Работа с текстом
Курсовая работа
Работа с текстом в оптимизации процесса формирования речевых умений и
языковых навыков
Выполнила
Великая Александра
2004 год
Содержание
| |стр. |
| | |
|Глава 1. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой |3 |
|деятельности | |
|1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых |4 |
|навыков и умений | |
|1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе |4 |
|обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и | |
|умений |4 |
| | |
|Глава 2. Текст в формировании речевых умений и языковых навыков| |
| | |
|2.1. Текст как единица речи |6 |
|2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий| |
|извлечения информации из текста |6 |
|2.3. Содержательные и структурные характеристики текста и |7 |
|основанных на нём речевых образований. Логика – структурная | |
|схема темы |9 |
|2.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам | |
|2.5. Особенности тематики и проблематики | |
|2. 6. Использование аутентичных текстов |17 |
| |18 |
|Глава 3. Обучение пониманию иностранного текста |20 |
|3.1. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию | |
|коммуникативного смысла иноязычного текста |24 |
|3.2. Обучение полному и точному пониманию иностранного текста в|24 |
|старших классах средней школы | |
| |29 |
|Заключение | |
|Список использованной литературы | |
| |34 |
| |35 |
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и
умений
Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой
деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить
необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в
зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть
различными.
Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой
деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию
из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой
задачи, используя определённые технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных
речевых умений и языковых навыков, поскольку:
. использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс
усвоения языкового и речевого материала;
. коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и
грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают, умение
читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
. упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых
навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные
установки к упражнениям и заданиям.
1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения.
Система упражнений на формирование речевых навыков и умений
Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о
формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении
любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто
навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и
соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При
этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем
комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат
определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает
автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.
Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно
отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста,
их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в
основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать её в
достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти
технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.
Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения
английскому языку на среднем этапе» говорят о чтении как о единстве
содержательного и процессуального планов.
Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем
этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники
чтения, то есть «процессуального плана».
Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но
учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать
оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.
В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:
. соотнесение зрительного \ графического образа речевой единицы с её
слухоречедвигательным образом;
. соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их
значением;
Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.
Р. К. Миньяр – Белоручев выделяет три основных компонента техники
чтения:
1. Зрительный образ речевой единицы.
2. Речедвигательный образ речевой единицы.
3. Значение.
Ассоциации 1 – 2 относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации 2- 3
к навыкам второй группы.
Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента
чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении
текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами,
проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия
понимания.
Задачи учителя при формирования техники чтения заключаются в том,
чтобы:
1. как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и
установить прямое соответствие между графическим образцом речевой
единицы и её значением;
2. последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести
её как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;
3. сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм
ударения, паузации и интонирования.
ГЛАВА 2. ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ
2.1. Текст как единица речи
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний,
основными свойствами которой являются самостоятельность,
целенаправленность, связность и цельность.
Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и
времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.
Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально
функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно
крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях
стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии,
опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы
(параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.
Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст
предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не
создаётся.
Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности
высказываний и частей текста.
Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и
оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения,
соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между
частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов
отбора языковых единиц.
. Выделяют 3 типа текстов:
o описание;
o повествование;
o рассуждение.
Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую
картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его
признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может
служить описание места преступления в судебной речи.
Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или
состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.
Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или
явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые
положения.
Жанрами текстов являются:
o текст-побуждение;
o текст-ретроспекция;
o оценочный текст;
o контактоустанавливающий текст.
Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях
речи.
В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет,
рекомендация, пожелание; в деловой речи - приказ, постановление, решение,
распоряжение, предписание; в публицистической речи - призыв, совет,
рекомендация.
Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае,
происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая
статья, газетный или официальный отчет.
Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации,
рецензии.
Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления,
рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма -
предложения о сотрудничестве.
Особенности работы с текстом в процессе иноязычного общения
Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Для
наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца
функционирования изучаемого иностранного языка. Преподавателю необходимо
чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и
структурные особенности текста как основы составления преподавателем,
обучаемыми собственных речевых произведений на немецком языке.
2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий
извлечения информации из текста
При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить
три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.
Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том
случае, когда текст используется не как средство формирования умений
читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а
проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.
Рассмотрим цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и
задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.
Дотекстовый этап (этап Антиципации)
Цели
1. Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.
2. Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания
1. Работа с заголовком
По заголовку можно попросить учащихся определить:
- тематику текста;
- перечень поднимаемых в нём проблем;
- ключевые слова и выражения и так далее.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
- к какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
- Кто, по - вашему, будет главным героем (его профессия, национальность
и так далее.)
- Где и в какое время может происходить действие?
3. Сформулировать предположения о тематики текста на основе имеющихся
иллюстраций.
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику
текста на основе языковой догадки.
Задача учащихся – определить основную идею текста.
5. Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста.
6. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и
проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Текстовый этап
Цели
- Проконтролировать сформированности различных языковых навыков и
речевых умений.
- Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания
1. Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить:
- ответы на предложенные вопросы;
- подверженные правильность, ложности утверждений;
-подходящий заголовок к каждому из обзацев;
-подходящее по смыслу предложений, пропущенное в тексте;
- предложения со следующими словами, грамматическими явлениями,
идиоматическими выражениями и так далее;
- глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые авторам
при описании кого – либо или чего- либо;
- описание внешности, места события, отношения кого- либо к чему- либо
и так далее.
2. Догадаться:
- о значении слова или слов по контексту;
- какой из предложенных переводов, какая дефиниция слова наиболее точно
отражает его значение в данном контексте;
- как будут развиваться события во второй главе, следующей части
текста.
Послетекстовый этап
Цель
- Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой,
содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания
1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
2. Доказать, что…
3. Охарактеризовать…
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт
основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
7. Рассказать текст от лица главного героя.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|