выдержку.
Свободно появляться на улице Вера Холодная уже не могла. Состояние зала
после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал "Фигаро" писал: "В
Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают
подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен?
Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая
все на пути." В Харькове в кинотеатре "Ампир" перед фильмом с участием
Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была
огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через
запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери
и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун.
Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили.
Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной.
Одни считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном
таланте, называя Веру "Ермоловой кино". Сам Станиславский пророчил ей успех
на сцене, на что Холодная любила повторять: "Лучше быть первой в
кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме".
Так в чем же был секрет "королевы"? Каждая эпоха создает свой тип
женщины, утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике
изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В
них была какая-то загадочность, двойственность. Но откровения живописи и
литературные описания лишь приближали к еще не сказанному "последнему
слову". Его произнесла Вера Холодная. Она была живая, настоящая,
открывавшая своим движением восторженному зрителю действительное
присутствие в мире того идеала, который издавна витал в воздухе. Ее героиня
чаще всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся в защите. Эмоции зрителя
однозначны: догнать, спасти, прижать к груди. Именно стойкость "образа
истерзанной души" и создала славу Веры Холодной.
Летом 1918 года труппа выехала в Одессу для съемок. Кругом шла война,
работалось плохо и съемки затянулись до зимы. В декабре Вера заболела.
"Испанка" (теперь это называется вирусным гриппом) протекала у нее очень
тяжело и в феврале 1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера Холодная
скончалась. Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слез и почтенный
профессор медицины, не сумевший ее спасти. Тело актрисы бальзамировали,
чтобы потом перевезти в Москву. Как всякий глубоко верующий человек, она
приняла смерть тихо и спокойно Ей было всего 26 лет.
Владимир Холодный не надолго пережил жену. После панихиды в
Художественном театре он стал заговариваться, иногда не слышал, что к нему
обращались. Постоянно говорил о Вере как о живой. Вскоре он умер, а
малолетние дети были вывезены за границу.
Смерть актрисы породила множество сплетен и легенд. Газеты всех мастей
пестрели версиями: "Азербайджан" сообщила, что Холодная была найдена в
окрестностях Баку с отрезанной головой и колотыми ранами, "Грузия" писала
об убийстве и ограблении актрисы неким мусульманином. Одни говорили, что
она шпионка и ее расстреляли большевики, другие -- что она красная
разведчица и ее убили французы, послав ей огромный букет лилий, от
губительного аромата которых она и умерла. Страсти еще долго не утихали.
Никто не хотел верить, что "королева" умерла от такой прозаической болезни,
как грипп. На ее смерть Вертинский сочинил печальную песню:
Ваши пальцы пахнут ладаном,
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
Красота и талант Веры Холодной не оставили равнодушными и наших
современников. В частности коллекция haute couture дома "Валентин Юдашкин"
сезона осень-зима 97-98 года посвящена звезде немого кино Вере Холодной.
Впрочем, сложные драпировки, корсеты с богатой вышивкой и юбки из 150
метров шелкового тюля напоминали скорее о российских придворных модах эпохи
барокко, нежели о стиле актрисы, которой была посвящена коллекция. Широкое
использование в цветовой гамме коллекции черного и белого, вероятно, должно
было символизировать черно-белую пленку раннего кино, а холодные оттенки
зеленого, болотного, кофейного, синего и сиреневого как нельзя лучше
напоминали об имени нашей первой кинозвезды.
"В этой коллекции изменился крой", - рассказывает Юдашкин, - "все
сделано "по косой", в том числе и бархатные ткани, что технически крайне
сложно. Мы использовали кожу - изделие очень точное, шить можно только один
раз, - поэтому технически эта коллекция намного сложнее, чем предыдущие".
При создании коллекции были использованы джерси, шелковый трикотаж и бархат
на трикотажной основе.
Так, например, в воспоминаниях З.И. Ицкова мы знакомимся с творчеством
народного художника России, режиссером-постановщиком С.В. Козловским. Мы
можем проследить творческий путь художника, поиски нового в работе, а
именно, в 1916 году в кино Козловский одним из первых применил съемку с
движения макета с людьми, использовав двойную экспозицию
(домакетку),встречи с интересными людьми. Хочу привести несколько строк из
воспоминаний самого С.В. Козловсого: “ После отъезда Чаргонина в ателье
“Русь” начались съемки картины “Молодость Калиостро”. Режиссером и
оператором был Владислав Старевич. Оформлять постановку пригласили
известного театрального художника В. Симова. Симов в кино выступал впервые.
Алейников и режиссер Старевич попросили меня принять участие в этой
картине. В свое время, когда я работал в театре, я многому учился на
спектаклях Художественного театра, где Симов был основным художником. Мне
было приятно и интересно работать с таким крупным мастером.”[1]
А только что отшумевший Московский кинофестиваль заставил вспомнить имя
легендарного русского киномагната -- Александра Алексеевича Ханжонкова.
Свой солидный капитал -- несколько миллионов рублей серебром -- он
сколотил буквально из света и воздуха -- из мелькания кинопленки в
кинопроекторе. И этот его подвиг не удалось повторить пока ни одному
отечественному предпринимателю. Ханжонков доказал, что искусство и бизнес --
две вещи вполне совместимые; надо лишь уметь сочетать творческое безумство
со здравым расчетом.
"Он был среднего роста, рыжевато-белокурый блондин, с мягкими, какими-
то неопределенными чертами чисто русского лица" - так описывает мемуарист
внешность Александра Ханжонкова. Александру Ханжонкову - 120. Дата
некруглая, не пригодная для юбилейных торжеств. Но она - повод вспомнить о
кинопромышленнике, вклад которого в российский кинематограф сопоставим с
воздействием Дягилева на судьбу музыкального театра. Эмблемой ханжонковской
кинофирмы был Пегас, так же именовались фирменный кинотеатр и один из
журналов, издававшихся им.
Первый киносеанс.
Впервые Ханжонков увидел движущиеся картинки в Ростове- на-Дону, году в
1905-м. Кино тогда было развлечением малопочтенным. Недолговечная мода 1890-
х годов на световой аттракцион сошла на нет. Эстеты пресытились бесконечным
повторением одних и тех же приемов и сюжетов. Системы проката еще не
существовало, владелец аппарата приобретал некоторое количество лент и
колесил по городам и весям с одной программой, покидая очередной населенный
пункт, как только падали сборы .
Страшный пожар на благотворительном базаре в Париже в 1897 году, где в
огне и дыму погибло немалое число аристократов и буржуа, и вовсе отвратил
высшие слои общества от опасного развлечения. Пленка воспламенялась легко,
выделяла при горении смертоносные газы. Впоследствии из противопожарных
соображений киномеханика заключали в несгораемую, обитую металлическими
листами, войлоком или асбестом будку, которую отъединяли от зрительного
зала. Программа киносеанса представляла собой мозаику коротких лент:
видовые - пейзажи и диковины экзотических стран, "сенсационная" хроника -
лики венценосных особ, последствия землетрясений, ураганов и прочих
природных катаклизмов, комические сценки, "феерии" - наивные трюковые
кинофантазии.
Первая кинофирма.
В то время на российском рынке господствовала крупная французская фирма
"Братья Пате", но зритель желал разнообразия, и театровладельцы ощущали
потребность в картинах других фирм. Казачий есаул Ханжонков решил стать
посредником между заграничными производителями и потенциальными
потребителями в России. Вместе с партнером (впоследствии оказавшимся
человеком весьма ненадежным) Ханжонков основывает собственную фирму. Деньги
на нее он добыл следующим образом. Офицер, вступавший в брак до 28 лет, был
обязан внести на казенный счет "реверс" - пять тысяч рублей "на обеспечение
семьи" в случае непредвиденных обстоятельств. Выйдя в отставку, есаул
Ханжонков получил этот реверс, как это полагалось по закону. Эти пять тысяч
и стали начальным капиталом фирмы.
Ранней весной 1906 года состоялся первый вояж Ханжонкова за рубеж. Во
Франции и Италии ему удалось получить право представлять в России несколько
фирм. А вот путешествие его ненадежного компаньона в Америку поставило
молодое предприятие на грань банкротства - фильмы, закупленные им, были
отменно плохи как по исполнению, так и по содержанию. Разочаровавшись в
кино, компаньон вышел из дела. Оказавшись в отчаянном положении, Ханжонков
обращается за займами к родственникам и друзьям, снова отправляется за
рубеж и на занятые деньги привозит новые иноземные ленты. Это спасло дело,
Ханжонков получил изрядную прибыль и рассчитался с долгами. В 1907-ом он
привлекает в свой бизнес двух новых компаньонов (каждый вложил по пять
тысяч рублей), которые при этом не вмешиваются в его проекты и намерения.
Так возник торговый дом "Ханжонков и К".
Первое кинопроизводство.
Первоначально компания занималась чисто дистрибуторской деятельностью -
представляла на российском рынке проекционные аппараты и фильмы зарубежных
фирм. Но очень скоро Ханжонков решает заняться собственным
кинопроизводством.
Собственная производственная база начиналась с маленькой лаборатории
по изготовлению русских титров. Зарубежные производители порой снабжали
свои ленты весьма диковинными названиями. Так, английская лента, в
оригинале именовавшаяся "Смертельным насморком" (Mortal Sneeze), на русский
язык британскими грамотеями была переведена как "Мортовый сниз". Первый
фильм (не коротенький хроникальный сюжет, а нечто более или менее длинное и
цельное), снятый в России и на русском материале, - "Донские казаки" (1907
г.), сделан был иноземными специалистами, работавшими в московском филиале
парижской фирмы братьев Пате.
Национальное кинопроизводство в России стартовало лишь в 1908 году,
позднее, чем в Австралии и некоторых сопредельных с Российской империей
азиатских государствах. К тому времени в стране сложилась система
стационарных кинозалов, кочевые кинодемонстраторы, наскоро переделывавшие
под зрительный зал амбары или торговые залы пустующих магазинов, уходили в
небытие. Русское кинопроизводство начиналось с коротких документальных лент
- "видовых". В 1907-1908 годах несколько русских предпринимателей пытались
снять собственные игровые картины. Неопытность приводила к фиаско. "Аппарат
стоял на земле, и действующие лица оказались снятыми в некоторых местах без
голов" - так описывает свой первый, не увидевший экрана фильм сам Александр
Ханжонков.
Конкурентов опередил нахрапистый петербуржец Александр Дранков, его
экранизация песни про Стеньку Разина - "Понизовая вольница" (преизрядная
халтура) первой пришла к зрителю и потому считается первым отечественным
фильмом. Интересы Ханжонкова и Дранкова пересекались не раз. Нравы
кинопромышленников эпохи раннего кино напоминают нравы современных
видеопиратов. Ханжонков заявил о съемках фильма "Песнь о купце
Калашникове", развернув рекламу готовящейся ленты. Воспользовавшись этим,
Дранков наскоро снимает ленту на тот же сюжет, чтобы опередить конкурента,
воспользовавшись его же рекламой. И только помощь друга и делового партнера
Карло Шламенго, руководителя туринской фирмы "Итала-филм", позволила
Ханжонкову отбить атаку конкурента и выпустить нужное количество
фильмокопий в срок. Халтуре и сенсационности Ханжонков стремился
противопоставить качество. Он сделал ставку на экранизацию национальной
литературной классики и обращение к историческому материалу. В его фирму
переходит сотрудник Дранкова "первый русский кинорежиссер" Василий Гончаров
и ставит картины на исторические темы.
Русское кино пребывало еще в своей младенческой стадии - фильмы были
серией иллюстраций к знакомым сюжетам, набором статичных "живых картин".
Камера была парализована, недвижима и должна была передавать точку зрения
человека, наблюдавшего шоу из первых рядов партера. Декорациями служили
разрисованные холстины. В случае натурных съемок боярские усадьбы
безболезненно заменяли дачные домики, работу мельницы имитировал мальчуган,
лопаткою возмущавший покой пруда. Театральных звезд не влекло участие в
подобных произведениях. Обращаться приходилось к полулюбителям. В первых
фильмах Ханжонкова снималась труппа Введенского народного дома (в ней
работал безвестный тогда Иван Мозжухин). Да и сам "первый русский режиссер"
Гончаров оказался не столько профи, сколько донкихотствующим фантазером.
Все его истории про иноземные стажировки были плодом воображения, на самом
деле до выхода в отставку он служил в железнодорожном ведомстве, после
перенес душевную болезнь, имел опыт пребывания в "желтом доме".
В первые годы русского кино энтузиазм превалировал над
профессионализмом, но постепенно неофиты становились мастерами, а
третьеразрядные театральные исполнители - звездами экрана. Постепенно
менялась и структура фильма: "серия 'живых картин'" превращалась во все
более внятное повествование, наметилась тенденция к удлинению лент: от пяти-
десятиминутных роликов - к привычному нам метражу.
В 1911 году Ханжонковым был выпущен первый отечественный
полнометражный фильм "Оборона Севастополя" (режиссер - Василий Гончаров),
воссоздавший реальные исторические события (к слову, первый в мире
полнометражный фильм снят в Австралии в 1906 году). Сам киномагнат выступил
в качестве постановщика батальных сцен.
Первый киномагнат.
К режиссуре Ханжонкову пришлось обратиться еще однажды, на излете его
продюсерской карьеры - в хаосе 1919 года некому было поручить завершение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|