Искусство Германии 17-18 веков
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Развитие немецкого искусства в XVII веке 3
1.1. Влияние зарубежных живописных школ на развитие искусства Германии 3
1.2. Складывание собственного архитектурного стиля в Германии 6
1.3. Проекты Андреаса Шлютера 8
1.4. Развитие немецкой скульптуры в XVII веке 8
Глава 2. Характеристика искусства Германии XVIII века 11
2.1. Работы Шлютера XVIII века 11
2.2. Дрезденский Цвингер — шедевр барокко 12
2.3. Церковная архитектура Германии 13
2.4. Скульптура Гюнцера 15
2.5. Рококо в немецком искусстве 16
2.6. Живопись Рафаэля Менгса 17
Заключение 20
Список использованной литературы: 21
Введение
Семнадцатый век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории
искусства. Располагаясь между эпохой Возрождения, обнимающей примерно три
века, с XIV по XVI, и эпохой Просвещения — XVIII веком, она не уступает им
ни в своем историческом значении, ни в обилии великих художников и
бессмертных шедевров. При этом лишь условно можно было бы рассматривать
XVII век как время перехода от Возрождения к Просвещению, хотя он
действительно многое унаследовал от первого и завещал второму. В целом XVII
век — совершенно самостоятельная фаза в развитии мировой художественной
культуры, обладающая своими неповторимыми особенностями в мировоззрении,
общественном и культурном укладе, образном мышлении.
Не все искусства пережили столь блестящий расцвет в XVII веке; так,
декоративная скульптура явно имела больше успеха, чем станковая, пришла в
упадок гравюра на дереве, вытесненная офортом и резцовой гравюрой на меди.
Но в целом поразительны расширение кругозора, обогащение старых жанров,
возникновение вовых и - говоря шире - необычайно интенсивная художественная
деятельность. В Германии возникли наиболее величественные и цельные
архитектурные ансамбли, в основном создаваемые в подражание Версалю, как
«Версальский дворец» в Потсдаме, Херренхаузене и Дрездене с грандиозными
парками и скульптурными композициями.
Художественная жизнь в Германии, затихшая было в XVII веке из-за
Тридцатилетней войны, вновь оживилась в 1660-1680 годах и чрезвычайно
активно развивалась на протяжении всего XVIII века.
Ее оживлению способствовали и политические события. В результате
убедительных побед над турками сильно возрос авторитет австрийской
монархии, победителями себя чувствовали и принимавшие участие в войне
немецкие государства. Атмосфера триумфа имела отчасти религиозную окраску,
поскольку поражение турок означало победу креста над полумесяцем.
Австрийские и немецкие монашеские ордена с усиленной энергией принялись за
перестройку монастырей и церквей, осуществлявшуюся с большим размахом и
невероятной пышностью, так как в них видели символы христианства,
связывавшиеся с самой идеей Империи. Паломнические церкви перестраивались в
барочном духе.
Искусство Германии приобрело в XVII веке специфические черты, которые
связаны с удержанием идеалов классицизма, заимствованных от других
национальных школ, которое выразилось в открытии Академии Художеств.
Глава 1. Развитие немецкого искусства в XVII веке
1.1. Влияние зарубежных живописных школ на развитие искусства Германии
До открытия собственной Академии художеств в 1694 году, немецкие
художники, для того, чтобы получить профессиональную подготовку, должны
были ехать за границу — во Фландрию, Италию, Голландию. Поэтому так заметны
влияния этих национальных школ в работах немецких живописцев, однако для
немецких мастеров, чья национальная традиция в эту эпоху не могла
противостоять чужеземным авторитетам, это таило опасность слепого
подражания и эклектизма. Наиболее одаренные художники пытались отстоять
свою самобытность, хотя и они не могли полностью отрешиться от чужих
образцов. Борьба за национальный путь художественного развития велась ими в
одиночку - в политически разобщенной стране каждый работал в провинциальной
изоляции, -поэтому в немецком искусстве XVII века не была создана
национальная школа. Но все же именно в стремлении к духовной свободе, к
творческой независимости надо видеть главный фактор художественной жизни
Германии этого времени, залог ее будущего возрождения.
Живописец Адам Эльсхеймер (1578-1610), чья творческая жизнь прошла в
Италии, был одним из тех мастеров , которые прокладывали дорогу новому
европейскому художественному видению. Маленький, кабинетный формат картин,
жанрово-идиллическая трактовка сюжетного мотива, интимность настроения -
все это рождало то впечатление жизненной непосредственности и
достоверности, которое стремилось завоевать искусство XVII века («Юпитер и
Меркурий у Филемона и Бавкиды». Дрезден, Картинная галерея). Благодаря
классически строгой композиции в пейзажах Эльсхеймера природа казалась
возвышенно-идеальной, однако, религиозно-мифологические или жанровые сцены
сообщали им оттенок лирической задушевности[1].
Воздействие творчества Эльсхеймера на себе испытали мастера разных
школ — Лоррен, Пуссен, Фетти и Рембрандт, Ластман и Рубенс.
Искусство Иоганна Лисса (1597-1629), также связавшего судьбу с
Италией, покоряет иной силой образов, пластической энергией, эмоциональной
звучностью колорита («Юдифь», 1620, Вена, «Аполлон и Марсий», ГМИИ им. А.
С. Пушкина). Его поздние произведения отличает легкость и воздушность,
сочетаемая с динамикой. («Видение св. Иеронима», Венеция)
В развитии жанара натюрморта сыграл свое слово Георг Флегель (1566-
1638) учившийся в Голландии. Его работы окрашены таинственностью и
меланхолией («Большой ночной натюрморт», 1637, Франкфурт-на-Майне,
Исторический музей; «Натюрморт со свечой», 1636, Кёльн, Музей Вальраф-
Рихарц).
Немецкие художники XVII века становились своего рода пророками в чужом
отечестве. В самой же Германии национальные таланты не ценили и не
поддерживали, художник находился в унизительном, зависимом положении. Тем
более достоин внимания тот факт, что живописец И. фон Зандрарт (1609-1684)
включил в свою «Немецкую Академию зодчества, ваяния и живописи» (1675) -
книгу, которая была первой попыткой систематического изложения истории
мирового искусства, - искусство Германии и биографии немецких мастеров. Это
свидетельствовало о пробуждении национального сознания в немецкой
художественное среде. В то же время Зандрарт, движимый патриотическим
желанием поднять немецкое искусство до европейского уровня, единственный
путь для этого видел в подражании великим образцам. Принципу сознательной
эклектики Зандрарт следовал и в своем творчестве. Однако в некоторых его
произведениях, например, в серии «Месяцы» (1642-1643), где аллегорические
сюжеты трактованы в жанровом плане, несмотря на явное подражание
нидерландским мастерам и даже прямое заимствование, пробиваются
непосредственные жизненные впечатления (особенно примечательна картина
«Ноябрь», Мюнхен, Баварские картинные собрания).
Противоречивость, которой отмечена деятельность Зандрарта, составляет
характерную черту немецкого искусства XVII века в целом. В нем парили
эпигонство и рутина, большинство художников перепевало чужие мотивы, - их
произведения порой невозможно выделить из продукции голландской,
фламандской или итальянской школ, но были и мастера, в чьих работах можно
найти проявление творческой самостоятельности.
Отметим точность и живость характеристик в портретах Ю. Овенса (1623-
1679), ученика Рембрандта («Портрет Я. Б. Схапа», ок. 1659, Амстердам,
Рейксмузеум). У И. Г. Росса (1631-1685), писавшего идиллические пейзажи с
античными руинами в духе итальянизирующих голландцев, есть такая яркая,
неожиданная для него вещь, как «Женский портрет» (1669, Мюнхен, Баварские
картинные собрания). Своеобразно интерпретирует жанровые и батальные сцены
М. Шейте (1630 -1700) - его «Сражение» и «Домашний концерт» (обе в музее
Гамбурга) мало похожи на голландские прототипы. Творчески воспринял
нидерландские традиции Л. Шульц мастера, в чьих работах можно найти
проявление творческой самостоятельности.
Отметим точность и живость характеристик в портретах Ю. Овенса (1623-
1679), ученика Рембрандта («Портрет Я. Б. Схапа», ок. 1659, Амстердам,
Рейксмузеум). У И. Г. Росса (1631-1685), писавшего идиллические пейзажи с
античными руинами в духе итальянизирующих голландцев, есть такая яркая,
неожиданная для него вещь, как «Женский портрет» (1669, Мюнхен, Баварские
картинные собрания). Своеобразно интерпретирует жанровые и батальные сцены
М. Шейте (1630 -1700) - его «Сражение» и «Домашний концерт» (обе в музее
Гамбурга) мало похожи на голландские прототипы. Творчески воспринял
нидерландские традиции Л. Шульц (1615-1683) в «Портрете купца-монгола»
(1664, С-Петербург, Эрмитаж) замечательном по своей реалистической силе.
Это один из интереснейших групповых портретов в искусстве XVII века[2].
Но даже самым крупным талантам было необычайно трудно остаться
последовательными: свое сочеталось с заимствованным, собственные, порой
смелые искания - с повторением готовых формул. Творчество К. Паудисса (1625-
1666) сформировалось в Голландии; многое в его живописных приемах в
принципах художественного строя восходит к Рембрандту, у которого он
учился. В портретах Паудисса всегда чувствуется острое, индивидуальное
восприятие образа, проникновение во внутренний мир человека («Портрет
старика», 1665, Вена, Музей истории искусств; «Мужской портрет», Киев,
Музей западного и восточного искусства; «Портрет молодого человека».
Дрезден, Картинная галерея; «Портрет воина», Москва, ГМИИ им. А. С.
Пушкина).
Натюрморты Паудисса поражают предельной безыскусственностью,
естественностью композиции, интимной поэзией и «пленэрностью» живописи, как
бы предвещающими натюрморты Шардена. В его полотнах есть ощущение единой
эмоциональной среды, связывающей все воедино (натюрморты 1660 г. в собрании
Эрмитажа и в Музее Роттердама).
Искусство И.Г. Шёнфельда (1609-1683) сложилось в орбите итальянских
влияний, но на всех его работах - живописных и графических. разных по
тематике - лежит печать его индивидуальности. В композициях Шёнфельда
реальность причудливо уживается с фантазией, лирика - со
спиритуалистической одухотворенностью. В них привлекает богатство
воображения и эмоциональных оттенков - драматическая взволнованность,
романтический порыв, меланхолическая печаль («Похищение сабинянок'',
Ленинград, Эрмитаж; «Чудо на водах», Аугсбург, Музей; гравюра «Суета
сует»). Романтическая нота звучит я в его жанровых картинах - таких, как
«Натурный класс Аугсбургской академии» (после 1660, Грац, Музей), «Концерт
в картинной галерее» (Дрезден, Картинная алерея), где царит возвышенная
духовная атмосфера, порожденная встречей человека с искусством.
Михаэль Вильман (1630-1706) тяготеет к драматической тематике, его
живописная манера экспрессивна, письмо стремительно и взволнованно («Снятие
с креста», Вроцлав, Музей). В серии мучений апостолов (Лебус, монастырская
церковь, 1660 до 80-х гг.) поражает беспощадная правдивость, отражающая
трагедию страны, преломленную сквозь личные впечатления и переживания
художника. Трагический пафос его искусства захватывает и убеждает.
Дарование Вильмана проявилось особенно ярко в пейзажах. Природа передана им
точно, любовно, конкретно, но при этом предельно одухотворена. Сцены из
Библии концентрируют в себе настроение природы, как бы выражают тайны ее
жизни, ее духовный смысл («Пейзаж с неопалимой купиной», «Пейзаж с
нахождением Моисея». «Сон Иакова» — все в Варшаве, Национальная галерея;
«Пейзаж со сном Иакова», Берлин-Далем, Картинная галерея).
1.2. Складывание собственного архитектурного стиля в Германии
Сложен и противоречив был и путь становления национального стиля в
архитектуре, Единственными значительными памятниками немецкого зодчества
первой половины XVII века явились здания цейхгауза (1602-1607) и ратуши
(1615-1620) в Аугсбурге, построенные Э. Холлем (1573-1646). В
уравновешенности и четкости членений, в спокойной ясности величавых
монументальных сооружений Холля еще живет дух Ренессанса, но барочные
архитектурные элементы - волюты, сдвоенные пилястры и т.д. -
свидетельствуют о переходе к новому стилю. Во внешнем решении зданий они
использованы очень сдержанно, в особенности в ратуше: пышное барочное
великолепие торжествует только в оформлении «Золотого зала». Холль
мастерски прививает новые стилистические приемы к местной северной
традиции, сохраняет преемственную связь с готической архитектурой (здания
вытянуты по вертикали, имеют островерхие завершения кровель). Холль наметил
путь самобытного развития немецкого барочного зодчества, но естественную
его эволюцию нарушила Тридцатилетняя война, с началом которой в Германии
почти полностью прекратилось строительство. После Вестфальского мира
постепенно возрождается и архитектура, но поскольку собственных кадров
строителей не было, во второй половине столетия здесь работали главным
образом иностранные мастера.
Культовое строительство особенно большой размах приняло в южных
областях Германии, где господствовала католическая церковь и где поэтому
очень тесными были материальные и духовные связи с Италией. Итальянские
зодчие насаждали здесь так называемый иезуитский стиль, образцом для
церковных построек служили римские храмы, в частности церковь Иль Джезу
(Театинская церковь в Мюнхене, 1663-1667, арх. А. Барелли, Э. Цуккали;
собор в Пассау, 1668, арх. С. Лугано; монастырь в Вюрцбурге, 1670, арх. А.
Петрини).
В северных и северо-западных областях страны, где преобладала
протестантская религия, доминировало влияние голландской архитектуры, а в
последней трети XVII столетия возросло значение французского зодчества. В
архитектуре Северной Германии есть особые черты - рационалистическая
ясность, даже строгость, а порой и оттенок трезвого практицизма.
Протестантские церкви резко отличались от католических храмов Южной
Германии.
В светском же строительстве в целом различия не были столь
существенны: его дух и характер определяла феодальная аристократия; голос
гордого, самоутверждающегося бюргерства, так явственно ощутимый в ратуше
Холля, больше не был слышен. Развивалась преимущественно репрезентативная
архитектура — массовые виды строительной деятельности находились в упадке.
Городская застройка нередко унифицировалась, бюргерские дома возводились по
одному, санкционированному владетельным князем типу, а планировка города
Страницы: 1, 2, 3
|