иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он
тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо
для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский
монастырь.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески
Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и
русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н
простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава
Мудрого, и изображение русских скоморохов, н животных. Прекрасная
иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева.
Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского
Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые
потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими,
округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами
стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас
дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые
власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется
трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный»
(также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей
предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе
«Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И
таких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить,
например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец
XII в.).
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и
для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где
замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский
собор.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и
церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных
произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская
Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение
Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров,
запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над
человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее,
человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и
сострадание, византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы - по-
своему.
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось
искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения
вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных
храмов.
Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея
Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов
стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с
наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления
русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй
половины XIX - начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которые
воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в
громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что
касается до остального, то можно расправляться как ни попало - дескать,
дело пустое и вздорное... Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле
искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в
постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей,
ежедневно окружающих нашу жизнь». Древние русичи, окружая свою жизнь
постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов.
Это касалось не только резьбы дереву и камню, но и многих видов
художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали
древнерусские ювелиры - золотых и серебряных дел мастера. Они делали
браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом,
серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенными
старанием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги.
Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями
оклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника
Остромира во времена Ярослава Мудрого.
До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги
(ХI-ХII вв.): кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть
серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из
проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены крошечные зернышки
серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не располагая
увеличительными приборами, представить себе трудно.
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое
искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-
певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами
князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение
музыкантов, играющих на деревянных духовых и струйных инструментах - лютне
и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в
Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского
языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры;
существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя
Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров
присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных
инструментах.
И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор
- песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных,
застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того
времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда
невест похищали, «умыкали» (конечно, с их согласия), в более поздних -
когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии
и невесты, и родителей на брак.
Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - это
богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой.
Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет,
тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был
очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней
необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец
из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной
чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог
обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога.
Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из
крестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представитель
духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал
своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями
народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов.
В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные
внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в
сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ
половцев с их ханом Тугорканем , борьба с которым заняла целый период в
истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится
Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные
богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите
Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми
были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все
они - и князь и герои в конце концов решали одно общее дело - дело народа.
Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в
виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира
Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника
Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в более
древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с
киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро
посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри
совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера,
древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов .
Быт народа
Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как
и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан
с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего
времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в
несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в
которых группировалось по два-три двора.
Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и
богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий, храмов,
дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром
дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию и
приехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французской
столицы по сравнению с блистающим на пути из «варяг в греки» Киевом. Здесь
сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы
Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли
монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота
- символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стояли
бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городе
находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома
богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались
коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было
видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других
киевских монастырей.
Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались
дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление
княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и
подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой
текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с
мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины
вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах.
Известно немало женщин - деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра
Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др.
Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога
с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких
денег от имени хозяина неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие
раздачи во времена Владимира I.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота.
Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.
Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и
в поздние времена, являлась баня.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем
отдавали его на попечение и выучку пестуну; (от «пестовать» - воспитывать).
В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на
управление волостями и городами.
Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется,
продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего
тогдашнего света, включая Индию и Багдад.
По склонам гор к Подолу спускались разнообразные - от хороших деревянных
домов до убогих землянок - жилища ремесленников, работных людей. У причалов
Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и
огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческие
усадистые насады, и бойкие, юркие лодочки.
По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре
и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом
плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были
сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах
и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых
рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными
цепями ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами,
другими ювелирными изделиями из золота и серебра отделанными эмалью,
чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих
камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили
небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую
одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).
Похожие храмы, дворцы, такие же деревянные дома и такие же полуземлянки
на окраинах стояли и в других русских городах, так же шумели торги, а в
праздники нарядные жители заполняли узкие улицы.
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и
деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там
люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили
скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от
кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем,
нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и
стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами
при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед,
вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и
сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с
любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь,
полная таких же забот и тревог, была еще впереди.
Заключение
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что
оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу
культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского
Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого
другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура
средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ
изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала
по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская
архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный
художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в
Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились -
стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.
Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти
не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру,
сложившиеся еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культуры
произошла уже в XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с
«пережитками старой идеологии», подорвавшая устои духовной жизни деревни.
Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздники.
Последовавшая за этим массовая коллективизация разрушила традиционный уклад
крестьянской жизни.
За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневековой
культуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы с
религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В
30-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся
памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты,
В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый
удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве,
Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались
невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на
фотографиях.
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на
этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из
небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной
культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань
мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим.
Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая
образованность от дикости.
Литература
. Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во
АН СССР, М-Л., 1958;
. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред.
А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996;
. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. –
М., ВЛАДОС, 1995.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|