пытливость молодого художника, внимательно постигающего особенности
северной природы.
Годы учебы были наполнены каждодневным неустанным трудом,
радостью творчества, счастьем знакомства с людьми, память о которых пройдет
через всю жизнь. Такой оказалась встреча, хоть и мимолетная, С Пушкиным.
Она произошла на академической выставке в сентябре 1836 года, за несколько
месяцев до гибели поэта. Айвазовский помнил каждую деталь разговора, каждый
вопрос поэта, обращенный к нему, выражение его лица, его смех, одежду
Наталии Николаевны. Это знакомство осенило собою всю жизнь художника, и
многое потом в своем творчестве он проверял возможной реакцией великого
поэта, соразмеряя свои впечатления, создаваемые образы природы с высокой
пушкинской поэзией, которая всегда жила в душе художника. «С тех пор и без
того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных
бесед и рассказов о нем», - вспоминал Айвазовский на склоне лет.
О картинах Айвазовского представленных на академической выставке
1836 года, живо и доброжелательно отозвалась художественная критика. Нестор
Кукольник, выпускавший Художественную газету, писал: «Две картины
Айвазовского, изображающие пароход, идущий в Кронштадт, и голландский
корабль в открытом море, говорят без околичности, что талант художника
поведет его далеко. Изучение натуры откроет ему другие сокровища, о которых
теперь талант только догадывается. Произведения Айвазовского теперь
поражают, кидаются в глаза. Признаемся, мы ожидаем, что они вскоре не будут
так эффективны, но глубоко западут в душу зрителя и надолго заведут
хозяйство на дне ее». Эти слова были добрым напутствием начинающему
художнику.
Нестор Кукольник не раз заинтересованно писал о картинах
Айвазовского, следил за его успехами и предостерегал от увлечения излишней
внешней эффективностью. А вскоре художник и лично познакомился со своим
первым критиком, а главное, с кругом тех людей, что собирались в оме
братьев Нестора и Платона Кукольников или у Карла Брюллова, «великого
Карла», только что вернувшегося из Италии, увенчанного славой, обожаемого
молодыми живописцами. Здесь собирались актеры, художники, певцы,
литераторы. Глинка чаровал игрой на фортепиано и пением, художник Яненко
смешил своим балагурством, Платон Кукольник играл на ск5рипке, Нестор
импровизировал стихи, пел своим могучим басом великий певец Петров,
приходил актер Каратыгин с неисчерпаемым запасом каламбуров. «Вечером мы
сходились, тут шли россказни, - читаем в записках Глинки. – Иногда ужинали,
и тогда это был праздник не от яств и вина (нам не на что было лакомиться),
но от разнообразной оживленной беседы». На одном из таких вечеров
Айвазовский исполнил на скрипке несколько мелодий, слышанных им в Крыму.
Напевы понравились Глинке. Он воспользовался ими в опере Руслан и Людмила,
над которой в то время работал. «Впоследствии два из них я употребил в
лезгинке, а третий – для анданте в сцене Ратмира в 3-м акте Руслана и
Людмилы», свидетельствовал сам композитор.
Но вот закончена Академия художеств. Как лучший выпускник 1837
года Айвазовский получил за свои успехи большую золотую медаль, дававшую
право на шесть лет уехать за границу в качестве академического пенсионера и
совершенствовать там живописное мастерство. Прежде чем отправиться в
Италию, куда обычно уезжали художники, Айвазовский на два года уехал в
Феодосию, где не был целых пять лет.
Вернувшись в родной город, он с упоением начал работать над
пейзажами, главной темой который оставалось море. Он умел бесконечно
разнообразить сюжеты своих марин: то это ночь на южном берегу, то буря у
генуэзских развалин, то вид Севастополя с военными кораблями, и, наконец,
вид Феодосии, любовно изображенной художником почти с топографической
точностью. В картине хорошо узнаваемы характерные очертания гор, башня
Константина у самого берега и дом губернатора. Воодушевленный встречей с
родными краями, Айвазовский писал в Петербург Томилову: «Сколько перемены в
моих понятиях о природе, сколько новых прелестей добился и сколько
предстоит впереди».
Серьезной школой для него стало участие под руководством генерала
Николая Раевского, сына героя 1812 года, командовавшего Кавказской
береговой линией, в боевых операциях у берегов Мингрелии. Айвазовский
принял участие в десанте, высаженном в районе Субаши (Лазаревская). Картину
Десант в Субаши он написал сразу, вернувшись в Феодосию. Она стала первым в
его творчестве изображением морской батальной сцены. В этой операции
принимали участие служившие на Кавказе рядовыми бывшие декабристы Михаил
Нарышкин, Александр Одоевский, Николай Лорер. Художник сблизился с ними «и
с большим удовольствием, - вспоминал он позже, - беседовал с этими
высокообразованными людьми». Здесь можно заметить, что принявшая большое
участие в судьбе Айвазовского Наталья Нарышкина была в родстве с кавказским
знакомым художника Михаилом Нарышкиным. Когда же художник оказался в
Италии, там судьба свела его с родственницей другого декабриста –
Александра Лорера. В ее альбоме он оставил десятки своих рисунков. Среди
новых кавказских друзей художника был брат Пушкина Левушка. Знакомство с
ним было окрашено для Айвазовского памятью о недавней встрече с великим
поэтом. Два года самостоятельной работы в Крыму, без оглядок на авторитеты,
без понуждений к обязательным академическим заданиям много значили в
творческом развитии художника. За короткое время он написал более десяти
картин и отослал их в Академию в качестве отчета о своей работе.
Возвращаясь весной 1840 года в Петербург и прощаясь с родными
местами, Айвазовский написал одну из самых проникновенных своих картин –
Морской берег. Быть может, в стоящем на берегу одиноком путнике, который
смотрит на волнующееся море, на бороздящие волны корабли, небо с нависшими
над водой облаками, художник мыслил себя? Когда он вернется сюда, когда
увидит эти берега, такое родное и любимое Черное море?
В Италии
Летом 1840 года вместе со своим академическим другом Василием
Штернбергом, замечательным художником, веселым человеком, Айвазовский
двинулся в путь. Дорога лежала в Италию, столицу художественного мира.
Классическое искусство Древнего Рима, великие мастера итальянского
Возрождения, прекрасная природа влекли туда художников со всей Европы.
Через Берлин, Дрезден, Вену, Триест Айвазовский и Штернберг приехали в
Италию. Первым городом, где художники сделали остановку, была Венеция. Она
покорила своей неповторимой красотой и очарованием. Большой канал с
величественными дворцами, переплетение малых каналов, на их скрещении –
уютные тихие площади, а сердце Венеции – площадь Святого Марка с прекрасным
собором. За площадью – знаменитая венецианская лагуна. Сколько бы не прошло
лет, Айвазовский будет памятью возвращаться к этому городу и в восхищении
воспевать в своих картинах его волшебную красоту.
Художник воссоздал на своих полотнах недвижные, словно уснувшие,
воды лагуны, в которых отражаются, удваиваясь, совершенные в своей
архитектурной красоте венецианские дворцы, кампанилы и самые обычные
строения. Неслышно скользят по тихой воде гондолы, непременная примета
венецианской жизни. От прозрачного неба, тихой воды, медленного движения
гондол веет покоем, гармонией, идиллией природы и жизни.
В Венеции, в армянском монастыре Святого Лазаря уже много лет жил
старший брат Айвазовского – Габриэл. Он принял монашество и жизнь свою
посвятил ученым занятиям богословием, языками и переводами, став крупным
ученым-теологом. Братья встретились после многих лет разлуки. Художник
некоторое время жил в монастыре. Монахи поселили Айвазовского в келье,
которую когда-то занимал великий Байрон. Английский поэт был настолько
увлечен людьми и обстановкой монастыря, что начал изучать армянский язык и
даже издал англо-армянский словарь. Айвазовский на склоне лет написал
картину, изображающую Байрона среди монахов армянского монастыря. С братом
у Айвазовского никогда не прерывалась связь. В знак расположения и
благодарности художник посвятил монастырю одну из картин, написанных в
Венеции.
За несколько первых месяцев жизни в Италии Айвазовский побывал,
кроме Венеции, во Флоренции, которая встретила его величественными
соборами, прекрасными коллекциями картин великих мастеров Возрождения в
галереях Уффици и Питти. Художник объехал все Неаполитанское побережье,
работал в Сорренто, Амальфи, Вико; в самом Неаполе ему не терпелось ощутить
особенность ландшафта, увидеть прибрежные пейзажи, побывать в тех местах,
где работал любимый и высокочтимый им Сильвестр Щедрин.
Двигаясь по дорогам Италии, он всматривался в синеву неба, ясный
рисунок холмов Тосканы, плоские кроны горделивых пиний, чутко улавливая
богатое разнообразие оттенков утреннего, полуденного или вечернего неба.
Память художника фиксировала, как огненный шар солнца медленно опускался в
море, и тогда на зыби волн начинали играть причудливые оттенки золотого
цвета. Эти первые впечатления, пополняясь новыми, возрождались на холстах
под его кистью.
Рим потряс Айвазовского. «Я видел творения Рафаэля и
Микеланджело, видел Колизей, церкви Петра и Павла. Смотря на произведения
гениев и громады, чувствуешь свое ничтожество! Здесь день стоит года», -
писал он в Петербург о своих первых впечатлениях от Вечного города. «Я, как
пчела, сосу мед из цветника, чтобы принести благодарную дань царю и матушке
России», - заканчивал он свое письмо.
Обосновавшись в Риме, Айвазовский часто встречался с Николаем
Васильевичем Гоголем, с которым познакомился в Венеции, они вместе
совершили поездку во Флоренцию. Осторожный на новые знакомства Гоголь
быстро сошелся с Айвазовским. «Низенький, худощавый с весьма длинным
заостренным носом, с прядью белокурых волос, часто падавших на маленькие
прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную внешность любезностью,
неистощимою веселостью и проблесками своего нескончаемого юмора, которыми
искрилась его беседа в приятельском кругу», - таким увидел художник
знаменитого писателя. Судьба была щедра к Айвазовскому на интересные
встречи, знакомства и дружбу. Вечерами он часто бывал в маленькой квартирке
Гоголя, которую тот называл «моя келья». Туда приходил друг Гоголя,
художник Александр Иванов, погруженный в работу над своей картиной Явление
Христа народу. Здесь бывали писатели Иван Панаев, Василий Боткин, многие
художники. Душой этого кружка был Гоголь, которого все любили. О близости
художника и писателя свидетельствует эпизод с портретом Гоголя, исполненный
Александром Ивановым, который Гоголь выпросил у Иванова, чтобы подарить
Айвазовскому.
Работал Айвазовский с упоением и очень быстро, испытывая
наслаждение от процесса творчества, от того, как возникают под кистью из
бесформенных поначалу мазков облака, воздух, линия берега, движение волн.
За несколько первых месяцев жизни в Италии в 1840 году Айвазовский написал
тринадцать больших картин. В следующем – семь, еще через год – двадцать. В
их число не входят работы небольших размеров, альбомы рисунков, набросков,
которые художник делал постоянно, находясь в дороге, за дружеской беседой
или размышляя над новым сюжетом для большого холста.
Здесь, в Италии, окончательно сложился метод работы Айвазовского.
Он был очень индивидуален, ни на кого не похож. «Когда я уезжал в Италию, -
рассказывал художник, - мне твердили все в виде напутствия – с натуры, с
натуры пишите!.. живя в Сорренто, я принялся писать вид с натуры с того
самого места, с которого в былые годы писал С. Щедрин… писал я ровно три
недели. Затем точно также написал вид в Амальфи. В Вико написал две картины
по памяти. Закат и восход солнца. Выставил все – и что же оказалось – все
внимание публики было обращено на фантазии, а эти проходили мимо – как
давно знакомые». Для себя Айвазовский раз и навсегда сделал вывод, что
особенности его восприятия природы, зрительной памяти, воображения,
наконец, темперамента не совмещаются с характером работы на натуре. Он не
мог сидеть с мольбертом и кистями у берега моря и, часами наблюдая
изменчивость освещения, движение волн, кропотливо переносить это на холст.
Его феноменальная память удерживала множественные состояния атмосферы,
эффектные, единственные в своем роде мгновения жизни природы, а
выработанная годами, отточенная техника, филигранное профессиональное
мастерство позволяли безошибочно и убедительно воспроизводить созданную
воображением картину природы.
Айвазовский выработал свою теорию. Он был убежден, что «движение
живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волн
– немыслимо с натуры. Для этого художник должен запомнить их, и с этими
случайностями, равно как и эффектами света и теней, составлять сою
картину». Способ его работы был очень индивидуален. Он начинал писать
картину с изображения неба или, как он любил говорить, - воздуха. И как бы
ни был велик холст, он заканчивал эту часть картины в один сеанс, не отходя
от холста иногда по двенадцать часов кряду. Этим достигалось ощущение
особого единства цвета, воздушной атмосферы, убедительности и правдивости в
ее передаче.
В мастерской художника обычно стояло несколько картин –
законченных и только начатых. Но завершенные работы не задерживались долго,
на них всегда имелись покупатели. Известность Айвазовского быстро росла. На
одной из выставок в Риме он экспонировал несколько своих картин, о которых
с восторгом писали итальянские газеты, открывая новое имя русского
художника.
Многие его картины, изображающие восходы, закаты, лунные ночи,
морские бризы, написаны, кажется, с непринужденной, покоряющей легкостью.
Они воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации. В начале
XIX столетия в поэзии и в музыке сложилась традиция публичной импровизации.
Ею увлекался Адам Мицкевич, непревзойденным и тончайшим мастером ее был
Фредерик Шопен. Айвазовский слышал легкие музыкальные фантазии Глинки. В
художественных салонах Петербурга, Москвы, европейских столиц звучали
музыкальные и поэтические импровизации. В них привлекала видимая легкость и
одновременно таинственность рождения в присутствии зрителей или слушателей
законченного произведения. Но за этим стоял высокий профессионализм.
В популярности, разрастающейся славе Айвазовского, быстроте, с
которой возникали все новые и новые закаты, восходы, лунные ночи, таилась
большая опасность – стать просто модным художником, писать, учитывая лишь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|