Культура Китая
Тема: «Культура Китая»
План
1. Вступление
2. Исторический очерк
3. Основные черты культуры Китая
4. Мои впечатления и выводы.
Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не люблю
их литературы больше русской, французской, английской, их язык…. Но
когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как
будто написано для меня особым шрифтом - красным, что ли… Рука тянется к
карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно…..
Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!
В.М. Алексеев
(знаменитый китаевед)
Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что
моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому другому
источнику информации о Китае и его культуре. Об этой удивительной стране
невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее культуре, ибо это одна
из древнейших и интереснейших культур мира.
Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на
огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция
Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек -
уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет.; группа древних людей
«пекинский синантроп» - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина,
500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными
характеристиками «человека разумного»: ходили на 2-х ногах, были способными
изготавливать и использовать простые орудия, умели добывать и хранить
огонь.
В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества.
Культура Яньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно
представляла собою матриархальное общество. Луньшанская культура,
существовавшая приблизительно 5000 лет назад, являла собою пример
патриархального общества. В этот период люди усовершенствовали навыки
изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и рыболовству
получило развитие земледелие и скотоводство.
Первая полная история Древнего Китая «Исторические записки» («Шнцзи»)
была составлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, «отцом» китайской
историографии. Они стали первой из 24 официальных династических историй,
которые завершаются «Историей династии Мин» (1368-1644). Не была составлена
официальная история последней династии, Цианской, или маньчжурской (1644-
1911). В дальнейшем было написано бесчисленное множество трудов по истории
Китая.
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает
около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в
16 веке до н.э.
Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей
черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких
реликвий, были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько
бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.
Однако первой династией, согласно традиционной китайской
историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21
по 16 век до н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней
не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия
действительно существовала.
Предположение это основано на двух доводах.
Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки
зрения на те или иные события, происходившие, как считалось, в период
правления династии Ся, тем самым признавали факт существования такой
династии.
Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного
развития при династии Шан, так же как и зрелость ее политических и
социальных институтов, свидетельствовала, по крайней мере, еще одна
династия.
Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены,
создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся
рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из
достижений Китая в это время следует отметить: создание календаря,
заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в
развитие астрономии.
При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня
развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и
бронзовые сосуды.
На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами,
пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название «Западного
Чжоу», это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или
менее крупных государств. Династия «Западная Чжоу» (11 век - 770 г до н.э.)
была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были
усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество
сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников
литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории
(«Книга песен»). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до
н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные
записи событий.
Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов
(родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до
н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на
восток, и этот период получил название - «Восточное Чжоу». Период правления
династии «Восточная Чжоу» (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком
рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки
железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать
рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел
феодальный строй.
В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными
царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала
серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 -
221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.).
Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая.
В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на
административно-территориальные округа, создание централизованных органов
управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и
многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской
стены.
Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате
народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник
Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была
свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном
итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул «вана Хань» и
стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.
До VI в . длится период раздробленности, называемый обычно Южные и
Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием
было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим и
духовным центром стал город Цзянькан.
В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии
Суй (589-628 гг.).
В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).
За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха
раздробленности, затем произошло еще одно объединение - уже при династии
Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого расцвета
средневековой китайской культуры.
В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию
Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным
чужеземцам. Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков,
которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и
систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской
империи стал Пекин (Дада).
В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного
владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII вв.
ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые
крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось
захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к
маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них.
Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911
гг.).
Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более древнего
периода очень скудны. Сохранилось большое количество лопаток жиотных и
черепашьих панцирей с гадательными надписями. На основании задаваемых
вопросов можно считать, что уже в это время сложились представления о богах
(по видимому, племенных). В названиях племен прослеживаются и следы
тотемизма, так как встречаются названия «племя лошади», «племя собаки» и
т.п. В шанскую и чжоускую эпоху совершались массовые человеческие
жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном
приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать
вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря,
одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и
останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были
сопровождать своего господина на тот свет.
В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские учения - даосизм
и конфуцианство, которые довольно быстро трансформировались в религии.
Конфуцианство.
Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до н.э.) -
основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является
антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет
мало внимания духам и потустороннему миру…, хотя и считает небо не только
частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения
предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания
- проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Кофуций первым
разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа -
не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных
качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь -
гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь -
справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция
сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще.
Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным
методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец,
Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения
плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е.
правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных
жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом
разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления
(исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…
Даосизм.
Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян,
Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его
личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие:
Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым,
порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с
Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего
предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется
организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников»,
основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и
вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается
на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил
оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния:
если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся.
И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.
Моизм.
Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди)
(около 486 - 376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко
всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и т.п.
Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным
забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и
справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог
лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.
Легизм.
Легизм - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в VI -
III вв до н.э. В центре внимания легизма - проблема управления
государством. Легисты считали что политика не совместима с моралью и
главные средства управления - поощрение и наказание, причем последних
должно быть намного больше. Легисты разработали концепцию деспотического
государства, где все равны перед законом. Единственное исключение - это
правитель, являющийся творцом законов.
Виднейшие представители легизма - это Шан Ян, Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли
Куй, Шэнь Бухай и Хай Фэй. Начиная с III в. до н.э. начинается процесс
слияния легизма с конфуцианством, в результате уже в эпоху Хань легизм
прекращает свое самостоятельное существование.
Однако в Китае с древности сохранились конфуцианство и даосизм.
В I в. в страну проникает буддизм (в форме хинаяны), но не получает
особого признания, с V в. начинается проникновение буддизма в форме
махаяны. Его широкому распространению способствовало то, что буддизм
допускает неограниченное расширение своего пантеона за счет включения в
него местных богов, а для махаяны характерно еще и то, что местные божества
сливаются при этом с персонажами буддийской мифологии. Так, например, очень
популярная в Китае богиня милосердия Гуань-инь стала считаться аватарой
будды Авалокетешвары. Таким образом, на протяжении всего Средневековья в
Китае сосуществуют три религии - конфуцианство, даосизм и буддизм; их
называли «три истины». Подавляющее большинство верующих выполняют обряды
всех трех религий: так, для лечения больных или для изгнания злых духов
чаще приглашают даосских монахов, для совершения погребальных обрядов -
буддийских.
В VI - IX вв. в Китай проникает зороастризм и манихейство. С X в.
начинается проникновение в Китай ислама (в настоящее время число
приверженцев его доходит до нескольких миллионов). Проникло в Китай и
христианство, но точное время его появления установить трудно, и широкого
Страницы: 1, 2
|