V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит,
например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально
представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц
("семян"), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума
означала радикальное противопоставление источника движения инертной
материи; она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие
философской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени).
Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех
вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу,
состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не
изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у
Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом - организующим
принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов
благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской
физики до XVII в.
Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа
из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической
философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию
своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую
систему.
Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве
гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на
вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому
брошенному им
слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]
Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания,
исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей
(атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью
мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие
истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое
место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.
Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,
наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия
Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и
естественных наук.
В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,
материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-
прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в
собственно Элладе.
Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую
универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить
единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными
продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины
V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в
центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте
немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").
Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим
усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении
числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных
политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,
необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и
обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, -
естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причина
рождения софистического движения - логика внутреннего развития самого
знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в
сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными.
Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций
множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими
генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между
натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный
скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и
стали софисты.
Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки
зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам
Сократ - не только софист, но даже и глава их.
Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,
ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]
Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,
противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало
их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен
учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни
греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал
необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой
сфере жизни,
"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и
упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо
воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,
c.44] -
откуда делались и политические выводы: руководство государством - это
тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта
концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам
афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого
гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для
олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с
демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК
V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы
деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в
сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались
и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного
характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой
характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного
уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к
отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту
между ними.
А) Медицина.
Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с
деятельностью Гиппократа.
Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что
греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма
существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,
знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и
целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,
но совершенно отличны друг от друга.
В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп
врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных
спекуляций. Им
противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько
велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в
третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть
Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя
из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У
этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных
предложений и постоянной константой считают разум.
Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только
Косская школа основала медицину как науку. [N.6]
Б) Математика.
В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается
математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом
профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому
философскому направлению. Важным для развития математики было создание
дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа
исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в
арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также
значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим
правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.
С) Историография.
Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на
смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи
ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и
соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,
создающий своей
политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю,
которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии
стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к
Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории".
Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.
Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной
афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,
Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его
карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел
поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная
ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий
очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго
ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой
метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно
считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в
том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все
чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид
пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым
естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,
с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым
на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные
события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что
обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и
иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль
отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их
способность осознать направление исторического процесса и действовать в
соответствии с ним.
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА
Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении
V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой
лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;
тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу
классического полиса жанр литературы.
Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в
полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но
отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал
актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с
его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,
актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за
сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные
приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу
лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.
Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не
менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений
менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]
Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая
лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров,
как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец
греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического
рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством
изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной
системой фольклора.
Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида
также относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно
стремление
приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям жизни. Ему
чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная тема -
доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность традиционных
качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,
соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых
лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди
дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются
афинские предания, особенно о Тесее.
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным
жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На
смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в
жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные
представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во
время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны,
знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров
[N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о
которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой
лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной,
с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности
собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в
V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр
стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения
свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в
систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями
являлась большая часть граждан,
организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со
времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты
билетов. Театральные представления носили состязательный характер,
ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан,
определяло победителя.
ТРАГЕДИЯ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|