружение отличается строгой простотой и монументальностью и
представляет собой образец «безордерного» классического здания конца XVIII
века.
По другую сторону Зимней канавки на месте Зимнего дворца Петра I в
1783-1787 годах выстроен Эрмитажный театр. Его творцом является архитектор
Джакомо Кваренги. Фасад Эрмитажного театра выдержан в духе строгого
русского классицизма конца XVIII века.
В первое время здесь ставились спектакли для императорской семьи.
Позже, в XIX и XX веках, на подмостках этого театра выступали многие
крупные мастера русской сцены. Сейчас в Эрмитажном театре работает лекторий
музея.
С начала XIX века в Эрмитаж начинают систематически поступать картины
русских живописцев, с 1825 года существует специальная экспозиция русского
искусства. Впоследствии эти фонды были переданы в Русский музей, основанный
в 1895 году.
В годы французской революции и в период последовавших за ней бурных
международных событий и наполеоновских войн систематический рост коллекций
Эрмитажа на некоторое время приостановился. После заключения Парижского
мира вновь предпринимаются шаги к увеличению музейного собрания, однако в
целом собирательство идет уже не в столь широком масштабе, как в
предшествующем столетии.
В 1814 году было сделано первое крупное приобретение XIX века – 38
картин галереи Мальмезонского дворца, принадлежавших первой жене Наполеона,
императрице Жозефине Богарне. Среди полотен были «Снятие с креста» Рубенса
и одноименное произведение Рембрандта, такие известные картины как «Ферма»
Поттера, «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь» Клода Лоррена и др.
В 1814 году в Амстердаме были приобретены полотна из коллекции
английского банкира Кузвельта, фактически положившие начало собранию
испанской живописи в Эрмитаже. Еще несколько полотен испанских художников
поступают в 1831 и 1834 году.
Отзвуком героических побед в Отечественной войне 1812 года явилось
создание в 1819-1826 годах Военной галереи Зимнего дворца, на стенах
которой были помещены 332 портрета военачальников, исполненных кистью
англичанина Дж. Доу и двух его русских помощников – А.В Полякова и В.А.
Голике.
С начала XIX века, очень медленно, Эрмитаж обретает самые начальные,
еще непрочные формы музейной организации. Создается несколько отделений,
вверенных хранителям. Но при этом Эрмитаж по-прежнему остается чисто
дворцовым музеем, находящимся в ведении придворной конторы.
Неудовлетворенность положения, в котором находился Эрмитаж, особенно
ощущалась по сравнению с европейскими музеями. Некоторые из них уже были
открыты для публики: Лувр, Дрезденская галерея, Прадо. Необходимость
реорганизации Эрмитажа, превращения его в публичный музей для России
становилась все более очевидной.
Необходимо было построить специальное музейное помещение. В 1839 году
архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов приступают к возведению Нового
Эрмитажа. Масштаб залов, конструкция перекрытий с особыми застекленными
окнами на потолке, одноцветная, равномерная окраска плоских стен, удобных
для развешивания больших картин, - все создавалось с учетом специфических
требований музея.
В 1852 году состоялось открытие публичного музея, т.е. музея,
доступного для публики. Тем не менее, еще долгое время выдавалось крайне
мало входных билетов, и продолжали существовать разного рода
ограничительные правила. Учет посетителей был строжайший.
Лишь в 1863 году был открыт свободный доступ в музей. С этого времени
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|