Меню
Поиск



рефераты скачатьПортрет в русской живописи 19 века ( Репин, Серов, Крамской)

могучей выразительностью репинской кисти, глубочайшим психологическим

реализмом в трактовке образов.

В оппозиционных кругах картина воспринимается как протест против

арестов, последовавших после убийства Александра II 1 марта 1881 года.

По Петербургу прошел слух о неизбежном запрещении картины, с каждым

днем собиравшей подле себя все большие толпы разноликого народа. Но картина

ушла на выставку в Москву и к Третьякову. Здесь ее ожидал не меньший успех.

Глубоко взволнованный, стоит перед ней Лев Николаевич Толстой. "Хорошо,

очень хорошо, — пишет он Репину в Петербург. — Тут что-то бодрое, сильное,

смелое и попавшее в цель. На словах многое бы сказал вам, но в письме не

хочется умствовать... Иоанн ваш ... самый плюгавый и жалкий убийца, какими

они и должны быть — и красивая смертная красота сына. Хорошо, очень

хорошо... Сказал вполне ясно. Кроме того, так мастерски, что не видать

мастерства... Забирайте все глубже и глубже".

В правительственных кругах картина Репина вызывала к себе резко

отрицательное отношение.

С исключительной экспрессией написал Репин лица своих героев,

измученных страданием и борьбой. В картине нет ничего лишнего; с предельно"

выразительностью даны два контрастных образа — обезумевший, охваченный

ужасом и раскаянием Грозный и умирающий царевич, в предсмертной агонии

прощающий преступление отца. Живописный талант Репина проявился в этой

картине во всем блеске. Замечательно переданы сумерки в царской палате, с

удивительным мастерством написаны красный ковер, розовый кафтан и лужа

крови. Кроваво-красный колорит картины с напряженной силой выражает

содержание драмы. "Для меня очевидно, — писал Крамской, — что после этой

картины число преступлений должно уменьшиться, а не увеличиться, потому

что, кто раз видел в такой высокой шекспировской правде кровавое событие,

тот застрахован от пробуждения в человеке зверя ..."

Но злоключения картины, начавшиеся с первого ее появления на выставке,

на том не закончились. Через двадцать восемь лет после создания этого

выдающегося полотна на него было совершено чудовищное покушение,

поставившее под угрозу всю его дальнейшую судьбу.

В январе 1913 года один из посетителей Третьяковской галереи, иконописец из

старообрядцев А. Балашов, с исступленным криком "Довольно крови! Довольно

крови!" в припадке душевной болезни изрезал картину ножом. Только ценой

большого труда художников-реставраторов ее удалось восстановить.

Серов Валентин Александрович

Годы жизни: 07.01.1865 - 22.11.1911

В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного

композитора А. Н. Серова. С тех пор, как Валентин Александрович помнил

себя, его окружало искусство. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М.

Антокольский, И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был

страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность и способности к

рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос,

благоприятствовали развитию дарования. Сначала он учился у немецкого

художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин,

которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки

сына. И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а

затем в Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в

Запорожье Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств к

прославленному П. П. Чистякову. Здесь молодой художник завоевывает

уважение, его талант вызывает восхищение. П. П. Чистяков говорил о Серове,

что он еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннего

художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой его

ученику. "И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство

цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в

превосходной степени". Друзья художника, его современники отмечали

драгоценные человеческие качества его натуры, редкую прямоту и честность.

Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова

в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами, полянами,

оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с

детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин

и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера,

вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати

двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали

классическими в русском искусстве. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет

двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887, ГТГ), в

котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить "свежесть живописи при

полной законченности, как у старых мастеров". В Домотканове был создан

портрет двоюродной сестры "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ).

Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: "Мы работаем запоем,

оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего

назначения. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно

разнообразной игры света и тени при свежести красок. Да, я просидела три

месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые

приходилось откладывать из-за плохой погоды. В эти несчастные пропуски он

писал пруд" ("Заросший пруд. Домотканово", 1888, ГТГ). Оба портрета

наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи но и особой

одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и

сделало его известным. За картину "Девочка с персиками" Серов получил

премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас

купил П. М. Третьяков. В любимом Домотканове были созданы такие

произведения, как "Октябрь" (1895, ГТГ), "Стригуны" (1898, ГТГ), "Баба с

лошадью" (1898, ГТГ) и многие рисунки к басням Крылова. В 1887 году Серов

женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей

В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина "Дети"

(1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок "Сестры

Боткины" (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают

лиричностью и тонким постижением детского характера. Своему другу А. С.

Мамонтову Серов сообщает в 1890-м году: "Написал я в Костроме два портрета.

Совсем портретчиком становлюсь". Тонкий психологизм, умение увидеть и

показать, "коего духа человек перед ним", делают Серова ведущим

портретистом России. В портретах Серова — его современники, разные по

характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ),

обладающий, по образному выражению художника, "золотой глоткой",

жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ),

одухотворенный И. И. Левитан(1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. С. Лесков

(1894, ГТГ). Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким

творческим горением работал художник над портретами. С середины 90-х годив

Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После написания портрета

Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых, и

картины-портрета С. М. Боткиной (1899,ГРМ), показанного на Всемирной

парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.

Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись (что

прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует

модель. "Никогда не шаржировал, — отвечал он, — что делать, гели шарж сидит

в самой модели, чем я виноват? Я только высмотрел, подметил". В портретах

Серова - не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а

едкая ирония или остроумие, выраженные в блистательной эстетической форме.

Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901—1903, ГРМ), которых

Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении

Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета,

миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Особенно известен портрет банкира В.

О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, "все

умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана". Серов

не имел намерения обличать, он лишь заострял те черты, которые были порой

глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны. Когда же человек был ему

приятен, хотя это был и официальный заказ, то под кистью мастера возникал

привлекательный образ: например, 3. В. Юсупова (1902, ГРМ) обаятельна

женственностью и мягкостью, Г. Л. Гиршман (1907, ГТГ) отличается

аристократической тонкостью. Живописное мастерство, совершенство рисунка

Серова необыкновенно высоки. Полнота эмоционального воздействия его

произведении объясняется умением превратить изобразительные средства в

"перл создания", и в совершенной форме воплотить многогранную картину

жизни. Портрет работы Серова — "Портрет Портретыч", как шутя называл этот

жанр художник, — не просто талантливое воссоздание черт индивидуального

лица, но — и мир, в котором живет изображаемый человек.

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и

жизни художника. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й

линии Васильевского острова и это потрясло его... "Он слышал выстрелы,

видел убитых. С тех пор его характер резко изменился — он стал угрюм,

резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние

политические убеждения", — писал о Серове Репин. В знак протеста он вышел

из состава действительных членов Академии художеств. В день освобождения

политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в

Университете, где строились баррикады, и на похоронах Баумана. В альбоме

художника появились рисунки: атаки казаков па безоружный народ (а затем и

картина, исполненная темперой, "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша

слава?" (1905, ГРМ), "Баррикады, похороны Н. Э. Баумана" (1905, Гос. музей

Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали

Николая II как палача революции: "1905 год. После усмирения", "1905 год.

Виды на урожай 1906 года" (1905, ГТГ). В эти годы еще больше оттачивается

мастерство Серова-рисовальщика. Портреты-рисунки Ф. И. Шаляпина, К. С.

Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова, Н. А. Римского-Корсакова,

М.А. Врубеля, Л.Н. Андреева составляют гордость русского искусства.

На рубеже 1890—1900 годов художник обращается к прошлому русской

истории. Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин

темперой, маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто

написаны с натуры ("Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны", 1900,

ГРМ).

Героическая эпоха Петра I, суровая и небывалая, завладевает

воображением художника. Одна из лучших композиций — темпера "Петр I" (1907,

ГТГ). Петр на "журавлиных" ногах, грозный и стремительный, движется

навстречу сильному ветру. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные

формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за

ним. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в

тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках — во всем ощущение динамики

преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии,

вихревому натиску мужественных людей. В мае 1907 года Серов едет в Грецию,

которая произвела на него огромное впечатление. В античной классике

художник восхищен декоративностью памятников, их соразмерностью. Он

стремится воплотить увиденное и передать существо легендарной истории,

красоту мифологии Эллады. Художник создает поэтическое сказание "Похищение

Европы" (1910, ГТГ) и различные варианты "Одиссея и Навзикаи" (1910, ГТГ,

ГРМ).

Не менее интересна работа В. А. Серова в театре. Его занавес к балету

"Шахерезада" имел большой успех и в Париже и в Лондоне. Интересом к

монументальному и декоративному искусству было вызвано и особое решение

портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Серов находил в облике

актрисы терты подлинного Востока и сравнивал ее с фигурами античных

барельефов. В портретах последних лет художник стремится к обостренной

выразительности формы. В портрете Г. Л. Гиршман (1911. ГТГ), неоконченном

портрете П. И. Щербатовой видно увлечение художника классическим

искусством. Рано утром 22 ноября 1911 года 15. А. Серов спешил на

портретный сеанс к Щербатовым ... упал и умер от приступа стенокардии...

Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет... Смерть

художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом мастера

поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого слова.

Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло

самую сущность явлении, которую другие глаза увидеть не умеют".

Крамской Иван Николаевич

Годы жизни: 1837г. - 1887г.

Портретист, исторический живописец, рисовальщик. Родился в городе

Острогожске Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства

увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища (1850)

служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России. В

1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью

того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За

картину "Моисей источает воду из скалы" (1863, местонахождение неизвестно;

эскиз - в Таллинском музее) получил Малую золотую медаль. В годы учения

сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест

выпускников Академии, отказавшихся писать картины ("программы") на заданный

Советом, далекий от жизни сюжет. Вышедшие из Академии художники

объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи,

сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны

Крамскому. . В это время вполне определилось и призвание Крамского-

портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической

технике (с применением соуса, белил, итальянского карандаша). Так выполнены

известные портреты художников А.И. Морозова (1868), И.И. Шишкина (1869), Г.

Г. Мясоедова (1861), П.П. Чистякова (1861), Н.А. Кошелева (1866); все - в

ГРМ. Некоторые подобные работы воспроизведены в данном издании. Характер

живописного портрета - лишенного околичностей, тщательного по рисунку и

светотеневой моделировке, но сдержанного по цветовой гамме - также

складывается у Крамского в эти годы. Художественный язык соответствовал

образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера.

Таковы "Автопортрет" художника (1867, ГТГ) и "Портрет агронома Вьюнникова"

(1868, Музей БССР). В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.