Меню
Поиск



рефераты скачатьТеатр в мировой литературе

чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из

любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать

только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Театр демократических Афин

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство

достигло в творчестве великих трагиков V в. до н. э. – Эсхила и Софокла.

Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского

демократического государства. Это государство формировалось в период греко-

персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г.

до н. э. и носили для греческих государств-полисов освободительный

характер.

Эсхил родился в Элевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил

принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине. Битву при Саламине

он описал как очевидец в трагедии "Персы". Незадолго до своей смерти Эсхил

отправился на Сицилию, где и умер.

Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли

полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились

небольшие отрывки.

Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-

мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который

подчиняется действию закона мировой справедливости. Человек, вольно или

невольно нарушивший справедливый порядок, будет наказан богами, и тем

самым равновесие восстановится. Идея неотвратимости возмездия и торжества

справедливости проходит через все трагедии Эсхила.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл

возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил

действенную сторону театрального представления. Это был настоящий

переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера

и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи

сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали

свои действия.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо

выделяются следующие: "Персы" (472 г. до н. э.), где прославляется победа

греков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н.

э.); "Прометей Прикованный" - возможно, самая известная трагедия Эсхила,

повествующая о подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и

жестоко за это наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная

тем, что единственный дошедший до нас полностью образец трилогии, в

которой мастерство Эсхила достигло своего расцвета.

Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений

своего времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал

в развитии общества, в государственном устройстве, в морали. Творчество

Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.

На смену Эсхилу пришел Софокл (496-406 до н. э.), который продолжил его

традиции, но в то же время ввел новшества в творчество трагедий. Софокл

происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил

хорошее образование. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою

первую победу над самим Эсхилом.

Софокл принимал участие и в государственной жизни, занимая

ответственные должности. Так, он был избран стратегом и вместе с Периклом

участвовал в экспедиции против острова Самоса, решившего отделиться от

Афин.

До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше

120.Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными

героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько

оторванные от действительности. Поэтому о Софокле говорят, что он заставил

трагедию спуститься с неба на землю. Основное внимание Софокл уделяет

человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев

ощущается влияние богов, даже если они и не появляются по ходу действия,

и эти боги также могущественны, как и у Эсхила, - они могут сокрушить

человека. Но Софокл рисует прежде всего борьбу человека за осуществление

своих целей, его чувства и мысли, показывает страдания, выпавшие на его

долю.

Творчество Софокла сложно и противоречиво. Его трагедии отразили

не только расцвет, но и назревающий кризис полисной системы, закончившейся

гибелью афинской демократии.

Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего

совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части

комедии (эписодии) и уменьшил партии хора. Действие стало более живым и

достоверным, так как на сцене могли одновременно выступать и давать

мотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла

продолжает играть важную роль в трагедии.

Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла

мифов.Это "Антигона"(около 442 до н. э.),"Царь Эдип" (около 429 до н.э.) и

"Эдип в Колоне" (поставлен в 441 г. до н. э., уже после смерти Софокла).

В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф

о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род.

Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и

нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее

расцвета. Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех

полноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к богам,

благородство стремлений и чувств сильных духом людей.

РИМСКИЙ ТЕАТР

Истоки римского театра

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым

играм, богатым карнавальными элементами. Таков, например, праздник

Сатурналий - в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого

праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений:

господа на время становились "рабами", а рабы - "господами".

Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники

сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой

небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с

окончанием жатвы. На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни

- фесценнины. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и

в последующие века, и в них, по свидетельству Горация, находила отражение

социальная борьба между плебеями и патрициями.

Существовала и другая форма примитивных зрелищ - сатура. Основой

для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов. В 364 г. до н. э.

Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили

устроить сценические игры. Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны,

которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам

стала подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный

диалог, написанный нескладными стихами, а также жестикуляцию. Так возникли

сатуры (в переводе значит "смесь").Сатуры были драматическими сценками

бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку

и танцы.

Еще одним видом драматических представлений комического характера

являлись ателланы, которые были позаимствованы у других племен, населявших

Апеннинский полуостров, с которыми Рим вел непрерывные войны. Молодежь

увлеклась этими играми и стала устраивать их в дни праздников.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры,

что и в Древней Греции. Но дальше слабых зачатков драмы развитие народного

театра не пошло. Это объясняется консервативным укладом римской жизни и

сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось самостоятельной

мифологии, которая в Греции послужила "почвой и арсеналом" искусства, в том

числе драмы.

Римский театр эпохи республики

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и перевели

ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам.

После первой Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н.

э., было решено устроить драматическое представление. Постановку

поручили греку Ливию Андронику, находившемуся в рабстве у римского

сенатора, который и дал ему латинское имя Ливий. После отпущения на

волю, он остался в Риме и стал обучать греческому и латинскому языку

сыновей римской знати. Этот учитель и поставил на играх трагедию и,

вероятно, также комедию, переработанные им с греческого образца или, быть

может, просто переведенные с греческого языка на латинский. Эта постановка

дала первый толчок развитию римского театра.

С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург

Гней Невий (около 280-201 до н.э.). Его с полным основанием можно назвать

первым самобытным римским поэтом.

Наибольшей славы Невий достиг в области комедии. Невий был создателем

паллиаты - литературной комедии, которая представляла собой переработку

бытовой греческой комедии. Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв.

до н. э.

Продолжателем дела Невия как комедиографа был его младший современник

Тит Макций Плавт. Его творчество относится к тому периоду, когда Рим из

сельскохозяйственной общины превращается в сильнейшее государство

Средиземноморья. По единодушной оценке древних, Плавт был самым блестящим

представителем паллиаты. Он умел искусно соединить новую аттическую комедию

с элементами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью

действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками.

Публий Теренций Афр, работавший, как и Плавт, в жанре паллиаты,

принадлежал уже к следующему поколению драматургов. Уроженец Карфагена,

Теренций еще мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом римского

сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее

образование, а затем отпустил на волю. Теренций написал шесть комедий, и

все они сохранились. Сюжеты этих комедий он, как правило, заимствует у

Менандра, причем сознательно подчеркивает их греческий колорит. Конфликты

в комедиях Теренция носят семейный характер, и основной целью драматурга

является гуманизация нравов. Теренций стремится дать более углубленную

психологическую характеристику своих персонажей, создавая интересные,

жизненные образы.

Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до н. э.) - ставит

вопрос о воспитании молодежи. В комедии побеждают новые взгляды,

представители которых считают, что надо быть снисходительным к проделкам

молодых людей, воспитывать их не приказами и наказаниями, а добрыми

советами.

Теренций может быть назван предшественником новой европейской

драмы. Европейский театр неоднократно обращался к его творчеству.

Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в творчестве Ж.-Б.

Мольера.

Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в XVIII

в., в период формирования буржуазной "мещанской" драмы. Дидро считал

Теренция своим предшественником, Лессинг в "Гамбургской драматургии" дал

подробный анализ "Братьев", считая эту комедию образцовой.

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Литургическая и полулитургическая драма

Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала

церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских

игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной

пропаганды в своих целях. Уже в IX веке театрализуется месса,

вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа, о

его погребении и воскресении. Из этих диалогов рождается ранняя

литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы - рождественский,

рассказывающий о рождении Христа, и пасхальный, передающий историю его

воскресения.

Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы

"актеров", создаются "режиссерские инструкции" с точным указанием теста и

движений. Всем этим занимались сами священники.

Устроители литургических представлений накопили постановочный

опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и другие

евангельские чудеса. Приближаясь к жизни и используя постановочные

эффекты, литургическая драма уже не привлекала, а отвлекала

прихожан от службы. Развитие жанра таило в себе его самоуничтожение.

Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силах

совладать с ним, церковные власти выводят литургическую драму из-под

сводов храмов на паперти. Рождается полулитургическая драма (середина XII

в.).И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства,

подпал под влияние городской толпы. Теперь она диктует ему свои вкусы,

заставляет давать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников,

полностью перейти на родной, понятный толпе язык.

Светская драматургия

Первые ростки нового реалистического направления связываются с

именем трубадура Адама де Ла-Аль (около 1238-1287) из французского города

Арраса. Де Ла-Аль был страстно увлечен поэзией, музыкой и театром. Он жил в

Париже и в Италии (при дворе Карла Анжуйского) и получил довольно

широкую известность как поэт, музыкант, драматург.

В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое начало

сочеталось с сатирическим. В его произведениях были зачатки будущего

театра Возрождения. Но на протяжении средних веков этот драматург не имел

продолжателей. Жизнерадостность и вольная фантазия меркли под воздействием

церковных строгостей и прозаической трезвости городов.

Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла-Аль

нашло свое продолжение в фарсах, героями которых были то ярмарочный

зазывала, то врач-шарлатан, то циничный поводырь слепца. Однако жанр фарса

достиг своего расцвета позже, в XV веке. В XIII же веке комедийная струя

заглушалась театром миракля, тоже имевшим своей темой жизненные события,

но обращенным к религии.

Миракль

Само название миракль происходит от латинского слова "чудо".

И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные

противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству

божественных сил - святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени

эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол

феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В

первом из известных нам мираклей - "Игра о святом Николае" (1200) - в

центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления

христианина, попавшего в языческий плен, и история в него лишь отзвуком

крестовых походов. Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.