разрешения скорбной великой трагедии.
Но работ Врубеля во Владимирском соборе нет, кроме орнаментов в
боковых нефах. Его эскизы «Надгробного плача», «Воскресения»,
«Сошествие св. духа», «Ангела», не были осуществлены. Почему их не
приняли, до сих пор не вполне ясно. По одним источникам – они были
отклонены, как не соответствующие духу православия и слишком необычные
по форме, по другим – художник сам запоздал с представлением эскизов и
они даже не рассматривались.
Воссоздавая полноту жизни или полноту смерти, художник создаёт
символ; то, что заставляет сгущать краски, создавать небывалые
жизненные комбинации. Символизм углубляет либо мрак, либо свет:
возможности превращает он в подлинности: наделяет их бытием. Вместе с
тем в символизме художник превращается в определенного борца (за жизнь
либо смерть). Художник воплощает в образе полноту жизни либо смерти,
ведь в образе жизнь и смерть соединены: видоизменённый образ есть
символ[12].
Но полнота жизни и смерти может открываться двояко. В первом случае
она
может звучать в переживании самого художника, а во втором – образ
видимости может пробуждать в художнике стремления к полноте образа[13].
Художник - символист насыщает образ переживаниями, такой образ есть
символ. Поскольку форма воплощения образа касается самого образа,
составляя как бы его плоть – отсюда связь между символизмом и
классическим искусством Греции и Рима. Отсюда интерес символистов к
памятникам античной культуры, изучения ритма, стиля мировых гениев
литературы.
И теоретики искусства, и художественные критики часто стоят против
символизма. От того-то характерной чертой нового искусства является
протест против монополии реализма в искусстве. А поскольку символ есть
образ, насыщенный переживаниями, поскольку символисты указывают на
тройственное начало символа; всякий символ есть триада, где главное
неделимое творческое единство, в котором сочетаются два слагаемых –
первое это образ природы, воплощённый в звуке, краске, слове и
переживание, свободно располагающее материал этих звуков, красок и
слов, чтобы этот материал всецело выразил переживание. Творчеству надо
выражать те или иные тенденции. Тенденция «искусство для искусства» и
«искусство, как средство борьбы» стеснительны для художника –
символиста. Изучая индивидуальность художника мы изучаем несказанную
глубину творящей души.
Символизм современного искусства не отрицает реализма, романтизма и
классицизма. Он только подчеркивает, что реализм, романтизм и
классицизм – тройственное проявление единого принципа творчества.
В этом смысле всякое произведение искусства символично.
Современное искусство обращено к будущему, но это будущие таится в
нас; мы слышим в себе трепет нового человека; мы разлагаем старую
жизнь, но мы же – ещё не рождённые к новой жизни; наша душа чревата
будущим: вырождение и возрождение в ней борются. Вот что хотел сказать
нам своими работами Врубель. Уже в первом этапе его творчества – в
киевский период, Врубель воссоздавая полноту жизни или полноту смерти
создаёт символ; то что заставляет сгущать краски, создавать небывалые
жизненные комбинации. Уже в это время наблюдается становление
символизма в творчестве Врубеля.
в) Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г.
Неудача с работой во Владимировском соборе, естественно, сильно
отразилась на тонкой натуре художника. Покинув Киев, он сблизился с
кружком Мамонтова, и в его творчестве наступил новый период. Вместо
Христа появляются один за другим образы Демона – сидящего, летящего,
поверженного, образ «Пана», «Царевна - Лебедь», «Богатырь», а также
множество сказочно – эпических картин.
На первых порах Мамонтов совершенно пленил Врубеля своей широкой
натурой, а Мамонтов сразу оценил талант художника. Врубель стал своим
человеком в семье Мамонтова.
Врубель начал в это время думать о давно волнующем его образе – о
Демоне. Образ Демона впервые затронул ещё в 1885 году, который проходит
через всё его творчество.
Когда мастер работал над Демоном к нему в Киев приезжает отец. И
отец описывает неоконечное полотно, говоря, что «Демон» показался ему
«злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной»[14]. Следов
киевского «Демона» до нас дошло, так как художник его уничтожил.
Михаил Врубель был одержим образом Демона . Тот, словно требуя
своего воплощения, неотступно преследовал художника, манил
неуловимостью облика, заставлял возвращаться к себе вновь и вновь,
избирать всё новые материалы и художественные техники. Это был образ,
который был связан с Врубелем какими-то мистическим отношениями.
Казалось, что «Демон» приходил к художнику в особенную, самую нужную
минуту и призывал его к себе.
Этот роковой образ волновал Врубеля. «Демон» был любимым детищем
фантазии художника. Находясь в поисках образа Демона художник полностью
отказался от цвета, он берёт лишь белила и сажу. Для фона он
использовал фотографию, которая в опрокинутом виде представляла
удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер.
В «Демоне» Врубель искал соединение мужского и женского начала –
восстановления ценности. Художник мечтал о свободе духа, о сильном,
раскованном герое. Образ «Демона»ещё не был достаточно ясен для
художника. Врубель в течение четырёх лет продолжал работу над своим
«демоном», который оставался для него духовной жаждой и надеждой.
М. Врубель верил, что «демон»прославит его. Что бы ни писал в эти
годы мастер, «Демон» всегда жил в нём и участвовал во всей его жизни.
Духовная жизнь Врубеля стала невыносимой без «Демона», но не показывал
своего лица, был неуловим. Врубель лепил сначала только голову, а лишь
затем фигуру. Холсты с его изображением переезжали вместе с художником
с одной квартиры на другую, из одной мастерской в другую, но образ
«Демона» ему надевался. И наконец в 1890 году в Москве Врубель пишет
«Демона сидящего». Художник поставил тогда сложную перед собой задачу:
изобразить средствами живописи то неуловимое, что называется
«настроением души».
«Демон сидящий» - была первая картина из демонической сюиты,
сделанная в живописи, рисунке, скульптуре. «Демон сидящий» молод, им
владеет тоска по живому миру, который интересен и красив, но от
которого он отторгнут.
«Сидящий Демон» - печальный, тоскливый, по- микеланджеловски
мощный, в глубоком раздумье бессильно обхватил руками колени. За ним
простирается причудливый пейзаж с красными, золотистыми «мозаичными
пятнами»: огневое небо с лиловыми тучами, фантастические цветы,
гармонически сросшиеся скопление кристаллических камней и слитков,
которым уподобляются формы самого «Демона»[15]. Окруженный скалами,
горящими, как самоцветы, «Демон» кажется слитым с ними, вырастающий из
них и властвующий над миром.
М. Врубель сознательно выбирает «тесный» формат холста, который
срезает сверху фигуру «Демона» и тем самым подчёркивает его
скованность. Где-то в манящей бесконечностью вселенной и цветами,
символизирующими щедроты жизни, должен был существовать герой. Художник
в изображении пространства стремился сочетать и начало бесконечности и
конкретность границ.
В этой фигуре нет властного торжества, в ней выражена тоска и в
наклоне головы, и во взгляде. Но художник подчёркивает, что «Демон» для
него является идеалом прекрасного человека. При взгляде на эту картину
у зрителя складывается впечатление фантастического мира, сказочно –
прекрасного, но вместе с тем какого-то неживого, как будто
окаменевшего.
«Демон сидящий» – это миф, созданный Врубелем о самом себе ещё в
молодые годы. Лик «Демона» печален, но это печаль юности, он ещё далёк
от отчаяния и полон веры в мощь своих крыльев.
Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого художника – это
для него лишь предчувствия «Демона» настоящего.
Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона
– это был совсем уже другой образ. Под массивной гривой волос
скрывается иступленный лик с выходящими из орбит глазами.
В 1928 году её разбил на куски какой-то психически неуравновешенный
посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена.
Её реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.
Когда Врубель закончил картину «»Демон сидящий», он принялся за
иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к «Демону». Врубель был
единственным кто нашёл ему равновеликое выражение в иллюстрациях,
появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто пытался
иллюстрировать.
Демон Врубеля – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами,
хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой
силой». Демон символ мятежного начала, ангел, восставший против бога.
Его первый прообраз в искусстве – Люцифер из поэмы «Потерянный рай»
Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Позже образ «демонической
личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона. От
мятежных титанов Байрона – люцифера, Манфреда, Каина – отчасти ведёт
свою родословную и лермонтовский Демон[16].
У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, всё же «царь познанья и
свободы». У Врубеля он не царственен – в нём больше тоски и тревоги.
Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова. Здесь Врубелю больше
всего удался ожесточённый, скорбный, одинокий лик на фоне горных
вершин. Меньше удался Демон в сценах искушения Тамары, где он
торжествует свою победу над ней. Но все равно эта работа прекрасна как
произведение графического искусства.
Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону»,
можно считать вершиной мастерства Врубеля – графика.
Помимо «Демона», Врубель исполнил несколько иллюстраций к «Герою
нашего времени», к поэме «Измаилбей» и отдельным стихотворениям. Все
эти листы смотрятся как станковые вещи. Они большого формата и не
рассчитаны на обязательную связь с книжной полосой.
На появление символизма в творчестве Врубеля повлияло его увлечение
философией Канта, Ницше и Гёте во время учения в университете. Врубель
как и Гёте видел в классической форме искусства предельное выражения
реализма. Философ утверждал, что всякое целое и единое одновременно
множественное, и что в каждом единичном явлении символически заключено
и общее. Путь к истине возможен когда человек умеет оторваться от
единичного, связав в общее несколько случаев. И от этого утверждения
был логичен переход к символизму, который отличался конкретностью.
В историческом отношении примечателен тот факт, что «Демон»
Лермонтова в эпоху дворянско – революционного романтизма был образом –
героем политического бунта против самодержавия, крепостничества, а в
начале следующего века, на рубеже первой русской революции, «Демон»
Врубеля явился романтическим героем идейно – эстетического бунта против
мелочности будничности мещанства. «Демон» Врубеля воззвал к людям
тогда, когда русский литературный символизм не создал ещё ничего
художественно – значительного. «Демон» был с Врубелем всегда на
протяжении всего пути: и во время взлёта, и в момент его душевной
катастрофы. Язык Врубеля был доступен всей молодёжи и всем живописцам.
Произведения мастера были индивидуальными и неповторимыми. Ему удалось
взволновать души современников, открыв им возможность усиления
эмоционального содержания картины. Многих художников волновали вопросы
познания мира через искусство, ответы на них они находили в гармонии
живописного синтеза Врубеля. Художник создавал новые декоративно-
живописные системы и через них он стремился выразить свои мечты. Он
мечтал о гармоничном красивом мире, очищенном от всего уродливого и
жестокого, Врубель говорил, что обыкновенным языком невозможно выразить
мысли, эмоции, ощущения волнующие душу, для этого нужен новый язык.
Существует мнение, что Врубель нашёл свою технику, изобразительны язык
и стиль ещё в киевские годы, а последующий период был только временем
развития и применения ранее найденного.
Нам необходимо разобраться в социально – историческом содержании
явления, которое называют «тайной Врубеля», в том числе и в причинах её
религиозного толкования. Несомненно, что религиозность Врубеля со
знаками плюс и минус, его богоборчество или жажда искупления, поиски
возвышенной красоты – весь его духовный путь, отражение социальной
беспомощности нереволюционной интелегентности, которая ненавидела
буржуазное мещанство и металась в клетке эстетического бунта[17].
Никакая религиозная и мистико – философская легенда о Врубеле не в
состоянии раскрыть тайну художника, сложность его мировоззрения. Ключ к
этой тайне в его произведениях, которые надо анализировать не в рамках
заранее заданных схем, а конкретно, имея в виду жизнь художника в
определённой среде и деятельность его сознания, прорывающуюся на
поверхность в его словесных высказываниях, черновых заметках и в
письмах к близким.
Символистические, фантастические и абстрактные образы произведений
Врубеля имеют вполне реальное обоснование.
Вслед за иллюстрациями появился «Демон летящий». Здесь художник
видит полёт «Демона» охваченного тоской, пониманием своего одиночества,
напрасности надежд и борьбы. Облик этого «Демона» близок сидящему, но
повзрослевший и ещё более разочаровавшийся. На его лице выражение
печали. Демон исполнен стремительной силы и материальной весомости, но
полёт его бесцелен. Эта картина незавершенной художником.
Позднее, в 1902 году, появляется «Демон поверженный». Это основное
по замыслу произведение художника из его Демониады. В нём он видел
сильное и возвышенное в человеке, в трагическом противоречии
несломленного гордого духа и его беспомощность, его обречённость,
низвергнутого с горных вершин в пропасть. Величие духа и бессилие тела
– это основные противоречия борющиеся в этой картине. «Демон» потерпел
крушение но не сломлен в своём духе. В его глазах есть что-то гордое. В
каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|