Зарождение российского кино
Содержание.
Введение. 2
I. Возникновение первых фильмов в России. 5
II. Два русских кино 20-х годов 16
III. Жанры дореволюционного кино в России. 22
IV. Виды кино. Научно-просветительские фильмы в дореволюционной России.
27
Заключение. 39
Приложение. 41
Список использованной литературы. 45
Введение.
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно
родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции,
Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю
примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов,
особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим
кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино.
Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами,
происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от
позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда
было любимым видом искусства нашего народа.
Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в
которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным
путем как наследство передано российскому кинематографу. Огромную роль
оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Многие фильмы
,такие как: “ Чапаев”, “ Броненосец Потемкин”, “Подвиг разведчика”, “ Живые
и мертвые”, “ Пираты XX века” и др. стали в прямом смысле учителями,
проводниками жизни нашего народа.
Мной были использованы исследование С.И.Фрейлих по проблемам жанра и
стиля кино. Работа польского исследователя Ежи Теплица “История
киноискусства”. Но чаще всего—статьи из журналов, заметки, посвященные 100-
ю кино кинокритика, искусствоведа Юренева Р.Н, Толстых В, Медведева А.
В работе также я применяла воспоминания, публикации, документы, в
которых с большой любовью, уважением говорилось о людях, создавших образы,
переживших свое время.
В 1995 году киноискусству исполнилось сто лет. Воистину чудесный
юбилей: все в нем многозначительно и необычно. Нет сегодня государства, где
не создавались бы кинофильмы — игровые, документальные, научные,
анимационные, телевизионные, кассетные, экспериментальные, любительские —
всякие. Учесть их практически невозможно. Их десятки тысяч, а может быть, и
сотни тысяч, выпускается в год.
ЭФФЕКТ сохранения на сетчатке глаза следа увиденного изображения, а
также соединения отдельных, быстро сменяющихся изображений в единое, как бы
движущееся, был известен еще древним египтянам, о нем писал Лукреций, его
исследовали Леонардо, Ньютон. Позднее были изобретены приборы, сливающие в
движении изображения предметов. Они стали научными аппаратами и детскими
игрушками — зоотропами, мутаскопами, тауматропами. В XVII веке был
изобретен «волшебный фонарь» — аппарат, отбрасывающий изображение световым
лучом на отдаленный экран. В середине XIX века австриец Ухациус соединил
зоотроп с «волшебным фонарем»: на экране появились движущиеся рисунки —
почти кино!
За пятнадцать лет до этого французы Дагерр и Ньепс изобрели фотографию.
Стремительно развиваясь, она вышла на уровень искусства, особенно в
портрете, фотограф Надар выставлял свои работы вместе с импрессионистами.
Научные эксперименты американца Мэйбриджа, французов Марэ и Деммини
позволили снимать серии фотографий с движущихся предметов. Располагая такие
фотографии на движущихся лентах, француз Рейно показывал эти почтифильмы с
1892 года в музее Гревен. Но бумажная лента рвалась. И тут-то химик
Болдырев изобрел целлулоидную ленту. Усовершенствования посыпались как из
рога изо-билия: американец Латам создал амортизирующую петлю, немец Аншютц
— демонстрацию с прерывающимся светом, Грейфер — специальную вилку,
ритмично продергивающую пленку перед объективом. Появились и различные
предшественники киноаппарата: англичанина Пола, поляка Прушинского,
француза Фриз-Грина, русских Тимченко, Самарского, Акимова. Многие из этих
аппаратов остались в научных лабораториях, в безвестности. Дальше всех
пошел великий Томас Альва Эдисон. К своему блистательному фонографу,
механизму, впервые заговорившему человеческим голосом, он со своим
ассистентом Диксоном сконструировал кинетоскоп — ящик с маленьким экраном,
взглянув в который через объектив, можно было увидеть и услышать человечка.
Звуковое кино было изобретено раньше немого? Многие американские
историки так и считают: кино изобрел Эдисон в 1889 году! Но зрелище это
было рассчитано только на одного зрителя, прильнувшего к объективу. Это был
еще аттракцион, заставляющий и Эдисона считать предшественником. А
подлинными изобретателями киноаппарата справедливо считаются братья Огюст и
Луи Люмьеры. 3 февраля 1895 года они запатентовали аппарат, в котором
удачно соединили изобретения многих предшественников. Весну и лето они
снимали, а 28 декабря того же 1895 года показали целую программу своих
фильмов в помещении большого кафе на бульваре Капуцинов в Париже группе
зрителей, сидящих, как в театре, перед экраном. Кинематограф был изобретен!
Коротенькие фильмы Люмьеров на многое не претендовали: выход работниц
из ворот фабрики, игра в карты, кормление младенца, прибы-тие поезда на
перрон. Но успех был огромен. Создалась даже легенда, что зрители
вскакивали с мест, а дамы падали в обморок при приближе-нии паровоза! Это
прелестная ложь. Поезд приближается наискосок, так как съемка производилась
с перрона, посреди встречающих. Но все же эффект, нужно признать, был
огромным.
Кинематограф был рожден, но когда родилось киноискусство? Ведутся
споры. По этому поводу кинокритик Ирина Любарская считает, что:
“Первоначально искусство кино возникло как публичный научный аттракцион той
прекрасной, но ставшей губительной для многих иллюзий человечества эпохи,
когда наука, одержимая поиском границ познания, с просветительским пафосом
вторглась в сферу полуграмотного массового сакрального, которое скудело не
по дням, а по часам. В общем-то, глуповатый, но поучительный ярмарочный
балаган синематографа Мельеса, осененный волшебной люмьеровской загадкой
запечатления «живой жизни» на целлулоидной пленке и полотняной простыне,
подоспел очень ко времени. Новый универсальный инструмент управления
массами стал идеальным «опиумом для народа», силу воздействия которого
быстро оценили и купцы, и творцы, и власть. Так что в кино почти
одновременно начали развиваться и зрелищные, и экспериментальные, и
идеологические черты, в совокупности составляющие феномен этого вида
искусства. Самобытность России заключалась в том, что она всегда старалась
причудливо переставлять акценты во всеобщих процессах развития. Сначала
настаивая, что «важнейшее из искусств» может быть только «для всех», то
есть понятно народу, необразованным массам, позже — мечтая
интеллектуализировать массовый вкус. Стало быть, основной сюжет
существования первородного искусства ХХ века — противоборство массового
(товарного) и элитарного (штучного) на экранном пространстве — разыгрывался
и на нашей территории. Однако необходимость доли элитарного в общем объеме
была объявлена на десятилетия едва ли не государственной изменой. “
И напрасно будем считать, что киноискусство родилось тогда же, 28
декабря 1895 года. В неприхотливых бытовых сценках и персонажах, играющих в
карты и нянчащих младенца, есть элементы характеристик, а в заключающем
программу комедийном фильме «Политый поливальщик» есть и сюжет с завязкой,
кульминацией и развязкой, характеры — озорной мальчишка, наступивший на
шланг, и простодушный садовник, заглянувший в отверстие шланга, политый
водой, а потом преследующий и наказывающий мальчонку.
I. Возникновение первых фильмов в России.
ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на
ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через
несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через
несколько недель. Начать собственное кинопроизводство мешало отставание
техники — кино- и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен
импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские
предприниматели начали в 1907—1909 годах, причем сразу же достигли
внушительных результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая
вольница» («Стенька Разин») обошел всю страну со специально сочиненной М.
Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. Тот же
Дранков снимал Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и даже договаривался с великим
писателем о написании киносценария. Толстой обещанного сценария не написал,
но вскоре в кинематограф пришли Л. Андреев, А. Куприн, В. Брюсов, А.
Амфитеатров, Е. Чириков и другие писатели. А кинематографисты буквально
набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью
сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже
романсы были экранизированы.
Вначале это были наивные коротенькие сценки, рассчитанные на узнавание
зрителем литературных героев. Так персонажи «Мертвых душ» с поклонами
группировались вокруг бюста Гоголя, фабула «Идиота» была втиснута в 15-
минутную картину, а «Псковитянка» (с участием самого Шаляпина) — в
несколько слабо связанных эпизодов. Но уже к 1914—1915 годам появились
вдумчиво построенные и вырази-тельно оформленные и сыгранные «Дворянское
гнездо», «Бесы», «Война и мир». Лучшим дореволюционным фильмом можно
считать «Пиковую даму» режиссера Я. Протазанова с артистом И. Мозжухиным в
роли Германа. Международное внимание заслужили большие исторические
полотна: «Оборона Севастополя» А. Ханжонкова, снятая на подлинных местах
сражений, удачно сочетала игровые сцены с документальными, «Трехсотлетие
дома Романовых» и «1812 год», где широко использовался опыт живописи
Верещагина, Репина, Маковского, Кившенко. Еще плодотворнее было обращение
кинематографа к театру: участие в фильмах корифеев театра — В.
Комиссаржевской, В. Юреневой, К. Варламова, М. Чехова, А. Коонен и других —
сблизило молодое киноискусство с великой театральной традицией России.
Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов
и довело его до 500 в 1916 году, тем самым став в один ряд с ведущими
кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового
авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов.
Все большую популярность приобретали актеры. Подлинными звездами стали
Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А.Ханжонков. На
последних я бы хотела остановиться поподробнее.
Звезду экрана начала ХХ столетия Веру Холодную обожали миллионы
зрителей, о ней вздыхали поэты и музыканты, западные режиссеры предлагали
ей невероятные по тем временам гонорары. У актрисы было удивительное лицо --
такое в старину называли "колдовским". Смоляные волосы, тонкий профиль,
капризные губы и глаза -- огромные, глубокие, печальные... Она провела на
съемочных площадках всего четыре года, но осталась в сознании людей целой
кинематографической эпохой.
Летом 1893 года в Полтаве, в семье учителей родилась девочка. Ее
нарекли Верой. Через два года после появления на свет "полтавской галушки",
как прозвала ее мать за сказочный аппетит, семья переехала в Москву. В
одиннадцать лет, учась в гимназии, Вера мечтала о балете. Она даже
поступила в училище при Большом театре. Но бабушка, считавшая, что
профессия балерины не для девушки из порядочной семьи, настояла на уходе из
училища.
На выпускном балу после окончания гимназии Вера познакомилась с молодым
юристом Владимиром Холодным. Весь вечер он читал стихи, восхищался ее
необыкновенными глазами и чуть ли не сразу предложил руку и сердце. Она
согласилась. Вере было семнадцать лет.
Знакомые осуждали столь ранний брак. Но ничто не могло остановить два
любящих сердца. Через год у них родилась дочь Женя, а спустя еще год в доме
появилась приемная дочь Нонна. Супруги часто посещали светские клубы,
кинематограф. По воспоминаниям современников, Вера покоряла всех своей
красотой, умом и являлась украшением салона. Ее муж, Владимир Холодный был
человеком одаренным, хорошим музыкантом, страстно увлекался автоспортом.
Несколько раз они попадали в аварию на своем автомобиле, но судьба берегла
их.
Когда началась Первая мировая война Владимир был призван в армию и
материальные затруднения привели Веру к дверям кинофабрики. После
нескольких проб она снялась в небольшом эпизоде в фильме "Анна Каренина".
Но хотелось настоящей, большой роли. Великий ценитель красоты, режиссер
Бауэр, первым подметил и оценил талант актрисы. Успех первых фильмов
превзошел все ожидания. Своими прекрасными серыми глазами и классическим
профилем Холодная произвела сенсацию -- писали тогда газеты. На новую
звезду посыпались предложения сниматься на любых условиях. Молодая,
неискушенная актриса стала играть только главные роли. Специально для нее
писались сценарии. В то время название и содержание картин держали в
секрете, боясь конкуренции. Фильмы же с участием Холодной широко
рекламировались еще до начала съемок -- и в этом не было риска, ведь
уникальность заключалась не в сюжете, а в участии знаменитой актрисы. Народ
шел на "Веру Холодную", ее фильмы были вне конкуренции.
Число ее обожателей росло с каждым днем. Однажды в 1915 году в квартире
Веры Холодной появился высокий худой солдат, он привез ей письмо от мужа с
фронта и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на
актрису и молчал. Это был Александр Вертинский -- чуткий, нервный поэт,
посвятивший ей свои песни. Он тосковал по ней, мучимый безответной любовью:
"Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?"
Слава первой русской кинозвезды росла от фильма к фильму. Снявшись в
шести фильмах у Бауэра, актриса переходит в ателье Харитонова, который
предложил ей сказочный гонорар. Это было очень кстати, ведь в то время она
одна кормила семью -- двух дочерей, двух младших сестер, мать и бабушку.
Муж как младший офицер получал мизерное жалование.
Вскоре Холодная становится законодательницей моды. Она одевается у
лучших портных и демонстрирует образцы элегантности и шика на
многочисленных фото. Однако за внешним блеском стоял нелегкий труд. Актрисе
приходилось работать в условиях военного времени, ночью часами простаивать
в гриме, возвращаясь домой под утро с резкой головной болью и воспаленными
глазами. Но Вера никогда не позволяла себе "капризов примадонны". Засыпали
у объективов операторы, ворчали осветители, но "королева экрана" сохраняла
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|