распространения оно не имеет.
Средневековая философия в Китае развивается в основном в русле
конфуцианства, даосизма и буддизма. Периодом расцвета философской мысли
можно считать эпоху Сун. В этот период развивается метафизика
конфуцианства. Центральной проблемой, вокруг которой шла особенно
напряженная борьба между различными школами, была проблема соотношения
идеального закона (ли) и материального первоначала (ци). В эту же эпоху
разрабатываются такие понятия, как «Великий предел», «Великая гармония» и
др.
Уникальна, также, история письменности Китая. Древнейшие китайские
тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или
черепаховом панцире, относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или
лопатка помещались в огонь, и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по
форме и расположению образовавшихся трещин.
Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах,
а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые
планки, скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На
одной такой планке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по
содержанию книга имела значительный объем. В III в до н.э. китайцы начали
применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I
в. до н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому
распространению письменности. Уже на бамбуковых планках ( а позднее - на
шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного
угля или сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем
подчистки ножом, поэтому выражение «нож и кисть» стало метафорой для
обозначения чиновников.
Распространение письменности и возрастание ее общественной роли
потребовало унификации начертания иероглифов. Первый известный опыт
кодификации китайской графики - это список иероглифов Ши Чжоу пянь,
написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX - VIII вв до н.э.). Затем в
эпоху Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к
появлению стандартного стиля письма - «кайшу» (уставное письмо), которое
сохранилось вплоть до реформы китайской письменности в 1956 - 1959 гг. В
иероглифическом письме всегда используется большое количество знаков. Для
чтения книг конфуцианского канона необходимо знать около 10 000 иероглифов.
В современных китайских словарях содержится порядка 100 000 иероглифов.
Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится,
живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.
Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей
Юго-Восточной Азии.
Не менее интересна и литература Китая. Древнейшая дошедшая до нас
библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг н.э.). В
своей работе «описание искусств и словестности» (являющейся частью его же
«Истории династии Хань»), он выделяет основные имеющиеся виды литературы:
канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы,
сочинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.
Говоря о поэзии Древнего Китая можно отметить, что наиболее древними
дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения,
собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»). Шицзин - это
древнейшее в Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до
н.э. В конце I тыс. до н.э. в Китаэ развивается авторская поэзия, в
основном в двух жанрах песни и поэмы, причем последние писались ритмической
прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами
древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ,
Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн.
Из прозаиеских сочинений (кроме философских трактатов) необходимо
особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но
и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской
историографии» Сыма Цяня (II в. до н.э.), повлиял на создание
повествовательной прозы, зарождающейся, в I - II вв. н.э. Еще одним
источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) речения» -
уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для
доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы
практически не сохранились.
Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию.
Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том,
что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую
очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую
литературу оказали религиознае идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и
буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ -
VI вв. в форме так называемых «рассказов о чудесном жанре, который был
ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен
расцвет драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза
в форме эпопеи и романа.
Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия,
поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев
лучше всего могут выразить человеческие чувства.
Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.
Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много
местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее
5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования,
построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь,
пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн… Изучением китайской музыки занимались
древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем
учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен.
В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца -
«Консерватория грушевого сада».
В XIV в. складываются северная и южная школы музыки, причем для
северной школы более характерна героическая тематика, а для южной -
лирическая.
В XVII в. возникает опера.
В эпоху монгольского владычества (Юань) возникает классическая
катайская драматургия. У ее истоков, как и в других странах, фарс и другие
ранние драматические формы; выступления в театре считались недостойными
занятиями. Ведущими жанрами в драматургии были комедия и драма, хотя
известно и несколько трагедий. Монологи и диалоги писались прозой, тексты
песен (арий) - стихами.
Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно-
технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять лет начиная
с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки
оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с
другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию
крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить
поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной
вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как
укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а
также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора…
Четкость и упорядоченность планировки характеризуют главные центры
Ханьского государства Лоян и Чанань, выстроенные по установленным в
трактатах правилам. Город, отражавший представления о правильной структуре
мироздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как
завершенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с
высокими массивными воротами.
После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских
храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды.
Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды,
служившие для жертвенных возлияний духам. О том, какой важный смысл
придавался изготовлению бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное
мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с
такой же тщательностью, как и маленькие. Геометрический узор отличался
графической точностью, разнообразием ритмических сочетаний. Предназначенные
для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую сами принимали
форму зверей или птиц - оберегов.
Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество предметов: круглые
бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом,
украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная
лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их
узоров отразилось более многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого
как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и
тьмы.
В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где
художники заняли почетные места.
Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было также развитие
научных знаний, прежде всего математики. С развитием математики были тесным
образом связаны значительные достижения древних китайцев в области
астрономии и календаря.
Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-
китайские врачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения,
получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской
медицине - иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи
медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений
начала ІІ в до н.э.. Они включают трактат по диетологии, руководство по
лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец,
сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний,
предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных
растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских
болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То
местной анестезии при полостных операциях.
За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было
сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может
быть, даже и больше, чем во всем остальном мире.
К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения
пороха и компаса.
Китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень
сильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого
ее лишь больше и больше хочется изучать.
Печатных материалов о китайской культуре очень много и это, по моему
мнению, говорит о том, что сами китайцы ценят и чтут свои историю и
культуру.
Самым интересным и привлекательным в китайской культуре для меня всегда
была медицина. Мы очень мало знаем о ней. Хотя даже то, что знаем поражает.
Достижения китайцев в медицине поистине огромны. Еще с давних времен
проблема здоровья тревожила этот народ. И хотя многие их рецепты и открытия
потеряны или забыты, даже оставшиеся известные современникам во многом
опережают европейскую медицину.
Вот, например, результатом одного из последних достижений их медицины стала
клиника, в которой проходят лечение безнадежные больные, впавшие в кому или
летаргический сон. В результате лечения из клиники самостоятельно вышло уже
несколько десятков бывших больных. Срок лечения от 2-х до 3-х месяцев, и
еще ни одного случая неудачи. Самый тяжелый больной - мужчина 40 лет,
пролежавший без сознания более 3-х лет, на его пробуждение понадобилось 2,5
месяца.
Притом лечение проводится не современными средствами (медикаментозными,
аппаратными), а массажами, акупунктурой, травами и другими средствами
известными лишь китайским лекарям. По их утверждению болезни, которые они
лечат не физические, а духовные и они по-своему достигают пробуждения
сознания больного. А реабилитация физическая с их помощью проходит также в
сжатые сроки.
Интересна мне, также, и китайская литература. Особенно фольклорные
поэтические произведения. В них кроется народная мудрость Китая, ее история
слишком древняя, чтоб ею пренебрегать. Я считаю, что в китайской литературе
могу многое почерпнуть и для себя.
Вот, например (примерно 175 г. до н.э.):
Поучение царю
Ладно сработанный лук, вделанный в рог на концах,
Если отпустишь - концы вновь разойдутся легко!
С братьями дружно живи, со всею по женам родней.
Лучше ты сними, о царь, не расходись далеко.
Будешь далек от родни, в ней не почуешь оплот,
Станет чураться тебя собственный твой же народ.
Ты наставляешь народ, ты образец и закон -
Знай же: как ты поступил, так же поступит и он.
Если и тот и другой братья друг к другу добры,
Великодушия в них хватит с избытком на всех.
Если и тот и другой между собой недобры,
Будут друг другу они точно болезнь или грех….
Насколько просто и в тоже время поучительно. При чтении не возникает
никаких отрицательных эмоций, логика проста (как говорится: «Все гениальное
- просто»), текст легко воспринимается и тем самым как бы подталкивает к
следованию советам в нем описанным.
Не менее интересна для меня китайская архитектура и строительство. А именно
Великая Китайская стена. Она поражает своей монументальностью. Данные о ее
длине очень разные: прямая линия между двумя конечными точками составляет
2450 километров, а стена со всеми ответвлениями и изгибами, должно быть,
равна от 6000 до 6500 километров!!! Ее ширина 5,5 метра, что позволяло
маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам.
Даже в наше время постройка подобного сооружения заняла бы массу времени,
усилий и денег и неизвестно сколько продолжалась бы, а как тогда…
А сама идея ее постройки… Стена была задумана как укрепление против набегов
воинственных кочевников-монголов с севера, а также, по всей вероятности,
как доказательство власти и величия императора. Ну разве наши
предшественники додумались бы до такого укрепления!!?
По этому мне и нравится культура и история китайского народа. В ней столько
непонятного и интересного…
Использованая литература:
1. “Хрестоматия по истории мировой культуры”, Г.В.Гриненко, Москва, 1998 г.
2. “Лекції з історії світової культури” Полікарпов В.С.
3. “Істория світової культури” вид-во “Либідь”
4. “Коротка історія культури” Джек Ліндсей 2 тома.
5. “История мировой культуры” А.И.Чернокозов.
6. Книга прозрений «Восточные арабески» В.В. Малявин.
7. Энциклопедия нового Китая
8. «Китайская народная республика». Справочник.
Страницы: 1, 2
|