Меню
Поиск



рефераты скачатьОбучение письменной речи на французском языке в старших классах

Обучение письменной речи на французском языке в старших классах

Обучение письменной речи на французском языке

на старшем этапе.

Содержание

стр.

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы методики обучения

письменной речи в старших классах. 5

1.1. Особенности письменной речи. 5

1.2. Цели и задачи обучения письменной речи 7

1.3. Трудности в овладении письменной речью 10

Глава 2. Различные виды работы при обучении

письменной речи в старших классах 11

2.1. Обоснование использования специфических методов работы

психологическими особенностями учащихся старших классов 11

2.2. Варианты видов работы при обучении письменной речи

в старших классах 12

2.3. Использование составления compte rendu в старших классах

как один из первых шагов на пути формирования

межкультурной коммуникативной компетенции. 18

Заключение 30

Список литературы 31

Приложение 32

Введение

Содержание обучения иностранным языкам в средней школе реализует его

основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в

процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной

компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто

лингвистических навыков (лексических, фонетических, грамматических), как и

их нормативное использование в устной и письменной речи. Предлагаемые темы,

тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование различных

видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, письма),

развитие социо-культурных навыков и умений, что обеспечивает использование

иностранного языка (ИЯ) как средства общения, образования и

самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном

мире.

Целью исследования данной работы было выбрано обучение письменной

речи именно на старшем этапе потому, что уровень языковой компетенции

старших школьников позволяет использовать наибольшее разнообразие методов

обучения.

Согласно концепции образования по иностранным языкам в полной средней

школе, в 10-11 классах обучение ИЯ должно способствовать развитию

иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование ИЯ в

ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-

бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах

коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания – развитие

культуры устной и письменной речи на ИЯ, углубление культуроведческих

знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков.

Обучение ИЯ на старшей ступени направлено на:

. развитие коммуникативной культуры и социо-культурной образованности

школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами

межкультурного общения на ИЯ в бытовой, культурной и учебно-

профессиональной сферах;

. обучение этике дискуссионного общения на ИЯ при обсуждении культуры,

стилей и образа жизни людей;

. развитие общеучебных явлений собирать, систематизировать и обобщать

культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для

учащихся;

. ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки уровня

владения языком;

. развитие умений представлять родную страну и культуру, образ жизни

людей в процессе иноязычного межкультурного общения;

. использование ИЯ в профессионально ориентированном образовании.

Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством

обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью,

отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность

и логичность. Исходя из этого, целью данной работы является определение

сущности и особенностей письменной речи и специфике обучения ей на старшем

этапе обучения, разработка серии упражнений по этой проблеме. Поставленная

цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:

. изучение теоретических материалов, посвященных проблеме обучения

письму;

. рассмотрение видов работы по обучению письму, в том числе и такой вид

работы, как обучение технике compte rendu.

. разработка серии упражнений по обучению письму на старшем этапе

обучения.

Цели и задачи данной работы определили выбор таких методов исследования,

как изучение психолого-педагогической и методической литературы, а также

некоторых образовательных сайтов на русском и французском языках.

Данная работа состоит из введения, оглавления, двух глав, заключения,

списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы методики обучения письменной речи в старших

классах.

1.1. Особенности письменной речи.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что роль письменной

коммуникации в современном мире чрезвычайно велика. Письмо служит нам

незаметно, но верно. Как и говорение, письмо является продуктивным видом

деятельности, но еще более осложненным целым рядом обстоятельств, связанных

с условиями письменной формы общения.

Каковы эти условия и вытекающие отсюда качества письменной речи?

Между говорением и письмом есть существенные различия и в

психологическом, и в лингвистическом планах. Профессор Е.И. Пассов говорит

о том, что, прежде всего, следует отметить отсутствие непосредственного

реципиента и промежуточной обратной связи. Говорящий видит непосредственную

реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий может

эту реакцию лишь предугадывать, поэтому его речь более обоснована,

развернута. Пишущий должен часто сначала ввести реципиента в

соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это также

заставляет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.

Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь,

поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать

более адекватные средства.

Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени;

пишущий практически во времени не ограничен. Поэтому его внимание

направлено не только на содержание, но и на форму речи. Перечитывая

написанное, мы всегда проверяем, насколько адекватно использованная форма

передает заданное содержание, смысл. Пишущий часто пользуется, так сказать,

долгосрочным планированием своей речи, отчего она более логична. Он может

подобрать точное слово, разнообразить лексический состав своей речи.

Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может недоговаривать

фразы, поэтому его речь грамматически оформлена всегда более строго.

Все условия функционирования письменного общения и качества

письменной речи обусловливают не только определенную трудность или

легкость, но и специфику работы по обучению письму.

Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое

совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ

формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С.

Выготский, И.А. Зимняя, Tricia Hedge). Именно продуктивной стороне письма

пока еще мало обучают на уроках иностранного языка. Письменные умения

учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам

речевой деятельности.

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой:

побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В

побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде

потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно,

сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания.

В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание:

происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение

предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или

стержневой части в смысловой организации связей между предложениями.

Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в

фиксации продукта с помощью графических знаков - письменного текста.

1.2. Цели и задачи обучения письменной речи

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся

письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение

письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием

условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи

включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов,

речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с

письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и

интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения,

формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом

стиле и графической форме письменного текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование

у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как

способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым

программным уровнем овладения иностранным языком.

Для конкретизации задач обучения письменной речи необходимо принимать

во внимание и особенности тех умений в области письменной речи, которые

предусмотрены программой: умение написать дружественное письмо зарубежному

корреспонденту, составить аннотацию, реферат, заметку в стенгазету,

написать резюме, изложение прослушанного и прочитанного текста, сочинение и

т.д.

Так, для писем и заметок в стенгазету характерно широкое

использование речевых клише побудительного и оценочного характера,

эпистолярных формул, наиболее типичных для стиля письменной речи,

преимущественное употребление изъявительного наклонения и личных форм

глагола, отсутствие прямой речи, распространенность вопросительных и

отрицательных конструкций.

Основной лингвистической характеристикой текста-резюме, аннотации и

реферата, в основе которых лежит языковая и смысловая компрессия текста,

является почти полное отсутствие сложных фразеологизмов, общая

синтаксическая простота, широкое использование оценочной лексики.

Для пересказа и учебного сочинения характерна полнота и развернутость

изложения за счет употребления сложный синтаксических конструкций (большого

количества сложноподчиненных предложений), употребление речевых клише для

выражения личностного отношения к описываемым событиям и фактам.

Задачи обучения письменной речи состоят, таким образом, в том, чтобы

сформировать у учащихся умения и навыки.:

1) употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие

моделям изучаемого языка;

2) строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической

и грамматической нормативностью;

3) пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной

формы письменной коммуникации;

4) придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;

5) пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;

6) логически последовательно излагать письменное высказывание.

Умение в области письменной речи предполагает определенный уровень

сформированности всех навыков, входящих в его структуру. Понимая под

навыком вслед за И.А. Зимней «оптимальный уровень совершенства

выполняемого действия», необходимо определить те действия, которые в

структуре письменной речевой деятельности составляют механизм построения

и реализации речевого высказывания.

Для правильного языкового оформления письменного высказывания надо

сформировать действия, которые служили бы не только средством оформления

речи, но и аппаратом мыслительно-мнемических процессов. К таким

действиям, которые в процессе тренировки переходят во внутренние

мыслительные операции, можно отнести выбор (отбор), сличение

(сопоставление), противопоставление, дифференциацию, набор (составление

целого из частей), комбинирование, замену, построение по аналогии.

Чтобы ученики могли использовать речевые клише, формулы, типичные для

той или иной формы письменной коммуникации, необходимо сформировать и

довести до определенного уровня совершенства действия по аналогии,

отбора, комбинирования, сличения. Формирование механизма развертывания

высказывания предполагает действиям по аналогии, расширения (экспансии)

текста, трансформации, замены, объединения (составления целого из

частей), комбинирования.

Для пользования приемами компрессии текста при составлении резюме,

аннотации, реферата необходимо овладеть действиями расчленения

(композиционное членение исходного текста), дифференциации (различение

целых предложений и отдельных частей предложений, содержащих новую

информацию и не вносящих ничего нового), трансформации (отсечение

избыточных элементов конструкций, лексическое свертывание, замена сложных

синтаксических конструкций более простыми), объединения (составление

текста с наибольшей информационной нагрузкой), сличения (сопоставления с

исходным текстом).

Для логически последовательного письменного высказывания необходимы,

главным образом, действия композиционного членения текста и трансформации

на уровне текста.

Выбор способов формирования и доведения до определенного уровня

совершенства действий, составляющих механизм построения и реализации

письменного речевого высказывания, зависит и от трудностей, с которыми

ученики встречаются в процессе овладения письменной иноязычной речью.

1.3. Трудности в овладении письменной речью

Трудности в обучении письменной речи на французском языке возникают в

связи с формированием навыков, которые обеспечивают как владение графико-

орфографической системой изучаемого языка, так и построение письменного

высказывания.

При оформлении связного письменного высказывания, когда внимание

учеников смещается с графико-орфографической формы слов на смысловую

сторону высказывания, трудности возрастают. Ученики должны в этом случае

составить план-программу высказывания (во внутренней или внешней речи),

выявить логику высказывания, отобрать из долговременной памяти языковые

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.