Меню
Поиск



рефераты скачатьСпецифика средств создания художественного образа в искусстве графики

Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики

ИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ, ТУРИЗМА, ШОУ-БИЗНЕСА

СПЕЦИФИКА СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИСКУССТВЕ ГРАФИКИ

Контрольная работа работа по истории искусств

студентки 1-го курса заочного отделения факультета туризм

Зорько Аллы Анатольевны.

Преподаватель: доцент Калугина О. В.

Москва, 1997

Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни

общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая

значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества.

Суть искусства определяется тем, что что оно представляет собой наиболее

полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само

собой, искусство должно было принять разнообразные формы чтобы воплотить

все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне

конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее

средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство

передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако,

художественный образ предстает совершенно различным в разных видах

искусства. Каждый вид искусства обладает своей спицификой, ставит

собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все

искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие

художественных возможностей. В данной работе я постараюсь как можно точнее

отразить особенности создания художественного образа в искусстве графики.

На основе различных признаков искусства можно распределить по

различным группам и видам.

Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим)

искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет

конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как

временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное

слово).

Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она

отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в

которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом

обобщения, типизации, воображению художника получает возможность

эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик,

переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в

отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир

собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).

К изобразительным искусствам кроме графики относятся также живопись и

скульптура. Но эти три вида изобразительных искусств имеют кроме общих черт

огромное количество различий.

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена

на три вида:

. монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например,

плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

. станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным

интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается

художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

. декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические

изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной

ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к

декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при

помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.

Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие

изобразительные искусства, то чем же она радикально отличается от

скульптуры и живописи?

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как

художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах

изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим

началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок

главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет - в живописи).

Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho - пишу,

рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника.

Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии,

штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги - белой

или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное

соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но

используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к

монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из

сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или

какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой

является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль.

Красочные материалы и техники определяются видом графики.

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется

на два типа: эстамп и рисунок.

Эстамп - от французского estamper - штамповать, оттискивать - оттиск

на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на

бумаге, а на пластине какого-либо твердого материала, с которой потом

рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить

не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое

изображение. Печатание применяется и в прикладной графике, в плакате,

книжной иллюстрации. Но там печатная форма изготавливается с оригинала,

выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой же

графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому

получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой

художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непостредственный

отпечаток творческой работы автора.

Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала

- дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского

слова graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания,

процарапывания каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения

графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.

Основные виды гравюры, различаемые по способу печати

выпуклая

плоская

углубленная

литография

альграфия

ксилография

линогравюра

различные виды гравюры на металле (офорт, акватинта)

. плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне;

. выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше

уровня фона;

. углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня

фона.

В зависимости от материала, из которого создается печатная форма

различают разные виды гравюры:

Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка).

Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на

литографический камень наносится специальной жирной литографической тушью

или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска,

пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798

году. В 19 веке получает распространение в станковой и социально-

критической журнальной графике. (Французский художник Оноре Домье:

“Опустите занавес, фарс сыгран” 1834г., “Улица Транснонен, 15 апреля 1834

года” 1834г., с 1837 по 1851г. - приблизительно 30 литографических серий -

“Робер Манер”, “Парижские типы”, “Добропорядочный буржуа”, “Деятели

правосудия”.)

Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но

вместо камня используется аллюминиевая пластина.

Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска

накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми

остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный

рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась в средние века

всвязи с необходимостью книгопечатания. (Германские художники Альбрехт

Дюрер: “Четыре всадника” 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр

“Образы смерти” 1524-1525г.г. )

Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии.

Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в

исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения

используемого материала (однородность, овтсутствие мешающих резцу

искусственных волокон).

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали.

Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления.

Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой

иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого

тиража), меццо-тинто (“черная печать”), офорт, акватинта, мягкий лак (или

срывной лак).

Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок

процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака,

покрывающего металлическую пластину. Прцарапанные места протравливаются

кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и

оттискивается на бумагу. (Французский художник Жак Калло: серия “Большие

бедствия войны” 1633г., серия “Низшие” 1622г.)

Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем

процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической

доски.

Меццо-тинто - от итальянского mezzo - средний и tinto - окрашеный. Вид

углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником

придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки

доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются,

выглаживаются, полируются.

Акватинта - от итальянского aquatinta - метод гравирования, основанный на

протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной

асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью

кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от

черного до белого.

Каждый из вышеупомянутых способов гравюры имеет свои особенности в

зависимости от материала и используемых инструментов. Так, например,

ксилография более жестка, сурова, по сравнению с гравюрой на металле. По

стилю ксилография склонна к преувеличению, обобщению, тяготеет к яркому,

экспрессивному образу. Дерево - своевольный, неоднородный материал,

диктующий собственные условия. Металл же - более организован, податлив.

Ксилографии практически недоступны тонкие, нежно-летящие линии, плотная

сеть перекрестных штрихов, которые в гравюре на металле создают постепенный

переход от светлого пятна к темному. Ксилография больше походит для

создания сатирических произведений, она более народна. (Например, лубки, -

народные картинки, относящиеся, как привило, к декоративной графике,

отличаются простотой и доступностью образов, откликаютчся на политические

события, также изображают сцены быта. Техника исполнения лубка - обычно

ксилография, иногда литография или гравюра на меди, раскрашиваемая после

печати от руки.) Гравюра же на металле выполненная, например, в технике

офорта, как правило, включает в себя строгую систему параллельных и

перекрестных штрихов, соответствующих форме изображаемого предмета. Офорту

наиболее доступно создание объема, пространства, света.

Небольшое лирическое отступление (личное мнение):

Непревзойденнейшим мастером офорта я считаю Рембрандта Харменса ван

Рейна. Его гравюра “Три Креста” поражает соей монументальностью (вне всякой

зависимости от размера). Она более живописна, чем любое из живописных

полотен, благодаря высочайшему умению мастера создавать пространственный

объем при помощи штриха. Главное действующее лицо на этой гравюре не Иисус,

а Свет (именно Свет с большой буквы). Свет, врывающийся и всепокоряющий.

Свет - онова композиции. Рембрандт - не просто мастер штриха в графике,

мазка в живописи (пусть даже босая пятка коленопреклоненного сына на

каритне “Возвращение блудного сына” была написана не кистью, а ладонью

художника). Он - мастер Света (“Ночной дозор”, “Ассур, Аман и Эсфирь” - в

живописи, “Три креста”, “Христос в Эммане” - в графике). Но линией,

тончайшим легким штрихом, Рембрандт достигает невозможного - ослепительного

сияния живого света.

Конец лирического отступления.

Литография же, в сравнении с другими видами печатной графики, стоит

совсем особняком. Как самое непостредственное, гибкое и послушное средство

выражения художественных замыслов. И материал в данном случае не диктует

никаких своих условий. Художник может рисовать на камне как на бумаге, и

изображенное им с точностью отпечатывается на листе.

Но литографии недоступна четкость линии, она мене “графична” по

сравнению с ксилографией и гравюрой на металле. Ей свойственны мягкие как

бырхат, широкие линии штриха. Ночь и ткман ближе этой технике, чем днейвной

свет (Французский художник Одилон Родон: “Болотный цветок”, из серии

“Посвящение Гойе”, 1885г.)

Таким образом, в зависимости своих замыслов, художник волен выбирать

разные техники гравюры.

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий

травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как одно из

художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное

произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе

бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью,

сангиной, акварелью, гуашью.

Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью

графических средств: контурной линии. Штриха и пятна. Существуют

многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования.

Темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Зародился рисунок еще в эпоху верхнего палеолита - рисунки животных,

процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры

Альтамиры в Испании, пещеры фон де Гон, Монтеспан фо Франции). Рисунок

эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованым,

силуэту, штриховке, к цветному пятну.

От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и

Древней Греции, эпохи средневековья и всех послкдующих эпох до наших дней

обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.