Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии
Орловский государственный университет, художественно-графический факультет,
кафедра теории и методики искусства
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История интерьера»
на тему: «Культовые интерьеры Ирана и
Средней Азии»
Орел 2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
3
ЗОРОАСТРИЗМ
4
МАНИХЕЙСТВО
7
БУДДИЗМ
9
ИСЛАМ
11
БАХАИЗМ
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
24
ВСТУПЛЕНИЕ
Иран и Средняя Азия — это территория, на которой существовали страны
древней и высокоразвитой цивилизации. Их обитатели одними из первых
вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале III
тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения.
Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народы Средней Азии и Ирана в
течение многих тысячелетий сохраняли и непрерывно развивали свою культуру,
оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в
свою очередь, заимствуя их достижения. Как и все древние народы, иранцы в
прежние времена верили в многочисленных богов. Основными религиозными
культами были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также
христианство несторианского толка. Во многих крупных городах был широко
распространен иудаизм.
Все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. К
середине XI века процессы исламизации населения были практически
завершены.
Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе
возникло несколько направлений или сект, главными из которых, существующими
и в настоящее время, являются суннизм и шиизм.
ЗОРОАСТРИЗМ
В глубокой древности Центральную Азию населяли иранские племена,
религиозные представления которых, как считается, нашли в последствии свое
воплощение в зороастризме. Зороастризм - древняя религия, возникшая на
рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в
Иране ) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока
и Закавказья. Зороастризм — религия единого бога Ахура Мазды, бога добра и
света. Его антипод — «владыка мрака» Ангро Майнью, управляющий своим
воинством — дэвами. В основе этой религии лежит вечная борьба добра и зла —
двух начал мироздания. Согласно зороастризму, пространство и время
бесконечно. Пространство заключает в себе «царство добра» и «царство зла».
Одно из основных понятий учения — понятие цикличности. Ахура Мазда в
бесконечном времени выделил период в двенадцать тысяч лет, который он
разделил на отрезки по три тысячи лет. Сначала происходило творение
идеального мира, затем создание материального мира. Все это время не
прерывалась борьба добра и зла, сил света и сил тьмы. Наступают последние
три тысячи лет — в это время появляется Зороастр, силы зла терпят
поражение, мир очищается огнем.
Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.
До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный
обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом
Индии (религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически
являющаяся первой стадией формирования хинду-самая. Развивалась
преимущественно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии
до н.э. Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена,
распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада
Индостана.
Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в
мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды.
Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным
ритуалом, который выполнялся брахманами. Наиболее почитаемыми богами
ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.
Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно.
Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние
части Вед).
Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов,
доминировавших в военных союзах, и была, по сути, пуританской реформой
нравов.
Важнейшая особенность зороастризма – сочетание монотеизма и ярко
выраженного дуализма В дозороастрийский период (период индоиранской
общности) дэвы и ахуры представляли собой божества. В зороастризме они
эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся
богами Аша, а дэвы - демонами Друдж.
Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается
как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни
сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в
особых "башнях молчания".
Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.
Начиная с VII века н.э., после завоевания Ближнего и Среднего
Востока арабами, зороастризм был постепенно вытеснен с этих территорий.
Значительная часть зороастрийцев эмигрировало в Индию, где образовало секту
парсов.
К настоящему времени зороастризм претерпел значительные изменения,
преимущественно в сторону монотеистических тенденций.
К зороастрийцам примыкает секта йезидов, заимствовавших элементы
ислама и христианства.
Основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается,
что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому
Заратустре.
Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей
частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн
(Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-
Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех
сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.
Вероятно, одним из первых свидетельств в Центральной Азии
сакрального отношения к священным зороастрийским стихиям - огню и воде
засвидетельствовано в храме на Джаркутане, построенного во II тысячелетии
до нашей эры. Его планировка, подобно маргианским храмам четко делится на
две части: парадную и подсобно-хозяйственную. Во дворе храма, наряду с
алтарем, под специальным навесом располагался священный колодец.
МАНИХЕЙСТВО
Религия, основанная в Персии проповедником Мани (Манес, 216-277) в
242 г. Для раннего манихейства были характерны пацифизм и нестяжательство.
Зороастрийское жречество встретило проповедь манихейство резко
отрицательно. В 275 по приказу магов (жрецов) и нового шаха Бахрама I Мани
был арестован, а в 277 г. с него живого содрали кожу, когда он обещал
исцелить сына Бахрама и не смог. Последователи его подверглись гонениям. В
296 римский император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства. Тем
не менее манихейство быстро распространилось от Италии до Китая. В
манихейство перешло большинство мандеев. Манихейство исповедовал одно время
и блаженный Августин, впоследствии страстный критик манихейства. В VIII в.
манихейство - господствующая религия в Уйгурском царстве. В основе
манихейства лежит дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы,
олицетворенных богами Ормуздом (Ахурамазда) и Ариманом (Ангромайн), как
изначальных и равноправных принципов бытия. Высший безличный принцип со
временем поглотит эти низшие противоположные начала. Из христианства
манихейство восприняло иерархию, подобную церковной, обряды, аналогичные по
смыслу крещению и причастию. Мани считал Христа и Будду своими
предшественниками, такими же посредниками между Богом и людьми, как и он.
Чистое манихейство исчезло к X в., повлияв на множество религиозных учений,
в частности на учение альбигойцев, богомилов, катаров, павликиан.
Манихейская община делилась на два класса – Избранные и Слушающие.
Слушающие – это рядовые последователи, которым полагалось кормить и
обслуживать духовенство, но не гарантировалось духовное спасение (в лучшем
случае – перерождение в следующей жизни в качестве Избранного). Слушающим
не запрещалось вступать в брак и иметь детей (не больше одного), хотя и то
и другое считалось серьезным препятствием на пути к освобождению света.
Избранных можно считать манихейским духовенством. Им запрещалось вступать в
брак, есть мясо, пить вино, работать и приносить вред живым существам
(почти как джайнистским монахам). Избранным полагалось только молиться,
петь гимны и переводить книги манихейского канона. Якобы среди избранных
были женщины, судя по изображениям из манихейских храмов – однако некоторые
исследователи свидетельствуют против этого, утверждая, что это изображения
богинь. Избранные носили белые одежды, скрывающие кисти рук, и высокие
белые шапки. Среди Избранных выделялись "церковные иерархи": "глава
церкви", Архос или Принцепс, 12 "старших учителей" – магистров, 72 епископа
или диакона, и 360 пресвитеров, или старших. Женщины, если они и были среди
Избранных, не могли становиться иерархами36.
У манихеев были храмы, украшенные настенной живописью и рельефами.
Манихейский храм имел четыре зала: зал проповедей, зал наставлений, зал
молитв и покаяний, зал мистерий; в храме также был и "монастырь", где жили
Избранные37.
Конец формы
БУДДИЗМ
Как сообщают средневековые китайские, арабские, персидские и иные
авторы, до утверждения на территории современного Киргизстана,
Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и юга Казахстана ислама (8-9 вв.)
был широко распространен буддизм. Эти данные получили подтверждение, когда
в 1920-е гг. в данном регионе развернулись археологические изыскания (были
найдены буддийские храмы, святилища, ступы и иные постройки, относящиеся ко
2-10 вв. н. э.).
В Бактрии (области, занимавшей север современного Афганистана и
южные районы Таджикистана и Узбекистана) буддизм существовал с династийным
культом кушан и древними местными верованиями зороастрийского и
маздентского круга. За много веков существования в данном регионе буддизм
утвердился не только в крупных городах и торговых центрах, но проник и в
сельские поселения.
В древней Маргиане (Мервский оазис, юго-восток современного
Туркменистана) буддизм существовал с официальной религией Сасонидов -
зороастризмом и погиб вместе с Сасонидским государством при завоевании его,
во второй половине 7 в., арабами.
В северо-восточных областях Средней Азии (север Киргизстана) буддизм
распространялся в раннем средневековье. Свидетельства средневековых авторов
и найденные в Средней Азии буддийские тексты говорят о том, что во 2-8 вв.
этот регион был важным центром.
На эпоху существования Кушанского государства приходится время
наивысшего расцвета древней Средней Азии, ее экономики, культуры и
искусства. В этот период получает широкое развитие международная торговля,
закладываются новые города, но уже не эллинистические. В искусстве и
культуре на основе синтеза восточной, эллинистической, индийской и кочевой
традиций складывается новое направление - кушанское. Сохранились
многочисленные памятники архитектуры и скульптуры на территории Северной
Индии, в долине реки Кабул, в Бактрии, по северному и южному побережью
Амударьи, которые свидетельствуют о том, что оно было важным этапом в
культурном развитии Средней Азии .
Кушанские правители установили широкие торговые и культурные связи с
Римом, Китаем и Индией. Особенно тесные связи были с Индией, причем они
были настолько глубоки, что кушанскую культуру часто называют гандхарской,
по названию северной части древней Индии, нынешней территории Пакистана.
Несомненно, что через Кушанскую империю устанавливаются широкие связи между
Средней Азией и Индией в культурной и экономической областях.
Средняя Азия и Индия были связаны многочисленными путями, ведущими
через Афганистан. Наиболее оживленным путем был путь Маргиана (Мерв)-Кушка-
Герат-Кандагар. Имелась центральная система дорог от Амударьи к перевалам
на Гиндукуше, далее в долину реки Кабул и затем к Инду. Здесь были два
главных перевала - Бамианский и Чарикарский, преодолеть которые не
составляло труда даже огромным массам войск. Путь от Термеза до Кабула
через Мазари-Шериф и Бамианский перевал составлял 600 км, что равня-ется
расстоянию от Термеза до Ферганы, и караван проходил этот путь максимум за
20 дней. Третья группа дорог вела через Кундуз, Файзабад, Читрал в долину
Кунар. Расстояние здесь не превышало 500 км, и караван преодолевал этот
путь за 15 дней. Хотя Афгани-стан в ту эпоху не имел практически дорог, тем
не менее отмечен-ные пути позволяли легко преодолевать его территорию
караванам, массам вооруженных отрядов и толпам кочевников.
Культурный обмен между Индией и Средней Азией усилился после
утверждения императором Ашокой буддизма в качестве государственной
религии в конце III в. до н. э. Поощряемый с одной стороны индийскими
правителями, с другой - кушанскими императорами, которые также рассчитывали
превратить его в государственную религию, буддизм стал в период Кушанской
империи важнейшей формой культурного обмена между Северной Индией и Средней
Азией.
Политические и торговые связи взаимообогащали культуру народов
Востока и Средней Азией. Археологам удалось выявить новую хорезмийскую
цивилизацию в эпоху кушан-эфталитов, которая предстала как сложное
целостное явление античного мира и определила пути культуры Средней Азии
на последующем раннесредневековом этапе его развития. По технике исполнения
и стилю стенная роспись при эфталитах имеет много общего с росписями,
открытыми в буддийских храмах и пещерах в V-VI вв. в Восточном Туркестане,
а также содержит ряд специфических черт, характерных только для эфталитов.
Пластинка дворцовой штукатурки очень близка к иранской росписи, к искуству
Индии и Восточного Туркестана.
ИСЛАМ
Язык мусульманской архитектуры богат, весьма разнообразен и
достаточно сложен, поскольку она всегда была связана с мировоззрением и
идеями исламского общества, с представлениями мусульман о пользе и красоте.
Ее главной движущей силой является высокая исламская духовность,
непоколебимая вера в единство и могущество Аллаха. Облагороженные и
одухотворенные светом ее высоких идеалов, выдающиеся мусульманские
Страницы: 1, 2
|