Меню
Поиск



рефераты скачатьКультурно-досуговая деятельность на Руси

распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади

во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии,

иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама

существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с

первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с

открытием и завершением представлений в балаганах.

В самом деле, пестрота ярмарки, гулянья поражает. Там были

русские традиционные горы или качели мирно соседствовали с балаганом,

где итальянские заезжие комедианты разыгрывали пантомимы-арлекинады;

старинные наигрыши владимирских рожечников перебивались звуками

многочисленных шарманок; ярославский вожак с учёным медведем выступал

бок о бок с демонстрировавшим свои фокусы китайцам; отставной солдат-

раешник старался перекричать балаганного деда-зазывалу; тут же

Петрушка отбивал зрителей у балагана с учёными канарейками, а кабинет

восковых фигур соперничал с куклами, разыгрывавшими "Доктора Фауста".

Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны

содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего

оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские

костюмы "артистов" вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей,

лавок, трактиров и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями

кустарных промыслов (ложки, игрушки, дуги, прялки) представляли для

глаза тоже, что для уха - "гигантский, чудовищный, безобразный хаос"

звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревёт труба,

стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы, песни.

Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX

веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в

трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой

челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это

преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными

выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.

Важная стилевая особенность мелодического склада городских

песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком

ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её

стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют

отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные

стопы.

Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном

соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным

творчеством. В последние четверти века в России формируется

национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных

композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский,

Е.Фомин, Д.Кашин.

Русская песня исполняется в городском быту этого времени в

новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом

гармоническом изложении (обычно на три голоса или с терцовой второй),

а также с аккордовым сопровождением.

В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного

народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них

всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в

жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.

Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких,

"частых" (в отличие от "протяжных", "долгих") песен.

Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в

последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с

точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина

(преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.

Сами частушки вполне определённо говорят о своих возможностях и

значении в жизни людей. Вот одна из них:

В песнях радость, в песнях горе,

В песнях и весельице.

Только в песнях нахожу

Сердечку утешеньице.

Новизна частушек все же такова, что не позволяет

противопоставлять их старинным песням, говорить о разрыве с ними.

Частушки возникают на глубокой основе русских песенных традиций

развивают и обогащают их, вбирая в себя возможности и качества жанров

и видов русской крестьянской песни.

Короткие припевки издавна были известны на Руси. Они исполнялись

на свадьбах, при различного вида играх и хороводах во время

календарных праздников (святки, масленица, красная горка, семик и

др.), имели обрядовый, "утилитарный" характер, т.е. это были песни-

заклинания, просьбы, призывы, побуждающие участников обряда или игры к

какому-либо действию. У частушек, в отличие от их предшественников,

нет этого качества "утилитарности": они - "чистая" лирика, поются

обычно одна за другой без особого выбора, не обязательно

сопровождаются действиями (плясками).

Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них

активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее

время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В

послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили

дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с

применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала

более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои

собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I,

"ассамблей" (неотъемлемыми элементами которых были музыка и танцы)

постепенно стали уступать место разного рода балам, которые

устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий.

Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в

проведении балов, маскарадов, ужино для дворянства.

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы

досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через

два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов

которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили

своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для

представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало

формирование в России системы культурно-просветительных учреждений.

Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи (например, знаменитая

петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге,

создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные

театры, которые я уже упоминала, организовываться художественные

выставки.

В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические

клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные,

литературные, музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли

узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских

кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг

общественной работе, направленной на развитие народного образования.

Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались

народные чтения в парках и садах.

К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали

из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.

Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети

образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные

и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки,

в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти

образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими

образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в

этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде

городского населения. В начале XX века в целях своего собственного

просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации:

"общества самообразования рабочих". На рубеже XIX-XX веков в России

появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию

разумных развлечений для народа.

В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века

общественные формы просвещения все чаще стали использоваться

представителями различных политических движений для пропаганды своих

идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных

школах проводились беседы на политические темы или чтение политической

литературы.

Начало XX века также характеризовалось развитием различных

общественных организаций, в которые объединялись представители

интеллектуальных профессий. Это общества врачей, краеведов,

театральные и литературные общества. Как правило, подобные общества

были многочисленны по количеству участников.

Довоенный период 1917 - 1941

Второе и третье десятилетие 12 века в России отмечены крупнейшими

событиями. Революционные события, гражданская война внесли

существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой

деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой

государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв

общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры:

театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений

искусства.

Государство контролировало содержание деятельности учреждений

культуры, выделяло необходимые ассигнования.

Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу

по обучению людей, не получивших начального образования. В

библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах

создавались пункты ликвидации неграмотности

При клубах создавались полит кружки. В эти же годы в стране

начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность.

Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В

выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на

классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на

острые злободневные темы.

В связи с экономической разрухой, явившейся следствием

гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 года голодом,

государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на

местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений

культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году

губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые

учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома

культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности

- колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали

появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.

С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить

новые формы массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.

Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства

на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину.

В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю,

эстрада - искусство молодое, но развившееся необыкновенно

стремительно. Этот процесс был связан с распространением так

называемой "массовой" культуры, с ростом населения городов, которое

требовало развлечения и зрелищ.

Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно

развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах один за

другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались,

синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие,

два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку,

завоёвывая зрителей, принадлежащих к самым разным общественным и

социальным группам.

Мода на эстраду не могла не привести к штампованности продукции,

рассчитанной на обывательский запрос и вкусы городского населения.

Популярная тогда "рваные куплетисты", т.е. исполнители, выходившие на

эстраду в костюме и гриме босяка, среди которых были и люди

талантливые, развлекали аудиторию низкопробными куплетами. Примерно

этот же процесс просматривается и в кино, которое Эл. Андреев называл

"молохом", пожирающим литературу. Всё это не могло не породить

презрительного отношения части интеллигенции к новым видам искусства -

кино и эстраде, как низшим, рассчитанным на вкусы обывателя. Но если к

кинематографу очень скоро, уже в 20-е годы, удалось завоевать

авторитет одного из высших видов искусства, то эстрада продолжала

вызывать, а порой и сей час ещё вызывает недоверчивое отношение, как

"малая" форма, находящаяся где-то в периферии общего поступательного

процесса художественного творчества.

Однако уже на дореволюционной эстраде выступали крупнейшие актёры

с высоко художественным репертуаром. В театрах миниатюр и

кинодиверсментах можно было услышать и смелый сатирический куплет, и

острую злободневную репризу конферансье. В творчестве лучших артистов

давали себя знать демократические корни эстрадного искусства, которые,

как и его ближайшие родственники, театр и цирк, рождалось на площади в

выступлениях гистрионов, фокусников, жонглеров, скоморошьих играх, в

нехитрых представлениях ярмарочных балаганов.

Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной

эстрады, серийности её продукции, что эстетики считают типичными

признаками "массовой" культуры, загорались огоньки, которые освещали

дальнейший пуль эстрадного искусства, свидетельствовали о его

потенциальных возможностях.

Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем

искусством, и в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие

задачи. Руководствуясь указанием партии, советская эстрада стремилась

решать эти задачи, активно участвовать в воспитании советских людей, в

обогащении их духовной культуры.

На ряду с этим стало заметно тенденция к уменьшению форм

досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского

населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церковь

и отмечающих религиозные праздники.

1941 - 1945 года

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и

ночей и унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и

для культурно-досуговых учреждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание

клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй

половине 1941 года количество клубных учреждений и библиотек

уменьшилось на половину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт

и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных

работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой

военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс

на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного

времени.

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек,

музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны,

разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами

хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением

Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические

подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского

патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры -

походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки

-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной

мере использовался опыт передвижной работы времён гражданской войны.

Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н.

Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и др.

Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных

жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая

постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню

лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в

которых лирика приобретает гражданскую окраску.

Не только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с

современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения,

стремительностью темпа, активным утверждением положительных начал

нашей жизни покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н.

Мирозоянц и В. Резцова.

Несколько медленнее осваиваются новые темпы разговорными жанрами.

Трудности усугубляются тем, что в это период, когда главным для

художника становится пристальное внимание к разработке характера

советского человека, к его психологии, изображение его жизни и борьбы,

роль и назначение малых форм в системе искусств ставится под

сомнение.

В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по

улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов

культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы

войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском

Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением

СНК в феврале 1945 года был создан Комитет по делам культурно-

просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты

создавались в союзных республиках.

Предстояло так же расширить сеть средних и высших учебных

заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других

учреждений культуры.

1945-1990 года

В послевоенный период наметились изменения в культурных

потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени.

Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным

сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных

предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению

количества свободного времени; повышением образовательного уровня

населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами

урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и распространением

телевидения.

В течении 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых

учреждений обогатилось новым содержанием по всем направлениям. Стала

развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы

политики, экономики, науки, искусств, морали и т.п. В значительной

степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в

1947 году Общества политический и научных знаний. Со второй половины

50-х годов в клубных учреждениях активно стало использоваться такая

форма работы, как "тематический вечер". Это были вечера-встречи,

вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы,

вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили

распространение "устные журналы", "световые газеты", а с конца 50-х

годов возродились "воскресные чтения".

С середины 50-х годов получили распространение агтационно-

художественные бригады. Развитие на рубеже 50 - 60-х годов "авторской

песни" дало толчок возникновению в 1970 году первых клубов

самодеятельной песни. Со второй половины 50-х годов, в рамках

художественной самодеятельности стали появляться эстрадные коллективы,

оркестры народных инструментов, кружки сочетающие спортивные элементы

с музыкальным искусством: акробатические художественной гимнастики, в

60-х годы - ансамбли бального танца, вокально-инструментальные

ансамбли, эстрадно-цирковые ансамбли. Развитие технического творчества

способствовало появлению новых видов самодеятельного художественного

творчества: фотокружков, фотостудий, киностудий. Расширились масштабы

изобразительного и декоративно-прикладного самодеятельного искусства в

произведениях народных мастеров появилось больше самобытности,

ощутимее стала связь с традиционной народной культурой, фольклором.

Стимулом были проводимые смотры, конкурсы, фестивали художественной

самодеятельности.

Активизировалась работа клубных учреждений по проведению

массовых праздников. С начала 50-х годов в стране начинает

складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям.

Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов

создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности,

детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя

женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-

досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры, библиотек, кинотеатров

и др.

В 70 - 80-е годы в отличие от предыдущего периода в структуре

досуга изменилось соотношение общественно организованных форм и

индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С

наибольшей полнотой проявились процессы "одомашнивания" досуга,

замедление темпов роста, посещаемости учреждений культуры, а по

некоторым учреждениям её резкое снижение. Это коснулось в частности

кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов.

В 70 - 80-е годы продолжал интенсивно развиваться туризм. Широкий

размах получили его неорганизованные и слабоорганизованные формы.

Замечу, что развитию самодеятельного туризма способствовало

существенное увеличение транспортных средств, находящихся в личной

собственности граждан.

С середины 70-х годов начало развиваться самодеятельное

фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями,

любительскими фольклорными объединениями.

Несмотря на увеличившиеся масштабы социально-культурной

инфраструктуры к концу 80-х годов в стране сохранялось значительная

региональная дифференциация в особенности населения учреждениями

культуры. Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры

значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры

микрорайоны больших городов.

Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров

отличало клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо

закреплялись специалисты на селе. Основными причинами такого положения

было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов,

плохие жилищные условия, низкая оплата труда. Для клубных работников

особая трудность заключалась в нерегламентированности работы клубных

учреждений, а также в моральном плане - падение престижа этих

учреждений в глазах населения.

Телевидение сыграло тоже немаловажную роль. Телевизионный

спектакль, телевизионный фильм и др. сложились быстрее, чем

телевизионный концерт, специфика которого ещё осваивается голубым

экраном.

И всё же такие завоевавшие завидную популярность передачи, как

"Голубой огонёк", "Кабачок 13 стульев", "Бенефис", свидетельствует о

тех органических связях, которые уже устанавливаются между искусством

эстрады и телевидением. Свободное взаимодействие артистов с гостями на

"Голубом огоньке" по-своему развивает традиции эстрадного театра,

которые предстают в современном телевизионном варианте.

1990 - по наши дни

События 90-х годов - изменения политического строя в России,

переход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу

досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры.

В соответствие с новым законодательством учреждения культуры получали

большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты

идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений

работы, в формировании штата работников.

Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных

заведениях стала осуществляться с большим учётом особенностей

экономического и социального развития общества, изменений,

происходивших в культурных интересах и досуговых ориентация людей.

Произошли преобразования в системе учебных заведений.

Изменились источники финансирования учреждений культуры. На ряду

с государственными средствами они могли получать доходы за счёт

расширения ассортимента платных услуг, осуществление коммерческой

деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций.

Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе

полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие

объединения, концертные залы, картинные галереи, клубы и т.п.

Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные

преимущественно на получение прибыли: казино, ночные клубы, бары и

рестораны с разнообразными шоу-программами.

На финансовом положении культурно-досуговых учреждений

сказывалось и отсутствие у их работников навыков развёртывании платных

услуг. К тому же, в силу ухудшение материального положения

подавляющего большинства населения России, многие люди не могли

воспользоваться этими услугами. Мало надежд давало и спонсорская

деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений

культуры стало приходить в упадок, количество их сокращается. Снизился

уровень зарплаты работников культуры.

В таком плачевном состоянии находится наша культура до сих пор.

Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для

осуществления населением России культурно-досуговой деятельности,

решение которой предстоит искать в последующие годы…

Список литературы

1. Борев Ю. Эстетика. - М.: Политлитература,1998.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура

средневековья и Ренессанса. - М.: 1965.

3. Белкин А.А. Русские скоморохи. - М.: Наука, 1975.

4. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: 1975.

5. Гребенюк В.П. Публичные зрелища петровского времени и их связь

с театром. - М.: 1976.

6. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. - М.: 1970.

7. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. - М.: 1958.

8. Кажин В.Я. Русская советская эстрада. - М.: 1946-77.

9. Чепелев В.И. Клубоведение. - М.: Просвещение, 1980.

10. Календарные обычаи и обряды в странах Европы. - М.: 1977.

11. Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в СССР. - М.:

1974.

12. Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра. - М.:

1983.

13. Культурно-досуговая деятельность М 1998

14. Лихачёв. Памятники литературы древней Руси. - М.: 1984.

15. Некрылова А.Ф. Народный театр. - М.: 1990.

16. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: 1978.

17. Лагунова М.И. Обряды и праздники на Дону. - М.: 1988.

18. Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: 1977.

19. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление.

М.: 1978.

20. Полевой Н. История Петра Великого. - М.: 1976.

21. Савушкина Н.И., Дмитриев Ю.А. Русские народные городские

праздники, увеселения и зрелища. М.: 1984.

22. Уварова Е.Д. Русская советская эстрада 1930-1945. - М.: 1977.

23. Анастасьев А.И. Русская советская эстрада 1917-1929. - М.:

1977

24. Русская литература XVIII века Стенник О.В. 1991

25. Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр XVIII-XIX века.

- М.: 1985.

26. Тихонравов Н.С. Русские драматические призведения 1672-1725

года. - М.: 1977.

27. Театрализованные праздники и зрелища 1672-1725 г. - М.: 1977.

28. Семиванова Ф.М. Частушки. - М.: 1990.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.