Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает
на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии
представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно
драматические произведения. Только на рубеже VI и V вв. трагедия
приобретает свой классический облик.
В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с
внешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальную
справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех
крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.
Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на
протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и
склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала
существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков,
которое имела в V в., имена ее посредственных создателей оказались почти
забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в
школах и переписывались из столетия в столетие.
КОМЕДИЯ
Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где
протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать
пародийно-
мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес. Античные авторы,
однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них почти никакой
роли не играл хор. Несколько позднее появились комедии и в Афинах, где
официальное признание они получили позднее, чем трагедии: на Великих
Дионисиях комедии стали ставиться в 488-486 гг., а на Ленеях - около 448г.
"Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно
своеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо
сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем,
стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла
карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив
при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. [N.4,с.155]
Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась от
сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность,
злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса, в ней
чрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии эта
обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными
лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений
и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практически
всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует
истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастический
характер. Бурная политическая жизнь Афин давала обильный материал для
развития комедии. Наиболее выдающиеся ее представители - Кратин, Евполид и
Аристофан, но, к сожалению, от произведений первых двух дошли только
фрагменты, а из 44 комедий Аристофана сохранились полностью лишь 11.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого
изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших
периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство
высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в
середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и
переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах
искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа
между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и
раннеклассическим искусством.
А) Искусство Ранней классики.
В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии
искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности
художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины
и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной
борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение
внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где
уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство
освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики,
это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития
различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену
ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре -
приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к
передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре
оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного
декора.
Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали
такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о.
Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По
скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить,
как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от
архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно
характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало
совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства.
Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней
классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению
личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой
задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики
выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.
Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной
задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы
или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ
человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты.
Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение.
Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы
современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть
человек.
Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников
ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов,
Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего
плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием
засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее
характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а
самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не
только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее
демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены
из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного
стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный
цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.
Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями
художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность -
наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние
афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.
Б) Искусство Высокой классики.
Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее,
но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, -
урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных
принципов градостроительства было результатом создания новых городов в
период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится
теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и
осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической
и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные
цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты
характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы
пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и
зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению
районов города.
Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера
активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди
которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры
Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы
строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят
все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и
целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, -
превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и
прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего,
что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой
строительной программе.
Архитектура высокой классики характеризуется поразительной
соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая
традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали
рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие
выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие
заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и
Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и
ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический
периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной
скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях.
Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре
храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его
портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.
В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с
творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров
предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение
человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в
греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного
движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность.
Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть
искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия -
крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими
скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его
произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную
статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.
Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов
для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для
греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию
принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство
его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов.
Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное
воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине
искусства высокой классики.
Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса
Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал
фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе
также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога.
Статую Зевса древние считали одним из чудес света.
Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора
этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи
атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя
Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением.
Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.
В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые
черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма
Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза
динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники,
выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не
исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий
большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они
создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого
круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) -
изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре
решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).
К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис,
Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и
сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном
шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям
древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени,
т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий
стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи
второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.
В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с
величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он
воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших
независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель
- служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть
за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.
IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э.
ФИЛОСОФИЯ
А) Платон, Аристотель.
IV век оказался очень плодотворным периодом для развития культуры,
особенно философии, ораторского искусства. В это время были созданы две
самые известные философские системы - Платона и Аристотеля. Платон (426-
347 гг.) принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах. Его
философская концепция оказалась тесно переплетенной с социально-
политическими взглядами. В трактатах "Государство" и "Законы" Платон создал
модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой,
строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|