Основные лексические и грамматические различия между британским и американским вариантом английского языка
Введение
Новой парадигмой профессиональной подготовки учителя в системе высшего
педагогического образования является концепция психолого-педагогической
подготовки учителя как носителя мировой культуры. Изучение иностранных
языков расширяет межкультурные, межэтнические связи. Использование
лингвострановедческого компонента в адаптационных образовательных языковых
программах позволяет реализовать принцип коммуникативной направленности,
организовать заинтересованное общение и взаимодействие учащихся на языке и,
таким образом, открыть доступ к культуре другого народа и обеспечить диалог
культур.
Поэтому в современной методике большое внимание уделяется
лингвострановедческому аспекту в подготовке учителя иностранного языка.
Этот аспект включает в себя не только страноведческую, но и лингвистическую
подготовку, в том числе знание особенностей различных территориальных и
социальных разновидностей изучаемого языка.
Английский язык является полинациональным: «британский вариант положил
начало американскому варианту, а затем австралийскому и южноафриканскому. И
вот теперь, в XXI веке, мы имеем дело с нигерийским, индийским и
сингапурским вариантами…»[1].
В настоящее время особое распространение получил американский вариант
английского языка: «в целом ряде сфер жизни и деятельности человека – в
области материальной культуры, экономики и финансов, образования и
здравоохранения и многих других областях – американский вариант все шире
распространяется во всем мире и имеет тенденцию к вытеснению
бритицизмов…»[2]. В США в настоящее время проживает наибольшее число
носителей английского языка (в 1995 г. население США составило 263057 тыс.
чел.). Именно Америка в ХХ столетии в наибольшей степени способствовала
распространению английского.
Однако, несмотря на это, преподавание английского языка во многих
странах, в том числе и в России, долгие годы было ориентировано на
британский вариант языка, американский же вариант приходилось осваивать на
практике, причем очень немногим – тем, кому в связи с профессиональной
деятельностью нужно было общаться с носителями американского варианта
английского языка.
Наша школа всегда ориентировалась и продолжает ориентироваться на
классический английский. В лучших языковых вузах традиционно преподавался
именно британский вариант, и в качестве иностранных консультантов и
методистов приглашались главным образом преподаватели из Британии.
Профессиональных же преподавателей американского варианта у нас практически
нет. "Практически" - потому что преподаватели-носители "американского" все-
таки встречаются. Но вот профессионалов среди них ничтожно мало (по общим
оценкам, не более 5%). В школах, где профессионалы все же есть (например,
Language Link, Polyglot), студентам пытаются объяснять разницу между
различными вариантами английского и преподавать именно тот вариант
английского, который нужен студенту. Однако, соглашаясь с нашими
преподавателями, Роберт Дженски (американец, возглавляющий британскую школу
английского языка) утверждает, что все это касается студентов продвинутого
уровня. На начальных этапах для студента существует только один вариант
английского.
Но на современном этапе развития преподавания английского языка нельзя
не принимать во внимание тот факт, что учащиеся (не только студенты, но и
школьники) практически ежедневно соприкасаются с американским его
вариантом, смотря американские фильмы, слушая американскую музыку и читая
этикетки на продуктах и товарах американского производства. Свою лепту в
языковую практику современных школьников вносит глобальная компьютерная
сеть Internet, а также переписка с американскими сверстниками. Разумеется,
они замечают отличия варианта языка, с которым они сталкиваются на
практике, от того, который они изучают в школе. Поэтому учитель английского
языка для успешной совместной работы с учащимися должен быть компетентен в
вопросах различий между американским и британским (Queen’s English)
вариантами языков.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность нашей работы.
Цель работы – систематизировать основные отличия британского и
американского вариантов английского языка и дать рекомендации учителю по
работе с последним в школе.
Основные различия между различными вариантами полинациональных языков –
фонетические, лексические и грамматические. Предмет исследования в нашей
работе – две последних разновидности различий как наиболее заметные для
учащихся.
В работе мы рассмотрим историю формирования American English и причины
появления различий между двумя вариантами языков, а также основные
лексические и грамматические различия между ними.
1. История формирования американского варианта английского языка
В начале семнадцатого столетия колонисты из Англии начали приносить
свой язык в Америку. Первое поселение англичан в Северной Америке было
основано в 1607 г. – это был город Джеймстаун на территории нынешнего штата
Виргиния. В ноябре 1620 г. прибывшими на корабле «Мэйфлауэр» пуританами был
основан город Плимут.
Жители этих двух поселений имели различные языковые традиции. Колонисты
Джеймстауна «прибывали главным образом из западной части Англии, из таких
графств, как Сомерсет и Глостершир, с характерным для этих мест
произношением (озвончение звука [s], то есть название Сомерсет они
произносят как Зомерзет, и раскатистое произношение звука [r] после
гласных)»[3]. Плимутские колонисты прибывали из восточных графств Англии
(Линкольншир, Ноттингемшир, Эссекс, Кент) и Лондона, где говоры были
несколько иного рода – так, звук [r] после гласных там отсутствовал. Эти
звуковые различия продолжали сохраняться и в дальнейшем. Носители различных
диалектов расселялись на запад и юг. И хотя картина распространения
диалектов никогда не была четкой из-за постоянной миграции населения с
севера на юг и в обратном направлении и притока эмигрантов из различных
стран мира, различия на уровне диалектов продолжают сохраняться в США и
сейчас.
В XVII – XVIII вв. потоки эмигрантов постоянно растут, принося с собой
разнообразие языков и диалектов. Например, штат Пенсильвания заселялся
главным образом квакерами, которые происходили, как правило, из средней и
северной частей Англии.
На формирование языка колоний оказывала влияние не только Англия. Уже в
XVIII в. в Северную Америку хлынула волна иммигрантов из Ирландии. На
Западе и Юго-Западе современных Соединенных Штатов главным был испанский
язык. Вдоль реки Св. Лаврентия селились выходцы из Франции. В Нью-Йорке,
первоначально называвшемся Новым Амстердамом, главенствовал голландский
язык. В Пенсильвании селились немцы. Кроме того, в южные районы ввозилось
большое количество негров, ставших объектом работорговли. Все эти новые
жители Северной Америки (не нужно забывать также коренных жителей -
индейцев) вносили свой вклад в формирование диалекта колоний.
Массовая эмиграция в новое государство – Соединенные Штаты Америки –
продолжилась в XIX – XX вв. При этом, несмотря на обилие языков и культур
новопоселенцев, главенствующим языком по-прежнему оставался английский.
«Благодаря естественному процессу ассимиляции большинство семей иммигрантов
начинали говорить по-английски в течение жизни одного-двух поколений»[4].
Однако поликультурный характер Соединенных Штатов нетрудно заметить. В
частности, поликультурность выражена на уровне антропонимики: «в
антропономиконе США встречаются личные имена, которые сохранили свои
национальные черты: испанские – Rodolfo, Dolores и др., итальянские –
Antonio, Niccolo, Paolo и др., португальские – Mario, Manuel, Raul и др.,
немецкие – Rupert, Rudolf и др.»[5].
Однако английский язык североамериканских колоний был существенно
обогащен за счет заимствований. Поселенцы заимствовали слова из индейских
языков для обозначения незнакомых им растений (например, hickory – род
орешника, или persimmon - хурма) и животных (raccoon – енот, woodchuck –
лесной сурок). Из французского языка заимствованы слова chowder –
разновидность похлебки, prairie – прерия; из голландского – слова scow –
шаланда, ялик, sleigh – сани. Много новых слов появилось путем комбинации
уже известных, например, backwoods – глушь, захолустье, bullfrog – лягушка-
бык (вид лягушки). Многие английские слова получили новое значение,
например, lumber в знач. «хлам» (употребляющийся в английском языке в более
узком значении – тряпки, лохмотья); corn в значении «кукуруза» (в Англии
это слово ранее обозначало любое зерно, как правило, пшеницу).
Очевидно, что новые слова появлялись постольку, поскольку в жизни
прежних европейцев теперь появлялось множество новых реалий, для
обозначения которых в английском и других языках слов не было.
Кроме лексикона, появлялась разница в произношении, в грамматических
конструкциях, особенно сильная – в интонации.
Часто высказывается мнение, что если бы колонизация произошла двумя-
тремя столетиями ранее, американский вариант английского так же сильно
отличался бы от британского, как современный французский – от итальянского,
т.е. вместо разных вариантов одного языка появись бы разные языки. Однако
колонизация произошла после изобретения книгопечатания и продолжалась в
эпоху Просвещения с ее идеями всеобщего образования. В течение долгого
времени большинство книг, читаемых в Америке, были английскими. Более того,
многие колонисты продолжали поддерживать связи с Англией, в чем они
отличались от своих англосаксонских предков, как известно, порвавших всякие
связи с континентом после переселения на Британские острова. Проанглийски
настроенные американцы осуждали всякие «американизмы», подчеркивающие
разницу между ними и англичанами.
В настоящее же время многие «американизмы» получили распространение
даже в британском варианте английского языка.
2. Современное состояние английского языка как полинационального.
Современный британский язык, во-первых, неоднороден, во-вторых, далек
от классического английского, существовавшего 3 века назад. Внутри
британского варианта выделяются три языковых типа: консервативный
английский (conservative - язык королевской семьи и парламента), принятый
стандарт (received pronunciation, RP - язык СМИ, его еще называют BBC
English) и продвинутый английский (advanced - язык молодежи). Последний тип
- самый подвижный, именно он активно вбирает в себя элементы других языков
и культур. Advanced English больше всего подвержен общей тенденции к
упрощению языка. Изменения происходят прежде всего в лексике, одной из
самых мобильных частей языка: возникают новые явления, которые надо
назвать, а старые приобретают новые названия. Новая лексика приходит в
британский молодежный язык и из других вариантов английского, в частности,
американского.
Язык образованного населения Лондона и юго-востока Англии - со временем
приобрел статус национального стандарта (RP). Его основу составляет
"правильный английский" - язык лучших частных школ (Eton, Winchester,
Harrow, Rugby) и университетов (Oxford, Cambridge). Это и есть тот
классический, литературный английский, который является базой любого курса
английского языка в лингвистических школах для иностранцев.
Ирландский, австралийский и новозеландский варианты английского,
пожалуй, ближе всего к классическому британскому. В силу географической
изолированности эти страны не испытывали сильного влияния других языков и
культур. В формировании American English принимали участие почти все жители
Европы, тогда как Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Южную Африку заселяли
преимущественно британцы. Вот там английский и сохранил более-менее
классическое обличье. Отличия состоят главным образом опять же в фонетике -
в частности, в мелодике. Это более ровное, "нейтральное" произношение,
замена "сложных" звуков более простыми, например, межзубного в словах that,
think обычным. Ирландцы, кроме того, не экономят звуки между согласными,
добавляют нейтральные: например, film звучит как "филэм". Ирландский
английский более музыкальный, напевный - что идет от кельтского; для
австралийского характерен более медленный ритм и ровная интонационная
шкала.
А вот Америка создала практически новый язык: изменения коснулись не
только фонетики и лексики, но и самой устойчивой части языка - грамматики.
Поэтому вполне естественно, что споры ведутся в основном вокруг двух
вариантов английского языка - британского и американского.
В отличие от британского варианта американский английский более гибкий,
открытый к изменениям и легкий для восприятия. В частности, поэтому он и
получил большее распространение в мире. Это язык нового поколения без
определенной национальности и места жительства, воспитанного на массовой
культуре. Английский язык современной молодежи более-менее общий благодаря
в основном общей культуре, рок-музыке, плотной коммуникации и тем идеалам и
кумирам, которые, начиная с Элвиса Пресли (и пока еще никем не заканчивая),
остаются общей духовной пищей.
3. Лексические различия между американским и британским разновидностями
английского языка.
Такие различия обусловлены многочисленными заимствованиями в
американском варианте языка из индейских языков и из испанского (главным
образом).
Приведем сводную таблицу некоторых различий в лексиконе этих вариантов
языков (источник - Евдокимов М. С., Шлеев Г. М. Краткий справочник
американо-британских соответствий).
| American variant British|
|variant |
|1st Floor «первый этаж» ground |
|floor |
|2st Floor «второй этаж» 1st |
|floor |
|Administration «правительство» government |
|Apartment «квартира» flat |
|Appetizer «закуска» |
|starter |
|Assignment «домашнее задание» homework |
|Auditorium «актовый зал» assembly |
|hall |
|Baggage «багаж» |
Страницы: 1, 2
|