Меню
Поиск



рефераты скачатьЗарождение российского кино

выдержку.

Свободно появляться на улице Вера Холодная уже не могла. Состояние зала

после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал "Фигаро" писал: "В

Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают

подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен?

Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая

все на пути." В Харькове в кинотеатре "Ампир" перед фильмом с участием

Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была

огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через

запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери

и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун.

Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили.

Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной.

Одни считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном

таланте, называя Веру "Ермоловой кино". Сам Станиславский пророчил ей успех

на сцене, на что Холодная любила повторять: "Лучше быть первой в

кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме".

Так в чем же был секрет "королевы"? Каждая эпоха создает свой тип

женщины, утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике

изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В

них была какая-то загадочность, двойственность. Но откровения живописи и

литературные описания лишь приближали к еще не сказанному "последнему

слову". Его произнесла Вера Холодная. Она была живая, настоящая,

открывавшая своим движением восторженному зрителю действительное

присутствие в мире того идеала, который издавна витал в воздухе. Ее героиня

чаще всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся в защите. Эмоции зрителя

однозначны: догнать, спасти, прижать к груди. Именно стойкость "образа

истерзанной души" и создала славу Веры Холодной.

Летом 1918 года труппа выехала в Одессу для съемок. Кругом шла война,

работалось плохо и съемки затянулись до зимы. В декабре Вера заболела.

"Испанка" (теперь это называется вирусным гриппом) протекала у нее очень

тяжело и в феврале 1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера Холодная

скончалась. Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слез и почтенный

профессор медицины, не сумевший ее спасти. Тело актрисы бальзамировали,

чтобы потом перевезти в Москву. Как всякий глубоко верующий человек, она

приняла смерть тихо и спокойно Ей было всего 26 лет.

Владимир Холодный не надолго пережил жену. После панихиды в

Художественном театре он стал заговариваться, иногда не слышал, что к нему

обращались. Постоянно говорил о Вере как о живой. Вскоре он умер, а

малолетние дети были вывезены за границу.

Смерть актрисы породила множество сплетен и легенд. Газеты всех мастей

пестрели версиями: "Азербайджан" сообщила, что Холодная была найдена в

окрестностях Баку с отрезанной головой и колотыми ранами, "Грузия" писала

об убийстве и ограблении актрисы неким мусульманином. Одни говорили, что

она шпионка и ее расстреляли большевики, другие -- что она красная

разведчица и ее убили французы, послав ей огромный букет лилий, от

губительного аромата которых она и умерла. Страсти еще долго не утихали.

Никто не хотел верить, что "королева" умерла от такой прозаической болезни,

как грипп. На ее смерть Вертинский сочинил печальную песню:

Ваши пальцы пахнут ладаном,

И в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо нам,

Никого теперь не жаль.

И когда Весенней Вестницей

Вы пойдете в синий край,

Сам Господь по белой лестнице

Поведет вас в светлый рай.

Тихо шепчет дьякон седенький,

За поклоном бьет поклон

И метет бородкой реденькой

Вековую пыль с икон.

Ваши пальцы пахнут ладаном,

И в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо нам,

Никого теперь не жаль.

Красота и талант Веры Холодной не оставили равнодушными и наших

современников. В частности коллекция haute couture дома "Валентин Юдашкин"

сезона осень-зима 97-98 года посвящена звезде немого кино Вере Холодной.

Впрочем, сложные драпировки, корсеты с богатой вышивкой и юбки из 150

метров шелкового тюля напоминали скорее о российских придворных модах эпохи

барокко, нежели о стиле актрисы, которой была посвящена коллекция. Широкое

использование в цветовой гамме коллекции черного и белого, вероятно, должно

было символизировать черно-белую пленку раннего кино, а холодные оттенки

зеленого, болотного, кофейного, синего и сиреневого как нельзя лучше

напоминали об имени нашей первой кинозвезды.

"В этой коллекции изменился крой", - рассказывает Юдашкин, - "все

сделано "по косой", в том числе и бархатные ткани, что технически крайне

сложно. Мы использовали кожу - изделие очень точное, шить можно только один

раз, - поэтому технически эта коллекция намного сложнее, чем предыдущие".

При создании коллекции были использованы джерси, шелковый трикотаж и бархат

на трикотажной основе.

Так, например, в воспоминаниях З.И. Ицкова мы знакомимся с творчеством

народного художника России, режиссером-постановщиком С.В. Козловским. Мы

можем проследить творческий путь художника, поиски нового в работе, а

именно, в 1916 году в кино Козловский одним из первых применил съемку с

движения макета с людьми, использовав двойную экспозицию

(домакетку),встречи с интересными людьми. Хочу привести несколько строк из

воспоминаний самого С.В. Козловсого: “ После отъезда Чаргонина в ателье

“Русь” начались съемки картины “Молодость Калиостро”. Режиссером и

оператором был Владислав Старевич. Оформлять постановку пригласили

известного театрального художника В. Симова. Симов в кино выступал впервые.

Алейников и режиссер Старевич попросили меня принять участие в этой

картине. В свое время, когда я работал в театре, я многому учился на

спектаклях Художественного театра, где Симов был основным художником. Мне

было приятно и интересно работать с таким крупным мастером.”[1]

А только что отшумевший Московский кинофестиваль заставил вспомнить имя

легендарного русского киномагната -- Александра Алексеевича Ханжонкова.

Свой солидный капитал -- несколько миллионов рублей серебром -- он

сколотил буквально из света и воздуха -- из мелькания кинопленки в

кинопроекторе. И этот его подвиг не удалось повторить пока ни одному

отечественному предпринимателю. Ханжонков доказал, что искусство и бизнес --

две вещи вполне совместимые; надо лишь уметь сочетать творческое безумство

со здравым расчетом.

"Он был среднего роста, рыжевато-белокурый блондин, с мягкими, какими-

то неопределенными чертами чисто русского лица" - так описывает мемуарист

внешность Александра Ханжонкова. Александру Ханжонкову - 120. Дата

некруглая, не пригодная для юбилейных торжеств. Но она - повод вспомнить о

кинопромышленнике, вклад которого в российский кинематограф сопоставим с

воздействием Дягилева на судьбу музыкального театра. Эмблемой ханжонковской

кинофирмы был Пегас, так же именовались фирменный кинотеатр и один из

журналов, издававшихся им.

Первый киносеанс.

Впервые Ханжонков увидел движущиеся картинки в Ростове- на-Дону, году в

1905-м. Кино тогда было развлечением малопочтенным. Недолговечная мода 1890-

х годов на световой аттракцион сошла на нет. Эстеты пресытились бесконечным

повторением одних и тех же приемов и сюжетов. Системы проката еще не

существовало, владелец аппарата приобретал некоторое количество лент и

колесил по городам и весям с одной программой, покидая очередной населенный

пункт, как только падали сборы .

Страшный пожар на благотворительном базаре в Париже в 1897 году, где в

огне и дыму погибло немалое число аристократов и буржуа, и вовсе отвратил

высшие слои общества от опасного развлечения. Пленка воспламенялась легко,

выделяла при горении смертоносные газы. Впоследствии из противопожарных

соображений киномеханика заключали в несгораемую, обитую металлическими

листами, войлоком или асбестом будку, которую отъединяли от зрительного

зала. Программа киносеанса представляла собой мозаику коротких лент:

видовые - пейзажи и диковины экзотических стран, "сенсационная" хроника -

лики венценосных особ, последствия землетрясений, ураганов и прочих

природных катаклизмов, комические сценки, "феерии" - наивные трюковые

кинофантазии.

Первая кинофирма.

В то время на российском рынке господствовала крупная французская фирма

"Братья Пате", но зритель желал разнообразия, и театровладельцы ощущали

потребность в картинах других фирм. Казачий есаул Ханжонков решил стать

посредником между заграничными производителями и потенциальными

потребителями в России. Вместе с партнером (впоследствии оказавшимся

человеком весьма ненадежным) Ханжонков основывает собственную фирму. Деньги

на нее он добыл следующим образом. Офицер, вступавший в брак до 28 лет, был

обязан внести на казенный счет "реверс" - пять тысяч рублей "на обеспечение

семьи" в случае непредвиденных обстоятельств. Выйдя в отставку, есаул

Ханжонков получил этот реверс, как это полагалось по закону. Эти пять тысяч

и стали начальным капиталом фирмы.

Ранней весной 1906 года состоялся первый вояж Ханжонкова за рубеж. Во

Франции и Италии ему удалось получить право представлять в России несколько

фирм. А вот путешествие его ненадежного компаньона в Америку поставило

молодое предприятие на грань банкротства - фильмы, закупленные им, были

отменно плохи как по исполнению, так и по содержанию. Разочаровавшись в

кино, компаньон вышел из дела. Оказавшись в отчаянном положении, Ханжонков

обращается за займами к родственникам и друзьям, снова отправляется за

рубеж и на занятые деньги привозит новые иноземные ленты. Это спасло дело,

Ханжонков получил изрядную прибыль и рассчитался с долгами. В 1907-ом он

привлекает в свой бизнес двух новых компаньонов (каждый вложил по пять

тысяч рублей), которые при этом не вмешиваются в его проекты и намерения.

Так возник торговый дом "Ханжонков и К".

Первое кинопроизводство.

Первоначально компания занималась чисто дистрибуторской деятельностью -

представляла на российском рынке проекционные аппараты и фильмы зарубежных

фирм. Но очень скоро Ханжонков решает заняться собственным

кинопроизводством.

Собственная производственная база начиналась с маленькой лаборатории

по изготовлению русских титров. Зарубежные производители порой снабжали

свои ленты весьма диковинными названиями. Так, английская лента, в

оригинале именовавшаяся "Смертельным насморком" (Mortal Sneeze), на русский

язык британскими грамотеями была переведена как "Мортовый сниз". Первый

фильм (не коротенький хроникальный сюжет, а нечто более или менее длинное и

цельное), снятый в России и на русском материале, - "Донские казаки" (1907

г.), сделан был иноземными специалистами, работавшими в московском филиале

парижской фирмы братьев Пате.

Национальное кинопроизводство в России стартовало лишь в 1908 году,

позднее, чем в Австралии и некоторых сопредельных с Российской империей

азиатских государствах. К тому времени в стране сложилась система

стационарных кинозалов, кочевые кинодемонстраторы, наскоро переделывавшие

под зрительный зал амбары или торговые залы пустующих магазинов, уходили в

небытие. Русское кинопроизводство начиналось с коротких документальных лент

- "видовых". В 1907-1908 годах несколько русских предпринимателей пытались

снять собственные игровые картины. Неопытность приводила к фиаско. "Аппарат

стоял на земле, и действующие лица оказались снятыми в некоторых местах без

голов" - так описывает свой первый, не увидевший экрана фильм сам Александр

Ханжонков.

Конкурентов опередил нахрапистый петербуржец Александр Дранков, его

экранизация песни про Стеньку Разина - "Понизовая вольница" (преизрядная

халтура) первой пришла к зрителю и потому считается первым отечественным

фильмом. Интересы Ханжонкова и Дранкова пересекались не раз. Нравы

кинопромышленников эпохи раннего кино напоминают нравы современных

видеопиратов. Ханжонков заявил о съемках фильма "Песнь о купце

Калашникове", развернув рекламу готовящейся ленты. Воспользовавшись этим,

Дранков наскоро снимает ленту на тот же сюжет, чтобы опередить конкурента,

воспользовавшись его же рекламой. И только помощь друга и делового партнера

Карло Шламенго, руководителя туринской фирмы "Итала-филм", позволила

Ханжонкову отбить атаку конкурента и выпустить нужное количество

фильмокопий в срок. Халтуре и сенсационности Ханжонков стремился

противопоставить качество. Он сделал ставку на экранизацию национальной

литературной классики и обращение к историческому материалу. В его фирму

переходит сотрудник Дранкова "первый русский кинорежиссер" Василий Гончаров

и ставит картины на исторические темы.

Русское кино пребывало еще в своей младенческой стадии - фильмы были

серией иллюстраций к знакомым сюжетам, набором статичных "живых картин".

Камера была парализована, недвижима и должна была передавать точку зрения

человека, наблюдавшего шоу из первых рядов партера. Декорациями служили

разрисованные холстины. В случае натурных съемок боярские усадьбы

безболезненно заменяли дачные домики, работу мельницы имитировал мальчуган,

лопаткою возмущавший покой пруда. Театральных звезд не влекло участие в

подобных произведениях. Обращаться приходилось к полулюбителям. В первых

фильмах Ханжонкова снималась труппа Введенского народного дома (в ней

работал безвестный тогда Иван Мозжухин). Да и сам "первый русский режиссер"

Гончаров оказался не столько профи, сколько донкихотствующим фантазером.

Все его истории про иноземные стажировки были плодом воображения, на самом

деле до выхода в отставку он служил в железнодорожном ведомстве, после

перенес душевную болезнь, имел опыт пребывания в "желтом доме".

В первые годы русского кино энтузиазм превалировал над

профессионализмом, но постепенно неофиты становились мастерами, а

третьеразрядные театральные исполнители - звездами экрана. Постепенно

менялась и структура фильма: "серия 'живых картин'" превращалась во все

более внятное повествование, наметилась тенденция к удлинению лент: от пяти-

десятиминутных роликов - к привычному нам метражу.

В 1911 году Ханжонковым был выпущен первый отечественный

полнометражный фильм "Оборона Севастополя" (режиссер - Василий Гончаров),

воссоздавший реальные исторические события (к слову, первый в мире

полнометражный фильм снят в Австралии в 1906 году). Сам киномагнат выступил

в качестве постановщика батальных сцен.

Первый киномагнат.

К режиссуре Ханжонкову пришлось обратиться еще однажды, на излете его

продюсерской карьеры - в хаосе 1919 года некому было поручить завершение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.