Использование текстов в работе над звуками.
Цок-цок-цок-цок-цок
Цып-цып-цып-цып-цып
Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц
Цап-цап-цап-цап-цап.
Заря-зарница
Солнцева сестрица
День замыкает
Месяц зажигает.
С—протяжный
Ц—короткий
С—свистящий, настоящий
Ц—какой-то весь цедящий
С—протяжный
Ц—взрывной
Ты не путай их, друг мой.
Царь, царевна, цирк, царица
Марципан, дворец, девица
Циферблат, цыплёнок, цок
Цены, ценник и цветок.
Звук ш, ж, щ, ч.
Сначала ставится звук Ш, потом Ж. Несколько раз произнести слог СА
и во время его произнесения плавно поднимать кончик языка,
получается звук Ш.
Звук Ж может быть поставлен от Ш, так же и от З, как Ш от С.
Для поставки звука Щ можно использовать звук С. Произносится слог
СП, СА протяжным, свистящим элементом: СП, СП … или СА, СА…
Звук Ч можно поставить от мягкого Т, произносимого в прямом слоге
ТИ или АТ.
Использование стихотворных текстов в работе над звуками.
Пирожки, лужки, дружки
Кружки, ложки и стожки
Фляжка, ножка, нож, лачужка
Ёж, чертёж, багаж, пичужка.
Щёлок, щука и щиток
Щи, щепотка, щавель, щёки
Щебет, щёголь, щепки, щётки
Борщ, товарищ, плющ и клещ
Помощь, немощь, плащ и лещ.
На руке у старца чётки
А в углу совок и щётки
На лицо упала чёлка
А в заборе нашем—щёлка.
Оч-оч-оч. Наступила ночь.
Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.
Приплывали два ерша
Поливали из ковша
Прибегали лягушата
Поливали из ушата.
Тушат, тушат,—не потушат
Заливают,—не зальют.
(К. Чуковский. Путаница).
Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!
Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Страш-ш-ш-ш-ш-но?
Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
7) Ринолалии.
Практически все звуки при ринолалии назалираваны, многие из них звучат
лишь приближённо, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп,
сходных по способу образования и акустическим признаком. Поэтому
работа по исправлению звукопроизношению длится долго.
Коррекция каждого звука предусматривает:
. умение выделять его среди других звуков
. соотносить с определённой артикулемой
. правильно воспроизводить артикулему
. принять это умение в потоке связной речи
Специфическими для ринолалии являются замены П, Б на М, Т, Д на Н и
обратно: Н—Д, Т, М—Б, П.
Например: придёт—принёт
Ландыш—ладныш
Скворец—скворес
Дал—нал
Подплыла—подпрыла.
Применительно к взрослым разработана методика С.Л.Таптаповой (1963),
которая предлагает произносить про себя гласные звуки. Это снимает
гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются
вокальные упражнения, а так же гимнастика для нёба, губ, щёк, языка,
работа над дыханием. Благодаря такому циклу упражнений нормализуется
речевая моторика , уменьшается чрезмерное участие корня языка и
гортани в произношении звуков. Голосовые упражнения на гласные звуки
А, О, У, И, Э, Ы должны регулярно повторяться. Для начала звуки
артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к
громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений:
А : Э
АА : ЭЭ
ААА : ЭЭЭ
АААА : ЭЭЭЭ и т.д.
Следующий этап:
АО АОЭ
АУ АУЭ
АЭ ЭАУ и т.д.
Постановка звука П проходит при наличии направленной воздушной струи
путём похлопывания губами во время мягкого тихого дутья. При этом
слышится ПА—ПА—ПА—ПА.
Звук С исправляют так:
- учат дуть на вату
- дуть с просунутым между губами широким языком
- дуть на язык между зубами
- дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Дуть надо тихо и
беззвучно.
Вызывание звуков Б, В, Г, Д, Ж начинаются с А. Обучающий тянет звук А
и одновременно поднимает язык «ковшиком», или то же, только после
поднятого языка сближает зубы и округляет губы.
Свистящий З можно убрать с помощью Э. Надо слегка высунуть язык и
сблизить зубы.
Упражнения в произнесении звонких в интервокальной позиции между
разными гласными, например:
АВА ЭВА ОВА УВА ИВА
АВЭ ЭВЭ ОВЭ УВЭ ИВЭ
АВО ЭВО ОВО УВО ИВО
АВУ ЭВУ ОВУ УВУ ИВУ
АВЫ ЭВЫ ОВЫ УВЫ ИВЫ
Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, усиливая первую
гласную и заглушая вторую и наоборот. Тем самым постепенно приучаются
произносить одну из гласных шёпотом.
Следующий приём применяют уже с подачей голоса « в маску». Надо
длительно фонировать носовой сонор М, а затем, улыбнувшись, слегка
высунуть язык, получится звук ММММЗЗЗЗ. Подобным образом сочетания МЖ
и МВ.
Использование текстов в работе над звуком М.
Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
Малиновая М
Моё метро,
Метро Москвы!
Май, музыка, много молодых москвичек метростроевцев
Мечутся, мнутся:--Мало местов?
-Милые! Масса места
Мягко, мух мало!
Можете! Мерси…
Мрамор, морской малахит, молочная мозаика
Мечта!
(С. Кирсанов. «М»).
Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и
речевого образования. Особенно важными являются ранние
профилактические и комплексные мероприятия, которые могут ослабить
развитие дефекта.
И.И Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у
детей и подростков. М.1984.
Г.В.Чиркина. Дети с нарушением
артикуляционного аппарата. М.1969.
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в
старшей группе д./с. М.1984.
Логопедия. Учебник для Вузов. М.1998.
8) Заикания.
Проблему заикания может считать одной из самых древних в истории
развития учения о расстройствах речи.
ДЛЯ СПРАВКИ.
Заиканием называют трудность произносить известные буквы, слоги и
слова, более или менее соединенную с судорожными движениями язычных
органов.
Роды
заикания различны. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются
при произношении только некоторых слов; третие не могут произнести ни
одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в продолжение
целых недель говорят свободно, и после от времени до времени сильно
заикаются, у некоторых заикание превращается в минутную немоту.
Заикание у взрослых в большинстве случаев является следствием
длительно протекающего эволюционного заикания, возникшего в детстве, в
периоде незаконченного формирования речи.
Лечение заикания у взрослых проходит по принципу сплочения больных в
лечебные коллективы и осуществления курса лечения по единому плану,
включая комплекс медико-педагогических мероприятий.
Для начала пациентам рекомендуется ограничение речевого общения.
Ежедневно, утром и вечером, они должны принимать холодные ванны и
делать обтирание. Дыхательная гимнастика так же входит в курс
лечения: несколько глубоких вдохов и выдохов, сначала от 5-6, затем до
12-15 в течение 2-3 месяцев. Другое упражнение: вдохнуть через нос,
задержать воздух в лёгких (5-10 сек.), позже до 30-60 секунд. Затем
сделать быстрый выдох, изо всех сил, а в другой раз—медленное,
растянутое дыхание.
Упражнения для голоса: сделав глубокое, медленное вдыхание, тянуть
одну из гласных букв ( И, Э, А, О, У, Ы) сильным грудным голосом.
Повторять в течение 5 минут.
Голосовая гимнастика должна производиться ежедневно. Упражнения в
чтении и разговоре: сделав глубокий вдох заставить прочесть громко и
медленно, слог за слогом короткое предложение из 3-4 слов. За сеанс
надо прочесть от 20-30 подобных предложений.
Потом следует приступить к упражнениям в разговоре или беседе. Для
этого дают заучить отрывок прозы. Эти беседы должны вестись
обыкновенным, натуральным голосом.
Только при совокупном употреблении всех этих средств, т.е. при
одновременной гимнастике для дыхания, упражнениях для голоса, в чтении
и разговоре, удастся излечить заикание.
Так же существует комплексный метод лечения заикания, в который
входят:
++ медикаментозное лечение
++ общегигиенические мероприятия
++ физиотерапевтические процедуры
++ лечебная физкультура
++ массаж
++ психотерапия (аутогенные тренировки).
Такое лечение делится на 3 периода:
1) Период в 14 занятий:
- артикуляционная и дыхательная гимнастика
- счётная и фразовая зарядки
- вопросы и ответы
- несложные сообщения
- короткое стихотворение ( наизусть)
2) Период в 12 занятий:
- речевая зарядка
- изложение прочитанного
- рассказ на данную тему
- практика разговорной речи
3) – небольшие доклады
- работа с художественным материалом
- экскурсии.
Весь практический материал таких занятий направлен на коррекцию
нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики
артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции.
Правила для упражнения в плавной речи были разработаны в 1924 году.
Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, т.к.
используется до сих пор в практике логопедов.
А) Говорить надо медленно и спокойно, т.е. выговаривать слог за
слогом, слово за словом.
Б) Не говорить ни слишком громко, ни слишком тихо.
В) При разговоре стоять или сидеть надо прямо и спокойно.
Г) Прежде чем начать говорить надо быстро и глубоко вдохнуть ртом.
Д) Расходовать дыхание надо экономно.
Е) Направлять выдох не на согласный звук, а на гласный.
Ж) Никогда не нажимать на согласные.
З) Если слово начинается с гласного, то начинать надо тихо, пониженным
тоном.
И) Всегда стараться говорить внятно.
9) Брадилалия и дислалия.
К нарушениям темпа речи относится брадилалия и тахилалия. При этих
расстройствах нарушено развитие внешней и внутренней речи. Речь мало
понятна для окружающих.
Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи. Она
встречается чаще его у флегматичных, медлительных людей. Сходные с
брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где
они являются обычной формой речи.
Речевая характеристика брадилалий:
. замедленный темп речи
. замедленны процессы чтения и письма
. монотонность голоса ( иногда появляется носовой оттенок)
. удлинённые паузы между словами
. растянутое произношение звуков речи
Такая речь не эстетична и мешает общению с окружающими, вызывает у них
напряжение и неприятные ощущения.
Тахилалия—патологически ускоренный темп речи. Является сложным речевым
расстройством.
Характеризуется:
. ненормально быстрый темп речи без резких искажений фонетики и
синтаксиса
. речь отличается неудержной стремительностью
. при торопливости появляются запинки, повторения, проглатывания,
неясность произношения фраз, перестановка слогов и слов.
У человека с тахилалией нарушен темп общих движений: движения быстрые
и стремительные, внимание не устойчивое, недостаточный объём
зрительной и слуховой памяти.
При устранении брадилалий логопедические приёмы направлены на
воспитание:
= более быстрых и чётких речевых движений в процессе речи
= убыстрение речевых реакций
= темпа внутренней речи
= темпов письма и чтения
= выразительных форм сценического чтения и речи
Все виды коррекционной работы при брадилалии основываются на различных
речевых упражнениях:
/\/\/\ Произношение речевого материала различной сложности
(скороговорки, короткие фразы)
/\/\/\ Чтение под отбиваемый рукой ритм
/\/\/\ Работа над воображением при действии внешних
раздражителей различного ритма
/\/\/\ Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на
речевые особенности разных персонажей самим пациентом
/\/\/\ Выработка сценического поведения в соответствии с
содержанием драматизации
/\/\/\ Ходьба и маршировка под бодрую музыку ( поскоки,
прыжки, приседания)
/\/\/\ Пение мелодий с короткими тональностями
/\/\/\ Сюжетные подвижные игры ( пятнашки, догонялки, эстафеты)
В результате 6-12 месячной работы речь становится чётче и быстрее.
Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную
реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды
памяти.
Игры сюжетные способствуют отработке речи в диалогах. Также
рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за
темпом речи.
Логопедическую работу с актёрами, страдающими тахилалией,
рекомендуется проводить поэтапно.
1. Режим молчания. Снимает тревожную возбудимость, успокаивает.
2. Работа по усвоению медленного темпа начинается на материале
громкого чтения.
3. Работа над редактированием высказываемых мыслей. Точные
пересказы прочитанного, детализация пересказа.
4. Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая другого,
каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу. Вводится
медленное чтение про себя.
5. Подготовка к публичному выступлению.
Продолжительность курса 2,5—3 месяца.
В.С.Кочергина. Брадилалия, тахилалия,
спотыкания. Расстройства речи у детей и подростков. М.1969.
10) Нарушения голоса:
При наличии патологических изменений в гортани нарушается нормальная
функция голоса, уменьшается звучность голоса, появляется хрипота,
голос может совсем исчезнуть, что для актёров недопустимо.
ДЛЯ СПРАВКИ.
Голос—это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков,
возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.
Звук голоса—колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн
сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является
гортань с голосовыми складками.
Высота звука—субъективное восприятие органом слуха частоты
колебательных движений.
Голосовой аппарат образует звук путём колебания эластических голосовых
связок. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее
звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от
подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из лёгких. При нарушении
определённой координации взаимоотношений между натяжением голосовых
связок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и
изменить тембр.
ДЛЯ СПРАВКИ.
Тембр (окраска звука)—является существенной характеристикой качества
голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от
частоты и силы колебаний.
Резонанс—резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при
совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных
колебаний системы.
Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона и множества
обертонов более высокой, чем основной тон частоты. Эти частичные тоны
Страницы: 1, 2, 3, 4
|