V в.  основное  внимание  уделяли  поискам  первичного  элемента.  Гераклит, 
например,  видел  его  в  огне.  Согласно   Анаксагору   мир   первоначально 
представлял  собой  неподвижную  смесь,  состоявшую  из  мельчайших   частиц 
("семян"), которой придал движение  ум  (нус).  Анаксагорова  концепция  ума 
означала  радикальное   противопоставление   источника   движения   инертной 
материи;  она  оказала  значительное  воздействие  на  дальнейшее   развитие 
философской мысли (идеи "первичного толчка"  в  философии  нового  времени). 
Эмпедокл видел четыре  первичных  элемента  (он  их  называл  "корнями  всех 
вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи,  по  Эмпедоклу, 
состоят  из  этих  четырех  элементов,  количественно   и   качественно   не 
изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи  (как  и  у 
Анаксагора)  определяется  находящимся  вне  ее   разумом   -   организующим 
принципом космоса, преодолевшим начальный  хаос.  Теория  четырех  элементов 
благодаря  ее  восприятию  Аристотелем  оставалась  фундаментом  европейской 
физики до XVII в. 
   Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении  Левкиппа 
из Милета и  Демокрита  из  Абдер.  Левкипп  заложил  основы  атомистической 
философии. Его ученик  Демокрит  не  только  принял  космологическую  теорию 
своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав  универсальную  философскую 
систему. 
   Демокрит бросил миру великое слово -  атом.  Он  бросил  его  в  качестве 
гипотезы.  Но  поскольку  эта  гипотеза  лучше  всякой  другой  отвечала  на 
вопросы,  поставленные  его  предшественниками   и   его   временем,   этому 
брошенному им 
слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97] 
   Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию  познания, 
исходный пункт которой -  чувственный  опыт.  Но  истинная  "природа"  вещей 
(атомы), по Демокриту, недоступна  чувству  и  постигается  лишь  с  помощью 
мышления.  Как  и  Эмпедокл,  Демокрит   объяснил   чувственное   восприятие 
истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого  тела).  Большое 
место  в  учении  Демокрита  занимали  социальные  и   этические   проблемы. 
Наилучшей  формой  государственного   устройства   он   считал   демократию, 
наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая  философия 
Демокрита оказала огромное  влияние  на  развитие  европейской  философии  и 
естественных наук. 
   В   V в.   продолжалось   традиционное   противостояние   натурфилософии, 
материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение  по- 
прежнему  пользовалось  большей  популярностью  в  Великой  Греции,  чем   в 
собственно Элладе. 
   Все философские школы начала V в. объединяло  стремление  создать  единую 
универсальную  космологическую   и   онтологическую   концепцию,   объяснить 
единство  и  разнообразие  мира.  И   в   этом   они   явились   бесспорными 
продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с  середины 
V в. в духовной  жизни  Греции  происходит  решительный  поворот:  отныне  в 
центре философии оказывается не мир, а человек. В этом  духовном  перевороте 
немалую  роль  сыграли  софисты  (от  греч.  слова  "софос"   -   "мудрый"). 
Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано  с  общим 
усложнением структуры общества, что нашло свое выражение  как  в  увеличении 
числа  социопрофессиональных  групп,  появлении  прослойки  профессиональных 
политических  деятелей,  так  и  в  возрастании  объема  конкретных  знаний, 
необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий  и 
обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, - 
естественный результат процесса профессионализации  знаний.  Другая  причина 
рождения  софистического  движения  -  логика  внутреннего  развития  самого 
знания. Всеобъемлющие космологические  учения  натурфилософов  покоились,  в 
сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей  умозрительными. 
Чем далее,  тем  труднее  стало  согласовывать  в  рамках  единых  концепций 
множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с  такими 
генеральными  схемами  космоса.  Чем  сильнее   обозначился   разрыв   между 
натурфилософией и реальными знаниями, тем  большим  становился  общественный 
скептицизм в отношении  натурфилософии.  Выразителями  этого  скептицизма  и 
стали софисты. 
   Непримиримым врагом софистов в  Афинах  выступил  Сократ,  хотя  с  точки 
зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено  у  Аристофана)  сам 
Сократ - не только софист, но даже и глава их. 
   Сократ был для своих современников и все еще остается для  нас  загадкой, 
ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291] 
   Сократ  был,  скорее  всего,   не   философом,   а   народным   мудрецом, 
противостоящим софистам, но воспринявшим все то  позитивное,  что  содержало 
их учение. Сократ не создал  своей  школы,  хотя  и  был  постоянно  окружен 
учениками. Во взглядах Сократа  отразились  некоторые  новые  явления  жизни 
греческого  общества,   в   первую   очередь   афинского.   Он   подчеркивал 
необходимость профессиональных знаний  для  успешной  деятельности  в  любой 
сфере жизни, 
   "Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по  Сократу,  учиться  и 
упражняться в том, в чем  он  хочет  достигнуть  успехов.  Особенно  значимо 
воспитание и обучение политическому искусству для  людей  даровитых",  [N.2, 
c.44] - 
   откуда делались и политические выводы:  руководство  государством  -  это 
тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались  тоже  профессионалы.  Эта 
концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам 
афинской демократии, согласно которой  управление  полисом  -  дело  каждого 
гражданина. Тем  самым  учение  Сократа  создавало  теоретическую  базу  для 
олигархов, что и привело его в конце  концов  к  непримиримому  конфликту  с 
демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа. 
                              ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК 
   V век  можно  считать  временем  рождения  науки  как  специальной  сферы 
деятельности. Натурфилософия архаической эпохи  и  первой  половины  V в.  в 
сущности представляла своего рода синтетическую науку, в  которой  сливались 
и общекосмогонические построения,  и  наблюдения  и  выводы  более  частного 
характера,  принадлежащие  отдельным  научным  дисциплинам.   Однако   такой 
характер древнегреческая  наука  могла  сохранить  только  до  определенного 
уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только  к 
отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и  (иногда)  к  конфликту 
между ними. 
                                А) Медицина. 
   Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в  первую  очередь  с 
деятельностью Гиппократа. 
   Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в  наши  дни,  что 
греческая медицина возникла в святилищах.  В  Греции  в  эпоху  рационализма 
существовали  две  медицинские  традиции:  медицина  заклинаний,  сновидеий, 
знамений и чудес в орбите святилищ и  медицинское  искусство  независимое  и 
целиком светское, к которому и относился Гиппократ.  Они  были  параллельны, 
но совершенно отличны друг от друга. 
   В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты  трех  больших  групп 
врачей.    Имеются    врачи-теоретики,    философы-любители    умозрительных 
спекуляций. Им 
противостоят врачи Книдской школы, у которых  уважение  к  фактам  настолько 
велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть  дальше  их.  Наконец,  в 
третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то  есть 
Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь  на  наблюдении,  исходя 
из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и  понять.  У 
этих  врачей  позитивное  мышление:   они   отказываются   от   произвольных 
предложений и постоянной константой считают разум. 
   Эти три школы в равной мере противостоят  медицине  святилищ.  Но  только 
Косская школа основала медицину как науку. [N.6] 
                               Б) Математика. 
   В  течение  V в.  в  самостоятельную  научную   дисциплину   превращается 
математика, освобождаясь  от  влияния  пифагорейцев  и  становясь  предметом 
профессиональной  деятельности  ученых,   не   примыкавших   ни   к   какому 
философскому направлению.  Важным  для  развития  математики  было  создание 
дедуктивного  метода  (логический  вывод  следствий  из   небольшого   числа 
исходных  посылок).  Прогресс  математического  знания  особенно  заметен  в 
арифметике,  геометрии,  стереометрии.  К  этому  времени  относятся   также 
значительные успехи  в  астрономии.  Анаксагор  был  первым  ученым,  давшим 
правильное объяснение солнечным и лунным затмениям. 
                              С) Историография. 
   Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении  историографии:  на 
смену ионийским  логографам  приходят  историки.  Современные  исследователи 
ставят рождение истории  как  науки  в  связь  с  оформлением  демократии  и 
соответственно углублением политического  сознания  гражданства.  Гражданин, 
создающий своей 
политической деятельностью  современную  историю,  хотел  знать  и  историю, 
которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой  историографии 
стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном  от  логографов  к 
Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон  назвал  "отцом  истории". 
Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны. 
   Темой  труда  Фукидида  стала  история  Пелопонесской   войны.   Коренной 
афинянин, связанный родством с семьей  Кимона,  блестящий  ученик  софистов, 
Фукидид был видным представителем  верхушки  афинского  полиса.  Однако  его 
карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он,  будучи  стратегом,  потерпел 
поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида -  это  современная 
ему история. Только в самом начале он  дает  в  очень  краткой  форме  общий 
очерк истории Эллады с древнейших времен, все  остальное  содержание  строго 
ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно  противопоставлял  свой 
метод методу своих предшественников  -  логографов  и  Геродота.  Его  можно 
считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою  задачу  видит  в 
том, чтобы создать правдивую историю  Пелопонесской  войны.  Отбрасывая  все 
чудесное (занимавшее столь значительное место  в  труде  Геродота),  Фукидид 
пытается объяснить  происходившее  только  "природой  человека".  Тем  самым 
естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории.  История, 
с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом,  познаваемым 
на основе логического  анализа,  ибо  действуют  и  слепые  силы  (стихийные 
события,  непредвиденное  стечение  обстоятельств  -  словом,  все  то,  что 
обнимается  понятием  "слепой  случай").  Взаимодействие   рационального   и 
иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную  роль 
отводит  Фукидид  и  выдающимся  политическим  деятелям,  особо  выделяя  их 
способность осознать направление  исторического  процесса  и  действовать  в 
соответствии с ним. 
                         ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА 
   Значительные перемены, происходившие в греческой культуре  на  протяжении 
V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века  видит  закат  хоровой 
лирики - того жанра литературы, который господствовал в  архаическую  эпоху; 
тогда же рождается греческая  трагедия  -  наиболее  полно  отвечающий  духу 
классического полиса жанр литературы. 
   Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в 
полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений  хоровой  лирики,  но 
отличалась  двумя  существенными  особенностями:  1)  кроме  хора,  выступал 
актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами  с  хором  или  с 
его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места  действия, 
актер уходил, возвращался, делал новые  сообщения  хору  о  происходящем  за 
сценой и при надобности  мог  менять  обличие,  исполняя  в  свои  различные 
приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в  игре,  изображая  группу 
лиц,  поставленных  в  сюжетную  связь  с  теми,  кого  представлял   актер. 
Количественные партии актера были еще очень  незначительны,  и  он,  тем  не 
менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от  его  сообщений 
менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108] 
   Аристократическая по  происхождению,  идеям,  способу  выражения  хоровая 
лирика переходит в V в. из предыдущего в  лице  таких  признанных  мастеров, 
как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив -  последний  и  наиболее  яркий  певец 
греческой аристократии (он сам происходил из  фиванского  аристократического 
рода). Стиль  Пиндара  отличается  торжественностью,  пышностью,  богатством 
изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих  еще  связь  с  образной 
системой фольклора. 
   Большинство дошедших до нас  стихотворений  соперника  Пиндара  Вакхилида 
также относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо  заметно 
стремление 
приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым  условиям  жизни.  Ему 
чужд строгий аристократизм Пиндара.  Хотя  и  у  Вакхилида  главная  тема  - 
доблесть, но понимается она уже по-иному, не как  совокупность  традиционных 
качеств  аристократа,   а   как   способность   быть   всегда   на   высоте, 
соответствовать любой задаче.  Более  интересны  его  дифирамбы,  в  которых 
лирически разрабатываются отдельные эпизоды  мифов.  Характерно,  что  среди 
дифирамбов  Вакхилида  видное  место  занимают  те,  в  которых   излагаются 
афинские предания, особенно о Тесее. 
                            ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 
   Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию  несовременным 
жанром, она уходила с авансцены вместе с  породившей  ее  аристократией.  На 
смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое  место  в 
жизни греков и во многом не был похож на современный. В  Афинах  театральные 
представления происходили первоначально раз  в  год  (затем  -  дважды),  во 
время праздника бога Диониса (Великие  Дионисии  -  праздник  начала  весны, 
знаменовавший  вместе  с  тем  открытие  навигации   после   зимних   ветров 
[N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра до вечера  шли  спектакли,  о 
которых затем говорили в течение всего года.  Театр  в  отличие  от  хоровой 
лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он  служит  трибуной, 
с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его  в  правильности 
собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего  расцвета  театр  в 
V в. достиг в Афинах, наиболее  демократическом  из  полисов  Эллады.  Театр 
стал подлинным  воспитателем  народа,  он  формировал  взгляды  и  убеждения 
свободных граждан Эллады. Театр был общественным  институтом,  включенным  в 
систему полисных праздников. Театральное зрелище  было  массовым,  зрителями 
являлась большая часть граждан, 
организация представлений - одна из самых важных  и  почетных  литургий;  со 
времени Перикла государство давало беднейшим  гражданам  деньги  для  оплаты 
билетов.   Театральные   представления   носили   состязательный   характер, 
ставились  пьесы  нескольких  авторов,  и  жюри,   избранное   из   граждан, 
определяло победителя. 
                                  ТРАГЕДИЯ 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |