сделать свой костюм более динамичным и живописным. Однако он бытовал,
главным образом, в богатых буржуазных или дворянских семьях и у молодежи.
Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсов-ской» шляпой и плащом с
отложным прямоугольным воротником. Кудрявые французские парики всеобщего
признания здесь не получили.
К концу 40-х годов старый костюм — жесткий пурпуэн с горгерой носят
лишь старики и лица, занимающие административные должности — члены
магистрата, адвокаты, врачи, а также цеховые старшины. В этой стабильности
сказывалось уважение к установившимся традициям, сформировавшимся в период
расцвета корпораций и цеховых объединений. Особой строгостью отличались
профессиональные костюмы медиков и адвокатов. Черные, отделанные небольшими
белыми прямоугольными воротниками, спускавшимися на грудь, они походили на
монашескую одежду. Шляпа с высокой конусообразной тульей и прямыми полями
сохранялась в костюмах представителей этих профессий вплоть до 70-х годов.
Фламандцы издавна славились своими тканями, особенно шерстяными, и в
XVII веке сукно, главным образом темных тонов, было наиоболее
распространенным материалом для одежды. В торжественных случаях
предпочитали бархат, реже — атлас. Белое тонкое прозрачное льняное полотно
и знаменитые кружева были гордостью Фландрии.
Традиции, сложившиеся еще в период зарождения буржуазных отношений,
выработали устойчивый уклад жизни различных слоев населения с небольшой
разницей в костюмах крестьян и горожан. У фламандских простолюдинов еще
долго сохраняются длинные суконные или холщовые чулки, служившие
одновременно частью разъемных шосс, штаны типа трико с брагеттом, короткие
куртки с баской, поверх которых надевались более широкие, до колен.
Продолжительное время у крестьян сохранялись два головных убора — барет и
войлочная шляпа с плоской или остроконечной тульей.
В начале 40-х годов костюм богатых людей теряет своеобразие,
свойственное ему в 20 — 30-е годы. Во Фландрии, где родился, жил и творил
знаменитый Рубенс, католиков было больше, чем в Голландии, и чем сильнее
становилась Франция, которая была рядом, тем больше сказывалось ее влияние
на жизненный уклад этой части Нидерландов. Фламандцы увлекаются одеждой,
повторяющей наряды французского короля-подростка, созданные в период, когда
кардинал Мазари-ни запрещал Людовику XIV носить одежду из дорогих тканей с
вышивкой золотом и драгоценными камнями. Однако фантазия фламандцев весьма
сильно отличалась от фантазии и вкуса придворных и самого Людовика. Они
создали костюмы, лишь грубо подражающие стилю «барокко» — все части были
увеличены, и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости и
пленительной неопределенности в постоянном движении ткани, как в оригинале.
Это видно и в брасьере, и в поясе, слегка закрывавшем верхнюю часть шосс, и
в других деталях. Надо сказать, что до конца столетия мужской костюм
Фландрии не отличался ни особой оригинальностью, ни национальным
своеобразием. Иначе формировался костюм голландцев.
После перемирия 1609 года жизнь в северных провинциях начинает бурно
развиваться. И хотя основные богатства страны создавались внешней
торговлей, рост мануфактур, особенно производящих ткани — плюша, бархата,
шелка, льняного полотна — сказался на экономике страны, и, естественно,
костюме.
В течение 20 — 30-х годов в Голландии все еще сохраняются старые виды
одежды, хотя в это же время здесь появляются и фламано-француз-ские
варианты. Только в 40-х годах мужской костюм окончательно получает мягкую
форму, и в нем появляются черты своеобразия. Характерной его особенностью
была простота. Это сказывалось в упрощенном покрое, который не придавал
фигуре изысканных линий французских и английских нарядов. Преобладали ткани
темных тонов, предпочтение отдавалось черному цвету, отделка была скромной.
Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла горизонтально, прямая баска
закрывала бедра. Простые, гладкие без разрезов рукава суживались к
запястью. Неширокие штаны закрывали колени. Обувь носили двух видов: туфли
с бантами из мягких петель на подъеме и сапоги с узкими мягкими голенищами
и небольшими раструбами. Верхние чулки (ба-де-ботт) были отделаны только
узкой кружевной полоской. Маленький белый отложной воротник с завязками из
шнура или отложной воротник из прозрачной белой ткани, законченной
кружевом, и такие же манжеты являлись единственным украшением этого
строгого костюма. Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями заканчивали
его. Натуральные волосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду.
Исключение составляли военные. Их костюмы соединяли самые модные и самые
старые детали, как это видно на групповых портретах Франса Хальса. На
протяжении всего XVII века новые веяния в Голландии прежде всего
проявлялись в этом костюме, например, широкие штаны и рэйнграв* в 50-х
годах первыми начали носить именно военные. Надо сказать, что французский
военный костюм, которому подражали во многих европейских государствах, в
Голландии тоже был популярен, однако претерпел некоторые существенные
изменения — с него сняли многочисленные детали, что сделало его более
удобным.
В течение 1653 — 54-х годов в голландском мужском костюме появляются
новые формы, возникшие под влиянием одежд французских придворных времен
юности Людовика XIV, причем, как и во Фландрии, зачастую происходит их
искажение, нарушаются пропорции, произвольно используются детали. В этом
новом костюме, распространившемся в 1660-х годах, сохраняются и старые
формы, говорящие о почтении голландских буржуа к традициям. В сущности, все
элементы получили типично национальное толкование — простые формы имели
несколько тяжеловесные пропорции, отделки было по-прежнему мало, в то время
как во французском костюме она доминировала. Сохранялась и темная цветовая
гамма, особенно много носили черного. Уже в конце 50-х и начале 60-х годов
в моду вошли рэйнграв. В большинстве случаев они были очень скромны, в
отличие от кокетливых «юбочек» французских дворян. Главное, что голландский
и французский костюмы имели различное стилистическое решение. В то время
как первый сохранял конструктивность и простоту форм, выразительность
второго основывалась на живописности.
Начиная с 70-х годов, мужской костюм богатой буржуазии почти
полностью подражает французскому. Средняя и особенно мелкая сохраняет в
одежде традиционное кальвинистское представление о жизни по правилам
«мирского аскетизма», а именно, формы 40-х годов, простоту, темные (и,
особенно, черный) цвета, скромную, ослепительно белую отделку,
остроконечные шляпы. Причем, простота заключалась не в элементарности
покроя, а в отсутствии нагромождения деталей, пропорциональности их
соотношений. На фоне этого сдержанного, но художественно цельного костюма,
одежда, подражающая французской — с обилием украшений, разнообразием
цветовых сочетаний в мелком, но ненавязчивом рисунке — производит совсем
другое впечатление, веселое, радостное. Не исключено, что ее носили
арминиане.
Крестьянский костюм в Голландии, как и во Фландрии, менялся медленно.
Но к середине XVII века уже перестали носить разъемные шоссы. Вместо них
появились широкие до колен (типа шаровар) или прямые штаны.
Все верхние одежды имели спереди застежку, воротник рубашки выпускали
сверх узкой стойки куртки. Крестьянские шляпы чаще всего были невысокими с
широкими или маленькими полями, кроме того, носили головной убор типа
барета.
Женский костюм.
Непосредственное многолетнее общение с испанцами, казалось бы, должно
было привести нидерландских женщин к полному подражанию в костюме испанским
образцам, как это произошло в Италии. В действительности же, неприязнь к
иноземцам, иное положение женщины в обществе, обособленность жизни
отдельных провинций привели к тому, что в южных Нидерландах испанские моды
получили наиболее своеобразную, чем в других странах, трактовку.
Прежде всего следует отметить, что объемы женского платья в начале
XVII века здесь были значительно меньше, чем в других государствах. Узкие
плечи и рукава, тонкая талия способствовали этому впечатлению, хотя юбку,
судя по рисункам того времени, носили с подложенным валиком, как во
Франции.
Кроме своеобразных пропорций, фламандский женский костюм. отличался
большим разнообразием воротников и головных уборов.
Французское влияние сказывалось и в южных, и в северных провинциях
уже в 10-х годах. Однако, в целом, женские платья этого периода были ближе
к английским. Их отличительной особенностью была форма передней части лифа
со шнипом (на металлическом каркасе), заставлявшим держать корпус несколько
откинутым назад. Сходство нидерландского и английского женского костюма
было вызвано, скорее всего, влиянием нидерландского на английский, а не
наоборот.
В 20-х годах в женском костюме Фландрии появляется квадратное
декольте со своеобразным стоячим воротником из прозрачной белой ткани с
кружевом. К чисто фламандскому типу можно отнести и верхнюю распашную
широкую, немного ниже колен, одежду с откидными рукавами и небольшим
стоячим веерообразным воротником с отделкой узким кружевом по краю.
Для парадных платьев широко использовали светлую парчу с крупным
цветным рисунком. Ее сочетали с темным однотонным шелком или бархатом
верхней распашной одежды и светлыми пышными шелковыми рукавами.
Повседневные костюмы делали из однотонных тканей, верхнее распашное платье
в этом варианте было короче, с небольшими драпировками по бокам,
заменявшими на бедрах валик.
Наряду с новыми живописными одеждами в южных провинциях носили еше
много старых, сохранившихся с кониа XVI века.
Женский костюм городской бедноты и крестьянства в первой половине
XVII столетия состоял из полотняной рубашки, плотного корсажа с рукавами
(или без) и со шнуровкой спереди, двух или одной недлинных юбок, фартука и
небольшого чепчика, плотно облегавшего голову. Волосы заплетали в косу и
укладывали пучком на затылке. Молодые женщины могли появляться на улице и
без чепчика, пожилые носили его всегда. Верхней женской одеждой была
кофточка из плотной ткани с довольно длинной баской, закрывавшей бедра. В
основных чертах этот костюм сохранился до конца XVII века.
Положение женшин в северных провинциях было иным, чем в южных.
Исторически сложилось так, что они пользовались большими правами, а
разветвленная экономика возлагала на них много хозяйственных забот. Под
воздействием этих факторов формировались особенности внешнего облика
голландок, в костюме которых было больше национального своеобразия, чем в
мужском. Он был глубже связан с традициями прошлого. Испанское и
французское влияние, не миновавшее север Нидерландов во второй половине XVI
и первых десятилетиях XVII века, на некоторое время придало праздничному
буржуазному костюму определенную тяжеловесность и неуклюжесть. Жесткая
горгера достигала громадных размеров и, хотя талия оставалась на месте,
юбку носили с вер-тюгалями. В восприятии и воспроизведении форм чужого
костюма чувствуется провинциализм с присущим ему неумением создавать единое
художественное целое. Отсюда и распространение двойных воротников — горгеру
часто носили поверх отложного. Жакет с короткими рукавами из отдельных лент
имел трубчатую баску, но голову покрывал скромный чепчик и плоская шляпа.
К 40-м годам многие элементы городского костюма, чуждые национальному
духу, исчезают, в нем снова появляется обаятельная простота.
Чепчик был обязательным дополнением женских платьев. Классическая
форма голландского чепца, тесно связанная с общей композицией костюма,
возникла в середине XVII века. Этот характерный национальный головной убор
воплощал представление голландцев об аккуратности и красоте. Чепчик не
только покрывал голову, но и красиво обрамлял лицо.
Костюм голланских крестьянок был очень простым. Как и в других
странах Европы, он состоял из лифа-корсажа, облегающего фигуру, и юбки в
сборку. Особенностью его был очень коротенький маленький жакетик с рукавами
или без них, едва прикрывавший грудь.
Не следует, однако, считать, что Голландия в эпоху своего расцвета
была чужда иностранным влияниям. Некоторые богатые амстердамские дамы в 30
— 60-х годах одевались по французской моде, но сочетали ее с чисто
голландскими деталями, например, закрывали декольте косынками из белой
прозрачной ткани, вставками из кружев и так далее. Таким образом,
кальвинистское понятие о нравственности и скромности брало верх над
стремлением к подражанию.
Нужно сказать, что Голландия стала в это время не только центром
мировой торговли, но и прибежищем для эмигрантов (французских гугенотов,
португальских евреев и так далее). Поэтому разнообразие костюмов, особенно
в крупных портовых городах, было очень велико. Однако голландки не слишком
обращали на них внимание и не стремились им подражать.
В 50 — 60-е годы происходит кристаллизация внешнего облика женщины из
буржуазной среды. Ее костюм, сохраняя сходство с общеевропейским,
становится еще проще и строже. В нем сочетается конструктивная ясность с
очень умеренной декоративностью. Линии покроя лифа, проймы рукавов не
просто подчеркиваются, а как бы прорисовываются узкой лентой иного, чем
платье, цвета, что зрительно делает тоньше талию. Форма большого воротника
образует вместе с одинаковыми по всей длине рукавами, единую линию силуэта.
В то же время нижний край воротника ложится на лиф, создавая спокойную
горизонтальную линию. Это уравновешивает движение острых углов внутри
силуэта (треугольники шнипа платья и абриса юбки).
Сопоставление французского и голландского женских костюмов этого
времени показывает их различное композиционное и образное решения, несмотря
на обшее типовое сходство. Дело в том, что во французском платье
значительную роль играло сопоставление одежды и обнаженного тела. Поэтому
декольте оттеняли кружевом, легкими буфами из прозрачной ткани. Замена
декольте большим воротником из плотной материи на повседневных одеждах или
из белой прозрачной на нарядных, как это делали в Голландии, создавала уже
иной внешний облик. Чувственность в костюме голландки приглушалась, на
первый план выступали кальвинистские добродетели, подчеркнутые простой
прической и головным убором, а также небольшим количеством украшений.
Национальным был не только парадный костюм середины XVII века;
повседневный наряд горожанок, может быть, еще глубже и острее выразил
индивидуальность голландских жен-шин, став впоследствии основой народного
костюма.
На протяжении всего XVII века платья на севере Нидерландов шили
преимущественно из однотонных тканей. В парадных туалетах с большим вкусом
сочетали разные фактуры, но особенно распространенным было сопоставление
бархата и атласа, иногда муара. Верхнее бархатное платье делали обычно
черным, нижнее — светло-серым, светло-желтым, белым, голубым. Декоративной
отделкой служили ряды галуна, вертикальные вдоль тела и горизонтальные по
подолу.
В повседневных костюмах нижняя юбка не всегда была светлой, но всегда
из другой ткани, нежели верхняя.
Сословное и имущественное различие в женском голландском костюме
сказывалось не только в качестве тканей, но и в фасоне — у жен буржуа лиф
платья имел рукава, крестьянки, служанки, рыбачки, жены мелких
ремесленников чаще всего носили корсаж без рукавов.
Национальной частью женского костюма была верхняя домашняя одежда,
прикрывавшая бедра, мягкой формы, не стеснявшая движения. Она существовала
в нескольких вариантах. Так же как и знаменитое покрывало с крошечной
шапочкой на лбу — «гойке» — эта одежда приобрела национальные черты,
своеобразную форму, отделку. В зажиточных кругах ее делали из бархата или
атласа светлых нежных цветов, зимой отделывали белым мехом, иногда и
горностаем. У женщин средних и бедных слоев такие жакеты шили из шерстяных
тканей. Они имели несколько покроев — с короткой или длинной баской, узкими
(по всей длине) или широкими вверху (уложенными в мелкие складочки по
пройме) и суженными книзу рукавами, с манжетами или без.
В конце 50-х годов верхняя юбка парадных платьев не имеет разреза
спереди, она падает спокойными складками, рукава становятся более узкими,
хотя их верхняя часть остается почти без изменений. Это создает новые
пропорции костюма. Небольшая наколка, плотно облегавшая голову и пучок, все
еще остается в моде, но прическа меняется. Все больше встречается слегка
завитых волос, а затем и локонов, как на портретах Терборха.
Этот женский костюм становится классическим в Голландии. Но во второй
половине XVII века богатые жены буржуа все чаще и чаще появляются в одежде,
прямо подражавшей французской. Постепенно все национальное забывается.
Голландцам, разбогатевшим на грабеже колоний, кажутся теперь смешными
идеалы простоты, бережливости и трудолюбия. Новое поколение стремится к
роскоши. Становится модным все французское. Быстрый расцвет голландской
культуры сменяется деградацией, а национальная самобытность — подражанием.
Хранителем традиций остается народ.
Увлечение французской модой создавало большой разрыв между костюмами
различных слоев. Он еще больше увеличился в XVIII веке, когда на основе
слияния старой городской и крестьянской одежды в конце столетия формируется
народный костюм со всеми его местными особенностями и отдельными старинными
деталями.
Список используемой литературы
1. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.2.: В 4 т. – 3 изд. с
изм. и доп. – М: Академия моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001. – 432 с.; ил.,
цв. ил.
2. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь аксессуары. Учебник для
ВУЗов (3-е издание переработанное и дополненное). – М., «Триада Плюс»,
2002. – 312 с., 258 ил.
3. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. М: Аванта Плюс, 2002 –
476 с.
Страницы: 1, 2
|