назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния,
зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха.
Вот почему все они представляются нам как бы слегка завуалированными, с
размытыми контурами. В этой мягкости, воздушности, неуловимом слиянии света
и тени заключается прекрасное, которое, по мысли Леонардо, не обладает
постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к
исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому
зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя
человеческой души. Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются
определённостью жестов, точностью движений: ангел указует, младенец Христос
ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель
наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия,
словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу. Быть может,
главное в этих образах- внутреннее состояние, глубокие душевные движения.
Именно поэтому они еще в пещере, хотя и на её пороге.
6.Леонардо в Милане.
Первый период пребывания Леонардо в Милане (1482-1499) явился самым
продуктивным в его творчестве и принёс ему известность во всей Италии,
прежде всего, количеством и значимостью выполненных произведений,
завершенных или незаконченных, либо доведённых только до стадии замысла и
первоначальных набросков. К этому времени развитие его искусства приобрело
совершенно самостоятельное направление, что со всей определённостью
проявилось именно в Милане, начиная с Поклонения волхвов. Стиль его более
не зависим от «флорентийских» или «ломбардских» образцов, но обретает
собственные, леонардовские приметы и находит здесь своих соперников,
последователей и подражателей.
Леонардо воспользовался обыкновением Лоренцо Великолепного направлять
флорентийских художников в различные итальянские государства и таким
образом приехал в главный город Ломбардии. Милан, возможно, был тогда одним
из самых важных мест в Италии по своему географическому положению, по
развитию производства и политической мощи; этим он во многом был обязан
плодородию территории и густой заселённости. Милан представлял собой также
культурный гуманистический центр, едва ли не равный Флоренции Медичи по
своей утончённости и творческому заряду.
Леонардо в Милане не окружён, как это было во Флоренции, людьми
скептическими и недоверчивыми. Он углубляет и развивает во многих
направлениях свои научные изыскания, занимается инженерией, гидравликой,
естественными науками, делает во всех областях сенсационные открытия. Здесь
он пишет значительную часть своих теоретических работ, делает огромную
массу заметок. С ним советуются как со специалистом по вопросам
строительства Миланского и Павийского соборов. Он составляет проекты по
мелиорации, канализации, градостроительству. Искусство для него- одна из
многих разновидностей исследования, опыта, познания, но в известном смысле
оно выше других, потому что рисунок – «вещь умственная», интеллектуальный
процесс и, как таковой, орудие, пригодное для всех предметов. Значительная
часть его исследований и открытий - от анатомии до механики, от ботаники до
космологии – была выражена и сообщена с помощью рисунка, несущего на себе
всегда следы лихорадочных поисков, гипотетических предположений, стремления
к проверке на практике. Но именно потому, что Леонардо является первым,
кто проводит научные исследования с особой целью и определённой
методологией, он является также первым, кто отделяет искусство - – силу его
особой целенаправленности и методологии – от науки. Не случайно свод его
заметок о живописи составляет отдельный трактат, весьма отличный от
трактатов, которые он задумывает в отношении других предметов, занимающих
его ум.
Как живописец Леонардо исполнил в Милане два произведения, имеющих
первостепенное значение, - «Мадонна в скалах» (заказана в 1483 г.) и
«Тайная вечеря» – в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (1495 –
1497), а также несколько портретов. Как ваятель он создал модель в
натуральную величину колоссальной конной статуи Франческо Сфорцы (которая,
однако, не была отлита в бронзе и уничтожена во время оккупации Милана
французами в 1499 г.), а позднее, после 1511 г., разработал проект другой
конной статуи – Джан Джакомо Тривульцио.
За Мадонной в скалах последовало произведение, выполнение которого
стало особенно мучительным для Леонардо и которое представляется самым
значительным из написанного, – по крайней мере среди известной нам и
сохранившейся его живописи, - речь идёт о Тайной вечере в монастыре Санта
Мария делле Грацие. Пожалуй, ни одно произведение искусства не сравнится по
своей значимости с этой росписью, от которой ныне сохранилась лишь бледная
тень того, что представало взору вскоре после её завершения художником.
С точки зрения религиозной она имеет универсальное значение:
протестанты и католики без колебания признают её воплощением центрального
момента в христианской идее спасения Евхаристии – таинства, которое
произошло во время трапезы Христа и апостолов в иудейский праздник Пасхи;
известны копии и подражания этой композиции в среде верующих. Но не менее
важна её роль и с художественной точки зрения. В этом последнем случае
можно говорить о многочисленных версиях росписи в различных видах искусства
и в различных техниках (существуют выполненные по ней шпалеры, гравюры,
деревянная резьба), о многочисленных упоминаниях её в литературе, начиная с
современника Леонардо Маттео Банделло, посвятившего работе Леонардо одну из
своих новелл, и кончая тем, как описал её Гете, увидев в мае 1788 года.
Наконец, ни одно произведение не доставляло обществу столько забот,
связанных с решением вопроса о его сохранении и реставрации. Роспись начала
разрушаться вскоре после того, как мастер её выполнил, и уже во времена
Вазари (1568 год) изображение было с трудом различимо. С конца XVIII века
начинаются реставрации, по правде говоря, почти все довольно неудачные и
способствовавшие постепенному ухудшению общего вида росписи – за
исключением недавней, выполненной под руководством Пелличоли, которая
восстановила всё, что поддавалось восстановлению (например, поверхность
стола и фигуру Иуды). Эти реставрации предпринимались администрацией
различных правительств, сменяющих друг друга в Миланском государстве
(сначала австрийского, а в конце XIX века – Королевства объединённой
Италии). Подобное отношение к росписи свидетельствует об её неизменной
славе.
И действительно, в ней мы находим исключительное очарование содержания
и формы, возможно, никогда не достигавшееся в подобной мере, если не
считать фресок Рафаэля в ватиканских станцах, где, впрочем, господствующую
роль играет эффект иллюстративности. В Тайной вечере показано массовое
действие: слова стремительным ветром отзываются в кругу апостолов, группами
по три человека обсуждающих потрясшее их откровение Учителя: «Один из вас
предаст меня» (Евангелие от Матфея, XXVI, 21). И сразу как бы нарушается
ясность окружающего их интерьера с его классической архитектурой и
пропорциями, и присутствующие осознают неизбежность разыгрывающейся
трагедии. Прозрачное небо летнего дня, виднеющееся за ними в глубине через
три окна – реальная черта, которую Леонардо вводит в изображение поистине
человеческой драмы, мастерски подчиняя её высочайшей гармонии,
пронизывающей всю окружающую среду. Годы, ушедшие на разработку темы,
многочисленные подготовительные рисунки, показывают, что выполнению этого
шедевра предшествовали различные композиционные решения, и – согласно
Банделло – работа над ним была сопряжена с постоянным чередованиям дней
мучительных размышлений и нескольких минут, когда художник быстро наносил
на поверхность стены несколько мазков кистью. Это внушает мысль о том, с
каким трепетом Леонардо работал над этим произведением, самым значительным
из когда-либо созданных в живописи. В композиции, колорите, трактовке
персонажей мы ощущаем то творческое напряжение, с которым художник писал
Тайную вечерю; до сих пор она производит исключительно глубокое
впечатление, свидетельствуя о величии и новаторстве творения мастера из
Винчи.
По сравнению с Тайной вечерей другие произведения Леонардо, выполненные
им во время пребывания в Милане, отступают на задний план, при всём
многообразии его остальной деятельности. По заказу двора Леонардо
декорировал так называемую Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско. Следы этой
росписи были обнаружены во время реставрации 1893 года. Леонардо изобразил
сложное переплетение перевитых шнуром ветвей деревьев, оставив открытыми
лишь небольшие уголки неба; изображение заполняет консоли свода, образуя
нечто вроде зелёной перголы, в центре которой выделяется герб Лодовико
Сфорца. Первоначальный вид росписи был изменён в конце XIX века, но идея её
в своей натуралистической живости, несомненно принадлежит Леонардо.
Возможно, однако, что техническое исполнение росписи он частично поручил
своим ученикам.
Наряду с обязанностями придворного декоратора и организатора церемоний,
приёмов и празднеств по случаю бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца с
Изабеллой Арагонской в 1490 году, Леонардо должен был следить за
осуществлением проекта по мелиорации, которую Сфорца задумал провести в
своих владениях вблизи Виджевано. Тем самым мастер на практике доказал
собственные познания в области гидравлики, упомянутые им в том самом письме
к Лодовико Моро, о котором говорилось выше. Одновременно художник продолжал
заниматься проблемами, связанными с отливкой монумента Франческо Сфорца, и
писал(если атрибуции историков правильны) портреты лиц, имевших какое-либо
отношение к дворцу Сфорца, о чём далее будет сказано подробней. Этот объём
работ свидетельствует о росте славы Леонардо да Винчи, к тому времени и без
того уже немалой.
Последним произведением, созданным мастером до вторжения в Милан короля
Франции и его армии, был картон с изображением Святой Анны с Марией и
младенцем Христом, ныне находящийся в лондонской галерее. Использованный
здесь Леонардо пирамидальный принцип построения композиции оказал большое
влияние на итальянскую живопись начала XVI века. Но и само по себе это
произведение является неповторимым образцом, сочетающим в себе красоту
формы, гармонию композиции и глубину концептуального содержания. Оно
выступает логическим завершением поисков мастером способа выражения в
живописи человеческих чувств, который не нарушал бы формального равновесия,
лежащего в основе всякого художественного опыта. После гармонического
соединения в Тайной вечере фигур апостолов, охваченных общим порывом в
ответ на слова, произнесённые их учителем, логика формального развития
закономерно привела Леонардо к трактовке компактной группы из картона
Святая Анна с Марией и младенцем Христом. Где лица персонажей, кажется,
обращают друг к другу чувства, таящиеся в их душе (и участники сцены вовсе
не разобщены, как это видится некоторым критикам).
В Милане Леонардо собрал вокруг себя последователей и учеников –
Мельци, Марко д’Оджоно, Чезаре да Сесто, Больтраффио, Салаино и многих
других. Он обучал их с щедростью и почти отеческим отношением и, как,
например, в случае с Салаино, мальчиком замечательной красоты, но
слабым и эксцентричным. Итак, интенсивная работа – характерная черта
миланского пребывания Леонардо, которое, как я старался это показать,
стало, пожалуй, и самым важным периодом его жизни учёного, художника и
человека.
6.1.Тайная вечеря.
Тайная вечеря была заказана Леонардо (возможно в 1494 году)
доминиканским монастырём Санта Мария делла Грацие. Церковь этого монастыря
герцог Лодовико избрал местом для своей семейной капеллы, а также в
качестве мавзолея Сфорца; в 1492 году, обновив старую постройку, Браманте
сделал здесь заново барабан купола и пресвитерий. Фреска должна была занять
северную стену трапезной монастыря. Леонардо отдал более трёх лет
разработке целой серии подготовительных эскизов, штудий и рисунков. Над
этим произведением он трудился с 1495 по 1498 год (в посвящении Моро своего
трактата «О божественной пропорции», сделанном 8 февраля 1498 года,
францисканец Лука Пачоли из Борго Сансеполькро, математик и друг художника,
утверждал, что видел роспись уже завершённой).
Сюжет Вечери так же стар, как христианское искусство, но лишь в
монастырских росписях он переносится в трапезные, или рефектории, где
обычно находилась настенная живопись больших размеров. В первых
подготовительных зарисовках Леонардо, очевидно, стремился дать традиционную
схему композиции с Иудой-предателем, сидящим с противоположной от Христа
стороны стола, но уже с самого начала «в его концепции темы господствует
стремление трактовать заявление о предательстве как центральный
драматический мотив» (Хейденрайх). Следовательно, в леонардовском понимании
Тайной вечери преобладающее место занимает человеческий аспект
совершающейся драмы, а не сакральный и мистический момент собственно
установления таинства Евхаристии, когда Христос, взяв хлеб и чашу вина,
предлагает их ученикам со словами: «Примите, ядите…» (Евангелие от Марка,
XIV, 22-23).
В окончательном варианте композиции, Иуда изображён сидящим за столом
рядом с Христом и апостолами. Только его поведение выделяет его из числа
других персонажей композиции, внимающих словам Учителя. В то время как все
либо взволнованно повернулись к Христу, либо ошеломлённо обсуждают смысл
сказанного им, он отодвигается от общей драмы, оставаясь в одиночестве под
гнётом предательства. Новизна воплощения темы не ограничивается
нетрадиционным расположением участников события, но распространяется
также на их характеристики. Они различаются не пояснительными надписями с
соответствующими именами, но мастерски трактуются средствами живописного
языка. Сцена заключает в себе комплекс собственно зрительных намёков,
которые художник черпает из евангельской традиции и из агиографической
литературы (особая роль интерьера в изображении сообщества апостолов;
внутренняя связь между фигурами; характер отношения каждого апостола к
своему Учителю и т.д.). Кроме того, это новаторство ясно сказывается в
оригинальности живописной техники, применённой здесь Леонардо. Она
позволила художнику усложнить колористический строй композиции, передать
атмосферу и то пространственное окружение, в котором происходит событие, с
несравненно более тонким мастерством, чем то свойственно любому творению
Раннего Ренессанса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|