Ренуар искал свой путь, стремился к точности рисунки и композиционного
решения, в выборе же сюжета он был свободен. Сюжеты, написанные им на тему
театра или цирка, резко отличались от импрессионистов. Он старался передать
не психологическую остроту какого-либо трюка или какие-либо сценки на
театральных подмостках, а показать обычного зрителя в ожидании праздничного
зрелища. Это картины «Ложа», «Первый выезд» и многие другие.
В 1890 году Ренуар страдал от ревматизма, а в 1912 году болезнь уже
приковала его к постели. Но даже в инвалидной коляске он продолжал писать,
восторгаясь жизнью, красотой окружающего мира, и занялся также скульптурой,
но паралич не позволял ему творить своими руками, поэтому он руководил
своими учениками. К тому времени Ренуар уже был всемирно известен.
Последние двадцать лет своей жизни Ренуар провел на юге Франции в
маленькой деревне, где он и был похоронен.
Ряд
новых творческих задач поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917).
Будущий художник родился в семье парижского банкира, художественное
образование получил в Школе изящных искусств.
В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию
художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в
Париж пишет ряд полотен на "исторические" - в традиционно-академическом
понимании - темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей",
"Семирамида закладывает город" и др.) Однако академическими в этих работах
являлись лишь сами сюжеты: древние греки имели у Дега облик современных
парижан, а живопись отличалась свежестью и внутренней свободой.
В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, в
которых уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая
правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой
теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия
цветовой нюансировки.
1860 - 1870-е годы - во многом переломные для французской культуры XIX
века. Стремление к современности художественного языка, поиски новых
средств выразительности пронизывали в это время поэзию Бодлера, романы
Флобера, Золя и Гонкуров, живопись Мане, Ренуара, Моне, Писсарро и других
молодых художников, вошедших вскоре в историю искусства под именем
импрессионистов. Дега присоединился к этому движению с самого начала его
возникновения. Аристократически замкнутый, язвительный, необычайно скрытный
в личной жизни, Дега был одержим настоящей страстью к изучению окружающей
действительности. В отличие от других импрессионистов, он писал только
фигурные композиции, но на смену ранним портретам теперь приходят жокеи на
лошадях, скачки, сценки в кафе и кабаре, модистки, прачки, балерины и
женщины «за туалетом». Во всех этих образах утверждалась новая, чисто
современная красота, неотъемлемыми чертами которой были правдивость,
непосредственность и демократизм. Пожалуй, лучше всего об этом сказал сам
Дега в одном из сонетов, посвященном его излюбленным персонажам -
балеринам:
… Пляшите, красотой не обольщая модной,
Пленяйте мордочкой своей простонародной,
Чаруйте грацией с бесстыдством пополам,
Вы принесли в балет бульваров обаянье,
Отвагу, новизну…
Цель своего творчества французский художник видел в воплощении правды
жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в
приукрашивании. Каждое его произведение - итог длительных наблюдений и
такой же упорной работы по их претворению в законченный образ.
На протяжении почти всего творческого пути художник занимался также
скульптурой: лепил из раскрашенного воска и глины статуэтки движущихся
лошадей, балерин в позициях классического танца и женщин "за туалетом".
(После смерти Дега эти почти не известные широкому зрителю статуэтки были
переведены в бронзу.) В начале нашего столетия из-за прогрессирующей
болезни глаз скульптура стала единственным видом творчества мастера. Конец
его был трагичным: художник, поражавший современников зоркостью видения,
умер почти полностью ослепшим.
Одновременно с импрессионистами в 80-х гг. Во Франции выступает со своими
картинами голландец Винсент Ван-Гог (1853-1890).
Родился 30 марта 1853 года в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье
кальвинистского священника. Три дяди Винсента занимались торговлей
произведениями искусства. По их примеру и под их влиянием в 1869 году он
поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины, и работал в ее
отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 году не был уволен за
некомпетентность. В 1877 году Ван Гог приехал в Амстердам изучать
богословие, но, провалившись на экзамене, поступил в миссионерскую школу в
Брюсселе и стал проповедником в Боринаже, шахтерском районе Бельгии. В это
время он начал рисовать. Зиму 1880–1881 годов Ван Гог провел в Брюсселе,
где изучал анатомию и перспективу. Тем временем его младший брат Тео
поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. От него Винсент получал не
только скромное содержание, но также и моральную поддержку, несмотря на их
частые расхождения во взглядах.
| |
|«Ирисы на ярко-зеленом фоне» |
В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Некоторое
время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Эксцентричное
поведение Ван Гога, усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех,
кто хотел ему помочь. Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из
низших слоев общества, и часто изображал ее на картинах. Когда она ушла от
него, художник в конце 1883 вернулся к родителям, которые жили тогда в
Нюэнене. В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться
своеобразие творческой манеры Ван Гога. Мастер пишет темными красками,
сюжеты его работ однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и
сострадание к их тяжелой жизни. Первая большая картина, созданная в
нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), –
изображает крестьян за ужином.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|«Интерьер Ресторана» |
Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Там он посещал занятия в
Академии художеств. Художник вел полунищенское и полуголодное
существование. В феврале 1886, в состоянии физического и духовного
истощения, он уехал из Антверпена к брату в Париж. Здесь Ван Гог поступил в
мастерскую художника-академиста Фернана Кормона, однако гораздо важнее для
него было знакомство с живописью импрессионистов. Он встречался со многими
молодыми художниками, в том числе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем
Гогеном и Жоржем Сера. Они научили его ценить японскую гравюру; ее линейный
рисунок, плоскостность и отсутствие моделировки оказали большое воздействие
на формирование новой живописной манеры Ван Гога. Ненадолго он увлекся
дивизионистской техникой Сера, но строгая и методичная манера живописи не
соответствовала его темпераменту.
| |
|«Подсолнухи» |
После двух лет, проведенных в Париже, Ван Гог, не выдержав сильного
эмоционального напряжения, в феврале 1888 уехал в Арль. В этом южно-
французском городе он нашел обилие сельских сюжетов, которые так любил
писать. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных
произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле
(Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго,
Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами.
Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов,
он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его
произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета).
Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много
пил. В этих обстоятельствах визит Поля Гогена в октябре 1888, которого Ван
Гог ждал с нетерпением, закончился трагическим конфликтом. Эстетическая
философия Гогена была неприемлема для Ван Гога; их споры становились все
напряженнее и ожесточеннее. 24 декабря Ван Гог, потеряв способность
контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо. В мае
1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. В
течение следующего года его рассудок временами прояснялся, и тогда он
бросался писать; но эти периоды сменялись депрессией и бездеятельностью. В
это время он написал знаменитые пейзажи с кипарисами и оливами, натюрморты
с цветами и копировал по репродукциям картины своих любимых художников
Милле и Делакруа.
В мае 1890 Ван Гог почувствовал себя лучше, покинул приют и, вернувшись
на север, поселился в Овер-сюр-Уаз у доктора Поля Гаше, интересовавшегося
искусством и психиатрией. В Овере художник написал свои последние работы –
два портрета доктора Гаше (Париж, музей Д'Орсе, и Нью-Йорк, коллекция
Зигфрида Крамарски). Последние картины Ван Гога – виды пшеничных полей под
жарким тревожным небом, в которых он пытался выразить «грусть и крайнее
одиночество». Умер Ван Гог 27 июля 1890.
В искусстве Ван Гога доминирует всепоглощающая потребность самовыражения.
В своих лучших произведениях он выступает как первый и наиболее яркий
экспрессионист. Его страдания и борьба с судьбой отражены в яркой прозе
нескольких сот писем, адресованных в основном брату.
Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля
Гогена (1848-1903).
Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848. В 1865 он
присоединился к команде торгового судна и совершил несколько долгих морских
путешествий. В возрасте 23 лет начал успешную, но кратковременную деловую
карьеру в Париже. Финансовые успехи позволили Гогену заняться
коллекционированием произведений импрессионистов. Гоген не получил
регулярного художественного образования, если не считать нескольких уроков,
которые ему дал импрессионист Камиль Писсарро. В 1883 он оставил
коммерческую деятельность, чтобы полностью посвятить себя живописи; это
привело к нищете и разрыву с семьей. В 1887 Гоген предпринял путешествие на
остров Мартиника; во время пребывания там он осознал, что для творческого
вдохновения нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой. В 1888 он
некоторое время провел в Бретани. В своих работах, выполненных в Бретани, в
противоположность ярким произведениям импрессионистов, он сосредоточил
внимание на изображении суровой красоты этой местности и сценах из жизни
крестьян. В одной из своих наиболее известных бретонских работ – Видение
после проповеди (1888) художник акцентирует плоскостность живописной
поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства с японской
гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина Желтый Христос (1889) тоже
относятся к бретонскому периоду творчества.
В эти годы Гоген становится лидером нового направления – синтетизма,
приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело очерчивая
объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для
достижения эмоционального эффекта.
В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с
которым познакомился в Париже в 1886. Во время этой поездки он создал
несколько прекрасных рисунков и полотен, но она закончилась ссорой, во
время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля.
В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ, чтобы на вырученные
деньги совершить путешествие на остров Таити. Разочарование во французской
колониальной жизни заставило его направиться в глубь острова. В своих
картинах Гоген создал образы людей, живущих в гармонии с природой, ощущение
земного рая и золотого века человечества. Среди произведений этого периода
его творчества – Манао Тупапау – Следящий Дух мертвого (1892) и Таитянские
пасторали (1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж. Двумя годами
позже он вновь приехал на Таити. В своих последних работах Гоген воплотил
образы идеальной жизни вне времени и пространства.
В 1898, почти лишенной средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген
пытался покончить с собой. В 1901 он перебрался на остров Доминик
(Маркизские острова), где, больной и одинокий, умер 8 мая 1903
Альфред Сислей (1839-1899). С появлением картин Сислея не связано особых
сенсаций, но это ничуть не снижает неоспоримой ценности и своеобразия его
творчества.
По месту рождения и склонностям неотделимый от Франции, он, тем не менее,
до конца жизни числился англичанином по происхождению. Родившийся в Париже
и восемнадцати лет, посланный в Англию учиться коммерции, Альфред вместо
того увлекся живописью.
По возвращении в Париж Сислей поступил в мастерскую художника Глейра, где
подружился с Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. Скоро разочаровавшись в
академическом обучении, все четверо бросают занятия у Глейра. Намереваясь
найти прекрасное в обычном, молодые новаторы поселились в Шайи близ
Фонтенбло. С тех пор навсегда определились мотивы Сислея - изображению
столицы он предпочитает ее скромные окрестности и малоприметные уголки
провинциальных городов. В 1866 году Сислей работает в Марлотте с Ренуаром.
Во время франко-прусской войны Сислей как британский подданный находился
в Лондоне, где завязал весьма полезное знакомство с Дюран-Рюэлем, который
вскоре стал покровителем всех импрессионистов, устроителем их выставок в
своих галереях во Франции и за рубежом.
В отличие от своих предшественников, писавших пейзаж с натуры, но
предпочитавших завершать картину в стонах мастерской, Сислей с товарищами
весь процесс создания картины переносят на природу. В непосредственности
натурного этюда они нашли неисчерпаемые живописные возможности, которые
привели к невиданному доселе высветлению палитры, к господству чистых
несмешанных красок.
Как всех импрессионистов, Сислея в картине занимает не сюжет, а тончайшие
особенности природных состояний, света и цвета. Ненасытный в постижении
мастерства, художник не стыдился учиться у сверстников. Так, вместе с
К.Писсарро он писал зимние пейзажи в Лувесьенне ради изучения открытых
импрессионистами рефлексов и цветных теней, в другое время живопись Сислея
находилась под воздействием Ренуара и Клода Моне. Тем не менее, его
собственная утонченная индивидуальность прорывалась сквозь все влияния
благодаря особой неповторимости его контакта с природой, более
уравновешенного, непритязательного и естественного, чем у друзей.
Сложившись к началу 80-х годов, манера Сислея, не в пример Писсарро или
Мане, впоследствии мало менялась. Сдержанный и застенчивый, сосредоточенный
исключительно на работе, художник испытывал мало интереса к декларациям и
еще меньше к воспринимавшей импрессионизм буржуазной публике и мнению
профессионалов, еже вечерне разговаривавшихся в парижских кафе. Тем не
менее, именно его, молчаливого, но неизменно надежного, выбирали обычно в
комиссии по устройству выставок и для принятия важнейших для всей группы
решений.
После бульвара Капуцинок Сислей участвовал в импрессионистских
экспозициях 1876 и 1877 годов, но затем отошел от выставок. Всецело
отдавшись одной живописи, общаясь только с семьей, он ведет полунищее
существование, получая ничтожные суммы за свои картины и все глубже увязая
в долгах. Но главное, возрастает его одиночество и отчуждение от коллег. С
1882 года Сислей вообще оставляет традиционные встречи импрессионистов.
Радостный свет остается только в его пейзажах.
И в 90-е годы художник не добился того успеха, какой к тому времени
обрели Писсарро, Ренуар и Моне. В 1897 году Сислей делает последнюю
отчаянную попытку вырваться из забвения при помощи персональной выставки.
То, что критика и на нее ответила дружным молчанием, стало для живописца
последним ударом. Тогда только он вспомнил о товарищах юности и вызвал
одного из них для прощания. Через шесть дней по приезде Клода Моне - 26
января 1899 года Альфред Сислей угас в городке Морэ.
Камиль Писсарро. (1830–1903), Родился в местечке Шарлотта-Амалия на
острове Сент-Тома (Виргинские острова) 10 июля 1830. В 1855 Камиль Писсарро
уехал во Францию и стал художником.
Уже в конце 1860-х годов он писал пейзажи, в которых особое внимание
уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. В отличие от
Клода Моне, Писсарро не ограничивался пейзажной живописью, а часто
обращался к сценам из жизни крестьян Понтуаза, где он жил с 1872 до 1882.
Писсарро обвиняли в подражании Жану Франсуа Милле; однако, в отличие от
романтического реализма последнего, живопись Писсарро кажется гораздо более
натуралистичной.
В последние годы жизни, несмотря на ухудшение зрения, художник создал
серию видов Парижа, которая является одним из высших достижений
импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов.
Многочисленные рисунки и гравюры Писсарро не имеют равных среди
произведений импрессионистов.
Умер Писсарро в Париже 13 ноября 1903.
Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем
богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную
систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света,
вибрации световоздушной среды. Живописная система импрессионизма отличается
разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу
зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием
импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А.
Коровин, И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко
проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П.
Трубецкого и А.С. Голубкиной в России. В литературе черты
импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” —
непосредственного, мимолетного, изменчивого — как основного средства в
передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э.
Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии импрессионизм Анненского, К. Бальмонта.
Импрессионисты обновили колорит, они отказались от темных, земляных
красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их
предварительно на палитре. Они вышли из темных мастерских на пленэр (франц.
Plein air - вольный воздух). Характерна также и краткость, этюдность
творческого метода импрессионистов. Ведь только короткий этюд позволяет
точно фиксировать отдельные состояния природы.
Опыт импрессионизма был успешно освоен в других видах искусства: в
скульптуре, где формы отличались нарочитой пластической незавершенностью,
передачей мгновенного эффекта движения. В музыке (К. Дебюсси) и в
литературе (Ж. И Э. Гонкуры, Ж. Гюисманс, Г. де Мопассан). В целом,
импрессионизм не оставил единой школы, особого художественного стиля, хотя
многие его художественные открытия вошли в современную эстетическую
культуру.
Использованная литература:
Импрессионисты. Истоки современной живописи. Музеи и галереи. Франческо
Сальви
Импрессионизм. Хилл Я.
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. 1971г.
Сто памятных дат. 1989 г. Петрончук.
Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. 1996 г.
Мане. Джованни Николетта (изд. «Белый город»)
Импрессионизм. 1999 г. Шарль Дебуар. (изд. «Белый город»)
Содержание.
Вступление
1
Эдуард Мане
2
Клод Моне
3
Огюст Ренуар
4
Эдгар Дега
6
Винсент Ван-Гог
7
Поль Гоген
8
Альфред Сислей
9
Камиль Писсарро
11
Заключение
11
Список использованной литературы
13
|Экзаменнационный реферат |
|На тему «Имрессионизм» |
|Ученицы 9 класс «Б» |
|школы №1260 |
|Ковалевой Элины. |
| |
Страницы: 1, 2
|