История хохломской росписи
Содержание
Введение 2
Зарождение хохломской росписи 3
Периоды развития хохломского искусства 7
Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия 17
Заключение 30
Список литературы 31
Введение
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел.
Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского
района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той
же области — центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 — начале 20 вв.
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в
золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы
(преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом
и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого
выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем
покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при
высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично
сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы
росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон»
(золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в.
промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30-х гг. мастера
объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник»
на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г.
Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают
посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова,
О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и
Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.
Зарождение хохломской росписи
Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по
данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением
деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для
создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные
челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными
силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.
Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли
здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные
богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого
волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали
изготовлять для продажи.
Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от
множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны.
Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом
или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной
посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки
поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при
производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами
повседневного хозяйственного обихода.
Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными,
чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья
начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой"
окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь
изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась
только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками,
спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или
кистью.
Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII
веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий,
поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими
Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда
и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком
твореного золота, который не применяли в Хохломе.
Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера
древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы
в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра.
После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного
масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры
пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок,
просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое
распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство
русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются
высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет
окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота
в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.
Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была
вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса
стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского
правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали
убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и
крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники
соловецкого старообрядческого бунта.
Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной
миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота
конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного
музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами
напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических
цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-
красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в
той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.
Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги,
богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани,
ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом,
на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского
искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной
культуры.
На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах
появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее
состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью
токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски
дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам
тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и
ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.
В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской
росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами.
Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда
сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела,
спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что
среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в
лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были
его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в
Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И
вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал
мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски,
кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на
берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких
мастеров.
Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные
иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в
русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое
распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были
разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись
травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев
завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с
традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования
хохломских травных узоров.
В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими
линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали
появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны
рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности
росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных
линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к
орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней
Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные
особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся
приемы.
На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового
искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов
народного быта.
Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает
существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и
четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции
древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и
совершенными приемами построения узоров.
На изменении трактовки орнамента сказалось и восприятие мотивов природы,
свойственное народным мастерам. На смену характерным для рисунков XVII века
цветам и растениям приходили другие - более понятные и знакомые. Тюльпан
становился похожим на колокольчик, лист винограда на лист клена, а рядом с
ними появляются поэтичные веточки с русскими северными ягодами брусники и
клюквы.
В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного
декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи,
декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств.
Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи
посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более
ранние традиции украшения посуды.
Периоды развития хохломского искусства
Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют
составить представление об отдельных периодах его развития. Самые ранние
дошедшие до нас памятники относятся к рубежу XVIII - XIX веков. Это -
чашки, братины, кружка и туесок. Они украшены лишь неширокими золотистыми
поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был
дорогим материалом. Наиболее обширные участки золотистой поверхности имели
братины. Мастера золотили их горловины и плечики, а тулово закрашивали
масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент.
На одной из братин крупными темпераментными мазками написан красный цветок,
свободно раскинувший лепестки и листья. Художник смело перекинул с черного
фона на золотой мелкие лепестки, и золото засверкало еще ярче от упавших на
него огненных мазков киновари. Белильные оживки, искусно брошенные на самые
крупные лепестки, еще более выделяют его на черном фоне. В этом орнаменте
восхищает не только виртуозное мастерство росписи, но и поэтичность
созданного образа, заставляющего вспомнить сказочный, приносящий счастье
красный цветок, который, как рассказывают предания, можно увидеть только в
ночь накануне Ивана Купалы.
С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве
хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять
дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на
поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь
мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц,
поставцов в золотистый цвет.
Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать
"золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера
Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте
окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов,
наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают
разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит
ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю,
голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами
орнамента становятся красный, черный и золотой.
Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную
краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно
только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой
цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма
ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота,
прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму
ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у
мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел
желаемого оттенка теплоты.
Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося
роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный
цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту
золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался
светлее и ярче.
Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного
для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим
значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно
обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали
исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в
промежутках между мотивами.
Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и
плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы
способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит.
Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не
графичный благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически
расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травки придает и мягкость
тональных отношений, которая достигается соединением в орнаменте мотивов,
написанных широким мазком, и введением мелкой травной приписки, исполняемой
легким прикосновением кисти.
Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его
исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе
на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться
свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте
письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов
травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной
краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали
мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок
дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона
или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального
почерка мастера становятся критерием художественных достоинств
Страницы: 1, 2, 3
|