изыскана и наиболее однообразна по сравнению с другими  циклами.  Мы  просто 
отдаемся непосредственному общению с каждой вещью. 
    Вечность движения искусства в образе летящих птиц блестяще воплотил  он 
и в лучшей своей монументальной работе —  росписи  зала  этрусков  в  Лувре. 
Творчество  Брака  не  ограничивается  живописью  и  графикой.   Он   создал 
утонченную  и  экспрессивную   скульптуру,   перекликающуюся   с   греческой 
архаикой.  К   высшим   достижениям   французского   прикладного   искусства 
принадлежат его витражи, ювелирные  украшения.  Классическими  стали  и  его 
театральные работы (постановки балетов Дягилева в Париже в 20-е годы). 
    Жорж Брак. Пейзаж (Эстак). 1908 год. 
    Работы Жоржа Брака – это неповторимость его видения мира  и  искусства, 
сам процесс стремительного, поистине революционного  развития  искусства  ХХ 
века. 
             5. Пабло Руис Пикассо (1881, Малага - 1973, Мужен) 
                        5.1. Образование. Барселона. 
    Многие исследователи стремятся объяснить  стилистическое  непостоянство 
художника его генами, приписывая его матери еврейское происхождение; однако 
семья Пикассо была самой  что  ни  есть  испанской  и  даже  андалузской  и 
принадлежала к среде провинциальной мелкой буржуазии. Отец художника,  Хосе 
Руис Бласко (Пикассо  -  это  фамилия  матери  художника),  был  живописцем 
средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее  в 
Ла Корунье, куда он  переехал  со  своей  семьей  в  1891,  и,  наконец,  в 
Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему  присоединился 
Пабло. Именно здесь начинается его  настоящее  художественное  образование, 
несмотря на пребывание в течение  нескольких  месяцев  (зима  1897-1898)  в 
академическом Мадриде,  где  он,  впрочем,  ничему  особенно  не  научился, 
поскольку его мастерство в этой области проявилось еще раньше  ("Мужчина  в 
фуражке", 1895). Художественная атмосфера Барселоны, в которой  преобладала 
неординарная личность  архитектора  Гауди  (мастерская  Пикассо  находилась 
перед  домом,  построенным   Гауди),   была   весьма   подвержена   внешним 
воздействиям: Ар Нуво, искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма 
в целом, и  в  гораздо  меньшей  степени  -  импрессионизма  и  французской 
живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых  вскоре 
проявилось и в творчестве Пикассо  ("Танцовщица",  1901,  Барселона,  музей 
Пикассо). Каталонские художники,  с  которыми  Пикассо  знакомится  в  кафе 
"Четыре  кота",  заново  открывают  Эль  Греко,  Сурбарана,   средневековую 
каталонскую скульптуру, Испанию, более непосредственную  и  страстную,  чем 
это допускалось официальным обучением. Эта провинциальная  и  романтическая 
интеллигенция была глубоко пронизана социальными  интересами  и  отличалась 
настоящей необузданностью анархических кругов.  Пикассо,  казалось,  сильно 
переживал нищету и духовное убожество проституток  и  пьяниц,  завсегдатаев 
кабаре и домов свиданий Баррио Чино; в них  Пикассо  нашел  основные  черты 
своих персонажей и темы будущего "голубого" периода (1901-1905). 
         5.2. Первые поездки в Париж. "Голубой" и "розовый" периоды. 
    В 1900 Пикассо впервые побывал в Париже,  где  он  сдружился  с  Исидро 
Ноньелем, наиболее близким ему каталонским художником, но оказавшим на него 
гораздо меньшее влияние, чем этого хотят некоторые испанские исследователи. 
Он вновь приезжает в Париж в 1901 и 1902, и окончательно в  1904.  Несмотря 
на парижскую  тональность  некоторых  картин  того  времени  ("Любительница 
абсента", 1901, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж), искусство Пикассо вплоть  до 
1907 сохраняет свой чисто испанский характер. Талантливый молодой живописец 
в одиночестве занимается в Париже изучением  интернациональной  живописи  и 
вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные  влияния: 
Тулуз-Лотрека, Гогена ("Жизнь", 1903, Кливленд, музей), Каррьера  ("Мать  и 
дитя",  1903,  Барселона,  музей  Пикассо),  Пюви   де   Шаванна,   набидов 
("Облокотившийся Арлекин", 1901,  частное  собрание),  а  также  греческого 
искусства ("Водопой", сухая игла,  1905)  и  некоторых  испанских  традиций 
("Старый  гитарист",  1903,  Чикаго,  Художественный  институт;   "Портреты 
госпожи Каналье",  1905,  Барселона,  музей  Пикассо).  После  произведений 
"голубого" периода (названного так из-за преобладающего голубого цвета), на 
которых изображены изможденные от  работы  и  голода  люди  ("Гладильщица", 
1904, Нью-Йорк,  музей  Соломона  Гуггенхейма;  "Скудная  трапеза",  офорт, 
1904), картины  "розового"  периода  представляют  мир  циркачей  и  бродяг 
("Семья акробатов с обезьяной", 1905, Гетеборг, музей; "Девочка  на  шаре", 
Москва, Музей  изобразительных  искусств  им.  А.  С.  Пушкина;  "Семейство 
комедиантов", Вашингтон, Нац. гал.). 
                           5.3. Накануне кубизма. 
    Вплоть до 1906 живопись Пикассо  носит  спонтанный  характер,  остается 
безразличной к чисто пластическим проблемам, и художник, кажется, почти  не 
проявляет интереса к поискам современной живописи. С 1905, и, вероятно, уже 
под влиянием  Сезанна,  он  стремится  придать  формам  больше  простоты  и 
значительности, в меньшей  степени,  однако,  отразившейся  на  его  первых 
скульптурных работах 
    П.Пикассо. Женский портрет. 1907 год. 
("Шут", 1905), нежели в произведениях  эллинизирующего  периода  ("Мальчик, 
ведущий лошадь", Нью-Йорк,  Музей  современного  искусства).  Но  отказ  от 
декоративной вычурности раннего  творчества  происходит  во  время  поездки 
летом 1906 в Андорру, в Госоль, где он впервые обратился к  "примитивизму", 
чувственному и формальному, который он будет  разрабатывать  на  протяжении 
всей своей творческой карьеры. По  возвращении  Пикассо  завершает  портрет 
Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет  страшных,  варварских 
обнаженных (Нью-Йорк, Музей современного искусства), а зимой  работает  над 
"Авиньонскими девицами" (Нью-Йорк, Музей современного искусства),  картиной 
очень сложной, в которой сочетаются различные влияния - Сезанна,  испанской 
скульптуры и  африканского  искусства,  которое  было  (хотя  сам  художник 
отрицал это) одним из основных источников кубизма ("Танец  с  покрывалами", 
1907, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). 
                                5.4. Кубизм. 
    В 1907-1914 Пикассо работает в таком тесном  сотрудничестве  с  Браком, 
что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах  кубистической 
революции. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса  Саго 
(весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), он уделяет особое  внимание  превращению 
форм в геометрические блоки ("Фабрика в Хорта де Эбро", лето  1909,  Санкт- 
Петербург, Гос. Эрмитаж), увеличивает и ломает объемы ("Портрет 
    П.Пикассо. Голова женщины. 1908 год. Акварель. 
Фернанда Оливье", 1909, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный 
Рейн-Вестфалия), рассекает  их  на  плоскости  и  грани,  продолжающиеся  в 
пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно  ограниченным 
плоскостью картины ("Портрет Канвейлера", 1910,  Художественный  институт). 
Перспектива  исчезает,   палитра   тяготеет   к   монохромности,   и   хотя 
первоначальная цель кубизма состояла в том. чтобы более убедительно, чем  с 
помощью традиционных приемов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести 
масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Чтобы вернуть 
связь с реальностью, Пикассо и Брак  вводят  в  свои  картины  типографский 
штрифт,  элементы  "обманок"  и  грубые  материалы  -  обои,  куски  газет, 
спичечные коробки. Техника коллажа соединяет грани кубистической  призмы  в 
большие плоскости, расположенные на поверхности и, на первый взгляд,  почти 
произвольно  ("Гитара  и  скрипка",  1913,  Филадельфия,  Музей  искусства, 
собрание  Аренсберга;  Санкт-Петербург,  Гос.  Эрмитаж),  или  передает   в 
спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910-1913 ("Портрет 
девушки", 1914, Париж, Нац. музей современного искусства,  Центр  Помпиду). 
Собственно кубистический период в творчестве Пикассо  заканчивается  вскоре 
после начала Первой мировой войны, разделившей его с Браком. Хотя  в  своих 
значительных  произведениях  художник  использует  некоторые  кубистические 
приемы вплоть до 1921 ("Три музыканта", 1921, Нью-Йорк, Музей  современного 
искусства). 
                     5.5. Дальнейшая жизнь и творчество. 
    К 1917 относится первый опыт работы  Пикассо  в  качестве  театрального 
художника. Он создал эскизы костюмов и декораций к постановке  балета  Парад 
для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В следующем году женился на одной  из 
балерин труппы Дягилева, Ольге Хохловой. 
    П.Пикассо. Автопортрет. 1907 год. 
    В 1920-е годы Пикассо продолжал работать  для  театра,  а  также  писал 
картины в разнообразных стилях, от неоклассики до кубизма и  сюрреализма.  В 
1928—1931  Пикассо  вместе  со  своим  старым  другом  Гонсалесом  занимался 
созданием произведений из металлических сварных конструкций. В начале  1930- 
х годов художник сделал несколько графических серий, в том числе 30  офортов 
к Метаморфозам Овидия  для  издательства  «Скира»  и  к  Неведомому  шедевру 
Бальзака  по  заказу  коллекционера  Амбруаза  Воллара.  Несколько  основных 
мотивов, которые обычно ассоциируются с  творчеством  Пикассо,  —  Минотавр, 
художник и модель и др., — вошли в знаменитую серию офортов  Сюита  Воллара, 
над которой он начал работать в 1930. В эти годы брак Пикассо распался;  его 
новой возлюбленной стала Мари-Тереза Вальтер. 
    В 1936, когда в Испании началась гражданская  война,  Пикассо  стал  на 
сторону республиканского правительства и в  подтверждение  своей  лояльности 
принял предложение занять почетный  пост  директора  музея  Прадо.  В  конце 
апреля  1937  мир  узнал  о  бомбардировке  Герники,  в  результате  которой 
маленький баскский городок был стерт с  лица  земли.  Пикассо  выразил  свое 
отношение  к  происшедшему  в  панно  Герника.   Оно   предназначалось   для 
испанского павильона на Всемирной выставке в Париже,  а  затем  хранилось  в 
нью-йоркском Музее современного искусства. В 1981,  через  шесть  лет  после 
смерти Франко, картина была передана в Прадо. 
    Во время Второй мировой войны Пикассо жил в Париже вместе с  Франсуазой 
Жило, которая родила ему двоих детей. В 1946 мастер  обратился  к  искусству 
керамики и практически собственными силами возродил в  городке  Валлорис  на 
Ривьере  некогда  процветавшее  там  керамическое  ремесло.  Пикассо  всегда 
интересовался новыми технологиями, а в 1947—1950 разработал  особую  технику 
литографии. 
    В  1944  художник  вступил  во  Французскую  коммунистическую   партию. 
Политические  убеждения  Пикассо,  нашедшие  отражение  в   Гернике,   вновь 
проявились в картине Война в Корее (1951) и двух больших панно Война  и  Мир 
(1952), созданных для украшения  Храма  Мира  в  Валлорисе.  В  1950-е  годы 
прошло несколько ретроспективных выставок Пикассо; тогда же он  познакомился 
с Жаклин Рок, на  которой  женился  в  1961.  В  1950—1960-е  годы  художник 
вступил в диалог с великими  мастерами  прошлого:  в  1954—1955  он  написал 
несколько вариаций на тему картины Делакруа  Алжирские  женщины,  в  1957  — 
Менин Веласкеса, а в 1959—1960 — Завтрака  на  траве  Мане.  В  1960-е  годы 
Пикассо создал монументальную  скульптурную  композицию  высотой  15  м  для 
общественного центра в Чикаго.  В  1970  художник  подарил  более  восьмисот 
своих произведений музею-дворцу Агилар в Барселоне. Пикассо  умер  в  Мужене 
(Франция) 8 апреля 1973. 
    Музей Пикассо был  открыт  в  Барселоне,  благодаря  самому  художнику, 
который в 1970 преподнес в дар городу свои работы. В 1985 музей Пикассо  был 
открыт и в Париже (отель Сале); сюда вошли работы,  переданные  наследниками 
художника, - более 200 картин, 158 скульптур,  коллажи  и  тысячи  рисунков, 
эстампов  и  документов,  а  также  личная  коллекция  Пикассо.  Новые  дары 
наследников  (1990)  обогатили  парижский  музей  Пикассо,  Городской  музей 
современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев  (картины, 
рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). 
    Уже первые рисунки Пикассо, выполненные в  барселонской  художественной 
школе и Академии Сан-Фернандо, выглядят как произведения мастера,  полностью 
владеющего  техникой  рисунка.  В  картине  Мулен  де   ла   Галетт   (1900) 
чувствуется интерес девятнадцатилетнего художника  к  ночной  жизни  Парижа, 
особенно такой, какой ее изображал Тулуз-Лотрек. С  начала  1900-х  годов  в 
творчестве  Пикассо  принято  выделять  несколько   периодов,   которым   по 
огромному стилевому разнообразию и различию формального строя вряд ли  можно 
найти параллели у других художников. 
    Картины Пикассо «голубого периода»  отражают  мир  одинокого  человека. 
Иногда в работы художника проникают лирические  нотки,  например  в  картине 
Голубая комната (1901, Вашингтон, галерея  Филипс),  но  более  типичны  для 
этого периода его творчества мотивы нищеты и крайней усталости.  На  картине 
Старый  гитарист  (1903,   Чикаго,   Художественный   институт)   изображена 
удлиненная,  болезненно  согнутая  фигура.  Всепроникающий  голубой  цвет  — 
визуальный   аккомпанемент   меланхолической   мелодии.    Загадочность    и 
задумчивость, разлитые в произведениях Пикассо этих  лет,  словно  достигают 
предельной концентрации  в  большом  холсте  Жизнь  (1903,  Кливленд,  Музей 
искусства). Молодая пара с грустью смотрит на  женщину,  держащую  на  руках 
ребенка. 
    «Розовый период» (1905—1906)  отмечен  радикальной  переменой  цвета  и 
настроения в  творчестве  Пикассо.  Голубоватый  тон  работ  предшествующего 
периода уступил место нежным  оттенкам  розового  и  серого  в  сочетании  с 
яркими цветами. В эти годы Пикассо  часто  изображал  клоунов,  акробатов  и 
бродячих  цирковых  артистов.  Картина  Семья   бродячих   циркачей   (1905, 
Вашингтон, Национальная галерея) на первый взгляд кажется свободно и  широко 
написанной яркой виньеткой из  фигур  акробатов.  Вглядевшись  внимательнее, 
зритель замечает, что каждый персонаж психологически отделен от остальных  и 
здесь  царит  атмосфера  одиночества.  К  этому  периоду   относятся   также 
многочисленные гравюры и первая серия скульптур. 
    В  работах,  выполненных  летом  1906  в  местечке  Госол  в  испанских 
Пиренеях, впервые появляются симптомы решительного  разрыва  с  классической 
традицией.   Как   Гоген,   Бранкузи   и   фовисты,   Пикассо   почувствовал 
необходимость  начать  сначала,   обратившись   к   наивному,   примитивному 
искусству. Мягкая элегантность сменилась брутальностью массивных  и  жестких 
форм. Фигуры приобрели пластические качества древней иберийской  скульптуры. 
Первобытная мощь чувствуется и в Портрете Гертруды  Стайн  (Нью-Йорк,  музей 
Метрополитен), и в Автопортрете (1906, Филадельфия, Художественный музей). 
    Пикассо никогда окончательно не отказывался от сюжета, поскольку  смысл 
кубизма  во  многом  заключается  в  исследовании   отношения   произведения 
искусства к  реальному  миру.  Например,  в  Натюрморте  на  плетеном  стуле 
композиция, вписанная в овал, обрамлена настоящей веревкой;  внутри  картины 
оказываются сопоставленными острые кубистические плоскости, буквы JOU и  то, 
что призвано изображать плетеное кресло (кусок клеенки от  дешевой  мебели). 
Буквы JOU можно интерпретировать  как  начало  слова  journal  (газета)  или 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
   
 |