Портрет в русской живописи 19 века ( Репин, Серов, Крамской)
Хохлина Наталья
Школа № 303, 10 Б
Портрет в русской живописи 19 века.
Москва 2001г.
Портрет в русской живописи 19 века.
Мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – все
подделка,
каждый хочет казаться не таким, каков он
есть на самом деле;
каждый обманывается, и никто не узнает себя.
Ф .ГОЙЯ
К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие
сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и
восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к
искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: “Все прекрасное
заключается только в живой действительности”. В это время в Академии
художеств царили ложно-классические идеалы, далекие от реальной жизни. В
1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным
руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в
оппозиции к власти. Это событие открыло новые пути в развитии
реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским,
отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из
Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную
организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870
г. “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего
основные силы русских художников-реалистов. Произведения “передвижников”,
правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались
во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.
Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался местом деятельности многих
крупнейших передовых художников. В 60-х гг. здесь работали зачинатель
реализма в русской исторической живописи В.Г.Шварц, карикатурист
Н.А.Степанов. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и
вождем “Артели художников” и “Товарищества передвижных выставок” был И. Н.
Крамской — крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое
реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга
играли пейзажисты-передвижники.
С Петербургом связана большая часть творческой жизни И. Е. Репина. В
1863 г. юношей он приехал в столицу, где учился в Академии художеств. В
тесном общении с И. Н. Крамским и его товарищами по “Артели”, в изучении
эстетики революционных демократов складывалось мировоззрение Ренина. Уже в
первой своей крупной картине — “Бурлаки на Волге” (1870—1873 гг.) Репин
проявил себя как большой художник-реалист, который любит и знает народ,
видит тяжелые условия его жизни и большие таящиеся в нем силы. После
четырехлетнего пребывания за границей Репин жил на родине в Чугуеве, потом
в Москве. В 1882 г. он вернулся в Петербург, где продолжался наиболее
плодотворный и блестящий период его творчества. В 1885 г. было окончено
полотно “Иван Грозный и сын его Иван” — вершина репинского психологического
реализма. Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах
облик выдающихся деятелей русской культуры того времени: таковы портреты Н.
И. Пирогова(1881 г.), М. П. Мусоргского (1881 г.), П.А.Стрепетовой
(1882г.), В. В. Стасова (1883г.), серия жизненно-ярких, полнокровных
изображений Л. Н. Толстого; точностью и остротой характеристик выделяются
этюды к картине “Заседание Государственного совета” (1901— 1903гг.).
В конце 19 — начале 20 вв. создаются новые художественные объединения,
в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение “Мир
Искусства”. Эстетическое любование стариной, внимание к красоте Петербурга
характеризуют это объединение. В него входили художники Н.Рерих, А.Н.
Бенуа, Б.М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший русский художник В.А. Серов
учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. В одном из
последних гениальных творений Серова “Портрет княгини Орловой” (1911)
остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором
аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ “светской
львицы”. Не имея возможности подробно писать о творчестве всех художников
этого периода, остановимся подробно на трех наиболее известных: Репин И.Е.,
Крамской И.Н. и Серов В. А.
Репин Илья Ефимович. Годы жизни: 1844г. - 1930г.
Исторический живописец, жанрист, портретист. Выдающийся рисовальщик.
Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской
губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную
подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М.Бунакова и
Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной
школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского, затем
был принят в Академию художеств (1864). В период учения общался с широким
кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями
Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью
художников, бывал на ее "четвергах". О чуткости Репина к общественным
событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д.В.Каракозова перед
казнью. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над
академическими "программами" религиозного содержания, трактуя их более в
психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина "Иов и
его друзья" (1869, ГРМ), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное
время Репин пробовал себя в бытовом жанре ("Приготовление к экзамену",
1864, ГРМ), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего
художника свидетельствуют портреты: В.Е.Репина (1867, ГТГ), матери (1867,
Национальный музей в Праге), Г.Д.Хлобощина (1868, ГРМ) и др. В портрете
В.А.Шевцовой, невесты художника (1869, ГРМ), психологическая точность и
серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с
особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением
явилось "Воскрешение дочери Иаира" (1871, ГРМ), за которое автор получил
Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной -
"Бурлаки на Волге" (1870-1873, ГРМ), сразу же при своем появлении
прославившей имя художника. В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером
Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал
творений современных ему западных живописцев. "Французы совсем не
интересуются людьми, - замечал он. Костюмы, краски, освещение - вот что их
привлекает. . .". За границей написаны "Парижское кафе" (1875, частное
собрание, Стокгольм), "Садко" (1876, ГРМ; за эту картину Репин получил
звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов. В 1876 году Репин раньше
срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в
Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году в Чугуеве написан портрет-
картина "Протодьякон" (ГТГ). В этой работе уже намечена та характеристика
духовенства, которая придала особую социальную остроту картине "Крестный
ход в Курской губернии" (1883, ГТГ) - произведению, с редкой для живописи
многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню. С 1878 года
Репин - член Товарищества передвижных художественных выставок. С конца 1870-
х годов в его творчество входит тема революционной борьбы, ей посвящены
картины "Арест пропагандиста" (1878, ГТГ, поздний вариант там же), "Отказ
от исповеди" (1880-е гг., ГТГ), "Не ждали" (1884, ГТГ). Переломные моменты,
значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым
вкладом в русскую историческую живопись являются известные полотна:
"Царевна Софья" (1879, ГТГ), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, ГТГ),
"Запорожцы" (1891, ГРМ, вариант - в Харьковском музее). В 1870-е годы стало
общепризнанным и мастерство Репина-портретиста. Общение с выдающимися
людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов:
М.П.Мусоргского (1881, ГТГ; исполнен за несколько дней до смерти
композитора); актрисы П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ); В.В.Стасова (1883,
ГРМ; исполнен во время совместной поездки в Западную Европу); Л.Н.Толстого
(1887, ГТГ) и др. К образу Толстого художник обращался неоднократно.
Остановимся подробней на картине «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября
1581 года».
Как-то весной 1881 года Репин и Третьяков, будучи на одном из
московских музыкальных вечеров, слушали новую вещь Римского-Корсакова
"Месть". Неотразимое впечатление произвела она на художника. "Звуки
завладели мною, — рассказывал он позднее, — и я подумал, нельзя ли
воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под
впечатлением этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 году.
Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла
через этот год... Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила
то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал
над ней".
Еще в 1877 году, когда Репин писал портрет известного историка и
археолога И. Забелина, он слышал от него подробный рассказ о тех
обстоятельствах, которые привели к трагическому конфликту между Иваном
Грозным и его сыном. "Жезлом в висок..." — запомнились Репину слова
Забелина, и, выходя из концерта, он, напряженный и взволнованный, горячо
объяснял всегда сдержанному Третьякову захватившую его идею.
Начатые раньше работы отодвигали завершение нового замысла, около пяти
лет работал Репин над своим "Иваном Грозным". Первый карандашный эскиз он
сделал сразу же по возвращении домой с концерта Римского-Корсакова, и хотя
потом многое менялось, композиция будущей картины уже была отчетливо
намечена в этом первом наброске.
Только в 1884 году, закончив "Не ждали", Репин смог целиком отдаться
работе над захватившей его темой. Однажды утром он переставил всю мебель в
мастерской, вынес мольберты в соседнюю комнату и соорудил здесь угол
дворцового покоя, схожий с тем, в котором, по его представлению, некогда
произошло убийство Иваном IV царевича Ивана. На дому у Репиных
изготовлялись костюмы для обоих персонажей, художник сам делал выкройки и
по его эскизам домочадцы вышивали узорный орнамент на сапогах и платьях.
Все должно было соответствовать реальной обстановке, в которой, как
рисовалось Репину, произошла эта давняя историческая трагедия.
Но сам царь Иван? Где найти для него подходящую натуру, отвечающую
сложившемуся в воображении образу, чтобы образ этот обрел ощутимую, горячую
и трепетную человеческую плоть? Репин бродит по городу, вглядывается в лица
прохожих...
Но вот из Царского Села приходит письмо от Чистякова, художника и
мудрого наставника целого поколения русских мастеров. Павел Петрович пишет,
что он встретил на улице старика, подлинного, всамделишного Грозного! В тот
же день Репин был в Царском Селе у Чистякова. И впрямь — не обманулся Павел
Петрович! Восхищенный художник горячо благодарит своего учителя за
найденную модель. А несколько дней спустя новый Иван затмил чистяковского:
на Литовском рынке в Петербурге Репин встретил чернорабочего, черты лица
которого поразительно совпадали с обликом задуманного Ивана. Тут же на
рынке Репин усадил этого старика и быстро написал этюд, легший в основу
будущего Грозного.
Уже потом, когда писалась сама картина, для головы Грозного Репину
позировали также композитор П. И. Бларамберг и художник Г. Г. Мясоедов.
Прекрасной моделью для царевича явился писатель В. М. Гаршин, внешность
которого, полная трогательного обаяния, носила на себе печать трагической
обреченности. Репин был увлечен Гаршиным, которого горячо полюбил как
человека и талантливого писателя. Написанный с Гаршина этюд явился одним из
высших достижений портретного искусства художника и был приобретен
Третьяковым для его галереи. Но в представлении Репина царевич Иван, в
отличие от Гаршина, был блондином. Поэтому, хотя общий облик Гаршина и
определил собой решение психологической задачи, при окончательной доработке
головы царевича Репину позировал художник Менк.
Картина еще далеко не была готова, а по мастерским художников уже шел
о ней слух. У Репина побывал и Третьяков, всегда молчаливый, осторожный в
высказывании оценок, покупавший с большой, купеческой осмотрительностью. Он
тотчас же решил оставить "Грозного" за собой. Крамской, вернувшись от
Репина, немедля сел за письмо к одному из своих постоянных корреспондентов:
"Прежде всего, меня охватило чувство совершенного удовлетворения за
Репина, — писал он. — Вот она, вещь, в уровень таланту! Судите сами.
Выражено и выпукло выдвинуто на первый план — нечаянность убийства! Это
самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя
фигурами. Отец ударил своего сына жезлом в висок... Минута, и отец в ужасе
закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе
на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и
хлещет между щелей пальцев), другою — поперек за талию, прижимает к себе и
крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного)
сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
Бросаясь, схватываясь и за свою голову, отец выпачкал половину (верхнюю)
лица в крови. Подробность шекспировского комизма. Этот зверь-отец, воющий
от ужаса, и этот милый и дорогой сын, безропотно угасающий, этот глаз, этот
поразительной привлекательности'' рот, это шумное дыхание, эти беспомощные
руки! Ах, боже мой, нельзя ли поскорее, поскорее помочь! Что за дело, что в
картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын
виском, что за дело, что ее еще будет целый таз, — обыкновенная вещь!
Человек смертельно раненный, конечно, много ее потеряет, и это вовсе не
действует на нервы. И как написано, боже, как написано! В самом деле,
вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует,
потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его
громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он... вот уже
не может повелевать. зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас,
крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: "Ничего, дескать, папа,
не бойся!". Ах, боже мой! Вы решительно должны видеть!".
«Прочесть» картину лучше Крамского до сих пор никому не удавалось.
И вот картина на XIII выставке Товарищества передвижников. Передовая
интеллигенция, устремившаяся на выставку, потрясена мастерством художника,
Страницы: 1, 2, 3
|