Меню
Поиск



рефераты скачатьМолдавское прикладное искусство

руке он держал ритон — кубок из турьего рога, левая рука покоилась на

рукояти акинака — короткого меча.

При последующих раскопках курганов были найдены вторая половина

изваяния, а также золотые серьги античной работы, греческие чернолаковые

сосуды, амфоры для вина.

Раскопав скифский курган у села Балабан, археологи обнаружили в нем

захороненную женщину-воина с оружием. У изголовья лежали прекрасные золотые

серьги в виде головок животных.

В 1981 году под Дубоссарами было найдено уникальное изделие скифского

времени — массивная золотая гривна с головками львов, между ними —

перемычка, на которой две уточки, повернутые головами друг к другу. Золотые

украшения античной работы были обнаружены и в другом кургане.

В первом тысячелетии до нашей эры основное население края составляли

северофракийские племена. Как свидетельствуют археологические раскопки

поселений и могильников у Шолданешт на реке Черной, у Гидигича под

Кишиневом, у Селиште близ Оргеева и в других местах, фракийцы были не

только скотоводами и земледельцами, но и неустрашимыми воинами.

Красивы фракийские сосуды. Они часто украшены каннелюрами и оттисками

шнура или насечками. Своеобразны черпаки, оружие.

В конце первого тысячелетия до нашей эры на землях Молдавии уже

проживали племена гето-даков, относящиеся к позднефракийцам северо-

восточной ветви. Их поселения и городища, обнаруженные в разных местах

Молдавии, занимали, как правило, участки на легкообороняемых мысах. В

основном городища имели подтреугольную форму. Но были и кольцевые городища

— у Олишкан, Матеуц.

Он был мастером на все руки, человек древнекаменного века. Из кремня,

кости, дерева изготавливал свои орудия. С нуклеусов (ядрищ) скалывал

отщепы, из которых оформлял скребла, ножи, остроконечники, листовидные

наконечники. Рукоятками для них служили куски рогов оленя. С помощью

мотыгообразных орудий из бивней мамонта он копал хозяйственные ямы,

устраивал землянки. Из шкур животных шил одежду и обувь. В минуты,

свободные от собирательства съедобных растений и охоты на пещерного

медведя, мамонта, бизона и множество других животных, пытался рассказать

наскальными рисунками о том, что поражало его воображение. Такие рисунки во

множестве найдены на стенах и потолках пещер в Италии, Франции, Испании.

Известны они и в нашей стране — в Каповой пещере на Урале.

В Молдавии, в пещере у села Брынзены Единецкого района, обнаружено

уникальное украшение — подвеска, вырезанная из куска бивня мамонта. Древний

ювелир придал ей форму, напоминающую современный сверхзвуковой самолет. Два

ряда точек по бокам подвески имеют сходство с иллюминаторами на

сигарообразном корпусе лайнера. Брынзенская находка — еще одно

свидетельство того, как давно появилась в человеке тяга к прекрасному.

Прошли тысячелетия. Не без участия человека изменилась фауна нашего

края: исчезли мамонты, бизоны, северный олень, дикая лошадь. Холодный

период сменился потеплением. К седьмому тысячелетию до нашей эры человек

перешел к оседлости, занялся земледелием и скотоводством. В этот период в

Молдавии жили племена буго-днестровской культуры. Следы их поселений

обнаружены на Днестре под Сороками, у села Сакаровка и в других местах.

Тысячи мелких орудий из кремня и кости, первые настоящие мотыги,

зернотерки, найденные здесь, помогли узнать многое из жизни племен

новокаменного века.

Эти племена выращивали пленчатые виды пшеницы, ячмень, бобовые

(интересно, что древнейшее свидетельство существования окультуренной сливы

относится тоже к этому времени), содержали домашних животных — крупный и

мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, собак, были и искусными рыболовами.

На днестровских поселениях обнаружены большие скопления костей вырезубов,

крупных сомов и осетровых весом до двухсот килограммов.

К началу пятого тысячелетия до нашей эры появились первые сосуды,

вылепленные из глины. Они украшены углубленными узорами или имеют хорошо

заглаженную поверхность.

К концу пятого тысячелетия до нашей эры на Днестровско-Прутские земли

проникли из Центральной Европы носители культуры линейно-ленточной

керамики. Они оставили после себя колодкообразные топоры-тесла и горшки

шаровидной формы с залощенной до блеска поверхностью, на которую был

нанесен нотный орнамент. Поселения этих племен обнаружены на реке Реут во

Флорештском районе, на реках Большой и Средний Чулук в Лазовском районе и

неподалеку

от Кишинева, у села Новые Русешты.

В конце пятого — начале четвертого тысячелетия до нашей эры в

результате ассимиляции буго-днестровских племен, племен культуры линейно-

ленточной керамики, а также племен культуры Боян, проникших на эти земли с

Нижнего Дуная, зарождается новая жизнеспособная культура — трипольская.

Просуществовала она полтора тысячелетия и достигла за это время высокого

развития, каждая ступень которого характеризовалась особыми чертами.

Трипольцы были прекрасными строителями. Они сооружали не только

землянки, но и наземные двух- и трехэтажные дома. Возводили их из дерева и

глины. Если поселения располагались на мысах с крутыми склонами, трипольцы

сначала сооружали террасы, а затем уже строили на них дома.

Кроме орудий из кремня, кости, рога, трипольские племена знали изделия

из меди. Они получали ее от своих балканских соседей — племен культуры

Гумельница. Мотыгами и ралами из оленьего рога трипольцы обрабатывали

большие участки земли, на которой выращивали пленчатые и голозерные виды

пшеницы и ячменя, просо, бобовые, виноград, абрикос, сливу. Водился у них

крупный и мелкий рогатый скот, были и домашние лошади. На охоту трипольцы

ходили с собаками.

Большого мастерства достигли они в изготовлении керамики. У ранних

трипольцев она нарядна, украшена сложным, имеющим определенное смысловое

содержание рисунком. Орнамент углубленный; часто состоит из поясов с

квадратами, вырезанными в шахматном порядке, в сочетании с проглаженными

линиями, спиралями, точками. Особенно красива керамика, украшенная пальцево-

ногтевыми защипами. Излюбленный элемент орнамента—каннелюры, покрывающие

горло и тулово сосудов.

Не могут не вызвать интереса статуэтки великой богини-матери с

гипертрофированными бедрами и рогатые креслица с чертами быка — рогатого

небесного божества. Такие находки встречаются при раскопках

раннетрипольских поселений повсеместно. По представлению древних, великая

богиня-мать и солнечный небесный бык были в браке, от которого и произошли

все земные блага. Не от этих ли

древнейших верований берет начало прелестный миф о похищении Европы Зевсом?

Раннетрипольские «поселения известны по всей Молдавии, кроме южной ее

части. Есть они на Днестре — у Солончен, Голеркан; на Реуте и его притоках

— у Путинешт, Александрова, Флорешт, Рогожан; на Пруте и его притоках — у

Ларги, Перерыты, Скулян, Унген; близ Кишинева — у Данчен, Новых Русешт,

Бардара.

Особой известностью пользуется поселение у села Карбуна Кутузовского

района. Здесь был найден уникальный клад. Он состоял из топоров, браслетов,

плоских женских фигурок и бус из меди. Трипольцы украшали себя также бусами

из клыков оленя, горного хрусталя и красного кварцита, залежи которого

известны лишь в Малой Азии. Вызывает удивление тот факт, что они владели

искусством сверления пород, уступающих по твердости лишь алмазу. Найдено в

этом кладе и множество нашивок из средиземноморских раковин. Эти находки

свидетельствуют о тесных связях ранних трипольцев со Средиземноморьем и

Балканами.

Высокого уровня достигла трипсльская культура на среднем этапе своего

развития, что подтверждается раскопками трипольских поселений. У Старых

Куконешт сохранились остатки домов с массивными межэтажными перекрытиями из

глины, нанесенной на деревянные настилы.

В этот период появляются новые приемы орнаментирования керамики.

Углубленный узор уже сочетается с расписным, нанесенным черной, красной и

белой краской.

Обжигая сосуды в печах с доступом кислорода, гончары добиваются оранжевого

цвета, тогда как изделия ранних трипольцев темно-серые или черные.

Особенно красивы сосуды с крышками, найденные археологами у Дуруитор и

Старых Радулян. Взгляните на них — и вы залюбуетесь волнистой лентой или

спиралью, которая отождествлялась нашим далеким предком с образом доброго

ужа, хранителя небесной влаги — дождя.

Те же элементы присутствуют и на бомбовидном сосуде, найденном в Старых

Радулянах. Прекрасным вкусом обладал мастер, создавший изящный кубок, на

оранжевом фоне которого выделяется черная роспись. Не могут не вызвать

восхищения и сосуды конца среднего Триполья, найденные у села Брынзены.

Есть у трипольцев и свои загадки. На среднетрипольских поселениях

встречаются тысячи так называемых сосудов-биноклей без дна. Для чего

создавали их древние гончары? Пока лишь ясно, что изделия эти не

утилитарного назначения. Видимо, они связаны с культом парной семьи и

обрядами-заклинаниями о благополучии и долголетии.

На трипольских поселениях, в частности у села Брынзены, обнаружены и

культовые сооружения. На полу первого этажа постройки предметы быта

фактически отсутствовали. На втором этаже находился круглый алтарь из

глины, над которым впоследствии был сооружен крестообразный жертвенник.

В Молдавии открыто много поселений позднего Триполья — времени

наивысшего расцвета трипольской культуры. Как правило, они располагались на

высоких точках рельефа. Так, у села Брынзены сохранились остатки жилищ,

которые трипольцы сооружали на поверхности голых куполообразных скал —

толтр.

Большой интерес представляют печи трипольцев, вылепленные из глины

ленточным способом, близким к тому, каким формовались сосуды. Печи самые

разные: простые, сложные с пристроенной камерой — накопителем тепла, на

помосте с подпечной нишей, с углублением для хранения огня. В жилище у села

Варваровка на Реуте, в нише под одной из печей, найдено 27 сосудов с

крышками.

В раскопках у Брынзен, Варваровки, Старых Бадражей, на реке Чугур у

Костешт обнаружены сотни орудий из кремня — стрелы, ножи, боевые клевцы и

молоты из оленьего рога, костяные кинжалы.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольцы овладели

технологией обжига керамики и в двухъярусных печах, создали новые формы

керамических изделий, новые элементы орнамента, навеянного их верованиями.

На керамике этого периода часто встречаются целые повествовательные сцены.

Так, на сосуде, найденном у села Варваровка, орнамент состоит из овалов —

символов великой богини-матери, лент с зубцами — знаками вспаханной земли.

Под горлом сосуда изображены полуовалы — небесные тучи, несущие влагу. На

широкой свободной полосе — олень, две собаки и две лошади. На других

сосудах изображены собаки, преследующие косуль или зайцев.

Интересна роспись брынзено-костештской керамики. Круги превращаются в

овалы — женские символы. На поле помещены силуэты танцующих богинь в

платьях битреугольной формы, лента из ромбов — символ засеянного поля.

Встречается даже силуэт быка. Знаки быка — в виде W, М или V; фигуры

танцующих богинь в овале дополняют рисунок другого сосуда.

Изображены на сосудах и заклинательные сцены благополучия — богиня и

корова с подпущенным теленком, богиня с древом жизни и дикими животными,

лучник, охотящийся на косулю.

Чувства прекрасного не были лишены и мастера, изготовлявшие изделия из

меди. Это подтверждает брынзенская находка — двухлезвийный топор-скипетр,

которому придан облик птицы с хохолком.

Ковры.

Особое место в молдавском народном декоративном искусстве занимает ковер

— один из древних видов художественных текстильных изделий.

Архивные данные, дневники путешественников XVI— XVIII веков

свидетельствуют о широком распространении ковроделия в Молдавии. Но, к

сожалению, до нас дошли только некоторые фрагменты ковров, изготовленных

примерно в середине XVIII века. Временем расцвета ковроделия в Молдавии

считается конец XVIII — начало XIX века. Ковры этого периода отличаются

высоким мастерством исполнения, гармонией цветовой гаммы, разнообразием

орнаментов.

С незапамятных времен шерстяные домотканые ковры в доме молдаванина

выполняли не только утилитарную, но и декоративную функцию. Дело в том, что

традиционная мебель молдавского крестьянина состояла обычно из длинных

деревянных лавок, расставленных вдоль стен, стола и дощатой кровати.

Главными украшениями дома были ковры и полотенца. Длинные лавки устилались

коврами, на пол стелили дорожки, а на кровати и сундуки — ковровые

покрывала.

Для молдавских ковров характерны геометрические, растительные, зооморфные

и антропоморфные мотивы орнаментов. Причем растительный и геометрический

орнаменты наиболее распространены. Среди растительных мотивов часто

встречаются изображения деревьев, кустов, вазонов с цветами, букетов,

веток, гирлянд.

На старинных коврах изображение вазонов с цветами характеризуется тонким

ажурным рисунком. Рисунок вазона и букета считается типичным для

молдавского ковра конца XIX — начала XX века. Интересна традиционная форма

стилизованной гирлянды из виноградной лозы и гроздьев. До настоящего

времени в орнаменте молдавского ковра сохранился и ряд геометрических

фигур, которые встречались на старинных коврах. Это ромбы, квадраты,

крестообразные фигурки. В разных комбинациях форм и цветов они создают

прекрасные орнаменты. Часто растения, фигурки людей и животных, различные

предметы быта сильно стилизованы.

Спокойная цветовая гамма, ограниченная семью-восемью цветами — важная

характерная черта молдавского ковра. Пряжу окрашивали растительными

красителями в домашних условиях. Методы изготовления таких красителей и

способы крашения вырабатывались столетиями и передавались из поколения в

поколение.

Молдавские ковры бывают с четырехсторонней, двухсторонней каймой и вообще

без каймы. Одна из ярких отличительных особенностей молдавских ковров с

каймой заключается в том, что рисунок каймы не согласуется с главным

рисунком поля. Они разные по цвету, но это не мешает создавать цельную

композицию, которая основывается не на сходстве, а на контрасте мотивов и

цветовой гаммы орнаментов.

Принцип построения молдавского коврового орнамента основан на чередовании

нескольких одинаковых по форме, но различных по цвету мотивов.

В конце XIX — начале XX века господствующее положение почти во всех

областях народного молдавского декоративно-прикладного искусства занимает

растительный орнамент. Под влиянием натуралистических рисунков фабричных

тканей и массовой печатной продукции в домашнее ковроделие внедрялась

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.