Меню
Поиск



рефераты скачатьИскусство Японии

Искусство Японии

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №700

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

НА ТЕМУ: «ИСКУССТВО ЯПОНИИ»

Исполнитель: учащийся 9 «А» класса

Матвеев Дмитрий Сергеевич

Москва 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ----------------------------------------------1

Ведение---------------------------------------------------------2

Архитектура--------------------------------------------------3

Живопись------------------------------------------------------7

Скульптура---------------------------------------------------10

Нэцкэ-----------------------------------------------------------13

Икэбана--------------------------------------------------------14

Чайная церемония------------------------------------------15

Национальный японский костюм----------------------16

Заключение---------------------------------------------------17

Использованная литература-----------------------------18

ВВЕДЕНИЕ

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху

Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну

неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления

доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а

потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные

факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. Сегодня

каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском

языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов

Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части

Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Япония первой встречает

солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна

восходящего солнца». Национальный флаг великолепно отображает это в

изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в понимании

её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической

станы, которая заставляет считаться с собой и её неординарным культурным

комплексом.

"Страна восходящего солнца" - Япония - расположена на многочисленных

маленьких и больших островах. Самыми большими из них являются Кюсю, Сикоку,

Хоккайдо и Хонсю. Природа и рельеф Японии разнообразны. Большую часть

страны составляют горные цепи вулканического происхождения, они не высоки,

но круты. Наиболее известная гора - Фудзияма, покрытая вечными снегами.

Берега островов изрезаны одинокими островными утёсами, искривлёнными

арками, глубокими расщелинами. Климат Японии подвергается

влиянию тёплых морских течений и муссонов. На островах происходят частые

землетрясения. Природа и климат сильно влияют на быт японцев, их нравы,

обычаи и характер. Многоцветие красок воды океана и морей, очертания

вулканов, уходящих в небо, уникальная яркая растительность с детства

формируют чувство изящного, любовь к прекрасному, которые свойственны всему

населению Японии от земледельца до императора.

Столь большой роли цветов в жизни японцев, несомненно в

значительной мере способствуют природные условия Японии. Мягкий морской

климат, обилие влаги и солнечного тепла, благодатная почва позволяют

японцам почти в течении всего года выращивать многообразные живые цветы и

декоративные растения. Цветоводство и садоводство приобрели в стране самые

широкие масштабы, носят буквально поголовный характер, Даже в крупных

городах, в том числе в гигантском Токио , используется малейшая

возможность, всякий клочок земли для разведения цветов и декоративных

растений.

Истоки японской культуры уходят корнями в глубокую древность. Самые

ранние произведения искусства относятся к IV-II тысячелетиям до нашей эры.

Наиболее длительным и самым плодотворным для Японского искусства был период

Средневековья (IV-XIX в.в.).

АРХИТЕКТУРА

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева

с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно,

если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные

дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с

опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней

Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с

практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы

собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды. Храм Идзумо -

очень крупное сооружение, высота его достигает 24 м.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное

для средневекового искусства осознание человеком единства духа. и плоти,

неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности

архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их

"устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями

создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли

вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая

"Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы,

развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим

новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских

постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что,

естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с

периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми

поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем

представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового

строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, -

это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных

культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.

Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи

храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3)

храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или

серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось

ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог

наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко

представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные

сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в

городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г.

Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о большом

пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря

Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае

это самые древние деревянные здания в мире.

Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из

дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом

причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не

только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить

воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт.

Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно

только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский

храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее

рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями

кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и

архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная

стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол

живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской

хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную

красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только

и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом,

развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и

размышлении.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I

тысячелетия н. э. является : храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-

752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев.

Вспомните, что красота, великолепие архитектурных сооружений, посвященных

"неведомому богу", всегда имели первостепенное значение для обращения в

новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения

нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано торжество

буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе

Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой

храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если

здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного

зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное

здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного

шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину.

Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного " жильца":

храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды -

уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка

кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой

крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и сидит

вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево -

материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180 и

1567 гг.), но каждый раз, как Феникс, восставал из пепла в прежней красоте

и величии. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности

один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм точно

такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней японской

столицы.

Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи, единственная в

своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи)

и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как

традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные

отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том,

что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. Да, у нее шесть крыш, но

три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование

их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный, только

ей свойственный зубчатый силуэт.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают

тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а

точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс

на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной

мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная

часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобразен шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью

кольцами вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для

буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек"

представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его

языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и

символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на

своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая

вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости

от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей,

построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В

горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение

зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз

находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения

сооружений храмового комплекса.

Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан

является ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается

главный храм - храм Феникса, содержащий статую будды Амиды. Первоначально

храм Феникса был увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в

1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать фантастическую птицу

Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда,

окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с

боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а

построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей.

Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост".

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса мы

можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между

божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в

связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской

архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица

Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера

на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился

императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке.

Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая

культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе

и предназначенные для катания на лодках.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько

архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных

и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов

строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты

дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э -

"китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно

наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых

галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично

расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и

храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.