Меню
Поиск



рефераты скачатьРабота с текстом

Работа с текстом

Курсовая работа

Работа с текстом в оптимизации процесса формирования речевых умений и

языковых навыков

Выполнила

Великая Александра

2004 год

Содержание

| |стр. |

| | |

|Глава 1. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой |3 |

|деятельности | |

|1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых |4 |

|навыков и умений | |

|1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе |4 |

|обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и | |

|умений |4 |

| | |

|Глава 2. Текст в формировании речевых умений и языковых навыков| |

| | |

|2.1. Текст как единица речи |6 |

|2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий| |

|извлечения информации из текста |6 |

|2.3. Содержательные и структурные характеристики текста и |7 |

|основанных на нём речевых образований. Логика – структурная | |

|схема темы |9 |

|2.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам | |

|2.5. Особенности тематики и проблематики | |

|2. 6. Использование аутентичных текстов |17 |

| |18 |

|Глава 3. Обучение пониманию иностранного текста |20 |

|3.1. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию | |

|коммуникативного смысла иноязычного текста |24 |

|3.2. Обучение полному и точному пониманию иностранного текста в|24 |

|старших классах средней школы | |

| |29 |

|Заключение | |

|Список использованной литературы | |

| |34 |

| |35 |

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и

умений

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой

деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить

необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в

зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть

различными.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой

деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию

из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой

задачи, используя определённые технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных

речевых умений и языковых навыков, поскольку:

. использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс

усвоения языкового и речевого материала;

. коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и

грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают, умение

читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

. упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых

навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные

установки к упражнениям и заданиям.

1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения.

Система упражнений на формирование речевых навыков и умений

Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о

формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении

любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто

навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и

соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При

этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем

комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат

определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает

автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.

Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно

отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста,

их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в

основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать её в

достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти

технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения

английскому языку на среднем этапе» говорят о чтении как о единстве

содержательного и процессуального планов.

Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем

этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники

чтения, то есть «процессуального плана».

Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но

учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать

оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.

В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

. соотнесение зрительного \ графического образа речевой единицы с её

слухоречедвигательным образом;

. соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их

значением;

Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.

Р. К. Миньяр – Белоручев выделяет три основных компонента техники

чтения:

1. Зрительный образ речевой единицы.

2. Речедвигательный образ речевой единицы.

3. Значение.

Ассоциации 1 – 2 относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации 2- 3

к навыкам второй группы.

Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента

чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении

текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами,

проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия

понимания.

Задачи учителя при формирования техники чтения заключаются в том,

чтобы:

1. как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и

установить прямое соответствие между графическим образцом речевой

единицы и её значением;

2. последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести

её как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;

3. сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм

ударения, паузации и интонирования.

ГЛАВА 2. ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ

2.1. Текст как единица речи

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний,

основными свойствами которой являются самостоятельность,

целенаправленность, связность и цельность.

Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и

времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально

функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно

крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях

стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии,

опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы

(параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст

предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не

создаётся.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности

высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и

оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения,

соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между

частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов

отбора языковых единиц.

. Выделяют 3 типа текстов:

o описание;

o повествование;

o рассуждение.

Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую

картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его

признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может

служить описание места преступления в судебной речи.

Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или

состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или

явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые

положения.

Жанрами текстов являются:

o текст-побуждение;

o текст-ретроспекция;

o оценочный текст;

o контактоустанавливающий текст.

Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях

речи.

В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет,

рекомендация, пожелание; в деловой речи - приказ, постановление, решение,

распоряжение, предписание; в публицистической речи - призыв, совет,

рекомендация.

Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае,

происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая

статья, газетный или официальный отчет.

Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации,

рецензии.

Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления,

рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма -

предложения о сотрудничестве.

Особенности работы с текстом в процессе иноязычного общения

Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Для

наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца

функционирования изучаемого иностранного языка. Преподавателю необходимо

чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и

структурные особенности текста как основы составления преподавателем,

обучаемыми собственных речевых произведений на немецком языке.

2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий

извлечения информации из текста

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить

три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том

случае, когда текст используется не как средство формирования умений

читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а

проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

Рассмотрим цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и

задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Дотекстовый этап (этап Антиципации)

Цели

1. Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.

2. Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

1. Работа с заголовком

По заголовку можно попросить учащихся определить:

- тематику текста;

- перечень поднимаемых в нём проблем;

- ключевые слова и выражения и так далее.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

- к какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

- Кто, по - вашему, будет главным героем (его профессия, национальность

и так далее.)

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Сформулировать предположения о тематики текста на основе имеющихся

иллюстраций.

4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику

текста на основе языковой догадки.

Задача учащихся – определить основную идею текста.

5. Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста.

6. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и

проблематику.

7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

Текстовый этап

Цели

- Проконтролировать сформированности различных языковых навыков и

речевых умений.

- Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания

1. Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить:

- ответы на предложенные вопросы;

- подверженные правильность, ложности утверждений;

-подходящий заголовок к каждому из обзацев;

-подходящее по смыслу предложений, пропущенное в тексте;

- предложения со следующими словами, грамматическими явлениями,

идиоматическими выражениями и так далее;

- глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые авторам

при описании кого – либо или чего- либо;

- описание внешности, места события, отношения кого- либо к чему- либо

и так далее.

2. Догадаться:

- о значении слова или слов по контексту;

- какой из предложенных переводов, какая дефиниция слова наиболее точно

отражает его значение в данном контексте;

- как будут развиваться события во второй главе, следующей части

текста.

Послетекстовый этап

Цель

- Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой,

содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

2. Доказать, что…

3. Охарактеризовать…

4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт

основную мысль текста. Обосновать свой ответ.

5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.

6. Составить план текста, выделив его основные мысли.

7. Рассказать текст от лица главного героя.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.