пытливость  молодого   художника,   внимательно   постигающего   особенности 
северной природы. 
            Годы  учебы  были  наполнены  каждодневным  неустанным   трудом, 
радостью творчества, счастьем знакомства с людьми, память о которых  пройдет 
через всю жизнь. Такой оказалась встреча, хоть  и  мимолетная,  С  Пушкиным. 
Она произошла на академической выставке в сентябре 1836 года,  за  несколько 
месяцев до гибели поэта. Айвазовский помнил каждую деталь разговора,  каждый 
вопрос поэта, обращенный к  нему,  выражение  его  лица,  его  смех,  одежду 
Наталии Николаевны. Это знакомство осенило  собою  всю  жизнь  художника,  и 
многое потом в своем творчестве  он  проверял  возможной  реакцией  великого 
поэта, соразмеряя свои впечатления, создаваемые  образы  природы  с  высокой 
пушкинской поэзией, которая всегда жила в душе художника. «С тех пор  и  без 
того любимый мною поэт сделался предметом моих дум,  вдохновения  и  длинных 
бесед и рассказов о нем», - вспоминал Айвазовский на склоне лет. 
           О картинах Айвазовского представленных на академической  выставке 
1836 года, живо и доброжелательно отозвалась художественная критика.  Нестор 
Кукольник,  выпускавший   Художественную   газету,   писал:   «Две   картины 
Айвазовского,  изображающие  пароход,  идущий  в  Кронштадт,  и  голландский 
корабль в открытом море,  говорят  без  околичности,  что  талант  художника 
поведет его далеко. Изучение натуры откроет ему другие сокровища, о  которых 
теперь  талант  только  догадывается.   Произведения   Айвазовского   теперь 
поражают, кидаются в глаза. Признаемся, мы ожидаем, что они вскоре не  будут 
так эффективны,  но  глубоко  западут  в  душу  зрителя  и  надолго  заведут 
хозяйство  на  дне  ее».  Эти  слова  были  добрым  напутствием  начинающему 
художнику. 
           Нестор  Кукольник  не  раз  заинтересованно  писал   о   картинах 
Айвазовского, следил за его успехами и предостерегал от  увлечения  излишней 
внешней эффективностью. А вскоре художник  и  лично  познакомился  со  своим 
первым критиком, а главное,  с  кругом  тех  людей,  что  собирались  в  оме 
братьев Нестора и  Платона  Кукольников  или  у  Карла  Брюллова,  «великого 
Карла», только что вернувшегося из Италии,  увенчанного  славой,  обожаемого 
молодыми   живописцами.   Здесь   собирались   актеры,   художники,   певцы, 
литераторы. Глинка чаровал игрой на фортепиано  и  пением,  художник  Яненко 
смешил своим  балагурством,  Платон  Кукольник  играл  на  ск5рипке,  Нестор 
импровизировал  стихи,  пел  своим  могучим  басом  великий  певец   Петров, 
приходил актер Каратыгин с неисчерпаемым  запасом  каламбуров.  «Вечером  мы 
сходились, тут шли россказни, - читаем в записках Глинки. – Иногда  ужинали, 
и тогда это был праздник не от яств и вина (нам не на что было  лакомиться), 
но  от  разнообразной  оживленной  беседы».  На  одном  из   таких   вечеров 
Айвазовский исполнил на скрипке несколько мелодий,  слышанных  им  в  Крыму. 
Напевы понравились Глинке. Он воспользовался ими в опере Руслан  и  Людмила, 
над которой в то время работал. «Впоследствии  два  из  них  я  употребил  в 
лезгинке, а третий – для анданте в  сцене  Ратмира  в  3-м  акте  Руслана  и 
Людмилы», свидетельствовал сам композитор. 
          Но вот закончена Академия художеств.  Как  лучший  выпускник  1837 
года Айвазовский получил за свои успехи  большую  золотую  медаль,  дававшую 
право на шесть лет уехать за границу в качестве академического пенсионера  и 
совершенствовать  там  живописное  мастерство.  Прежде  чем  отправиться   в 
Италию, куда обычно уезжали художники,  Айвазовский  на  два  года  уехал  в 
Феодосию, где не был целых пять лет. 
          Вернувшись в родной  город,  он  с  упоением  начал  работать  над 
пейзажами,  главной  темой  который  оставалось  море.  Он  умел  бесконечно 
разнообразить сюжеты своих марин: то это ночь на южном  берегу,  то  буря  у 
генуэзских развалин, то вид Севастополя с военными  кораблями,  и,  наконец, 
вид  Феодосии,  любовно  изображенной  художником  почти  с  топографической 
точностью. В картине  хорошо  узнаваемы  характерные  очертания  гор,  башня 
Константина у самого берега и дом  губернатора.  Воодушевленный  встречей  с 
родными краями, Айвазовский писал в Петербург Томилову: «Сколько перемены  в 
моих  понятиях  о  природе,  сколько  новых  прелестей  добился  и   сколько 
предстоит впереди». 
          Серьезной школой для него стало участие под руководством  генерала 
Николая  Раевского,  сына  героя  1812   года,   командовавшего   Кавказской 
береговой линией,  в  боевых  операциях  у  берегов  Мингрелии.  Айвазовский 
принял участие в десанте, высаженном в районе Субаши (Лазаревская).  Картину 
Десант в Субаши он написал сразу, вернувшись в Феодосию. Она стала первым  в 
его  творчестве  изображением  морской  батальной  сцены.  В  этой  операции 
принимали участие служившие на Кавказе  рядовыми  бывшие  декабристы  Михаил 
Нарышкин, Александр Одоевский, Николай Лорер. Художник сблизился с  ними  «и 
с  большим  удовольствием,  -  вспоминал  он  позже,  -  беседовал  с  этими 
высокообразованными людьми». Здесь можно  заметить,  что  принявшая  большое 
участие в судьбе Айвазовского Наталья Нарышкина была в родстве с  кавказским 
знакомым  художника  Михаилом  Нарышкиным.  Когда  же  художник  оказался  в 
Италии,  там  судьба  свела  его  с  родственницей  другого   декабриста   – 
Александра Лорера. В ее альбоме он оставил  десятки  своих  рисунков.  Среди 
новых кавказских друзей художника был брат  Пушкина  Левушка.  Знакомство  с 
ним было окрашено для Айвазовского памятью  о  недавней  встрече  с  великим 
поэтом. Два года самостоятельной работы в Крыму, без оглядок на  авторитеты, 
без  понуждений  к  обязательным  академическим  заданиям  много  значили  в 
творческом развитии художника. За короткое время  он  написал  более  десяти 
картин и отослал их в Академию в качестве отчета о своей работе. 
          Возвращаясь весной 1840 года в  Петербург  и  прощаясь  с  родными 
местами, Айвазовский написал одну из самых  проникновенных  своих  картин  – 
Морской берег. Быть может, в стоящем на  берегу  одиноком  путнике,  который 
смотрит на волнующееся море, на бороздящие волны корабли, небо  с  нависшими 
над водой облаками, художник мыслил себя?  Когда  он  вернется  сюда,  когда 
увидит   эти   берега,    такое    родное    и    любимое    Черное    море? 
                                  В Италии 
          Летом 1840 года вместе  со  своим  академическим  другом  Василием 
Штернбергом,  замечательным  художником,  веселым   человеком,   Айвазовский 
двинулся в путь. Дорога  лежала  в  Италию,  столицу  художественного  мира. 
Классическое  искусство  Древнего   Рима,   великие   мастера   итальянского 
Возрождения, прекрасная природа  влекли  туда  художников  со  всей  Европы. 
Через Берлин, Дрезден, Вену,  Триест  Айвазовский  и  Штернберг  приехали  в 
Италию. Первым городом, где художники сделали остановку, была  Венеция.  Она 
покорила  своей  неповторимой  красотой  и  очарованием.  Большой  канал   с 
величественными дворцами, переплетение малых  каналов,  на  их  скрещении  – 
уютные тихие площади, а сердце Венеции – площадь Святого Марка с  прекрасным 
собором. За площадью – знаменитая венецианская лагуна. Сколько бы не  прошло 
лет, Айвазовский будет памятью возвращаться к этому городу  и  в  восхищении 
воспевать в своих картинах его волшебную красоту. 
           Художник воссоздал на своих полотнах недвижные, словно  уснувшие, 
воды  лагуны,  в  которых  отражаются,  удваиваясь,  совершенные   в   своей 
архитектурной  красоте  венецианские  дворцы,  кампанилы  и  самые   обычные 
строения. Неслышно скользят  по  тихой  воде  гондолы,  непременная  примета 
венецианской жизни. От прозрачного неба,  тихой  воды,  медленного  движения 
гондол веет покоем, гармонией, идиллией природы и жизни. 
          В Венеции, в армянском монастыре Святого Лазаря уже много лет  жил 
старший брат Айвазовского – Габриэл.  Он  принял  монашество  и  жизнь  свою 
посвятил ученым занятиям богословием, языками  и  переводами,  став  крупным 
ученым-теологом. Братья  встретились  после  многих  лет  разлуки.  Художник 
некоторое время жил в  монастыре.  Монахи  поселили  Айвазовского  в  келье, 
которую когда-то занимал  великий  Байрон.  Английский  поэт  был  настолько 
увлечен людьми и обстановкой монастыря, что начал изучать армянский  язык  и 
даже издал  англо-армянский  словарь.  Айвазовский  на  склоне  лет  написал 
картину, изображающую Байрона среди монахов армянского монастыря.  С  братом 
у  Айвазовского  никогда  не  прерывалась  связь.  В  знак  расположения   и 
благодарности художник посвятил  монастырю  одну  из  картин,  написанных  в 
Венеции. 
          За несколько первых месяцев жизни в  Италии  Айвазовский  побывал, 
кроме  Венеции,  во  Флоренции,  которая   встретила   его   величественными 
соборами, прекрасными коллекциями  картин  великих  мастеров  Возрождения  в 
галереях Уффици и Питти.  Художник  объехал  все  Неаполитанское  побережье, 
работал в Сорренто, Амальфи, Вико; в самом Неаполе ему не терпелось  ощутить 
особенность ландшафта, увидеть прибрежные пейзажи, побывать  в  тех  местах, 
где работал любимый и высокочтимый им Сильвестр Щедрин. 
          Двигаясь по дорогам Италии, он всматривался в синеву  неба,  ясный 
рисунок холмов Тосканы, плоские  кроны  горделивых  пиний,  чутко  улавливая 
богатое разнообразие оттенков утреннего,  полуденного  или  вечернего  неба. 
Память художника фиксировала, как огненный шар солнца медленно  опускался  в 
море, и тогда на зыби волн  начинали  играть  причудливые  оттенки  золотого 
цвета. Эти первые впечатления, пополняясь новыми,  возрождались  на  холстах 
под его кистью. 
           Рим  потряс   Айвазовского.   «Я   видел   творения   Рафаэля   и 
Микеланджело, видел Колизей, церкви Петра и Павла.  Смотря  на  произведения 
гениев и громады, чувствуешь свое ничтожество! Здесь  день  стоит  года»,  - 
писал он в Петербург о своих первых впечатлениях от Вечного города. «Я,  как 
пчела, сосу мед из цветника, чтобы принести благодарную дань царю и  матушке 
России», - заканчивал он свое письмо. 
          Обосновавшись в Риме,  Айвазовский  часто  встречался  с  Николаем 
Васильевичем  Гоголем,  с  которым  познакомился  в  Венеции,   они   вместе 
совершили поездку  во  Флоренцию.  Осторожный  на  новые  знакомства  Гоголь 
быстро  сошелся  с  Айвазовским.  «Низенький,  худощавый  с  весьма  длинным 
заостренным носом, с прядью белокурых волос,  часто  падавших  на  маленькие 
прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную  внешность  любезностью, 
неистощимою веселостью и проблесками своего  нескончаемого  юмора,  которыми 
искрилась  его  беседа  в  приятельском  кругу»,  -  таким  увидел  художник 
знаменитого  писателя.  Судьба  была  щедра  к  Айвазовскому  на  интересные 
встречи, знакомства и дружбу. Вечерами он часто бывал в маленькой  квартирке 
Гоголя,  которую  тот  называл  «моя  келья».  Туда  приходил  друг  Гоголя, 
художник Александр Иванов, погруженный в работу над своей  картиной  Явление 
Христа народу. Здесь бывали писатели Иван  Панаев,  Василий  Боткин,  многие 
художники. Душой этого кружка был Гоголь, которого все  любили.  О  близости 
художника и писателя свидетельствует эпизод с портретом Гоголя,  исполненный 
Александром Ивановым, который Гоголь  выпросил  у  Иванова,  чтобы  подарить 
Айвазовскому. 
           Работал  Айвазовский  с  упоением  и  очень   быстро,   испытывая 
наслаждение от процесса творчества, от того, как  возникают  под  кистью  из 
бесформенных поначалу мазков облака, воздух, линия  берега,  движение  волн. 
За несколько первых месяцев жизни в Италии в 1840 году  Айвазовский  написал 
тринадцать больших картин. В следующем – семь, еще через год –  двадцать.  В 
их число не входят работы небольших размеров, альбомы  рисунков,  набросков, 
которые художник делал постоянно, находясь в дороге,  за  дружеской  беседой 
или размышляя над новым сюжетом для большого холста. 
          Здесь, в Италии, окончательно сложился метод работы  Айвазовского. 
Он был очень индивидуален, ни на кого не похож. «Когда я уезжал в Италию,  - 
рассказывал художник, - мне твердили все в виде напутствия  –  с  натуры,  с 
натуры пишите!.. живя в Сорренто, я принялся писать  вид  с  натуры  с  того 
самого места, с которого в былые годы писал С. Щедрин…  писал  я  ровно  три 
недели. Затем точно также написал вид в Амальфи. В Вико написал две  картины 
по памяти. Закат и восход солнца. Выставил все – и что же  оказалось  –  все 
внимание публики было обращено на фантазии,  а  эти  проходили  мимо  –  как 
давно знакомые». Для себя Айвазовский  раз  и  навсегда  сделал  вывод,  что 
особенности  его  восприятия  природы,   зрительной   памяти,   воображения, 
наконец, темперамента не совмещаются с характером работы на  натуре.  Он  не 
мог сидеть  с  мольбертом  и  кистями  у  берега  моря  и,  часами  наблюдая 
изменчивость освещения, движение волн, кропотливо переносить это  на  холст. 
Его  феноменальная  память  удерживала  множественные  состояния  атмосферы, 
эффектные,  единственные  в  своем   роде   мгновения   жизни   природы,   а 
выработанная  годами,  отточенная  техника,   филигранное   профессиональное 
мастерство позволяли  безошибочно  и  убедительно  воспроизводить  созданную 
воображением картину природы. 
          Айвазовский выработал свою теорию. Он был убежден,  что  «движение 
живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра,  всплеск  волн 
– немыслимо с натуры. Для этого художник должен  запомнить  их,  и  с  этими 
случайностями,  равно  как  и  эффектами  света  и  теней,  составлять   сою 
картину». Способ его  работы  был  очень  индивидуален.  Он  начинал  писать 
картину с изображения неба или, как он любил говорить, - воздуха. И  как  бы 
ни был велик холст, он заканчивал эту часть картины в один сеанс, не  отходя 
от холста иногда  по  двенадцать  часов  кряду.  Этим  достигалось  ощущение 
особого единства цвета, воздушной атмосферы, убедительности и правдивости  в 
ее передаче. 
           В  мастерской  художника  обычно  стояло   несколько   картин   – 
законченных и только начатых. Но завершенные работы не задерживались  долго, 
на них всегда имелись покупатели. Известность Айвазовского быстро росла.  На 
одной из выставок в Риме он экспонировал несколько своих картин,  о  которых 
с  восторгом  писали  итальянские  газеты,  открывая  новое   имя   русского 
художника. 
          Многие его картины, изображающие  восходы,  закаты,  лунные  ночи, 
морские бризы, написаны, кажется, с  непринужденной,  покоряющей  легкостью. 
Они воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.  В  начале 
XIX столетия в поэзии и в музыке сложилась традиция публичной  импровизации. 
Ею увлекался Адам Мицкевич, непревзойденным  и  тончайшим  мастером  ее  был 
Фредерик Шопен. Айвазовский слышал легкие  музыкальные  фантазии  Глинки.  В 
художественных  салонах  Петербурга,  Москвы,  европейских  столиц   звучали 
музыкальные и поэтические импровизации. В них привлекала видимая легкость  и 
одновременно таинственность рождения в присутствии зрителей  или  слушателей 
законченного произведения. Но за этим стоял высокий профессионализм. 
          В популярности, разрастающейся  славе  Айвазовского,  быстроте,  с 
которой возникали все новые и новые закаты, восходы,  лунные  ночи,  таилась 
большая опасность – стать просто модным художником,  писать,  учитывая  лишь 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |