Меню
Поиск



рефераты скачатьКультура Китая

Культура Китая

Тема: «Культура Китая»

План

1. Вступление

2. Исторический очерк

3. Основные черты культуры Китая

4. Мои впечатления и выводы.

Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не люблю

их литературы больше русской, французской, английской, их язык…. Но

когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как

будто написано для меня особым шрифтом - красным, что ли… Рука тянется к

карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно…..

Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!

В.М. Алексеев

(знаменитый китаевед)

Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что

моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому другому

источнику информации о Китае и его культуре. Об этой удивительной стране

невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее культуре, ибо это одна

из древнейших и интереснейших культур мира.

Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на

огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция

Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек -

уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет.; группа древних людей

«пекинский синантроп» - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина,

500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными

характеристиками «человека разумного»: ходили на 2-х ногах, были способными

изготавливать и использовать простые орудия, умели добывать и хранить

огонь.

В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества.

Культура Яньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно

представляла собою матриархальное общество. Луньшанская культура,

существовавшая приблизительно 5000 лет назад, являла собою пример

патриархального общества. В этот период люди усовершенствовали навыки

изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и рыболовству

получило развитие земледелие и скотоводство.

Первая полная история Древнего Китая «Исторические записки» («Шнцзи»)

была составлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, «отцом» китайской

историографии. Они стали первой из 24 официальных династических историй,

которые завершаются «Историей династии Мин» (1368-1644). Не была составлена

официальная история последней династии, Цианской, или маньчжурской (1644-

1911). В дальнейшем было написано бесчисленное множество трудов по истории

Китая.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает

около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в

16 веке до н.э.

Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей

черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких

реликвий, были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько

бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.

Однако первой династией, согласно традиционной китайской

историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21

по 16 век до н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней

не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия

действительно существовала.

Предположение это основано на двух доводах.

Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки

зрения на те или иные события, происходившие, как считалось, в период

правления династии Ся, тем самым признавали факт существования такой

династии.

Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного

развития при династии Шан, так же как и зрелость ее политических и

социальных институтов, свидетельствовала, по крайней мере, еще одна

династия.

Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены,

создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся

рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из

достижений Китая в это время следует отметить: создание календаря,

заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в

развитие астрономии.

При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня

развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и

бронзовые сосуды.

На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами,

пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название «Западного

Чжоу», это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или

менее крупных государств. Династия «Западная Чжоу» (11 век - 770 г до н.э.)

была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были

усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество

сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников

литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории

(«Книга песен»). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до

н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные

записи событий.

Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов

(родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до

н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на

восток, и этот период получил название - «Восточное Чжоу». Период правления

династии «Восточная Чжоу» (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком

рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки

железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать

рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел

феодальный строй.

В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными

царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала

серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 -

221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.).

Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая.

В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на

административно-территориальные округа, создание централизованных органов

управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и

многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской

стены.

Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате

народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник

Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была

свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном

итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул «вана Хань» и

стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

До VI в . длится период раздробленности, называемый обычно Южные и

Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием

было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим и

духовным центром стал город Цзянькан.

В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии

Суй (589-628 гг.).

В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).

За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха

раздробленности, затем произошло еще одно объединение - уже при династии

Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого расцвета

средневековой китайской культуры.

В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию

Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным

чужеземцам. Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков,

которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и

систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской

империи стал Пекин (Дада).

В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного

владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII вв.

ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые

крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось

захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к

маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них.

Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911

гг.).

Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более древнего

периода очень скудны. Сохранилось большое количество лопаток жиотных и

черепашьих панцирей с гадательными надписями. На основании задаваемых

вопросов можно считать, что уже в это время сложились представления о богах

(по видимому, племенных). В названиях племен прослеживаются и следы

тотемизма, так как встречаются названия «племя лошади», «племя собаки» и

т.п. В шанскую и чжоускую эпоху совершались массовые человеческие

жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном

приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать

вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря,

одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и

останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были

сопровождать своего господина на тот свет.

В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские учения - даосизм

и конфуцианство, которые довольно быстро трансформировались в религии.

Конфуцианство.

Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до н.э.) -

основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является

антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет

мало внимания духам и потустороннему миру…, хотя и считает небо не только

частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения

предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания

- проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Кофуций первым

разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа -

не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных

качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь -

гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь -

справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция

сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще.

Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным

методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец,

Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения

плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е.

правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных

жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом

разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления

(исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…

Даосизм.

Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян,

Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его

личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие:

Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым,

порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с

Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего

предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется

организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников»,

основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и

вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается

на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил

оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния:

если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся.

И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Моизм.

Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди)

(около 486 - 376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко

всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и т.п.

Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным

забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и

справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог

лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.

Легизм.

Легизм - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в VI -

III вв до н.э. В центре внимания легизма - проблема управления

государством. Легисты считали что политика не совместима с моралью и

главные средства управления - поощрение и наказание, причем последних

должно быть намного больше. Легисты разработали концепцию деспотического

государства, где все равны перед законом. Единственное исключение - это

правитель, являющийся творцом законов.

Виднейшие представители легизма - это Шан Ян, Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли

Куй, Шэнь Бухай и Хай Фэй. Начиная с III в. до н.э. начинается процесс

слияния легизма с конфуцианством, в результате уже в эпоху Хань легизм

прекращает свое самостоятельное существование.

Однако в Китае с древности сохранились конфуцианство и даосизм.

В I в. в страну проникает буддизм (в форме хинаяны), но не получает

особого признания, с V в. начинается проникновение буддизма в форме

махаяны. Его широкому распространению способствовало то, что буддизм

допускает неограниченное расширение своего пантеона за счет включения в

него местных богов, а для махаяны характерно еще и то, что местные божества

сливаются при этом с персонажами буддийской мифологии. Так, например, очень

популярная в Китае богиня милосердия Гуань-инь стала считаться аватарой

будды Авалокетешвары. Таким образом, на протяжении всего Средневековья в

Китае сосуществуют три религии - конфуцианство, даосизм и буддизм; их

называли «три истины». Подавляющее большинство верующих выполняют обряды

всех трех религий: так, для лечения больных или для изгнания злых духов

чаще приглашают даосских монахов, для совершения погребальных обрядов -

буддийских.

В VI - IX вв. в Китай проникает зороастризм и манихейство. С X в.

начинается проникновение в Китай ислама (в настоящее время число

приверженцев его доходит до нескольких миллионов). Проникло в Китай и

христианство, но точное время его появления установить трудно, и широкого

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.