Меню
Поиск



рефераты скачатьМетодика исправления речевых недостатков у актёров

расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов

речевой деятельности.

Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации

и разработки, научно обоснованных путей и методов предупреждения,

преодоления и коррекции.

Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий

дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально

важное значение в диагностике речевых расстройств.

Принцип систематического подхода основывается на системном строении и

системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны,

фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых

расстройств и определяет пути и методы преодоления и предупреждения

речевых расстройств.

При анализе речевых нарушений важен и необходим комплексный подход в

изучении того или иного человека. Таким образом, всесторонний

комплексный анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для

понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их

диагностики, научно обоснованной системы преодоления и предупреждения.

А.Р.Лурия. Мозг и психические

процессы. 1 том.

Логопедия. Учебник для Вузов.

4) Классификация нарушений речи.

Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений

являются исходными условиями для разработки эффективных методик их

преодоления.

Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений, исследователи

как бы разделились на два направления. Таким образом, в настоящее

время в отечественной логопедии находятся две классификации речевых

нарушений:

1. клинико-педагогическая

2. психолого-педагогическая

Более подробно рассмотрим первый вид классификации. Все виды нарушений

на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на

две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен:

. письменная

. устная 2 типа: А) Фонационного, т.е. внешнего оформления

высказывания.

Б) Структурно-семантического, т.е.

внутреннего оформления высказывания.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных

комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие

виды нарушений:

№1. Дисфония (афония)—отсутствие фонации или расстройство фонации

вследствие патологических изменений голосового аппарата (нарушение

голоса).

№2. Брадилалия—патологически замедленный темп речи.

№3.Тахилалия—патологически ускоренный темп речи.

№4. Заикание—нарушение темпо-ритмической организации речи,

обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

№5. Дислалия—нарушения звукопроизношения при нормальном слухе (дефекты

звукопроизношения).

№6.Ринолалия—нарушения тембра голоса и звукопроизношения,

обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

(гнусавость).

№7.Дизартрия—нарушения произносительной стороны речи, обусловленные

недостаточной иннервации речевого аппарата.

Всего в логопедии выделяют 11 форм речевых нарушений, 6 из них, на мой

взгляд, имеют место быть у актёров.

5) принципы и методы логопедического воздействия.

Принципы логопедической работы—это общие исходные положения, которые

определяют деятельность логопеда и его пациентов в процессе коррекции

нарушений речи. Эта работа имеет свою специфику, обусловленную

особенностями их сенсомоторного и психического развития.

Специфическими методами и приёмами добиваются логопеды правильного

произнесения звука и его автоматизации. Основной задачей является

закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого

общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки

заменяются или смешиваются.

Когда у актёра наблюдается большое количество нарушенных звуков,

например, свистящие, шипящие, последовательность в работе определяется

последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие).

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи

осуществляется от простых к сложным.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод

обучения в педагогике рассматривается как способ совместной

деятельности педагога и актёра, направленный на освоение знаний,

навыков и умений, на формирование умственных способностей.

Существуют различные методы обучения:

/// практический (упражнения, игры, моделирование)

/// наглядный (кинофильмы, аудиозаписи)

/// словесный (беседы, пересказы, рассказы)

Выбор и использование того или иного метода определяется характером

речевых нарушений, содержанием, целями и задачами.

Нас же больше интересуют практические методы, поэтому рассмотрим их

более подробно.

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный

процесс, который требует разнообразия, систематики используемых видов

деятельности. Поэтому упражнение является одним из главных способов

воздействия в логопедии.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Упражнение—это многократное повторение практических и умственных

действий.

В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляционных

и голосовых расстройств. В результате систематического выполнения

артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки, звука

формируется навык его изолированного произношения. На этапе постановки

звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе

автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах,

словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Упражнения подразделяются:

= подражательно-исполнительные

= конструктивные

= творческие

1) Подражательно-исполнительные выполняются в соответствии с образцом.

Большое место занимают упражнения практического характера

(дыхательные, голосовые, артикуляционные), они выполняются на

основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом.

2) Конструктивный вид работы применяется при устранении оптической

дисграфии, когда учат конструировать буквы из элементов, из одной

буквы другую (применяют в работе с детьми).

3) В упражнениях творческого характера предполагается использование

усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубка

дров, стрельба из пистолета, имитация походки медведя, катание шаров в

боулинге) вызывает эмоционально- положительный настрой на тренингах

по сценической речи, снимает напряжение.

Упражнения, направленные на выработку чёткого произношения звуков

(дикции), речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Эти и

другие умения легче формируются в процессе «дифференциации звуков»,

наиболее часто смешиваемых людьми:

Шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-щ, ц-сь).

Звонких и глухих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к).

Твёрдых и мягких (д-дь, л-ль), звуков л и р.

У некоторых имеются нечёткое произношение шипящих и сонорных звуков.

Именно с этих звуков, объединённых в пары на основе акустического или

артикуляционного сходства, целесообразно начинать работу.

Бывает также, что правильно произнесённый звук, неточно выговаривается

в словах. Следовательно, надо упражняться в отчётливом произношении

звуков в любой позиции (в начале, середине, конце слова).

Произнесение слов и фраз шёпотом требует более чёткой артикуляции

звуков. Такие задания непременно следует включать в занятия.

Чёткое, правильное произношение звуков обеспечивается хорошо развитым

речевым слухом.

На занятиях надо отрабатывать также речевое дыхание. При произнесении

длинных фраз нередко нарушают плавность речи, добирая воздух,

заканчивая предложение на выдохе и как можно длительнее произносить

звуки и, у.

Совершенствованию речевого дыхания способствует произнесение

скороговорок.

Те, у кого ослаблены вдох, и выдох нуждаются в упражнениях на

развитие.

Им полезно пускать мыльные пузыри и надувать воздушные шары.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических

умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются условия:

+ осознание актёром цели

+ систематичность, которая реализуется в многократном повторении

+ постепенное усложнение условий с учётом этапа коррекции возрастных и

индивидуально-психологических особенностей актёра

+ осознанное выполнение практических и речевых действий

+ самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции

Методика исправления речевых недостатков

6) Дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приёмы их

постановки:

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов

произношения, которые чаще встречаются у детей школьного возраста. У

взрослых недостатки произношения занимают не более 2-3%.

Выделяют две основные формы дислалий:

\\\ функциональная (к ней относятся дефекты, воспроизводящие звуков

речи (фонем) при отсутствии органичных нарушений в строении

артикуляционного аппарата).

ДЛЯ СПРАВКИ.

Фонематический слух—это способность воспринимать звуки речи,

дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные

единицы.

Музыкальный слух—умение различать звуки по высоте, тембру,

ритмическому рисунку, мелодии.

\\\ механическая или органическая (связана с врождёнными пороками

аппарата речи, либо выражается в недостаточности отдельных мышечных

групп (языка, мягкого нёба, губ)).

Основной целью методики воздействия при дислалии является формирование

умений и навыков правильного произведения звуков речи. Сроки

преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

. степени сложности дефекта

. индивидуально-возрастных особенностей человека

. регулярности занятий

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов

артикуляции, в результате которых окажутся сформированными необходимые

движения.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Артикуляция—деятельность речевых органов, связанная с произнесением

звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Виды артикуляционных упражнений:

Упражнения для губ.

1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как

при артикуляции звука И.

2) Губы нейтральны, как при произношении звука А.

3) Губы округлены, как при О и У.

4) Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.

5) Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.

6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.

Упражнения для языка.

1) Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка

языка выгнута в направлении к верхним резцам.

2) Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык

ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при

артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а

передняя часть и корень языка слегка подняты.

Движения нижней челюсти.

1) С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.

2) Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами,

удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед

зеркалом).

Упражнения для развития движения губ.

1) Вытягивание сомкнутых губ хоботком.

2) Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.

3) Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю

губу).

4) Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.

5) Прикусывание нижней губы верхними зубами.

6) Вытягивание верхней губы за нижнюю.

7) Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти,

мягкого нёба.

1) Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон,

варенье, боль, радость, гнев, удивление и т.д.

2) По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О!

АХ! АЙ! ОХ! УХ! У!…).

3) Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями

(руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)

Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную

музыку

Цыплёнок на цыпочках

Крался за кошкой

А кошка на цыпочках

Шла за Антошкой.

На пятках за кошкой

Плетётся Антошка.

За бедным цыплёнком—

Усатая кошка.

Цыплёнок от страха

Забрался в корзину.

Сердитая кошка

Выгнула спину.

Звук р.

Мягкий звук Р отличается от твёрдого, тем, что при его артикулировании

средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка

находится несколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе

с корнем продвинута вперёд.

Приёмы постановки звука.

Наиболее распространённым приёмом является постановка звука Р и Д,

повторяющегося на одном выдохе: ДДДД, ДДДДД…

Применяют чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетании ТД, ТД

или ТДД, ТДД в быстром темпе, ритмично.

При постановке мягкого Р применяются слоги ЗИ, ЗЕ, ЗА, ЗЯ, ЗУ,ЗЮ.

Полезны для выработки вибрации произнесение Д вместо фонемы Р в словах

с сочетаниями ТР или ДР в начале (тдава, ддова, тдусы, ддозд, ддуг).

Использование текстов в работе над звуками.

Не стучите в эти двери

Спят уже наверно звери

Если будите стучать—

Звери могут зарычать

Р-р-р-р-р-р-р…

Прилетели какаду

-Что имели вы в виду?

-Рразорву и ррастеррзаю

Ррразнесу и рраскидаю

Рраспугаю всех подрряд

Вот тогда я буду рррад! (3-4 повтора).

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Кар-р-р тошка

тонка

ета

туз

низ

андаш

амель

апуз.

Сороку поймать морока

А сорок сорок—сорок морок.

Звук л.

Приёмы постановки звука Л.

Предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ЫА. При этом

Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. В этот

момент чётко слышится сочетание ЛА.

Перед зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а

затем не меняя положения языка, произнести протяжно А или Ы. При

этом положении получается протяжное Л.

Использование стихотворных текстов в работе над звуком Л и Р.

Из кустов кричит Марина:

«Здесь в лесочке есть малина!»

И сестрёнка её Лада

Урожаю очень рада.

Летним утром повар Пров

Нам готовил вкусный плов.

Повар плов тот стал солить

Солью по полу сорить.

Возле плова, посерёдке

Пров поставил по селёдке.

За столом был полный лад

Каждый завтраку был рад.

На мели мы лениво налима ловили

И меняли налима вы мне на линя

О любви ни меня ли вы мило молили

И в туманы Лимана манили меня?

Не видели ли Лилию?

Лидию не видели?

Полили ли вы лилию?

Полили мы лилию.

Либретто—ригаллетто.

Звук с, з, ц.

Приёмы постановки звуков С, З, Ц.

Просят улыбнуться, оттянуть несколько раз углы рта так, чтобы были

видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума,

типичного для С.

Звук Ц ставится от звука Т при опущенном кончике языка к нижним

резцам передней части спинки языка. Произносят звук Т с сильным

выдохом. При этом как бы последовательно произносят Т и С.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.