Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с 
государственными властями, порождало многочисленные преследования и 
гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная 
ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической 
оппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственной 
структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. 
По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений 
религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие 
масштабы. 
      Христианство учило, что все дурное в жизни -есть производное греха, 
глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность 
отступает  от божественного закона. Тайна ценности каждой личности 
заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о 
причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве 
стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши 
ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как 
совершенен Отец ваш. 
                                     -5- 
      Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение 
Христа говорило о спасении  и всего мира. Страдает не только человек; “вся 
тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не 
только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что 
спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и 
отношений в Евангелии носит 
название Царствия Божьего или Царствия небесного. 
      Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века, 
но человек может, если хочет , войти в него, употребив для этого личные 
усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным 
Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем 
мире Царство еще не осуществилось. 
2.5. Отношение государства к Церкви. 
      Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас 
рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к 
Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века 
власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как 
на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно 
относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались 
христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги 
Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще 
в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других, 
христианство рассматривалось властями как 
                                     -7- 
оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе 
гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка 
времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие 
божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность, 
см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли 
определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику 
запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе 
реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила 
античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о 
Небесном Царстве). 
Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник 
анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком 
презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда 
христианство стало господствующей религией, последовательные язычники 
оставались при том же презрительном отношении к христианству. 
      Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния 
Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан, 
отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия 
”.( 
      В Евангелии от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и его 
апостолов, как о чем- то само собой разумеющемся. Все они имели общую 
казну, которой заведовал Иуда Искариот. 
      Не удивительно, что в первые годы существования общины освобождение 
от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой 
собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили 
деньги к ногам апостолов. 
В Евангелии от Луки охотно рассказывается о тех изречениях и притчах 
господа, где унижается богатство и проповедуется нестяжательство. 
      Рядом с неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения 
 богатых вообще. К. Каутский назвал ее даже классовой враждой. 
      Особенно ярко проступает она в Евангелии от Луки, главным образом в 
предании о Лазаре, которое можно найти только в этом Евангелии. Богатый 
попадает в ад, а бедный был отнесен в лоно Авраамово. Богатый осужден 
только потому, что он был богат. 
      В том же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти 
в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели 
богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатый 
осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и 
наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует 
самого мучительного наказания. 
      Той же идеей проникнуто Послание Иакова. “Послушайте вы, богатые: 
плачьте и рыдайте о бедствиях ваших находящих на вас”(Иак. 5:1-7). Он 
“громит” даже богатых, вступивших в христианскую общину: “послушайте, 
братия мои возлюбленные: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатыми 
верою и наследниками царствия? А вы презрели бедного. Не богатые ли 
притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе 
имя, которым вы называетесь?”(Иак. 1:9-11, 2:5-7). 
       . Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от  поклона 
перед изображением императора, их брали под  стражу  и  осуждали  на  казнь. 
Иногда  народная  толпа  под  впечатлением   какой-нибудь   беды,   например 
землетрясения, обрушивалась  на  христиан,  избивала  их.  Народ  готов  был 
видеть причину несчастья  в  "безбожии"  христиан,  в  том,  что  христиане, 
отрицая богов, навлекли грев на всех. 
Былые гонения христианства римским государством в  начале  VI  в.  сменились 
активной поддержкой этой новой религии. Император Константин  (ок.  285-337) 
своим  эдиктом  от  324  г.  положил  начало  превращению   христианства   в 
государственную религию  Римской  империи.  Через  год,  в  325г.,  под  его 
председательством собрался в г. Никее первый вселенский  собор  христианских 
церквей (См. Гл. "Никейский собор),  сыгравший  важную  роль  в  утверждении 
христианского вероучения. 
Обращение рабов  и  неимущих  в  христианство  приводило  к  столкновению  с 
государственными  властями,   порождало   многочисленные   преследования   и 
гонения. Все это вместе взятое позволяет  говорить  о  том,  что  социальная 
ориентация раннего  христианства,  выполняющего  нередко  роль  политической 
оппозиции,   рассматривалась   как   определенная   угроза   государственной 
структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя  и  его  идеологии. 
По  мере  распространения  христианства  и  роста  оппозиционных  настроений 
религиозная  нетерпимость  в  отношении  христиан  принимала   все   большие 
масштабы. 
5. Христианская община Изменение  социального  состава  общин  определило  и 
эволюцию их 
социальной  направленности.  Наблюдается  все  больший  отход   от   прежних 
демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к  союзу  с 
императорской властью. 
     Императорская власть, в  свою  очередь,  ощущала  острую  необходимость 
дополнить мировую империю мировой религией.  Попытки  превратить  в  таковую 
одну из национальных религий, в частности римскую, успеха  не  имели.  Нужна 
была новая религия, понятная всем народам империи. 
. По  мере  роста  христианского  космополитизма  и   формирования  основных 
догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва  с 
ним. К концу I - началу II  в.,  в  особенности  после  поражения  еврейских 
восстаний против  Рима  и  обособления  Иудейства,  этот  разрыв,  очевидно, 
оформился окончательно. 
     .Положение  христиан было  трудно,  потому  что  римские  правители  во 
времена  империи  очень  подозрительно  относились  ко   всяким   союзам   и 
обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись  заговор  и 
измена. 
2.5. Отношение государства к Церкви. 
      Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас 
рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к 
Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века 
власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как 
на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно 
относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались 
христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги 
Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще 
в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других, 
христианство рассматривалось властями как 
                                     -7- 
оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе 
гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка 
времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие 
божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность, 
см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли 
определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику 
запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе 
реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила 
античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о 
Небесном Царстве). 
Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник 
анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком 
презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда 
христианство стало господствующей религией, последовательные язычники 
оставались при том же презрительном отношении к христианству. 
      Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния 
Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан, 
отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия 
”.( 
    .Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и 
   греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом 
  языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало 
  последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому 
  что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало 
   различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни 
      эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе 
                                БИБЛИОГРАФИЯ 
1. Библия. 
2. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание). Рим  и  раннее 
   христианство. Избранные сочинения в 2т. Т.2.  –  Ростов-на-Дону:  Феникс. 
   1995. – 478с. 
3. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса // Гегель  Г.В.Ф.  Философия  религии:  в  2т. 
   Т.1. – М.: Мысль, 1976. С.35-101. 
4. Донини А. У истоков христианства (от зарождения  до  Юстиниана):  пер.  с 
   итал. – М.: Политиздат, 1979. - 341с. 
5. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - М.: Школа-Пресс, 1996. – 461с. 
6. Каутский К. Происхождение христианства: пер. с  нем.  –  М.:  Политиздат, 
   1990. – 463с. 
7. Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1977. – 262с. 
8. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т.1.  М.:  Мысль,1975 
   – 415с. 
9. Курбатов  Г.Л.,  Фролов  Э.Д.,  Фроянов  И.Я.  Христианство:  Античность. 
   Византия. Древняя Русь. – Л.: Лениздат, 1988. – 334с. 
10. Лебедев А.П. Эпоха гонений на  христиан  и  утверждение  христианства  в 
   греко-римском мире при Константине Великом. – М.: 1994. – 398с. 
11. Неоспоримые свидетельства: (Исторические свидетельства, факты, 
  документы христианства) /Сост. Д.Макдауэлл. – М.: СП ”Соваминко“. 1992. - 
147с. 
12. Ренан Э. Марк Аврелий и конец  античного  мира.  (История  первых  веков 
   христианства) – С-Петербург: Терра, 1991. – 348с. 
13. Ранович А.Б, Первоисточники по истории  раннего  христианства.  Античные 
   критики христианства. – М.: Политиздат, 1990. – 477с. 
14. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Прометей, 1990. – 328с. 
15.  Свенцицкая  И.С.  Раннее  христианство:   страницы   истории.   –   М.: 
   Политиздат. 1989. – 335с. 
16. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. – М.: Политиздат,  1981. 
   – 288с. 
17. Токарев С.А. Религия в  истории  народов  мира.  М.:  Политиздат,  1964. 
   -559с. 
18.  Хроника  человечества  /  Сост.  Бодо   Харенберг.   –   М.:   “Большая 
   энциклопедия”, 1996.  - 1198с. 
19. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Пер. с нем. – М.: Республика, 1992. – 147с. 
20. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. –  М.:  Полтитиздат.  1990.  – 
   47с. 
21. 
1. Евангелие 
1. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990. 
2. История религии. М.: центр “Руник”, 1991. 
3. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990. 
4. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. 
   Политиздат. 1990. 
5. В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978. 
6. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа. 
   1991. 
7. Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978. 
8. И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 1960 
9. Научный атеизм. Учебн. пособ. под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат, 
   1988. 
10. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. 
11. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра(М-Кодекс., 
   1995. 
12. Плиний Младший. Письма М. 1989. 
13. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994. 
----------------------- 
[1] Цит. по: Косидовский З. Сказания евангелистов. – М.,1977. С.10. 
[2] Там же, С.12. 
[3] Там же, С.13. 
[4] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М., 1990. С.35-36. 
[5] Там же, С.36. 
[6] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. С.46. 
[7] История политических учений. Под ред. Нерсесянца, С. 20 
[8] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989. 
С.50. 
[9] Там же, С.76 
[10] Там же. 
[11] Амусин И.Д. Рукописи мертвого моря. – М., 1960. С.162 
[12] Там же, С.225 
[13] Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство// О 
первоначальном христианстве. –М., 1990. С.4 
[14] Там же, С.9 
[15] Там же. 
[16] Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С 168 
[17] Каутский К. Происхождение христианства. С.312 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
   
 |