оставаясь и в XVIII веке едва ли не самым любимым их увлечением. И не
случайно одна из постановок была, увековечена в самой ранней тематической
композиции Хогарта. Это был особенно нашумевший в 1720-е годы красочный и
остроумный спектакль «Опера нищего» Джона Гея, сюжет которого был подсказан
Джонатаном Свифтом. В этом откровенном памфлете за масками воров и
проходимцев зрители без труда различали черты современных
высокопоставленных особ. Рассказывали, будто всесильный премьер-министр сэр
Роберт Уолпол громко аплодировал песенке о взятках, очевидно, ему и
адресованной, и попросил спеть ее еще раз, остроумно выходя из неловкого
положения. Хогарт откликнулся на спектакль, от которого был в восторге,
картиной «Опера нищего» (1727), где очень точно воспроизвел одну из сцен
третьего акта пьесы - детали, декорации, исполнители, - то, что обычно
навсегда уходит. А, кроме того, эта работа стала своего рода отправной
точкой в том неизведанном мире, куда Хогарта влекла его «Муза комедии».
В воображении мастера постепенно создавался свой «живописный театр» с
его артистами, декорациями, трагикомическими коллизиями, а главное -
злободневными сюжетами. Авторами «пьес» этого театра были двое: художник и
сама жизнь.
Уильям Хогарт родился в Лондоне, в семье бедного школьного учителя-
неудачника. Жить приходилось почти в трущобах, в холоде и голоде, один
за другим умирали братья и сестры маленького Уильяма. А впечатлительная
натура мальчика уже впитывала «крики» Лондона - царившие на его улицах быт
и нравы, подмечала противоречия и парадоксы.
В столице Англии была тогда сосредоточена вся общественно-политическая
и культурная жизнь страны. Но здесь же соперничали роскошь и нищета,
изысканность и вульгарность, каких в «галантном» XVIII веке не знала ни
одна европейская столица. На улицах Лондона, в кофейнях, в домах Хогарт
встречал людей разных сословий, профессий, нравов и взглядов, внимательно
присматривался к ним. Для Хогарта, чье общее образование ограничивалось
уроками отца да неоконченной приходской школой, именно Лондон стал
подлинным учителем. И мастер, рисовавший вывески, и гравер, и придворный
живописец Джеймс Торнхилл, у которых Хогарт обучался профессиональному
умению, в своих художественных интересах были далеки от того, что особенно
влекло их подопечного - повседневность, жизненность, реализм.
За два предыдущих столетия в стране обосновалось множество иностранных
портретистов, иногда выдающихся, чаще - заурядных. Аристократия ценила и
собирала картины преимущественно старых итальянских и фламандских мастеров,
и до XVIII века в Англии не было ни одного значительного отечественного
портретиста, а также художника, писавшего жанровые полотна или пейзажи.
Хогарт первым вступил на рискованный и тернистый путь зачинателя новых
жанров. А по существу стал творцом самобытного, чисто английского
искусства. «Я обратился к совсем новому жанру - к писанию картин и созданию
гравюр на современные нравственные темы - области, еще не испробованной ни
в одной стране и ни в какие времена», - вспоминал он позже в
«Автобиографии».
Первая живописная «пьеса» Хогарта - серия из шести картин «Карьера
потаскушки» (1731) - показывает дно английского общества. Это грязные улицы
вдали от фешенебельного центра Лондона, жалкие холодные комнаты дешевых
домов, становившиеся нередко притонами бродяг и воров; тюрьма, страшный
образ которой жил в сознании Хогарта с детства, - его отец был арестован за
неуплату долгов.
Достоверна и типична не только история падения героини Хогарта - Мери
Хэкэбаут, неопытной провинциалки, с легкой руки сводни превратившейся в
проститутку. Кажется, что все персонажи написаны с подлинных лиц, их даже
отождествляли с известными публике современниками. И это не случайно -
Хогарт хотел, чтобы сюжет и мораль каждой картины и серии в целом были
предельно понятны зрителю.
Такой подход к живописи был абсолютно новым в изобразительном
искусстве, но не в философии, театре, литературе Англии XVIII века. Вера в
исправительную, очищающую силу искусства была характерна для английского
Просвещения, призывавшего активно вторгаться в жизнь, воздействовать на
нее.
Хогарт стал первым и самым ярким художником-просветителем Англии.
Знаменитый писатель-просветитель Генри Фелдинг провозгласил Хогарта «одним
из самых полезных сатириков своего времени». По Хогарту, основная задача
«полезного искусства» - не развлечение публики, а обличение порока, суд над
жизнью, вершит который сатира.
Гравюры, которые со своих картин собственноручно делал Хогарт,
раскупались, развозились во все уголки Англии, пересекали Ла-Манш, принесли
их автору широкую известность.
Вдохновленный восторженным приемом своей первой серии - сцены из нее
воспроизводились на посуде, веерах, а тема была использована в театральной
постановке, - Хогарт приступил к созданию новой.
К 1735 году появилась «Карьера распутника», состоявшая из восьми
картин. Новый живописный спектакль показывал, как вырождаются сыновья того
класса, который фактически победил в революции конца XVII века и направил
движение Англии по прогрессивному пути капиталистического развития.
Молодые люди, подобные главному герою серии Томасу Рейквеллу, часто
забывали о выдвинутом в новой Англии принципе «здравого смысла», пускались
в сомнительные приключения, проматывая нажитые отцами состояния. В этой
серии окончательно определилось основное направление искусства Хогарта:
сатирически заостренный реализм. В XX веке на несколько видоизмененный
сюжет этой серии была написана опера великого композитора И.Ф.Стравинского
«Похождения повесы».
В отличие от существовавших до Хогарта голландских, фламандских,
французских жанровых картинок, английский художник не ограничивается
описательным показом одной сцены. У него каждая серия объединена общим
сюжетом, единым героем, действие развивается из картины в картину. Как в
пьесе, здесь есть пролог, кульминация и эпилог, которые позволяют зрителю
следить за происходящим, сопереживать действующим лицам, порицать и
высмеивать недостойные поступки и нравы.
Между крайними событиями обеих серий - приездом в Лондон Мери и ее
похоронами, вступлением в наследство Томаса и его заключением в сумасшедший
дом Бедлам - Хогарт подробно изображает жизнь Лондона. Впервые в искусстве
город становится не просто фоном и даже местом действия, а живым
организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением. Он
обретает самостоятельную тему в творчестве художника, о чем говорит
исполненная большого чувства серия «Четыре времени суток» (конец 1730-х).
Позже, в своей знаменитой гравюре «Переулок Джина» (1751) Хогарт
показывает самую уродливую и отвратительную гримасу города - повальное
пьянство и его последствия, ставшие тогда подлинным бичом и болью
английского общества. В 1740-е годы в Лондоне джин стоил едва ли не дешевле
чая, по этой причине смертность вдвое превысила рождаемость; на сто жителей
города, включая детей и стариков, приходилось по питейному заведению.
К середине 1740-х годов Хогарт был уже видным деятелем английской
культуры, достаточно обеспеченным человеком, но продолжал оставаться
поборником справедливости, вскрывал «язвы», поразившие не только «низы», но
и «верхи» английского общества.
В 1744 году под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии,
самого знаменитого его живописного театра - «Модный брак», где художник
высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных
развратников, а высшие круги английского общества.
В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с
богатыми буржуа, зачастую идя на «модные браки» - «деловые» союзы без
любви. Выдающийся английский писатель, младший современник Хогарта Оливер
Голдсмит в своем знаменитом сатирическом произведении «Гражданин мира» так
описывает подобную типичную ситуацию: «...теперь, когда молодая пара
намеревается вступить в брак, взаимная склонность и общность вкусов будущих
супругов является последним и самым незначительным соображением. А вот если
совпадают их имущественные интересы, тогда, поддавшись взаимному влечению
души, они готовы в любой момент заключить договор. Давно заложенные лужайки
кавалера без памяти влюбляются в достигшие брачного возраста рощи барышни».
Такие союзы приводили, как правило, к печальным последствиям.
Хогарт впервые создает социальную сатиру, опережая своего современника
писателя Филдинга и открывая путь в литературе Уильяму Теккерею и Чарльзу
Диккенсу в XIX веке, но в живописи Англии ни при Хогарте, ни позже уже
ничего подобного не было.
Серия «Модный брак» замечательна и живописными достижениями, но лишь
XX столетие сумело оценить высокие эстетические достоинства работ
художника, блестящее мастерство Хогарта-колориста.
В 1750-е годы в творчестве Хогарта дошел черед до «святая святых»
английской политической системы - «Выборов в парламент». Это последняя
живописная серия из четырех картин стала своего рода итогом «современных
нравственных сюжетов». Совесть и призвание просветителя-борца не позволили
Хогарту обойти молчанием то, что было тогда болью всех передовых людей, о
чем писали газеты и сатирические памфлеты. В правящих кругах страны царили
подкупы, политика низводилась до уровня мелкой распродажи, и кампания по
выборам в парламент, которым так гордилась Англия, была лишь банальной
дракой за выгодные места. И хотя Хогарт был добропорядочным гражданином,
сыном своего класса и не собирался ниспровергать существующую в Англии
систему, он видел и переживал зло, мешавшее процветанию его родины. Он
ополчился на него со всей силой своего сатирического реализма, предвосхищая
будущее искусство великих сатириков испанца Гойи и француза Домье.
Конечно, Хогарту было нелегко жить с таким мироощущением, воплощая его
в сугубо своеобразном искусстве. Он был знаменит, но далеко не многими
признан и любим, а главное, у него не было учеников и близких
последователей. Художники тех лет и позже, в пору расцвета национальной
школы живописи, предпочитали изображать утонченный быт аристократов,
занятия буржуа и фермеров. Портреты великосветских дам, кавалеров и
подражавших им нуворишей оставались любимым жанром в английском обществе.
Отдал ему дань и Хогарт. Собственно говоря, он начал свою карьеру
живописца с небольших заказных портретов, появившихся еще в конце 1720-х
годов. Но уже в первых своих полотнах, например, «Бракосочетании
С.Бэкингема и М.Кокс» (1729) Хогарт решительно порывает с господствовавшей
традицией парадных портретов. Он пишет свои модели чаще в кругу семьи, в
интимной обстановке - в интерьере или на лоне природы, где персонажи
объединены общим действием, разговором, событием, что придает произведению
жанровый характер. Такие «разговорные картинки» стали специфически
английским явлением. Традиции созданного им жанра группового портрета
ощущаются и в оригинальном позднем портрете великого английского
трагического актера - «Дэвид Гаррик с женой» (1757).
Среди друзей и почитателей Хогарта актеров было особенно много, ведь
он страстно любил театр. В портретной галерее художника увековечены
прославленные мастера английской сцены - «Д.Гаррик в роли Ричарда III»,
«Лавиния Фентон» и другие.
В конце жизни, достигший вершин профессионального мастерства, мудрый,
старый и одинокий художник обращается к образам людей из народа: «Портреты
слуг» (1760-е), «Девушка с креветками», (1763). Главное достоинство этих,
словно незаконченных, работ в их удивительной жизненности, характерности.
Каждый из изображенных самоценен как личность.
И этот подход к человеку, и сам выбор моделей были принципиально новы.
По-новаторски смелым было живописное решение «Девушки с креветками»,
намного опережавшее беглой эскизной импрессионистической манерой
исполнения, светлыми красками все, что делалось ненавистными Хогарту
«черными мастерами» его времени, которые подражали старинным полотнам. Эта
работа стала подлинным шедевром художника.
Ломавшим традиционные устои было все творчество мастера, включая его
первый в Англии теоретический труд по эстетике - «Анализ красоты» (1752). В
последние годы жизни Хогарт все больше чувствовал себя одиноким среди
современных молодых художников, особенно ему досаждал становившийся
необычайно модным Джошуа Рейнолдс, будущий президент Королевской академии
художеств.
Эпитафию Хогарту написал Гаррик: «...Если гений воспламеняет твою
душу, остановись, прохожий, если природа, трогает тебя, урони слезу; если
же ничего не волнует тебя, уходи, ибо благородный прах Хогарта покоится
здесь». Он создал своего рода энциклопедию английской жизни своей эпохи,
заложил особенности национального живописного языка и вошел в историю
мирового искусства как «отец английской живописи», проторив дорогу мастерам
Англии второй половины XVIII столетия.
Список использованных источников
1. «Исторический лексикон XVIII века», энциклопедич. справочник. М.,
1997г., 936с., ил.
2. Дмитриева Н.А. «Искусство Англии XVIII века», краткая история
искусств, книга вторая, М., 1996г., 348с., ил.
3. Ильина Т.В. «История искусств Западной Европы», учебник, М., 1986г.,
228с., ил.
Приложение
[pic]
Уильям Хогарт, Утро в доме молодых. Гравюра из серии «Модный брак».
1743-1745 гг.
Джошуа Рейнолдс. Амур, развязыва- Джошуа Рейнолдс. Портрет
Сарры Сид-
ющий пояс Венеры.1788 г. донс. 1784 г.
Томас Гейнсборо. Портрет Джонато- Томас Гейнсборо. Леди
Каролина Ховард.
на Баттола. Около 1770 г. 1778 г.
Джон Констебл. Уайвенхоу Парк. 1816 г.
Т. Гейнсборо. Автопортрет. Около 1758- Дж. Рейнолдс. Портрет
лорда Хитвилда
1759
1787-1788 г.
Дж. Рейнолдс. Портрет Нелли О'Брайен.
1763 г.
[pic]
У. Хогарт. «Брачный контракт». Из серии «Модный брак». 1744
Страницы: 1, 2, 3
|