Меню
Поиск



рефераты скачатьТенденции символизма в творчестве Врубеля

Тенденции символизма в творчестве Врубеля

Орловский Государственный Университет.

Художественно-графический факультет.

Кафедра теории и методики искусства.

Курсовая работа.

Тема: «Тенденции символизма в творчестве

М.А. Врубеля»

Руководитель:

Кандидат искусствоведения,

доцент

Венедиктова Елена

Александровна.

Орёл

2001 г.

План

I. Введения.

II.Основная часть

а) Эпоха на рубеже XIX – XX в.в.

б) Значение киевского периода в становлении символизма в

творчестве Врубеля.

в) Тема «Демона» в искусстве художника 1890-1902 г.г.

г) Тенденции символизма в станковых работах. Московский

период.

д) Влияние модерна на решение декоративных панно.

е) Символизм поздних работ М. Врубеля

III. Заключительная часть.

I.Введение

Рассматривая жизнь и деятельность замечательного русского художника

Михаила Александровича Врубеля (1856-1910 г.г.) произведения которого

отличаются необычайной эмоциональностью, творческой фантазией,

виртуозной техникой, можно сказать, что он был великим творцом,

мастером своего дела. Врубель стоял у истоков русского символизма в

России. Он обращался к символу в попытке изобразить не изобразимое,

понять непознанное, увидеть незримое.

Подлинная стихия картин Врубеля – это молчание, тишина, которую,

кажется можно услышать. В молчание погружен его мир. Он изображает

моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый

поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное

общение выражено в символизме, который просматривается в его картинах.

На рубеже веков изменилось направление вкусов, теперь публика

читала Ибсена, символистов, посещала Художественный театр. И произошло

признание Врубеля. На фоне новых течений становился всё более внятен и

приемлем эмоциональный срой его искусства, его символика, его культ

красоты и тайны.

Тема данной курсовой работы и интересна тем, что мы на протяжении

всего его творчества просматриваем как зарождался символизм в его

работах, как развивался и закреплялся. Мы прослеживаем как влиял на

становление символизма в творчестве Врубеля каждый период его

творчества. Никто из художников, современников Врубеля, не мог так

жить, как он, оставаясь при этом самим собой, со своим неповторимым

характером видения. Некоторые символистические элементы в его

творчестве явились отражением всей эпохи. В творчестве Врубеля всегда

присутствовали два начала – это реалистичное и символическое.

Реалистичное присутствовало всегда, так как художник всегда обращал

внимание на то, что его окружает, он постоянно пытался изобразить это в

своих работах. А символическое появилось в результате целого ряда

переоценок, происходящих в части интеллигенции на рубеже двух столетий

и в результате личного мировоззрения Врубеля. Он не был символистом в

полном смысле этого слова. Он был предшественником символизма. Основным

содержанием искусства для него была реальность, которая проходила через

чувства художника. Но нельзя полностью оценить творчество Врубеля не

рассматривая символистических тенденций в его деятельности. В своё

время, он был самым ярким мастером в России, который утвердил символизм

как стиль. Вот это мы и рассматриваем в своей курсовой работе.

Целью курсовой работы является попытка проследить процесс

становления творческого подчерка художника, выявить черты символизма в

его произведениях.

Творчеству Врубеля уделяли внимание многие искусствоведы. Первое

исследование было сделано С.П. Яремич, но поскольку это издание очень

редкое и в библиотеках найти его трудно, то приходится судить о нём

только по ссылкам в работах других искусствоведов. Исследовательскую

работу по творчеству Врубеля проводили такие авторы как Э.П. Гемберг-

Вержбинская, Н.А. Дмитриева, Д.З. Коган, Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин,

П.К. Суздалев, Н.М. Тарабукин и многие другие.

Исследование Гемберг-Вержбинской[1] является важным звеном в

рассмотрении данной темы курсовой работы. Это исследование даёт нам

ключ к творческой деятельности Врубеля. С помощью её трудов мы можем

установить когда впервые появились тенденции символизма в творчестве

Врубеля. Как он понимает свои произведения, и по его письмам своим

близким узнаем, что он чувствует, какие изменения происходят в его

сознании и душе. Он становится для нас живым, проявляется в своих

сомнениях, надеждах, думах о повседневных делах, здесь всё оказывается

связано воедино и создаётся ощущение неповторимой личности. Отрывки о

нём родных и близких позволяют яснее представить всю многогранность

личности художника, весь этап становления его как художника –

символиста.

Дмитриева Н.А.[2] проделала также оригинальное исследование

жизнедеятельности художника. Она начинает с ранних лет и заканчивает

последними днями жизни, где прослеживается в его творчестве на всём

пути развивающиеся и становящиеся «на твердую почву» символистические

тенденции. Из её исследования мы видим, что становлению

символистических образов в произведениях Врубеля способствует театр,

где художник наблюдает образ героя, как символ чего – либо, эти сцены

волновали его воображение. А также значительное место, в формировании

символизма в его творчестве, занимает музыка. Символисты считали музыку

высшим искусством. Символ пробуждает музыку души. Усиливающийся до

непомерного музыкальное звучание души рождает образ. Искусство есть

гениальное познание. Гениальное познание расширяет формы искусства. В

символизме соединяется вечное сего пространственными и временными

проявлениями. Всякое искусство по существу символично. Всякое

символическое познание идейно. Искусство должно выражать идеи. Задача

искусства, как особого рода познания, неизменна во все времена. Именно

это в своём исследовании раскрывает Дмитриева.

Суздалев П.К.[3] , в свою очередь, тоже проделал глубочайшее

исследование по творчеству Врубеля. Автор издал несколько книг о

художнике, где мы прослеживаем все его направление и увлечения; Врубель

любил не только театр и музыку, он увлекался литературой, которая

занимала в его творчестве значительную роль. Суздалев рассказывает о

духовных переживаниях мастера, о его мироощущении. Автор книги

показывает нам влияние времени на стиль и метод Врубеля.

Он рассматривает философию Ницше Бергенсона, а также других

философов, которые положили начало формированию символизма в творчестве

Врубеля.

Врубель был первым кто перенёс поэтический символ из литературы в

живопись.

В трудах Фёдорова - Давыдова[4] говорится о чувстве единого природы

и человека. Здесь автор рассказывает, что любил изображать Врубель в

своих работах. Художник очень много работал с натуры. Именно в реальной

жизни он черпает символические образы, эти образы у Врубеля

одновременно реальны и символичны. Именно в простом он видит символ.

Каждый из искусствоведов старается рассказать нам о Врубеле М.А.,

как о талантливом человеке, многогранном, интересном и замечательном

мастере своего дела. Они помогают оценить вклад Врубеля в развитие

искусства.

В данный момент мы видим художника в ореоле исторической славы,

который сотворил шедевры имеющие ценность и в настоящие время.

II. а) Эпоха на рубеже XIX – XX в.в.

Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.в. Это время

формирования нового стиля. Этот стиль в разных странах получает разные

названия: во Франции, Бельгии и Англии – это «Арнуво», в Германии –

«Югендстиль», в Австро-Венгрии это «Сецессион», в Италии «Либерти», а в

России - «Модерн». Модерн возникает в связи со стремлением преодолеть

эклектизм буржуазной художественной культуры XIX века. Идеологической

основой возникновения модерна стали философски – эстетические воззрения

Ф. Ницше, А. Бергенсона и других философов. По мысли теоретиков модерн

должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека

цельную, эстетически насыщенную предметно – пространственную среду.

Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика

символизма, декоративный ритм гибких текучих линий. Символизм является

теоретической базой модерна. В модерне идеи зачастую заимствованы были

именно у символизма. Однако он отличался внутренней противоречивостью:

был ориентирован на изысканный, утончённый вкус, поддерживал принципы

«искусство для искусства». Исключительное значение в модерне имели

особые принципы формообразования. Значительное место в художественной

практике занимал орнамент, особенно растительный. Цветковая гамма

модерна была преимущественно холодных и блеклых тонов. Модерн охватил

все виды пластических искусств – архитектуру, живопись, графику,

декоративно – прикладное и театрально – декоративное искусство. Модерн

стремился к осуществлению художественного синтеза в разных областях.

Большое распространение получили идеи создания единой

художественной оформленной предметно – бытовой среды. Отличительной

чертой эпохи был программный универсализм художников, занимающихся

разными видами художественной деятельности. Это особо отчётливо

проявилось в творчестве мастеров петербургского объединения «Мир

искусства», многие из которых были одновременно живописцами, графиками,

модельерами и так далее.

Эпоха рубежа веков была временем величайших открытий в области

естественных наук, прежде всего физике и математике, которые ставили

под сомнение прежние представления о строении мира. Кризис прежних

научных представлений трактовался как крушение возможностей

интеллектуального познания. Конец XIX столетия выдвинул ряд новых

вопросов. Особенно радикальна постановка вопросов, связанных с

искусством, моралью, религией. Обострился интерес к философии Платона,

Канта и к русской идеологической философии. Опираясь на философию Канта

и рассматривая искусство как форму деятельности человека, символисты

освобождали искусство от всякого рационального начала. Творчество

художника выступало как индивидуальное проявление личности. Философия

искусства символистов опиралась на философские идеалистические учения

Запада, в особенности на философию Ницше и интуитивизм Бергсона. В

изобразительном искусстве источники символизма лежат в некоторых

аспектах живописного и литературного романтизма, в котором уже

появились странные темы, поэтические иллюзии и душевные вихры.

Врубель М.А. был предшественником символизма. Личность художника

объясняет характерную особенность всего отечественного искусства. Это

искусство никогда не полагается на холодный расчёт ума. Оно согрето

живым искусством.

Врубель связан прочными корнями с материнской почвой – русской

традиции. Он шёл в искусстве своим путём, был романтиком, символистом,

одним из тех искателей правды, которым гордится отечественная культура.

Видное место, которое Врубель занял в истории русского искусства, даёт

ему полное право занять подобающие место и в искусстве мира.

Надо осознать, что русская художественная школа, ярким

представителем является М.А. Врубель, составляет неотъемлемую часть

европейской культуры. Без русского искусства общая картина мировой

культуры получается обеднённой, лишенной тех оттенков и созвучий,

которые внесли в него лучшие русские художники. В целом русское

искусство развивалось в том же направлении, что искусство других стран

Европы. От эпоса к роману, от иконы к картине, от умозрения к

эмпиризму, от мифа к научному мировоззрению.

В конце XIX века особое место в живописи занял символизм. У

символистов основой художественного творчества стал образ – символ.

«Символ» может быть пластической формой, словом или мелодической

фразой, но он всегда имеет возвышенное содержание. Он исходит из

бессознательного, в нём отражается незримая реальность. Иногда символ

может отсылать просто к какой – нибудь духовной теме, но если он

полностью проявляет мечту художника, то становится синтезом мысли и

устремлений сознания. Образ – символ отражает как бы мистические

таинственные силы или же недостижимые идеалы. Богатый мир романтической

символики использовался художниками конца XIX века в попытках создать

художественные ансамбли, отвечающие эстетическим установкам стиля

модерн. Символистический знак всегда был связан с живописью.

Например, магическая сила религиозного египетского искусства.

Христианский символ был важным элементом средневековых и византийских

фресок. В эпоху Возрождения была открыта заново античность и символ

стал предавать духу первостепенную идею. Так, например, несмотря на

иконологию Рипы, всё больше усложнялась иконография, связанная с

символическими ценностями.

Но правильнее будет использование термина «символизм» в

определённом историческом смысле, освобождающем его от пространных

эстетических эпитетов.

Таким образом, символизм – это направление в искусстве на рубеже

XIX – XX в.в.

В основе концепции символистского мировоззрения лежит постулат о

существовании за миром видимых вещей другого мира настоящей реальности,

которую наш мир смутно отражает. Все происходящие события – от

грандиозных до незначительных, случающихся в жизни человека, -

символисты считают порождением цепи причин, скрытых от обыденного

сознания. Они невысоко ценили человеческий разум с его склонностью

заблуждаться. Единственным, что позволяло приподнять покрывало

иллюзорного мира, символисты считали момент прозрения, возникающий во

время творческого акта. Отсюда особая роль, отводимая творческой

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.