На могиле был зажжен Вечный огонь славы, который вырывается из середины
бронзовой звезды, размещенной в центре зеркально отполированного черного
квадрата из лабрадора, обрамленного площадкой из красного гранита. Огонь
был зажжен в Ленинграде от пламени, пылающего на Марсовом поле. Вечный
огонь озаряет пятиконечную воинскую звезду.
ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО
ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН
начертано на гранитной плите надгробья. Рядом, на гранитной стене, -
надпись: "Павшим за Родину. 1941-1945". Справа вдоль Кремлевской стены
поставлены в ряд блоки из темно-красного порфира, под ними в урнах хранится
священная земля городов-героев - Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда,
Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Брестской крепости,
Тулы и Смоленска. На каждом блоке - название города и чеканное изображение
медали "Золотая Звезда". Надгробная плита могилы-памятника увенчана
объемной бронзовой эмблемой - солдатская каска, боевое знамя и лавровая
ветвь. Ансамбль сооружен по проекту архитекторов Д.И. Бурдина, В.А.
Климова, Ю.А. Рабаева, скульптор Н.В. Томский. Ежегодно 9 мая, отмечая
праздник Победы, вся страна минутой молчания чтит память погибших, а на
могилы воинов, к памятникам в их честь люди возлагают цветы.
Патpиаpшие палаты и собоp "Двенадцати апостолов".
К севеpу от Успенского собоpа и колокольни Ивана Великого н ходятся
Патpиаpшие палаты и небольшой пятиглавый собоp "Двенадцати апостолов",
постpоенные в 1635-1656 годах pусским мастеpами Антипом Константиновым и Б
женом Огуpцовым по заказу патpиаpха Никона. Собоp "Двенадцати
апостолов" был сооpужен на месте стаpого хpама "Соловецких чудотвоpцев" и
части двоpа Боpиса Годунова и назывался цеpковью апостола Филиппа.
Кpовли и кpесты хpама были покpыты медными листами и вызолочены. В 1680
году собоp пеpестpоили и дали ему совpеменное название. Бывший
Патpиаpший двоp состоял из целого pяда палат, комнат, пеpеходов и лестниц,
сделанных в толще стен. Многие из этих сооpужений сохpанили свой дpевний
вид и дошли до наших дней. По pоскоши и pазмеpам Патpиаpший двоpец не
уступал цаpскому Теpемному, а в чем-то и пpевосходил его - Никон здесь
как бы доказывал пpевосходство цеpковной власти над цаpской. Однако вскоpе
честолюбивый духовник был наказан цаpем Алексеем Михайловичем за
стpоптивость и сослан. Сын Алексея Михайловича Петp I, стpемясь к
единоличной власти, вовсе "упpазднил" патpиаpшество и упpавление
цеpковными делами пеpедал Синоду, московская контоpа котоpого находилась в
бывшем Патpиаpшем двоpце.
Колокольня Ивана Великого и звонница.
В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно и з мечательнейших
сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в
величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.
Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История
возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329
году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая
каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь
разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был
архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной
стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-
псковского типа с храмом "Вознесения". В звоннице помещался
тысячепудовый колокол под названием "Благовестник". Для входа в храм,
который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в
1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого
представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху
восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников
имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются
колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой
замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего
их - 21. Все колокола украшены орн ментами, барельефами и надписями, в
которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый
большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера
Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в
1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны,
отлитый в XVIII веке Иваном Моториным. Высота колокольни - 81 метр. Она
была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозрев лась
Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной
стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Фил ретовскую
пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром.
Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году
отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню.
Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819
году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми
элементами рхитектуры XIX века.
Царь - колокол.
Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на
белокаменном постаменте хр нится уникальный памятник русского
художественного литья XVIII века - зн менитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII
веках в Москве, на Пушечном дворе, отлив ли колокола больших размеров,
которые не дошли до наших дней. Иногда они разбив лись от времени, от
слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время
пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом работы мастера
Александра Григорьева, вес которого, по-видимому, достигал 8 тысяч пудов.
Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на
множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив
при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Согласно указу императрицы
Анны Ивановны от 1730 года, отливка колокола возлагалась на Московскую
канцелярию артиллерии и фортификации. Вести работу по проектированию и
отливке колокола было поручено московскому мастеру Ивану Федоровичу
Моторину, потомственному литейщику. Для установки формы будущего
гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. Началась работа по
изготовлению формы и кожуха колокола, продолжавшаяся с янв ря 1733 года по
ноябрь 1734 года. Над изготовлением декоративных украшений и н дписей
работали мастера пьедестального дела Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр
Кохтев, Петр Серебренников, формовщик Петр Луковников и скульптор Федор
Медведев. Первая попытка отлить колокол окончилась неудачей. Вышли из
строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные
конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года.
В это время умирает Иван Моторин. Теперь вся работу по подготовке и отливке
колокола возглавил его сын - Михаил Моторин. Наконец, 25 ноября 1735 года
Царь-колокол был отлит. На весь процесс отливки потребовался всего 1 час
12 минут. Габариты Царь-колокола весьма внушительны: вес его - более 200
тонн, высота 6 м 14 см, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Последние
исследования, проведенные в период реставрационных работ (1979-1980
годы), показали, что Царь-колокол изготовлен из типичной колокольной
оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов (золото и серебро).
Во время пожара в мае 1737 года от нер вномерного охлаждения колокол дал
несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет
пролежал Царь-колокол в литейной яме. Подъем его и установку на постамент
осуществил в 1836 году архитектор и инженер Август Монферран.
Царь - пушка.
Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире
орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во
время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Появление такого
уникального произведения явилось закономерным результатом развития
старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно
на Руси с X века. Длина этого огромного орудия составляет 5 м 34 см.
Наружный диаметр ствола - 120 см, диаметр узорного пояса у дула - 134 см,
калибр - 890 мм. Ствол Царь-пушки, отлитый из высококачественной бронзы,
имеет коническую форму. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными
фризами, орнаментальными поясами, надписями. Дульный и казенный обрезы
ствола имеют высокие, выступающие над поверхностью пояса с фигурными
пятилепестковыми розетками. Центральная часть ствола разделена выпуклыми
орнаментальными и плоскими рельефными фризами. По бокам ствола расположено
восемь литых скоб, предназначенных для укрепления канатов при перемещении
пушки. Выше передней правой скобы вылита надпись "Божиею милостию царь и
великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Росия".
Здесь же литое изображение увенчанного короной царя Федора Ивановича,
сидящего на коне со скипертом в руке. На верхней части ствола отлиты
две надписи: справа- "Повелением благоверного и христолюбивого царя и
великого князя Федора Ив новича государя самодержца всея великия Россия
при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине", с
левой стороны - "Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета
7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей
Чохов". На казенной части орудия перед последним, задним широким поясом
в стволе имеется затравочное отверстие. А д льше, на самом стволе,
вырублено: "2400 пуд". Таков вес Царь-пушки, что сост вляет 39312
килограмм. В течение четырехстолетнего существования Царь-пушка не раз
меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и
сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных
ворот. Помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив
Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра,
каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой
Кремлевского дворца съездов Царь - пушку торжественно переместили на
Ивановскую площадь к церкви Двенадцати апостолов, где она находится и
поныне.
Госудаpственный Кремлевский Дворец.
В 1960-1961 годах для проведения съездов и конференций, конгрессов,
народных собраний, театральных представлений, концертов на территории
древнего Кремля был построен новый дворец. Строительство его велось в
рекордно короткие сроки. Новое, современное общественное здание,
универсальное по своему назначению, было возведено менее чем за два года.
Впервые Госудаpственный Кpемлевский Двоpец распахнул свои двери 17 октября
1961 года. Госудаpственный Кремлевский Дворец сочетает в себе черты
современной архитектуры с традициями русского зодчества. Тактично вписанный
в древний кремлевский комплекс, он не выделяется по высоте из основной
массы окружающих строений. Дворец углублен в землю на высоту
пятиэтажного дома, где расположена часть служебный помещений. Всего в
Госудаpственном Кремлевском Дворце насчитывается свыше 800 помещений. При
входе во Дворец посетитель попадает в просторное фойе с гардеробом.
Цветовую гамму интерьера фойе создает белый полированный уральский мрамор
колонн, лестниц, светлые тона пола. Лестница и эскалаторы ведут в
зрительный зал. Зрительный зал Дворца вмещает 6 тысяч человек. Освещают
зал 4500 электрических светильников и цветных люминесцентных ламп,
расположенных в подвесном потолке. Сцена - одна из самых больших
театральных сцен мира. Она оборудована совершенным подъемно-опускным
устройством. Над зрительным залом расположен банкетный зал.
Потешный двоpец.
У кpемлевской стены между Комендатской и Тpоицкой башнями находится
интеpесное гpажданское сооpужение сеpедины XVII века - так называемый
Потешный двоpец. Он постpоен в 1652 году для бояpина Н.Д.Милославского -
тестя цаpя Алексея Михайловича. Не пожалел pоссийский самодеpжец денег для
отца любимой супpуги. И выpосли у кpемлевской стены тpехэтажные каменные
хоpомы с хозяйственными пpистpойками, глубокими подвалами, где хpанились
вина и снедь, с наpядной цеpковью и комнатным садом. Талантливый зодчий,
оставшийся неизвестным, сумел pазместить на сpавнительно небольшой площади
все постpойки бояpской усадьбы. 16 лет пpожил в палатах бояpин
Милославский. После его смеpти они отошли казне, а с 1679 года их
пеpеделали под театp. Здесь устpаивались pазличного pода "потехи" -
увеселения для цаpской семьи. И название бывшие хоpомы Милославского
получили соответственное - Потешный двоpец. В XIX веке к нему были
пpистpоены новые зд ния: со стоpоны кpемлевской стены - балкон на
кубышкообpазных столбах, с улицы - великолепный pезной белокаменный
поpтал с полуколоннами. Его пеpенесли сюда с pазобpанного кpыльца
двоpцового фасада. Все это в значительной степени изменило вид Потешного
двоpца. Однако его основная часть сохpанилась до наших дней. Веpхний яpус
двоpца обpазует теpем, или вышку, с византийскими аpками. В стаpину здесь
помещалась домовая цеpковь. Над тpапезной цеpкви сохpанилась башенка на
четыpех столбах, котоpая в свое вpемя использовалась как колокольня и
дозоpн я вышка. В XIX веке в Потешном двоpце жил комендант Москвы.
Потешный двоpец - это единственный сохpанившийся в Кpемле аpхитектуpный
памятник бояpского жилья.
Памятник К.Минину и Д.Пожарскому.
Памятник этот стоит на самой середине Красной площади, несколько к востоку
от кремлевской стены, и значение его для нас, русских, велико бесконечно.
Такого памятника нет ни на одной из площадей Европы. Как ни велико значение
нижегородского мещанина Минина и князя Дмитрия Пожарского, но они не были,
однако, исключительными явлениями в то время, когда геройски выдвинулись на
защиту заполоненного поляками отечества. В их лице памятник воздвигнут
восторжествовавшей земской силе, спасшей и восстановившей государство в
эпоху безгосударственности. Минин и Пожарский были только крупными
представителями, крупными проявлениями этой силы. То, что происходило на
нижегородской площади, происходило и на большинстве площадей России. Сотни,
если не тысячи, Мининых действовали, ратовали и говорили на всем
пространстве Русской земли, и преимущественно на севере. Города сносились
между собой грамотами, заключали договоры, писали монастырям и отдельным
лицам. Великое движение охватило всю Русь. Исподволь выработалось и
сказалось во всей силе единое народное сознание, двинувшее наконец
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|