с глубиной социального обобщения, превращающего портрет определенного лица
в «экстракт наших диаконов, этих львов духовенства, у которых ни на йоту не
попадается ничего духовного» (Репин).
Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, Репин вложил в его
изображение весь свой темперамент, всю глубину своего творческого
прозрения, все свое мастерство. Оттого-то так убедителен созданный им
образ. Все в нем — мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом
маленьких заплывших глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший
форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным
чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, — обличает грубую,
примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских
идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и
страстей земных. Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера в
силу его типичности и глубины постижения художником приобретало большой
общественный смысл, разоблачая истинную природу духовенства.
Расцвет творчества
Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х — начало 90-х годов,
совпадая со временем расцвета русской демократической живописи. В этот
период Репиным была создана большая часть его лучших работ — картин на темы
из жизни народа и революционно-освободительной борьбы, исторических
полотен, портретов. Но центральным произведением этого времени, да и всего
творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии»
(1880—1883). Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине
многостороннее и широкое истолкование.
Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину
довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но
окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию,
в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и
торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась несколько лет
и была завершена только в 1883 году.
Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому
месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление
верующим. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных
обрядов и предрассудков. Сюжет крестного хода увлек Репина своей
колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции,
развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и
социальных типов. Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». И это
действительно было так, в особенности по отношению к Репину, который по
своему дарованию был художником большой темы — мелкие, случайные эпизоды и
события, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не
могли вдохновить на создание картин. Художником больших задач и далеко
простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов.
... В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с
пеньками от хищнически вырубленного леса торжественно и чинно движется
многолюдная процессия. Репин с замечательной конкретностью сумел передать
всю атмосферу происходящего: томящий зной, иссушивший все вокруг; клубы
пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей;
ослепительный блеск солнечных лучей, как бы концентрирующихся в
сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном
переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами и лентами выносного
фонаря; мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого
дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами. Все это
создает впечатление подлинности изображенного, позволяет буквально ощутить
колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.
Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события. Изображая
толпу, он создал целую галерею ярких образов представителей различных
сословий и классов пореформенной России, вскрыл существо их социальных
отношений, царящее в обществе неравенство, показал обездоленность и
бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет
интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о
лучшей доле. В центре толпы, бесцеремонно прижав к себе икону,
величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица, с чванливым
высокомерием взирающая на окружающую чернь. При ней надменный и грубый
сельский староста, дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора толпы.
Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной
военный. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный, хитрый и
прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией. Все эти
«хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и
занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до
«чудотворной». Шествие с иконой открывает рыжеволосый дородный дьякон в
великолепной золотой ризе, щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо
откидывающий со лба разметавшиеся кудри.
Развивая традиции Перова-обличителя, Репин трактует эти образы в
острогротесковом плане и в то же время очень самостоятельно, по-репински
увлекаясь яркой характерностью своих персонажей, словно выхваченных из гущи
жизни.
Толпу народа на переднем плане возглавляют мужики, несущие фонарь, в
праздничных кафтанах, подпоясанные кушаками, степенные, серьезные и
истовые. Вослед семенят две мещанки с пустым киотом от иконы,
противостоящие мужикам в своем ханжестве и жеманстве. Далее следуют регент
со своим разноголосым хором, крестьянка, с любопытством поглядывающая на
дьякона, и многие, многие лица, постепенно смешивающиеся с общим потоком
богомольцев. Общественный порядок поддерживают гарцующие на лошадях
урядники, без всякого стеснения пускающие в ход кулаки и нагайки. Им
помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников. Образы
этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатией охарактеризованы
Репиным. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. Окрыленный
надеждой на исцеление, исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный к
месту «чуда», куда направляется крестный ход. Ему пытается палкой
преградить дорогу десятник, но тот не обращает на него никакого внимания.
Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное
лицо. Противопоставляя чистоту, искренность верований бедняков ханжеству,
лицемерию, спекуляции религией господствующих классов, Репин утверждает
моральное превосходство народа, служащее залогом его светлого будущего.
При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную
композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу
народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей,
движущихся сплошным потоком, и при этом не обезличить шествие, представить
его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Репин
изобразил основное скопище людей на заднем плане. Толпа там буквально
запрудила все свободное пространство между холмами и валом валит, поднимая
тучи пыли. На переднем плане она растекается на два потока и, следуя за
поворотом дороги, поворачивает влево, рядами проходя мимо зрителя.
Значительно растянутый передний план позволяет при этом разносторонне
охарактеризовать большое число людей. Этому же выделению из толпы отдельных
персонажей способствует и колористическое решение. Полотно выдержано в
строгой цветовой гамме. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но
они играют большую роль. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон
процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая
единства, и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя
на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона,
урядника с нагайкой, странниц и других).
Картина «Крестный ход в Курской губернии» была воспринята
прогрессивной общественностью как «одно из лучших торжеств современного
искусства» (Стасов). Напротив, реакционная пресса обвинила Репина в крайней
тенденциозности, в нарушении всех эстетических принципов. Оно и понятно.
Репин-демократ был творцом нового искусства, служащего интересам народа. В
лице Репина русское искусство в полной мере овладело ролью беспощадного
критика общественных явлений, к чему призывал Н. Г. Чернышевский. В полотне
«Крестный ход в Курской губернии» художник создал настоящую энциклопедию
русской жизни пореформенной эпохи. Впервые в русской демократической
живописи при изображении современной действительности была достигнута такая
глубина художественного обобщения.
Работы на революционную тему
Отражая в своих картинах существенные стороны современности, Репин не
мог пройти мимо той борьбы, которую вели с самодержавием в эпоху 70-х годов
революционеры-народники. Одним из первых в русском искусстве он обратился к
созданию образов мужественных и стойких борцов за народное дело, утверждая
новые нормы поведения человека, новый этический идеал. И если в своих
монументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход»)
Репин выступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в
картинах на революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах—
1878 и 1880—1892 гг.; «Отказ от исповеди», 1879—1885; «Не ждал», 1884) он
показал себя тонким психологом, художником широких творческих возможностей,
которому доступны как многоплановые эпические сюжеты, так и напряженные
драматические конфликты. Произведения Репина, посвященные героям
освободительной борьбы, были восторженно встречены Стасовым. «Вот это —
настоящее, нынешнее искусство, за которое вас впоследствии особенно высоко
поставят», — предсказывал он художнику.
Особенно замечателен героический образ политзаключенного в картине
«Отказ от исповед»".
Сюжет картины был взят художником из самой жизни.
У верных слуг царизма — тюремщиков — было много всяких способов
воздействия на заключенных, чтобы пошатнуть их волю, поглумиться над ними.
Из них, пожалуй, самым издевательским и лицемерным был обычай исповеди
осужденных на казнь. За несколько часов до свершения казни к обреченному на
смерть приходил священник, чтобы в процессе исповеди выведать у него все
необходимое. То, чего не могли сделать следователь и судья, должен был
сделать священник.
Что мы видим на картине?
В мрачной холодной камере, на железной тюремной кровати, сидит
человек, приговоренный к смертной казни. На его измученном длительным
заключением лице выражена решимость вынести все страдания до конца. С
презрением и гневом встречает он пришедшего к нему священника, обнаруживая
в отказе от исповеди верность своим убеждениям, непреклонность своего
характера, силу воли. Гордо поднятая голова осужденного, открытая грудь и
вся его взятая в энергичном повороте фигура освещены скупым серебристым
светом, который, пронизывая полумрак камеры, выхватывает из темноты зловеще
поблескивающий крест. Революционеру противостоит темная и мрачная фигура
священника, намеренно изображенная художником со спины. Репина не
интересует ни мир его чувств, ни его личные качества. Для художника он лишь
живое олицетворение всех тех сил реакции, с которыми боролся и продолжает
вести борьбу не сломленный духом герой. В этом столкновении двух людей
наглядно раскрывается идея произведения, звучит утверждение справедливости
революционной борьбы и уверенность в ее конечной победе.
Наиболее совершенное и глубокое выражение психологические поиски
Репина нашли в картине «Не ждали» (1884). Замысел произведения возник у
художника летом 1883 года во время пребывания на даче в Мартышкино, под
Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены в картине. Позировали Репину
его родные и знакомые: для матери вернувшегося ссыльного—теща художника, Е.
Д. Шевцова, для жены— В. И. Репина, жена художника, и В. Д. Стасова;
девочка написана с Веры Репиной, дочери художника, мальчик — с Сережи
Костычева.
Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью
ссыльного революционера. Стремление Репина к психологическому решению темы
заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия,
запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на
пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-
видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося —
потрепанный армяк, стоптанные сапоги, — так и неожиданность его прихода).
Пройдет этот минутный столбняк, парализовавший всю семью, и чувства хлынут
наружу, выльются в какие-то шумные восклицания, порывистые движения, суету.
Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в
воображении запечатленную сцену. В картине царит напряженная тишина.
Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух
фигур — вернувшегося ссыльного, который с тревожным ожиданием и щемящей
нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, и
этой женщины, которая сердцем матери уже узнала своего сына, но еще как бы
боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в
странного пришельца, отыскивая в его постаревшем, измученном лице дорогие
ей черты. Художник изображает фигуру матери со спины, чтобы ее лицо своим
сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, не мешало зрителю в первую
очередь воспринимать именно героя картины. Но как выразительна эта фигура
высокой старой женщины в траурном одеянии, дрожащей рукой едва касающейся
спинки кресла, как бы ища в нем опоры! Острый профиль воскового лица
матери, седые волосы, прикрытые черной кружевной наколкой, резко очерченный
силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной
преждевременной старостью, — всё говорит о горе, которое легло на ее плечи.
Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к
происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка,
пригнувшаяся к столу и в страхе, исподлобья глядящая на пришельца, не
узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии); мальчик-
гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный
возвращением отца, что кажется — из глаз его вот-вот хлынут слезы; молодая
женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным
выражением растерянности, испуга, радости. Художник не дает счастливой
развязки в картине — не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких
чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых
отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.
Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении
вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают
Страницы: 1, 2, 3, 4
|