являлась исключительной собственностью данного театра и не могла печататься
без его разрешения. Эта монополия на «продукцию» во многом объясняет факт
отсутствия рукописей Шекспира.
Театральный реквизит был очень примитивным. Декорации практически
отсутствовали. Когда играли комедию, потолок сцены затягивали голубой
тканью, при исполнении трагедии — черной. На дверях, находящихся прямо на
сцене и ведущих в уборные актеров, наклеивались записки, на которых
крупными буксами писали: ПАРИЖ, или ВЕНЕЦИЯ, или АФИНЫ. Зрителям,
наделенным живым воображением и детской непосредственностью, этого было
достаточно, чтобы перенестись в любой уголок мира. Применялись и простейшие
машины, с помощью которых можно было опускать и поднимать актеров.
Женские роли исполнялись в ту пору только мужчинами, в них выступали
юные актеры. При этом на актерские костюмы денег не жалели, иногда какие-
нибудь панталоны для королевского костюма стоили больше, чем весь авторский
гонорар за пьесу.
Число актеров в театральной труппе эпохи Шекспира обычно было невелико:
от 8 до 12 человек. Актеры сами решали, какие пьесы им ставить, сами
распределяли роли и делили доходы.
В этот мир попал Вильям Шекспир и сравнительно быстро достиг
благополучия, потому что одновременно выступил как актер, драматург, а
вскоре стал пайщиком своего театра «Глобус».
О Шекспире-актере известно немного. По-видимому, он в основном играл
роли второстепенные — людей пожилых и серьезных. Достоверно известно, что
он исполнял роль призрака в своей трагедии «Гамлет». Зато из года в год он
писал свои пьесы, все более совершенные, работая, очевидно, в
напряженнейшем ритме. О двадцати годах его лондонской творческой жизни, о
буднях этого загадочного гения мы знаем поразительно мало. Известно, что у
него были высокопоставленные друзья и покровители — лорд Саутгэмптон, лорд
Эссекс, общение с которыми должно было оказаться для него благотворным.
Быть может, мелькнула в его жизни и некая безымянная «смуглая леди» —
героиня его сонетов. Поэтому странным и необъяснимым многим исследователям
представляется его внезапный «уход» в 1613 году, когда он вдруг покинул
свой любимый театр и отправился в родной Стрэдфорд-на-Эвоне доживать век в
довольстве разбогатевшего мещанина, где и умер, как гласит легенда, в день
своего рождения — 23 апреля 1616 года, в один год с великим Сервантесом.
Знали ли его земляки, что провожают в последний путь величайшего драматурга
мира?
Особенно поражало исследователей сохранившееся завещание Шекспира, в
котором расписано все имущество, вплоть до посуды (жене завешена только
«вторая по качеству кровати», что в комментариях не нуждается), но нет ни
слова о рукописях, творческом наследии и каких-либо книгах, словно в доме
их не было.
Так возник «шекспировский вопрос», который начал волновать
исследователей еще в XIX веке и окончательного ответа на который до сих пор
нет. Возник нескончаемый спор: мог ли провинциал из Стрэдфорд-на-Эвоне, |не
имевший никакого систематического образования, не повидавший мира и людей,
создать шедевры, демонстрирующие, кроме ослепительного его дарования, еще и
энциклопедическую эрудицию? Написано множество книг, суммирующих знания
Шекспира в какой-то определенной области: истории, мифологии,
натурфилософии, медицине, в том числе психиатрии, астрологии, ботанике,
орнитологии, юриспруденции и так далее. И всегда его познания оказывались
ошеломляюще универсальными, Хотя он допускал неточности и ошибки, в чем-то
он порой опережал свое время. Так возникла версия, согласно которой
реальный Шекспир был только ширмой, за которой скрывался истинный автор
великих творений — человек высочайшей культуры и образованности,
воплощающий ренессансный универсализм. На роль этого загадочного автора
выдвигали многих известных деятелей английского Возрождения, в том числе
выдающегося философа Фрэнсиса Бэкона, графа Ретленда, графа Пембрука, графа
Дарби и других. Вероятно, духовный аристократизм, в высшей степени присущий
гению Шекспира, не получил а глазах исследователей личностного
подтверждения в фигуре странного обывателя из провинциального английского
городка, приехавшего в Лондон скорее всего на заработки и «случайно»
написавшего несколько десятков драматических шедевров, чтобы обеспечить
себе спокойную старость. Ни одна из выдвинутых версий не признана пока
абсолютно достоверной, споры продолжаются, то замирая, то вспыхивая вновь с
яростной силой. Мы слишком любим Шекспира и потому испытываем потребность
творить его идеальный, гармоничный, художественно совершенный образ чуть ли
не по законам его собственного театра. Мы знаем о нем ничтожно мало. Кому
под силу проникнуть в тайну гения? Будь этот гений простолюдином из
Стрэдфорда или утонченным лондонским аристократом, не пожелавшим снять
маски, — это уже никак не может повлиять на созданный Шекспиром мир,
который живет и будет жить независимо от воли его создателя.
Первое собрание сочинений Шекспира было выпущено уже после смерти
автора в 1623 году двумя актерами его труппы Хемипгом и Конделлом, которые
утверждали, что в основу издания положены подлинные рукописи Шекспира. С
тех пор проведена огромная текстологическая работа, которая не завершена и
доныне, и в установленный шекспировский «канон» были включены 37 пьес, 2
поэмы и сборник сонетов.
Творчество Шекспира принято делить на три периода. К первому периоду
(1591—1601) относятся преимущественно комедии («Сон в Иванову ночь»,
«Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», «Веселые Виндзорские кумушки»,
«Венецианский купец», «Как вам это понравится», «Много шума попусту»,
«Бесплодные усилия любви»), трагедии «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь» и
целый ряд исторических хроник («Генрих VI», «Ричард III», «Король Иоанн»,
«Ричард II», «Генрих IV»,
Шекспиру не пришлось изобретать заново азбуки театрального
искусства: к моменту появления в Лондоне будущего великого драматурга оно
уже возмужало и сложилось, создав благодатную почву для гения. Изящно-
пасторальный мир Джона Лили (1554—1606), трагический титанизм Кристофера
Марло (1564—1593), увлекательная сюжетность Роберта Грина (1558—1592),
острый драматизм Томаса Кида (1558—1594) — все это соединилось в
шекспировском театре, демонстрирующем разнообразие драматургических жанров
и виртуозность стилистических приемов. К самым ранним произведениям
Шекспира обычно относят его исторические хроники. Этот жанр возник в
английском театре независимо от античной традиции и особенно полно отвечал
национальным запросам. Прозаические хроники были популярным жанром
английской средневековой литературы, именно из них черпал впоследствии
Шекспир сюжеты своих великих «северных» трагедий, особый интерес имела для
него хроника Холиншеда (1577), где рассказывалась, в частности, и печальная
история принца Датского.
Жанр исторической хроники формировался на основе традиций
средневекового театра. Но если в религиозных мистериях, популярных у
европейского зрителя позднего средневековья, были представлены в
аллегорическом воплощении судьбы мира, то исторические хроники
ориентированы на национально-государственную проблематику и в центре их —
судьбы отечества. Проблемы законопорядка, престолонаследия и гражданского
мира живо волновали шекспировских современников, еще хранивших в памяти
историю феодальных кровавых смут. Поэтому магистральным сюжетом
шекспировских хроник является становление английской государственности, что
определило их проблематику и жанровое своеобразие.
Лучезарность мироощущений Шекспира выразилась в комедиях. Античная
комедия была преимущественно сатирической и нравоописательной. В
европейском средневековом театре комедия заведомо была отнесена к жанрам
«низким», и в ней господствовал фарсовый площадной юмор.
Самый популярный тип такой комедии — фарс, где действовали
персонажи, представляющие своеобразные социальные маски (пройдоха-адвокат,
развратник-священник, крестьянин-плут и т. д.). Материалом комедии обычно
служил быт средневекового города, и столкновения персонажей определялись их
меркантильными интересами. Шекспир открыл новые возможности комедии, сделав
ее лирической и даже, как порой говорят, романтической. Комедия его выросла
на новой, уже окультуренной почве европейского Ренессанса, создавшего свое
представление об эстетической норме и видевшего в искусстве не грубую копию
реальности, а воплощение идеальной природы. Поэтому традиционный
сатирический элемент перестает играть в комедиях Шекспира решающую роль, а
зачастую и вообще отсутствует. Для него меняются сами источники
комического.
Над чем же смеется Шекспир и его благодарный зритель, не утративший
вкуса к комедиям, возраст которых — четыре столетия? Смешное стареет
быстрее всего, и порой то, что веселило двадцать лет назад, становится
скучным и непонятным для нового поколения. Чтобы комедия «выжила» в течение
четырех веков, она должна обладать необходимой универсальностью в самой
трактовке комического. И именно это составило новаторство Шекспира.
Основой комедийного сюжета у него становятся превратности любви, во все
времена повторяющиеся. А истоки их — или в необычном стечении жизненных
обстоятельств или в прихотях страстей. Отсюда два основных жанра
шекспировской комедии — комедия положений и комедия характеров.
Сюжетная канва шекспировских комедий редко бывала собственным вымыслом
драматурга: он пользовался сюжетами античными, историческими, перерабатывал
популярные новеллы, прежде всего итальянские, пьесы своих предшественников
и современников.
К первому периоду творчества Шекспира относится и его единственная
трагедия – «Ромео и Джульетта».
Ромео и Джульетта были хорошо известны в эпоху Возрождения и до
Шекспира не раз подвергалась литературным обработкам. О враждующих
итальянских семьях Монтекки и Капулетти упомянул еще Данте в своей
«Божественной комедии» («Чистилище», VI, 106). Мотив семейной вражды,
препятствующей соединению влюбленных, был достаточно популярен в
средневековой литературе, но приобрел особый смысл в эпоху Возрождения,
провозгласившую право человека на счастье и на свободный выбор жизненного
призвания.
Сюжет этот недаром привлек Шекспира. В «Ромео и Джульетта» он выразил
истинно ренессансное представление о любви как о мощной гармонизирующей
силе, объемлющей собой плотское и духовное и составляющей части
космического универсума. Недаром любовный диалог Ромео и Джульетты в сцене
ночного свидания изобилует астральными образами и сравнениями. Чувство это
вспыхивает стихийно и мощно, сметая на пути все препятствия. Не случайно
действие в шекспировской трагедии охватывает всего 5 суток, на протяжении
которых влюбленные проживают историю своей юной страсти от первой встречи
до трагической развязки. Они обретают о своем союзе искомую гармонию. И это
гармонизирующее начало, побеждающее вражду и смерть, определило
оптимистический финал шекспировской трагедии. Семьи Монтекки и Капулетти,
примирившись над телами погибших детей, решают воздвигнуть золотые статуи
Ромео и Джульетте.
Второй период творчества Шекспира принято называть «трагическим». Это
связано не только с тем, что основным его жанром становится трагедия, но и
с общими особенностями мировоззрения зрелого Шекспира, для которого
лучезарный полдень как будто сменился резкими вечерними тенями.
Перелом в настроениях Шекспира может показаться слишком резким. Перелом
этот явно связан с актуальными политическими событиями в Англии, имевшими к
Шекспиру самое непосредственное отношение. Как известно, он был дружен с
группой молодых и влиятельных аристократов, завсегдатаев театра «Глобус». В
1601 году выносится судебный приговор лорду Эссексу, обвиненному в
государственной измене, после чего Эссекса казнили. К заговору был
причислен и лорд Саутгэмптон, который подвергся тюремному заключению.
Незадолго до этого Шекспир пишет трагедию «Юлий Цезарь», в центре которой
история политического заговора и трагическая судьба Брута, совершившего
убийство тирана из самых благородных побуждений, но не сумевшего уничтожить
тиранию. Нравственное поражение Брута составляет самостоятельную
психологическую линию этой великой трагедии. Именно в это время рождается у
Шекспира замысел «Гамлета», появление которого ознаменовало начало нового
периода его творчества.
Легенда о датском принце Амлете впервые была представлена в хронике
Саксона Грамматика «История датчан» (1200 г.), которой впоследствии
воспользовался Холиншед.
«Гамлет» явился своеобразным прологом ко всем великим трагедиям
Шекспира. Исходя из особенностей конфликта, можно выделить два типа
трагедий Шекспира: «субъективные», сосредоточенные на героях, «рабах
страстей», и «объективные», в центре которых проблема состояния мира.
Особенность «Гамлета» состоит в том, что он сочетает оба эти аспекта и
потому остается одной из самых сложных трагедии Шекспира, подвергавшейся
самым противоречивым трактовкам.
Природа конфликта, определяющая жанровую специфику трагедии, связана с
определенными обязательными условиями. Трагедия требует масштаба —
философского, эпохального, вселенского. Герой трагедии не может решать
узколичные задачи, судьба его включена в движение времени или рока, и его
свободная воля сталкивается с неподвластными силами бытия, что обрекает его
на поражение и гибель. Кроме того, необходима определенная эстетическая и
временная дистанция между героем трагедии и зрителем, что является
необходимым условием катарсиса. Поэтому давно отмечено, что трагедия очень
редкий гость в мировом искусстве.
Для зрелых трагедий Шекспира, начиная с «Гамлета», характерны новые
особенности, составляющие их контраст с произведениями первого периода.
Во-первых, резко меняется сам фон действия. «Гамлет», «Макбет», «Король
Лир» недаром называют «северными» трагедиями. Здесь царит колорит
сумрачный, ночной, холодный. «Как воздух щиплется: большой мороз!»[1] —
замечает Гамлет, томясь на крепостных стенах в ожидании призрака. «Жестокий
и кусающий воздух»,[2] — вторит ему Горацио. Гром и ледяной дождь
обрушиваются на несчастного короля Лира. Во-вторых, в трагедиях Шекспира
принципиально меняется схема конфликта, наметившаяся, к примеру, в его
ранней трагедии «Ромео и Джульетта». Любовная коллизия перестает быть
сюжетным центром, она включается в новый магистральный сюжет — судьба
человека на фоне кризисного состояния мира. И в-третьих, трагическому герою
Шекспира предстоит решать проблемы внеличные, затрагивающие самые основы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|