Меню
Поиск



рефераты скачатьКультовые интерьеры Ирана и Средней Азии

архитекторы с именем всевышнего Аллаха на устах создавали подлинную

гармонию, застывшую в камне, и потому неудивительно, что большинство

построенных ими зданий являются мировыми шедеврами.

Большое значение в мусульманской архитектурной композиции придается

ритму, то есть четкому распределению повторяющихся в определенном порядке

отдельных элементов и деталей здания - выступов, колонн, окон, плоскостей

стен. Применяя симметричную и асимметричную композицию, используя главные

художественные средства – формы зданий и их элементов, мусульманский

архитектор может по своему усмотрению сделать эти формы тяжелыми или

легкими, спокойными или динамичными, однотонными или цветными, добиваясь

при этом, чтобы отдельные части здания согласовывались между собой и со

всем архитектурным ансамблем в целом. Проектируя, мусульманский архитектор

ищет наилучшее, наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего

архитектурного произведения и его деталей с учетом назначения здания и

характера происходящих в нем процессов. Учитывая климат местности, в

которой ведется строительство и ее географическую широту, он старается, как

можно полнее использовать увлекательную игру света и тени, которая

подчеркивает композиционные особенности сооружения, придает ему более

живописный вид.

Творения исламских архитекторов, как правило, имеют обильный

орнаментальный декор, украшены цветным мозаичным орнаментом, поражают

изяществом форм и пропорций, богатством и тонкостью каменной резьбы,

которая благодаря искусству мусульманских мастеров приобретала ажурность и

легкость, напоминая каменное кружево. Культовым сооружениям ислама

свойственна строгая красота, воплощающая образы знойного солнца, горячих

песков и тихих оазисов. Голубые купола мечетей, покоящиеся на высоких

барабанах, изящные башни минаретов, массивные кубы порталов, журчание воды

в фонтанах неизменно пробуждают в душе человека благоговейное отношение к

вере, вселяют уверенность в собственных силах, даруют ему светлое и

радостное мировосприятие.

Архитектура ислама не отвергает воздействия любой культуры и не

воспрещает заимствовать формы культовых зданий других религий

(христианские, иудейские, буддийские, вплоть до использования символики

этих религий во внешнем декоративном убранстве зданий). Ислам, как всякая

другая религия, нуждается в специальном месте, где верующие могли бы,

собравшись, предаваться молитве. Этим целям и служит мечеть. В исламском

мире мечеть является главным сооружением города в социальном, политическом

и градостроительном отношении. Мечеть по-арабски звучит "аль-масджит",

переводится как "место, где совершаются земные поклоны".

В первые годы хиджры масджидом могла служить любая постройка, либо

просто крытое место. После приезда Мухаммада в Медину для него и его семьи

учениками был выстроен простой дом из сырцового кирпича на каменном

фундаменте, крытый пальмовыми листьями. Двор этого дома стал первой мечетью

мира, послужив образцом для мечетей дворцового типа, распространившихся по

всему миру. Она же стала первой школой в арабском мире.

Сама по себе мечеть не имеет сакрального характера, никак не

освящается. В разных районах мусульманского мира сложились различные

архитектурные типы мечетей. Основные черты ее определились в VII в.

Если рассматривать мечеть с точки зрения архитектуры, — это

специально оборудованное место для проведения молитвы по мусульманскому

религиозному обряду. Место это может иметь самые разнообразные материальные

воплощения — от очищенной площадки в пустыне, обозначенной камнями, или

комнаты в доме, до архитектурного ансамбля.

В более широком понимании мечеть, с точки зрения мусульманских богословов,

охватывает всю землю. Главнейшие функции мечети религиозные, хотя ее

значение этим не ограничивается: она служила местом общественных собраний,

общения, убежищем, организацией обучения детей основам мусульманской

религии.

Архитекторы, проектируя мечеть, всегда опирались на собственные

(или заказчика) представления о красоте, свойственной своей эпохе,

национальной культуре, ориентировавшей их на те или иные образцы. Арабы,

распространявшие новую религию на покоренных территориях, не стремились

навязывать сложившиеся еще в VП-VШ вв. типы мечетей: центрально-купольный и

колонный (имеющий прямоугольник в плане, внутренний двор, окруженный

галереями, и многостолпный молитвенный зал), айванный (навес, галерея) —

терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.

Вертикальная структура мусульманской мечети включает в себя три

символические зоны: четверик – символ нижнего мира, купол – символ мира

верхнего и барабан – своеобразная зона перехода от мира земного к миру

небесному. Внутри мечетей в обращении к Мекке ниша — михраб, украшенная

резьбой по дереву, камню, узорочным кирпичом, керамикой, инкрустацией,

мозаикой, росписью.

Михраб - (араб. – святилище, букв. – место борьбы; однокоренное со

словом «копье»; у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало сутру

– место и киблу – направление молитвы) – в культовых зданиях ислама

священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене кибилы, к которой

молящийся должен быть обращен лицом; самый ранний (около 691 г.) образец

плоского михраба (в форме накладной арки) сохранился в Куббат ас-Сахра

(«Купол Скалы») в Иерусалиме: арка с узорным архивольтом в

орнаментированной квадратной раме на витых колонках. Плоский михраб получил

преимущественное развитие как переносной – деревянный, керамический либо

изображенный на молитвенном ковре. Вогнутый михраб (в форме глубокой

сводчатой ниши) впервые был устроен около 709 г. в мечети Хаарам в Медине

(основана в 656 г. на территории дома Мухаммада), заново сооруженной в 707-

709 гг. коптскими и византийскими мастера-ми; предположительно обозначал

местонахождение пророка во время ведения им ритуала молитвы. После 709 г.

михраб стал обязательным признаком мечети. Обычно он выделялся в интерьере

освещением и нарядным декором, снаружи – выступом ниши; нередко перед

михрабом возводился купол с фонарем или с окнами в барабане. Центральный

вход и михраб непременно украшаются графическими изображениями. В помещении

ниша - михраб, около нее ставится кафедра проповедника - минбар. Обычно он

располагается справа от михраба и является привилегией только пятничной

мечети (джами). В небольших населенных пунктах мечети могли его не иметь.

Минбар обычно похожая на трон кафедра (иногда под балдахином) открыта на

спускающуюся в зал лесенку с перилами и декоративным порталом или дверцей.

Деревянные (реже каменные или кирпичные) минбары украшены (в соответствии с

художественным стилем эпохи и региона) орнаментальной резьбой,

инкрустацией, росписью, иногда глазурованными облицовками или фаянсовой

мазаикой. Первый минбар (сиденье с двумя ступенями) был сделан по заказу

Мухаммада в 629 г. для чтения проповедей. Первоначально минбар служил также

троном правителя и местом для судьи. Исключительно культовое значение

минбар приобрел в конце периода Омейядов, около 750 г., и в правление

династии Аббаситов (750-1258 гг..). Одновременно сложился тип минбара как

произведения монументально-декоративного искусства: высокая, похожая на

трон кафедра (иногда под балдахином).

Пространство молельного зала мечети зависит не от того, где

находится молящийся, а от направления, куда он смотрит при молитве. По этой

причине ориентация молельного зала должна соответствовать кыбле (обращение

во время молитвы лицом к Мекке). Кыбла всегда обозначается михрабом с

арочным или полусферическим венчанием, которых может быть несколько в

зависимости от величины мечети. Пол в мечетях устилается циновками или

коврами. При каждой мечети есть водоем (колодцы) для омовения (молящийся

должен находиться в состоянии ритуальной чистоты). При входе в мечеть

верующие снимают обувь, женщины молятся в специально отгороженной части

общего зала или галереях, в некоторых мечетях размещаются книгохранилища.

Иногда мечети бывают совмещены с усыпальницами святых.

Двери разделяют на две пространственные зоны – профаническую и

сакральную, отмечая этот важный для мусульманина рубеж своим убранством и

священными надписями. При входе в мечеть все внимание верующего человек

устремлено только к одной точке – михрабу, где предстоит имам –

руководитель богослужения.

Рядом с мечетью ставился или включался в ее композицию минарет (от

араб. – минара – сигнальная световая башня, маяк) – высокая башня,

предназначенная для азана, совершаемого муэдзином с кругового балкона,

галереи или верхней площадки башни, обычно увенчаний фонарем. С VIII в. –

это один из определяющих наружных признаков мечети; символ мусульманского

присутствия на завоеванных арабами территориях. Некоторые ранние

средневековые минареты (особенно на границах мусульманского мира) сохраняли

функции сигнальной сторожевой башни, включали помещения для стражи и

гарнизона. Он бывает двух типов: четырехугольный (наиболее ранний

архитектурный тип, первоначально получил развитие в Сирии, затем в странах

Магриба – территории к западу от Египта) и круглоствольный (такой тип

получил более широкое распространение и многочисленные варианты

архитектурной формы и декора, в том числе на высоком четырех- или

восьмигранном основании, с гладким, многогранным, каннелированным или

«гофрированным» стволом, звездчатые в плане, тонкие стреловидные и др.),

украшается узорами, резьбой, ажурными балконами, глазурованной керамикой.

Спиралевидную форму двух уникальных кирпичных минаретов в Ираке связывают с

традицией зиккуратов в Месопотамии. В разных странах под воздействием

местных традиций вырабатывались самостоятельные типы мечетей. В

позднесредневековых постройках Средней Азии, Ирана, Афганистана встречаются

декоративные «ложные» минареты (без лестницы), поставленные на углах

главного фасада или портала; иногда их называют гульдараста (перс. –

намогильный букет цветов на палочке; минарет).

Очень разные по архитектурному воплощению мечети объединяет некая

сумма общих правил, выполнение которых обязательно при их возведении.

Правила, эти вовсе не касаются внешней архитектуры здания, а задают

общее требование: обеспечить молящимся определенные условия для совершения

необходимого ритуала. Обязателен минбар (специальная кафедра для чтения

проповеди). Обычно он располагается справа от михраба и является

привилегией только пятничной мечети (джами). В небольших населенных пунктах

мечети могли его не иметь. Оформление молельного зала должно быть скромным,

чтобы не отвлекать молящихся от намаза: михраб и минбар, напротив, должны

декорироваться пышно для привлечения к себе внимания во время молитвы

В мечети должен быть ровный и теплый пол, позволяющий снимать обувь

и становиться на колени во время молитвы. Он покрывается коврами и другими

матерчатыми покрывалами.

За время существования ислама было создано несколько основных

разновидностей мечети, которые зависели от ритуала намаза, имеет четыре

уровня: ежедневный (частный), пятничный (совместный), годовой (фитр—после

окончания месяца Рамазан) и годовой (ид — в память жертвоприношения

Авраама). Исходя из этого, мечети подразделялись на масджид — квартальная

(у татар "мэхэллэ мэчете") — служила для ежедневных молитв, свершения

похоронного обряда, общественным центром махалля; со-борнаю ("джами") — их

могло быть разное число в зависимости от величины населенного пункта и они

были открыты всегда; большую или общегородскую — пятничную (по-татарски —

"жамигъ мэчете" или "жомга мэчете"). Кроме того, в крупных городах

существовали загородные мечети ("мусалла") для молений по годовым

праздникам с большим стечением народа, поминальные мечети на кладбищах,

мемориальные мечети, построенные в честь памятных для мусульман событий.

В каждом городе существуют соборные мечети, служащие для

коллективных молений в пятницу, квартальные, пятивременные. Строительство

мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не

жалели. В некоторых странах и городах мечети представляют собой

великолепные архитектурные сооружения.

Внутреннее помещение мечети выглядит скромно: здесь нет ни идолов,

ни украшений. Мечети обычно используются не только для богослужений,

проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного культурного

центра, места собраний правоверных на все важные случаи жизни. В мечетях

решались и решаются текущие дела, производится сбор милостыни и

пожертвований, принимаются различные решения, требующие участия большого

количества местных жителей.

Первым выдающимся сооружением стала мусульманская святыня Куббат ас-

Сахра («Купол над скалой») в Иерусалиме (691) с деревянным куполом над

обходной галереей, украшенной мозаикой. Большая мечеть (ал-Валида) Омейядов

в Дамаске (705–715) еще имеет византийский облик. Аббасиды, которые

перенесли центр халифата в Ирак, основали в 762 Мидинат ас-Салам («Город

мира», или «Круглый город», ныне Багдад), с мечетью и дворцом в центре, в

окружении административных зданий и расположенных по периферии базаров и

жилых кварталов. В их постройках больше восточных черт и заметно

увеличивается помпезность. В Самарре (Ирак) руины дворцы Балькувара

занимают почти 2,59 кв. км, а минарет ал-Мальвия имеет спиральный пандус,

по которому можно было подниматься на ослах. Наиболее внушительный

аббасидский памятник – дворец Ухайдир в пустыне (Южный Ирак).

Североафриканская Большая мечеть в Кайруане (836–875 и позднее) и каирская

мечеть Ибн Тулуна (876–879), отличающаяся тонко обыгранными повторами

стрельчатых арок, строго выверенными пропорциями резных стуковых капителей

и архивольтов, демонстрируют достижения нового архитектурного стиля.

БАХАИЗМ

Бахаизм (бехаизм, вера Бахаи) - это религиозная доктрина,

первоначально возникшая как сектантское реформационное течение в исламе. Её

истоки восходят к 1844 г., когда в иранском городе Ширазе некий юноша по

имени Сеид Али Мохамед провозгласил себя посланником Бога и стал называть

себя Баб (“Врата”), то есть предтечей грядущего Великого Пророка (Махди).

Учение Баба: включающее в себя сильные мотивы социального протеста, быстро

распространилось по всему Ирану, что вызвало тревогу властей и

ортодоксального исламского духовенства. В 1850 г. Баб был казнен, а на его

последователей обрушились жестокие репрессии, в результате чего большое

количество бабитов бежало из страны. В эмиграции лидером бабитов стал Мирза

Хусейн Али (1817-1892 гг.), который в 1863 г. объявил, что он и есть

долгожданный Махди (эта дата считается днем рождения бахаизма), после чего

получил прозвище Баха-Улла (“Слава Божия”). Несмотря на гонения, бахаизм

получил довольно значительную популярность в Иране, Турции, Египте, Сирии и

т.д., хотя в целом успехи бахаизма в исламском мире были относительно

невелики. В конце XIX века бахаизм стал известен в Средней Азии (между

прочим, первый бахайских храм был сооружен в Душанбе). Бахаизм исповедует

непостижимого Единого Бога, представления о котором близки к пантеизму. С

точки зрения этого учения, все религии восходят к общему источнику, а

различия между ними обусловлены лишь тем, что они выражают различные

аспекты Наивысшего. Поэтому бахаизм отрицает межконфессиональную рознь,

призывает к братству религий. С другой стороны, бахаизм претендует на

преодоление разрыва между религией и наукой, ратует за всеобщее

обязательное обучение. Отказ от идейного диктата и самостоятельный поиск

Истины в бахаизме рассматривается не просто как право, а как обязанность

каждого верующего. Однако вере отдается предпочтение, именно религия должна

стать источником всеобщей дружбы, согласия и нравственности, социально-

экономические проблемы предлагается решать в соответствии с духовными

принципами. Бахаизм призывает к единению человечество во всемирное

сообщество без национальных различий. Бахайский идеал - единство

человеческого рода, вечный мир, создание мирового государства с

международным правительством и единым языком, общество, организованное на

началах демократии и бескорыстного служения общему делу, в котором не будет

социальных антагонизмов.

В бахаизме практически отсутствуют обряды и сложная символика,

храмы не имеют канонической формы. Нет священства, поскольку утверждается,

что человечество уже достигло зрелости, и каждый может непосредственно

познать Бога. В то же время в организационном отношении бахаизм

представляет собой жесткую иерархическую структуру, локальные общины

контролируются и управляются централизованно. Во главе мирового бахайства

стоит Всемирный Дом Справедливости, резиденция которого находится в г.

Хайфе (Израиль), в масштабах отдельных стран действуют Национальные

духовные собрания, а руководство общинами осуществляют местные духовные

собрания, избираемые из числа верующих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История среднеазиатских земель: Хорезма, Мавераннахра, Северного

Хорасана, Гургана и др. - тесно связана с историей соседних земель (Иран,

Сеистан, Дешт-и Кипчак и др.). Общность исторических судеб привела к

выработке сходных традиций, но не к их единообразию. Находясь на

пересечении жизненно важных артерий Евразии, Средняя Азия на протяжении

веков входила в разные периоды в состав различных государственных

образований. Почти все мировые религии, великие и малоизвестные этносы,

языковые группы, разноплеменные памятники искусства оставили свой след на

этой земле.

В результате многовековых контактов возникали своеобразные формы

симбиоза как в хозяйственно-бытовом укладе, так и в культурно-духовной

жизни народов, населявших этот регион.

Смешение различных культурных традиций на территории Средней Азии

отмечается уже на самых ранних периодах развития государственности. Это

стремление к симбиозу различных культурных традиций является характерной

чертой развития искусства Средней Азии, оно сохранится и в последующих его

этапах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ш.М. Шукуров «Искусство средневекового Ирана», Москва

«Наука», главная редакция восточной литературы, 1989

2. Н.А. Виноградова, Т.П. Каптерева, Т.Х. Стародуб

«Традиционное искусство Востока», М. 1997

3. Тигран Мкртычев, «Вода, боги, люди в центральной Азии.»

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.