Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с
государственными властями, порождало многочисленные преследования и
гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная
ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической
оппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственной
структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии.
По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений
религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие
масштабы.
Христианство учило, что все дурное в жизни -есть производное греха,
глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность
отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности
заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о
причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве
стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши
ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как
совершенен Отец ваш.
-5-
Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение
Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “вся
тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не
только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что
спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и
отношений в Евангелии носит
название Царствия Божьего или Царствия небесного.
Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века,
но человек может, если хочет , войти в него, употребив для этого личные
усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным
Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем
мире Царство еще не осуществилось.
2.5. Отношение государства к Церкви.
Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас
рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к
Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века
власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как
на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно
относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались
христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги
Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще
в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других,
христианство рассматривалось властями как
-7-
оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе
гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка
времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие
божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность,
см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли
определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику
запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе
реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила
античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о
Небесном Царстве).
Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник
анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком
презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда
христианство стало господствующей религией, последовательные язычники
оставались при том же презрительном отношении к христианству.
Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния
Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан,
отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия
”.(
В Евангелии от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и его
апостолов, как о чем- то само собой разумеющемся. Все они имели общую
казну, которой заведовал Иуда Искариот.
Не удивительно, что в первые годы существования общины освобождение
от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой
собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили
деньги к ногам апостолов.
В Евангелии от Луки охотно рассказывается о тех изречениях и притчах
господа, где унижается богатство и проповедуется нестяжательство.
Рядом с неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения
богатых вообще. К. Каутский назвал ее даже классовой враждой.
Особенно ярко проступает она в Евангелии от Луки, главным образом в
предании о Лазаре, которое можно найти только в этом Евангелии. Богатый
попадает в ад, а бедный был отнесен в лоно Авраамово. Богатый осужден
только потому, что он был богат.
В том же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти
в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели
богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатый
осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и
наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует
самого мучительного наказания.
Той же идеей проникнуто Послание Иакова. “Послушайте вы, богатые:
плачьте и рыдайте о бедствиях ваших находящих на вас”(Иак. 5:1-7). Он
“громит” даже богатых, вступивших в христианскую общину: “послушайте,
братия мои возлюбленные: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатыми
верою и наследниками царствия? А вы презрели бедного. Не богатые ли
притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе
имя, которым вы называетесь?”(Иак. 1:9-11, 2:5-7).
. Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона
перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь.
Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например
землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был
видеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане,
отрицая богов, навлекли грев на всех.
Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились
активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337)
своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в
государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его
председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских
церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении
христианского вероучения.
Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с
государственными властями, порождало многочисленные преследования и
гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная
ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической
оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной
структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии.
По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений
религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие
масштабы.
5. Христианская община Изменение социального состава общин определило и
эволюцию их
социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних
демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с
императорской властью.
Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость
дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую
одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна
была новая религия, понятная всем народам империи.
. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных
догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с
ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских
восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно,
оформился окончательно.
.Положение христиан было трудно, потому что римские правители во
времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и
обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор и
измена.
2.5. Отношение государства к Церкви.
Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас
рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к
Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века
власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как
на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно
относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались
христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги
Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще
в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других,
христианство рассматривалось властями как
-7-
оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе
гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка
времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие
божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность,
см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли
определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику
запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе
реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила
античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о
Небесном Царстве).
Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник
анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком
презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда
христианство стало господствующей религией, последовательные язычники
оставались при том же презрительном отношении к христианству.
Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния
Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан,
отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия
”.(
.Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и
греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом
языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало
последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому
что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало
различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни
эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия.
2. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание). Рим и раннее
христианство. Избранные сочинения в 2т. Т.2. – Ростов-на-Дону: Феникс.
1995. – 478с.
3. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2т.
Т.1. – М.: Мысль, 1976. С.35-101.
4. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): пер. с
итал. – М.: Политиздат, 1979. - 341с.
5. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - М.: Школа-Пресс, 1996. – 461с.
6. Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. – М.: Политиздат,
1990. – 463с.
7. Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1977. – 262с.
8. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т.1. М.: Мысль,1975
– 415с.
9. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность.
Византия. Древняя Русь. – Л.: Лениздат, 1988. – 334с.
10. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в
греко-римском мире при Константине Великом. – М.: 1994. – 398с.
11. Неоспоримые свидетельства: (Исторические свидетельства, факты,
документы христианства) /Сост. Д.Макдауэлл. – М.: СП ”Соваминко“. 1992. -
147с.
12. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. (История первых веков
христианства) – С-Петербург: Терра, 1991. – 348с.
13. Ранович А.Б, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные
критики христианства. – М.: Политиздат, 1990. – 477с.
14. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Прометей, 1990. – 328с.
15. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.:
Политиздат. 1989. – 335с.
16. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. – М.: Политиздат, 1981.
– 288с.
17. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964.
-559с.
18. Хроника человечества / Сост. Бодо Харенберг. – М.: “Большая
энциклопедия”, 1996. - 1198с.
19. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Пер. с нем. – М.: Республика, 1992. – 147с.
20. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. – М.: Полтитиздат. 1990. –
47с.
21.
1. Евангелие
1. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.
2. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.
3. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.
4. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства.
Политиздат. 1990.
5. В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.
6. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа.
1991.
7. Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978.
8. И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 1960
9. Научный атеизм. Учебн. пособ. под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат,
1988.
10. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.
11. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра(М-Кодекс.,
1995.
12. Плиний Младший. Письма М. 1989.
13. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.
-----------------------
[1] Цит. по: Косидовский З. Сказания евангелистов. – М.,1977. С.10.
[2] Там же, С.12.
[3] Там же, С.13.
[4] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М., 1990. С.35-36.
[5] Там же, С.36.
[6] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. С.46.
[7] История политических учений. Под ред. Нерсесянца, С. 20
[8] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.
С.50.
[9] Там же, С.76
[10] Там же.
[11] Амусин И.Д. Рукописи мертвого моря. – М., 1960. С.162
[12] Там же, С.225
[13] Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство// О
первоначальном христианстве. –М., 1990. С.4
[14] Там же, С.9
[15] Там же.
[16] Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С 168
[17] Каутский К. Происхождение христианства. С.312
Страницы: 1, 2, 3, 4
|