Меню
Поиск



рефераты скачатьРабота с текстом

удовлетворительным, нормальным по объёму.

В практике составления рефератов допускаются следующие объёмы:

1. статья до 5 печатных страниц свёртывается в реферат из 125 – 200 слов;

2. статья от 25 печатных страниц в реферат из 250 и более слов;

3. для более крупных документов до 1200 слов.

Связность текста

Предложения в тексте связаны общим смысловым содержанием, общей темой

текста. Очень часто связность достигается благодаря различным специальным

средствам. К наиболее распространённым относятся повторение одного и того

же ключевого слова и замена его местоимениями.

Часто взаимосвязь предложений в тексте достигается с помощью наречий,

местоимённых наречий, которые употребляются вместо членов предложений,

уточнения времени и места развития событий, о которых сообщалось в

предыдущем предложении.

Одним из специальных средств связности является порядок слов в

предложении. Для обозначения тесной смысловой связи в тексте предложение

может начинаться, словом или словосочетанием из предыдущего предложения.

Умозаключение

Умозаключение – это выводы, полученные из одного или нескольких

суждений, то есть логические действия над отдельными мыслями.

В частном виде, умозаключение присутствует в тексте крайне редко.

Читая, мы постоянно приходим к умозаключению – выводам различных видов,

которые являются продуктом этого вида деятельности.

2.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам

В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема

состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого

нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам,

а значит и принципы их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.

Объём текста

Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких

десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и имеют

право на существование в учебном процессе. При этом следует соблюдать

разумный баланс и обратить внимание на следующее. В жизни встречаются

разные тексты, и их надо уметь правильно читать, извлекать из них

необходимую нам информацию, а иногда и критически её переосмысливать. Надо

понимать, что одно слово, написанное на входной двери или перед входом на

чужую территорию, короткая записка перед расписанием или на двери нашего

дома, реклама и объявления - это тоже тексты, которые передают нам

определённую информацию. Иногда эта информация настолько важна, что может

помочь нам, а её игнорирование, наоборот, доставит много неприятных

моментов. Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют

мысль о невозможности их усвоения: « Я с этим никогда не справлюсь. \ Мне

это никогда не прочесть». Вот почему маленькие дети любят читать маленькие

книжки. Тогда у них есть право сказать: «А я уже прочёл 3 книжки. (В каждой

из них может быть не более трёх предложений, а то и вовсе одно). Ощущение

успеха и определённых достижений важно не только для детей.

Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения,

необходимые для реальной деятельности, в том числе и учебной (подготовки к

докладу, сообщению по теме и т. д.) Короткий текст может быть очень

информативным, а длинный текст нет. Объём текста может определяться его

форматом. Графики, таблицы, схемы – это тоже тексты, причём очень

информативные.

Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме, но

«проще» не всегда означает лучше.

Место основной идеи текста

Для тех, кто научился не просто быстро читать, но овладел необходимыми

технологиями извлечения информации из текста, данное положение может быть и

не столько важно. Тем не менее, доказано, что понимание текста будет

достигнуто быстрее, если основная идея находится в начале, либо в конце

текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное

положение также важно и для написания собственных текстов. При обучении

написанию же, писем и небольших сообщений это требование является одним из

критериев определения эффективности письменного текста.

2.5. Особенности тематики и проблематики

Тематика текста

Тематика учебных текстов определяется учебной программой. Как правило,

авторы УМК создают учебники на основе программ. Однако в настоящее время

уникальность ситуации состоит в том, что единых федеральных программ для

массовой общеобразовательной школы пока нет, и в каждом регионе может быть

своя, отличная от других регионов программа. Ситуация осложняется ещё и

тем, что во многих школах используются различные учебники, в

которых тематический материал может быть отобран с разных

позиций. В данном случае можно дать следующие рекомендации: -

убедиться в том, что тематика учебных текстов в выбранном базовом

УМК соотносится с требованиями учебных программ (принятых в

школе \ округе \ регионе \ на федеральном уровне и т. д.); - в случае

неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты

из других источников; - с учётом реальных потребностей учащихся и

особенностей учебного заведения можно расширять и частично видоизменять

тематику учебных текстов; в таком случае необходимо закрепить данные

изменения в рамках школьной программы с целью сохранения единых

требований в рамках школы. Соотносить тематику с реальными возрастными

интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания,

образования и развития личности.

Проблематика текста

Помимо тематики текстов, необходимо учитывать и тот спектр

проблем, которые тексты затрагивают. Не столько тематика,

сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового,

речевого и социокультурного материала, помогает формировать необходимые

языковые и речевые навыки и умения. К сожалению, приходится

констатировать тот факт, что из года в год в рамках

обсуждаемых проблем может практически не меняться, и часто все

проблемы сводятся к одной: «Что вы знаете, \ можете сказать о

…?».

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные

проблемы, и то, что актуально для старших школьников, совсем не

актуально для младшего подросткового возраста и для малышей. И

наоборот. Вот почему так важно определить не просто уровень

языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и

проблематики этого учебного комплекта возрасту, интересам и возможностям

обучаемых. Современные экзамены по иностранному языку

предполагают не механический пересказ тем – «топиков »; а

обсуждение проблем, возникающих на стыке изучения многих учебных

тем. Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат

полученные фактической информации по широкому спектру обсуждаемых

вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой

для создания собственных аналогичных речевых произведений, помогают

соединить разрозненные сведения из различных областей знаний в

единую картину мира. Именно проблематика текстов может помочь в

решении таких важных задач, как воспитание личности. В настоящее

время молодёжи бывает очень не просто сформировать такие

необходимые каждому гражданину понятия и качества. Как патриотизм,

ответственность за свои слова и поступки перед близкими и всем

обществом, готовность критически оценивать поступающую информацию

из различных источников и т. д. Если раньше, помимо школы и родителей,

вопросами воспитания молодёжи занимались многочисленные общественные

организации, а в обществе и СМИ наблюдалось единая воспитательная политика,

то сегодня ситуация резко изменилась. Вопросам социального развития и

воспитания школьников уделяется явно недостаточно внимания, а между тем не

только детям, но и взрослым сегодня бывает не просто сделать правильный

выбор. Нельзя ожидать, что необходимые и желательные качество появляется

сами собой. Каждый из взрослых людей, а особенно учитель в школе, по мере

возможностей и сил формирует личность ребёнка. Тексты и поднимаемые в них

проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако не стоит

переоценивать их возможности. Один и тот же текст может нести разное

количество информации разным выводам. Поэтому такую важную роль при работе

с текстом играет личность учителя.

2. 6. Использование аутентичных текстов

Степень аутентичности

В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным. Говорят

об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об аутентичном

звучании и аутентичных учебных. Далеко не всегда понятно, что под этим

подразумевают.

Изначально аутентичными текстами считались те тексты, которые были

созданы не для учебного, а для реального общения. Сегодня говорят о

частично аутентичных текстах, об учебных текстах, построенных на основе

аутентичных и т. д. возникает вопрос: «Может ли полностью перейти на

аутентичные тексты, а если нет, то почему?»

Однозначно ответа нет и быть не может. Чисто психологически современный

учитель должен быть готов к принятию самостоятельных решений, но для того,

чтобы их обосновать, необходимо иметь определенную информацию и выработать

своё отношение к проблеме.

Использование аутентических текстов на различных этапах обучения имеет

целый ряд плюсов и целый ряд минусов. Рассмотрим лишь некоторые из

них. Обучение младших школьников больше похоже на игру, где

дети поют, рисуют, играют и при этом учатся общаться на иностранном

языке. Использование таких аутентичных материалов, как детские

стихи, песни, игры, книжки- малютки, по которым маленькие дети,

говорящие на этом языке как на родном, осваивают чтение, устный

счёт, цвета и т. д., трудно переоценить. При этом можно

возникнуть целый ряд трудностей: - эти материалы идеально

подходят по содержанию для решения коммуникативных задач

обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении

они могут представлять значительные трудности; - когда эти

материалы перестают быть трудными в языковом отношении, они

зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане и не

вписываются в проблематику учебного материала.

Иногда детские книжки можно использовать в учебных целях с

учащимися старшего возраста, поскольку сам текст даёт хороший

материал для языкового анализа, а иногда идея текста может

служить отправной точкой для дискуссии, причём сама дискуссия может

строиться и на более продвинутом языковом уровне.

Детские стихи и сказки предоставляют интересный материал для

социокультурного анализа и сопоставления культур. С одним и тем же

аутентичным текстом можно использовать различные приёмы работы, в

зависимости от возраста учащихся и тех, языковых и речевых

умений, которые на их базе можно сформировать. Часто незначительная

адаптация текста может облегчить работу с ним, при этом, возможно,

сохранить колорит и многие другие характеристики аутентичных текстов.

В данном вопросе, как и везде, надо избегать крайностей и искать наиболее

рациональное решение.

Чем старше учащиеся и чем выше их уровень коммуникативной компетенции,

тем шире спектр аутентичных текстов, возможных для использования в учебных

целях. Эти тексты становятся всё более доступными благодаря расширяющимся

контактам и новым информационным технологиям, при этом можно выделить ещё

одну проблему, связанную с использованием аутентичных материалов:

аутентичные тексты могут быть и проводниками определённой идеологии, не

всегда приемленной для нас. При работе с такими текстами необходимо

формировать критическое осмысление прочитанного.

Помимо собственно текстов, большое значение имеет методика работы с

ними, тот методический аппарат, который помогает их интерпретировать и

формировать навыки и умения, жизненно необходимые учащимся для реального

общения в современном многополярном мире. Сами аутентичные тексты такого

аппарата не представляют.

Рассмотрим, как проверяется чтение во время экзамена на уровень

независимого пользователя. Раздел «Чтение» состоит из 4 частей. Ознакомимся

с каждой из них.

Часть 1

Задание на множественную подстановку.

В этой части экзамена представлен текст (чисто газетные), разбиты на

параграфы.

Отдельно в произвольном порядке приводится заголовки к данным

параграфа, причём заголовков может быть больше, чем параграфа, что

несколько усложняет задачу и сокращает возможность механического

угадывания. Необходимо соотнести содержание абзаца с заголовком и вписать

соответствующий номер в лист ответа. Задача в данном случае состоит в том,

чтобы проверить, насколько быстро и эффективно студенты могут определить

основную мысль текста, а также некоторые детали на уровне содержания и

смысла.

Часть 2

Задание на множественный выбор.

Эта часть предполагать контроль нескольких умение, в ней одновременно

проверяются:

-общее понимание прочитанного;

- установлении логических связей текста;

- детальное понимание текста на уровне смысловых идей и связей;

Один из вопросов может быть направлен на понимание значения отдельного

слова в конкретном контексте. Здесь необходимо умение установить логико-

смысловые связи текста. Возможны вопросы на понимание всего текста в целом,

то есть проверяется умение обобщать информацию, и так далее.

Часть 3

Восстановление текста.

В данном случае проверяется понимание структуры текста наряду с

умениями устанавливать общий смысл и восстанавливать пропущенные детали

текста.

Из текста изымаются либо отдельные предложения, либо абзацы. С целью

усложнить задачу к изъятым частям текста могут быть добавлены лишние

предложения или отрывки. Задача экзаменующихся состоит в том, чтобы

восстановить текст в нужной последовательности.

Часть 4

Поиск конкретной информации.

Вопросы даются перед текстом, но при этом не в той последовательности,

в какой эта информация встречается в тексте. Чтобы быстро и правильно

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.