Меню
Поиск



рефераты скачатьИспользование видео на уроках английского языка

Использование видео на уроках английского языка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра иностранных языков

Курсовая работа.

Использование видео на уроках английского языка.

Выполнила студентка:

экономического фак-та

4 курса 42 группы

Гвоздева А.С.

Научный руководитель:

Бондарева В.В.

САМАРА

2004

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Этапы работы с видеотекстами и их задачи. Типы заданий для

каждого из этапов…………………………………………………………………6

Глава 2. Использование видео на начальном этапе обучения……………......14

Глава 3. Использование видео на среднем и среднепродвинутом уровне…...21

Глава 4. Практическая часть…………………………………………………….32

Заключение…………………………………………………………………….....38

Библиография…………………………………………………………………….39

Введение.

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой

иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения

является одной из наиболее актуальных.

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области

преподавания иностранных языков восходят к определению американского

ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это

то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в

культурозначимых обстоятельствах“.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь

в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей

учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на

уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы

работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным

ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет

использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и

т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через

текст и иллюстрации к нему.

Несомненным достоинством современных учебников английского языка для

средней школы является насыщенность их страноведческой информацией.

Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма,

рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Все факты и явления, вся

информация о разных областях действительности англоговорящих стран

отбирались с учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим

материалом позволит школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого

языка в случае ее реального посещения.

Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни,

традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить

учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации

важнейшего требования коммуникативной методики “...представить процесс

овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”

Более того, использование видеозаписей на уроках способствует

индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности

обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка

развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по

себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что

он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и

придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от

фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и

занимательный сюжет.

Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и

эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно

быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к

увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при

систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически

организованной демонстрации.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не только

использование еще одного источника информации.

Использование видеофильма способствует развитию различных сторон

психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во

время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной

деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится

внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо

приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в

произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс

запоминания. Использование различных каналов поступления информации

(слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на

прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных

видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого

учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и

увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на

учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации

учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования

коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

Глава 1. Этапы работы с видеотекстами и их

задачи.

Типы заданий для каждого из этапов.

При работе с любым текстом в методике обучения иностранным языкам принято

выделять три основных этапа: дотекстовый этап (pre-viewing), текстовый этап

(while viewing), послетекстовый этап ((post) after-viewing).

I.Дотекстовый этап

Цели этапа:

1. мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав

активными участниками процесса обучения;

2. снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному

выполнению задания.

Типы заданий:

1. Различные варианты предвосхищения содержания текста, основанные на:

. обобщении ранее полученных знаний по этой теме;

. особенностях заголовка;

. беглом просмотре части фильма без звука;

. списке новых слов с переводом или дефинициями, предъявляемом до

текста;

. содержании вопросов или правильных/ложных утверждений.

В таблице приведены примерные формулировки заданий, используемых на

данном этапе (формулировки даны на русском языке, хотя в реальной практике

преподавания их необходимо формулировать на английском языке). Образец

заполнения граф дан в первом задании. Задание можно выполнить устно,

работая в парах, группах или в ходе фронтального обсуждения в классе.

|Формулировка задания |Действия |Требования к |Как |

| |учащихся |содержанию |обеспечивает:|

| | |задания | |

| | | |1)мотивацию |

| | | |2)Снятие |

| | | |трудностей. |

|1. Прочтите заголовок |В парах, | 1) Заголовок | 1) Высказав |

|текста и постарайтесь |группах или |должен быть |предположения|

|определить, о чем может |индивидуально|соотносим с одной|, ученики |

|идти речь в данном тексте.|: |или несколькими |будут ждать |

| |* читают |ранее пройденными|их |

|2. Ознакомьтесь с |заголовок; |темами. |подтверждения|

|вопросами к тексту и |*устанавливаю|2) Тематика |или |

|определите основное |т |должна быть |опровержения,|

|содержание этого текста, |ассоциативные|понятной и по |и, |

|его тематику. |связи с ранее|возможности |следовательно|

|3. Прочтите приведенные |изученными |вызывать |, внимательно|

|ниже утверждения. До |тематическими|различные |воспринимать |

|просмотра видео попробуйте|областями; |ассоциативные |текст. |

|определить верные и |* определяют |связи. |2) |

|неверные утверждения, |круг |3) Хорошо если |Ассоциативные|

|пользуясь здравым смыслом.|возможных |понятный на |связи |

| |ситуаций; |первый взгляд |строятся на |

|4. Ознакомьтесь с |*формулируют |заголовок таит в |изученной |

|заголовком |предполагаемы|себе что-то |тематике и |

|видеофильма/вопросами/утве|е события или|нестандартное/нео|проблематике,|

|рждениями к тексту видео и|круг проблем |жиданное. |а значит и на|

|запишите: |для | |определенном |

|а) что вы уже знаете по |обсуждения. | |семантическом|

|данной теме. | | |поле. |

|б) что бы вы хотели | | |Употребление |

|узнать. | | |конкретной |

|5. Постарайтесь догадаться| | |лексики в |

|о содержании | | |ходе |

|видеофрагмента по | | |предварительн|

|заголовку и вопросам. | | |ого |

|Составьте примерную | | |обсуждения |

|схему/словарную паутинку с| | |активизирует |

|выделением ключевых слов и| | |ее и |

|проблем. | | |обеспечивает |

|6. Посмотрите на список | | |распознавание|

|новых слов, которые | | |со слуха в |

|встретятся в этом | | |дальнейшем. |

|видеофильме. Определите | | | |

|тематику сюжета на их | | | |

|основе и вспомните уже | | | |

|известные вам слова и | | | |

|выражения, которые могут | | | |

|встретиться в данном | | | |

|тексте. | | | |

2. Краткое изложение учителем основного содержания текста

Учитель может кратко передать основной сюжет видеофрагмента, объяснив

таким образом, что предстоит увидеть. Если сюжет представляет интерес для

учащихся, то это вступление призвано заинтересовать слушателей, а значит,

первая цель этапа может считаться достигнутой. В своей речи учитель может

передать основную идею текста простыми и понятными словами, а может и

сохранить ряд трудных для понимания выражений. Главным в данном случае

является предвосхищение возможных трудностей языкового, речевого и

социокультурного характера и их снятие с помощью различных приемов, включая

объяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным материалом и

т.д. Очевидно, что для использования такого типа задания учителю необходимо

иметь определенный уровень профессионально-методической и профессионально-

коммуникативной компетенции.

При использовании данного типа задания следует помнить о том, что сам

текст вступления не является установкой на первичный просмотр, поэтому надо

ясно и понятно сформулировать задание на время просмотра текста, выбрав

одно из заданий второго этапа, о которых пойдет речь ниже.

3. Предварительное исследование или проектная работа

Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо

теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение

конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео.

Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике (на

родном и на иностранном языках), также способствуют повышению мотивации в

ходе просмотра видео при условии, что видеосюжет открывает новые

перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и

непредсказуемости.

II. Текстовый этап

Цель этапа: Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или

социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей

иноязычного общения.

Типы заданий:

1. Задания на поиск языковой информации

Данный тип упражнений и заданий ориентирован на поиск, вычленение,

фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики,

грамматики, фонетики. В данном случае не столько формулировка задания,

сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень

эффективности и оправданности выполнения задания. Формулировки заданий

могут звучать примерно так:

Просмотрите видеофрагмент и...

1. подберите английские/ немецкие/ французские/ испанские и т.д.

эквиваленты к следующим русским словам и выражениям;

2. подберите русский эквивалент к следующим английским/ немецким и т.д.

словам и выражениям;

3. заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями;

4. запишите все прилагательные, которые употреблялись в видеосюжете с

существительным «дорога» (все глаголы, которые употреблялись с

существительным «продукты» и т.д.);

5. запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической

форме, в которой они были употреблены в тексте;

6. с какой интонацией произносилось слово «действительно» в тексте;

из приведенного ниже списка синонимических выражений отметьте те,

которые (не) употреблялись в тексте видео.

2. Задания, на развитие рецептивных умений (на уровне выделения

содержательной и смысловой информации)

На данном этапе работы могут использоваться традиционные упражнения

направленные на:

1) поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра);

2) определение верных/ неверных утверждений;

3) соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план

текста и заголовки каждой части предлагаются);

4) выстраивание частей текста в логической последовательности;

5) установление причинно-следственных связей и т.д.

3. Задания, направленные на развитие навыков говорения

Следующие приемы работы с видео направлены на развитие умений

монологической речи:

1) Отсутствие изображения при сохранении звука. Чаще всего в данном

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.