| Шпаргалка: Финансы |
Шпаргалка: Финансы
Вопрос № 35 « Финансовая информация»
Финансовая информация представляет собой набор данных (в
систематизированной определенным образом форме) о состоянии:
- хозяйственных ресурсов, обязательств и финансовых источников
предприятия;
уровня прибыли и издержек, позволяющих судить об ожидаемых доходах и
связанных с ними рисках;
оборотов предприятия и качества ее активов;
объема и качества потоков денежных средств.
Каждое предприятие располагает тремя потоками финансовой информации:
нормативной, плановой, фактической.
В условиях рыночной экономики спрос на финансовую информацию очень
высок. Основными потребителями или пользователями финансовой отчетности
предприятия являются:
инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные
инвесторы);
кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы,
поставщики, которые на основании финансовой информации предприятия
вырабатывают условия коммерческого кредитования данного предприятия);
профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данного предприятия
выплачивать более высокую зарплату;
заказчики продукции предприятия по поводу оценки ее способности
выполнять взятые обязательства;
государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств,
выполнения требований государственного регулирования финансовой
деятельности предприятия;
население по поводу перспектив деловых контактов с предприятием;
деловые и научные круги, изучающие потенциальное место предприятия в
своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, а так же
определяющие его рейтинги.
Чтобы удовлетворить столь разнообразные информационные потребности всех
заинтересованных сторон, предприятие вынуждено конструировать
упорядоченные потоки своей финансовой информации, ее
систематизированное представление в зависимости от содержания запроса
соответствующей группы потребителей с точки зрения ее полезности.
Истоки финансовой информации предопределяются двухуровневым характером
учета:
-производственного, отражающего движение товарных потоков;
-финансового, отражающего движение финансовых потоков.
Интеграция этих потоков информации, представленная в виде
унифицированных форм финансовой отчетности, есть ключ к удовлетворению
наиболее важных требований, предъявляемых к финансовой информации
различными пользователями.
Финансовая отчетность- это совокупность форм отчетности, составленной на
основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и
внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении
предприятия в виде, удобном и понятном для принятия этими пользователями
определенных деловых решений.
В.Г.Белолипецкий «Финансы фирмы» , под редакцией И.П.Мерзлякова
Инфра-М. Москва 1998г.
Вопрос № 46 «Дебиторская и кредиторская задолженности»
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других
организаций, рабоников и физических лиц данной организации (задлженность
покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под
отчет денежные суммы и др.) Организации и лица, которые должны данной
организации, называются дебиторами.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим
организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности
отражаются по их видам.
Сроки расчетов и исковой давности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 1994г № 2204 расчеты
по поставкам продукции, выполненным работам и оказанныи услугам должны
быть осуществлены в течение четырех месяцев с момента поставки
продукции и оказания услуг. Если в указанный срок расчеты не
произведены, то весь доход по сделкам подлежит изъятию в доход бюджета
при условии, что кредитор не предпринял всех необходимых мер к
возмещению задолженности, вплоть до обращения в суд.
Установленный в Указе Президента порядок расчетов между дебиторами и
кредиторами уточнен постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995г
№ 817 (10). В соответствии с п.2 данного постановления
организацией-кредитором дебиторская задолженность, по которой истек
установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по
истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником
товаров (выполнения работ, оказания услуг) в обязательном порядке
списывается на убытки и относится на финансовые результаты
организации-кредитора. При этом сумма спмсанной задолженности не
уменьшает прибыль, учитываемую при налогооблажении.
Для списания дебиторской задолженности, по которой товар поставлен, а
оплата не произведена, необходимо името следующие документы:
договор на поставку продукции (товара);
документы подтверждающие поставку;
определение арбитражного суда о принятии дела к производству.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право
которого нарушено. Общий срок исковой давнлсти установлен в три года.
Для отдельных видов требований законом могут быть установлены
специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длиттельные по
сравнению с общим сроком.
Н.П.Кондраков «Самоучитель по бухгалтерскому учету» Издательство
«Гроссбух» Москва 1998г.
Вопрос № 24 «Факторинговые операции»
Факторинг – это сложная финансовая сделка, предполагающая переуступку
неоплаченных долговых требований за поставку товара (счетов, фактур,
векселей) в пользу финансового посредника (факторинговой компании,банка
и др.) с целью повышения гарантий оплаты этих требований. Факторинговые
операции осуществляются только по поставкам на условиях коммерческого
кредитования и могут включать ряд сбытовых трансакций- бухгалтерского,
информационно-аналитического, юридического сопровождения сбыта конечного
продукта фирмы.
Из самого определения факторинга следует, что эта форма расчетов
привлекательна для молодых растущих фирм, у которых расчетные
трансакционные издержки выше, чем на открытом рынке этих услуг.
Факторинг может быть выгоден и фирмам со стажем, выходящим на зарубежные
рынки, но не имеющим опыта международных расчетов.
Трансакционные издержки на осуществление факторинговых операций
включают:
комиссинные в размере 0,5-3,0% от суммы обслуживаемых долговых
требований фирмы;
плату за досрочный учет обслуживаемых долговых требований фирмы.
В современной отнчественной практике факторинговые операции непопулярны.
Это объясняется:
-кризисом платежной системы, в условиях которого факторинговые операции
стали чрезвычайно дорогими;
-неотрегулированностью банковской системы, слабыми взаимоотношениями
между банками в разных регионах страны;
-высоким уровнем инфляции,который учесть в факторинговых операциях очень
сложно.
В последнее время начали создаваться специальные компании, занимающиеся
инкассацией долговых требований фирм. По существу, это новые
факторинговые институты, выполняющие лишь одну из четырех стандартных
трансакций факторинга – инкассация долгов, бухгалтерский учет выручки от
реализации, предварительная оплата части долговых требований и
страхование поставщика от кредитного риска.
В.Г.Белолипецкий «Финансы фирмы» под редакцией И.П.Мерзлякова , Инфра-М,
Москва 1998г.
Вопрос № 2 «Этапы развития финансов предприятий»
Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных
госдарством, в процессе которых осуществляется формирование и
использование общегосударственных фондов денежных средств для
осуществления экономических, социальных и политических задач.
Существует как бы три пердпосылки возникновения финансов.
Первая предпосылка: Именно в Центральной Европе в результате первых
буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть
монархов была значительна урезана и самое главное произошло отторжение
главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд
денежных средств- бюджет, которым глава государства не мог единолично
пользоваться.
Вторая предпосылка: Формирование и использование бюджета стало носить
системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и
расходов с определеннным составом, структурой и законодательным
закреплением. Обозначены четыре направления расходов : на военные цели,
управление, экономику и социальные нужды.
Третья предпосылка: Налоги в денежной форме приобрели преимущественный
характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным
образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап –
неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным
характером финансов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета)
расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на
экономику.Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой
системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество
финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с
формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникла
необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и
соответственно новых группах денежных отношений по поводу их
формирования и использования.
В еастоящее время повсеместно, независимо от политического и
экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в
новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых
систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием
финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним из
важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного
воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и
производственных отношений.
Под редакцией доктора экономических наук, профессора А.М.Ковалевой
«Финансы» Москва. «Финансы и статистика» 1997г.
Вопрос № 44 «Кассовые операции»
Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и
денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитовых и
открытых особых счетах, чековых книжках и т.п.
Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен
Инструкцией Центрального банка РФ. В соответствии с этим документом
организации независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях
банка. Организацит производят расчеты по своим обязательствам с другими
организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или
применять другие формы безналичных расчетов, установленные Банком России
в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с постановлением
Правительства РФ от все расчеты между юридическими
лицами по одному платежу на сумму свыше 10 млн.руб. должны производиться
только через расчетные счета организаций (безналично)
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна
иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием
наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением
производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на
цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира,
который полную материальную ответственность за сохранность принятых
ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах
установленного банком димита для оплаты мелких хозяйственных расходов,
выдачи авансов на командировки и других небольших платежей.
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и
расходными кассовыми ордерами
Заработную плату, пенсию, пособия по временной нетрудоспособности,
премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным
и расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и
главным бухгалтером.
Все операции по поступлению и расходованию денежным средств кассир
записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована,
прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Н.П.Кондраков «Самоучитель по бухгалтерскому учету» , «Гроссбух»,Москва
1998г.
Вопрос № 18 « Факторы финансового роста. Финансовые риски.»
Факторы финансового роста предприятия могут быть внешние и внутренние. К
внешним факторам относятся :
-социально-экономические условия,
-уровень развития внешне-экономических связей;
-цены на производственные ресурсы;
-транспортные условия;
-природные условия.
Внутренние факторы делятся на :
-основные (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и
затрат, цена продукции)
-неосновные, связанные с нарушением хозяйственной и финансовой
дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда требований к
качеству продукции, ведущие к штрафам и экономически санкциям и т.д.)
Финансовые риски- связаны с вероятностью потерь каких-либо денежных сумм
или их недополучением. Риски делятся на два вида: чистые и
спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения убытка или
нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в вероятности
получить как положительный, так и отрицательный результат.
Особенностью финансового риска является вероятность наступления
финансового ущерба в результате проведения каких-либо операций в
финансово-кредитной и биржевых сферах, совершения операций с фондовыми
ценными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этих операций.
К финансовым рискам относятся: кредитные риски, процентные, валютные,
риски упущения финансовой выгоды.
Кредитные риски- опасность неуплаты заемщиком основного долга и
процентов, причитающихся кредитору.
Процентный риск- опасность потерь коммерческими банками, кредитными
учреждениями.
Валютняе риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с
изменением курса одной иностранной валюты, по отношению к другой.
Риск упущенной финансовой выгоды- это риск наступления побочного
финансового ущерба в результате неосуществления какого-либо мероприятия.
Финансовый риск имеет математически выраженную вероятность наступления
потери, которая может быть рассчитана с достаточно высокой точностью.
Финансовые риски разрешаются с помощью различных средств и способов.
Средствами разрешения финансовых рисков являются их избежание,
удержание,передача, снижение степени. При выборе конкретного разрешения
инвестор должен исходить из следующих принципов:
-нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал
-нельзя рисковать многим ради малого
-надо думать о последствиях риска.
Вопрос № 47 «Себестоимость, затраты и финансовые результаты»
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимается выраженные в
денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного
и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда,
используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и
выполнения работ,а так же сохранения и улучшения условий производства и
его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость
продукции, их классификация по статьям определяется государственным
стандартом, а метод калькулирования-самими предприятиями.
Себестоимость продукции- один из обобщающих показателей интенсификации и
эффективности потребления ресурсов.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
-оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,
издержкам производства и обращения на основе анализа проведения затрат:
-установление динамики степени выполнения плана по себестоимости;
определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и
выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических
затрат от плановых;
анализ себестоимости отдельных видов продукции;
выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможности
повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных
ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение
себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку
показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.
На предприятиях планируютя и учитываются и учитываются следующие
основные показатели издержек производства: затраты на производство,
себестоимость товарной и реализованной продукции, затраты на один рубль
товарной и реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции,
себестоимость отдельных важнейших изделий.
Себестоимость продукции может исчисляться двумя способами:
-по экономически однородным элементам затрат
-по статьям калькуляции
При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав включаются
следующие расходы:
-материальные затраты,
-затраты на оплату труда,
-отчисления на социальные нужды,
-амортизация основных средств,
-прочие затраты
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении
величины его собственного капитала за отчетный период. Обобщенно
наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности
предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской
отчетности.
К ним относятся : прибыль (убыток) от реализации,прибыль (убыток) от
финансово-хозяйственной деятельности, прибыль (убыток) отчетного
периода, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода и т.д.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную
эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его
деятельности. Они составляют основу экономического развития предприятия
и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого
дела. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования,
расширенного воспроизводства, решения проблем социального и
материального поощрения персонала. Таким образом, показатели прибыли
являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств
предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как
партнера.
ВОПРОС 5 .НАЛОГИ НА ДОХОДЫ
Налогами на доходы облагаются юридические и физические лица.
Объектами налогообложения являются различные доходы:
полученные от операций с ценными бумагами т. е. дивиденды, проценты,
полученные по акциям , облигациям и иным , выпущенным в РФ ценным
бумагам (ставка 15%)
от аренды
от игорного бизнеса (казино и других игорных домов, мест), а также от
видеопоказов, от проката видео- и аудиокассет и записей на них ( ставка
для казино – 90%, дляостальных – 70%)
от имущества юридических и физических лиц (в результате передачи,
дарения и т.д.)
от долевого участия в других предприятиях , созданных на территории РФ
(соавка 15%)
рентные платежи
денежные доходы физических лиц, в частности полученные в виде заработной
платы (подоходный налог)
прибыль предприятий и оргагизаций, осуществляющих предпринимательскую
деятельность (максимальная ставка на 2000год - 38% от посреднических
операций, 30% от остальных, на 2001 год, соответственно – 43% и 35%)
доходы иностранных юридических лиц , полученные на территории Российской
Федерации и др.
Налоговым законодательством - соответствующими Законами, инструкциями и
нормативными документами установлены: перечень плательщиков различных
видов налогов на доходы, размеры ставок, порядок уплаты налогов и
порядок зачисления их в бюджет, налоговые льготы.
Вопрос № 5 «Принципы и роль финансов предприятий»
Финансы предприятий – это экономические, денежные отношения, возникающие
в результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют
различные денежные фонды.
Финансовые отношения предприятий состоят из четрыех групп. Это отношения
– с другими предприятиями и организациями;
внутри предприятия;
внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с
вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также
холдинга;
с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами,
банками, страхованием, биржами, различными фондами.
Общим для всех перечисленных видов отношений является также то, что они
выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и
поступлений денежных средств предприятия.
Общим элементом финансовых отношений является также то, что они
возникают как результат определенных хозяйственных операций,
инициированных самим предприятием или другим участником экономического
процесса. Поэтому сотояние финансовых отношений или просто состояние
финансов предприятия определяется прежде всего состоянием его
производственно-хозяйственных характеристик.
Но справедливо и обратное утверждение, а именно – правильная и
рациональная организация финансов предприятия является определяющим,
главным фактором его успешной производственно-хозяйственной
деятельности. В современных экономических теориях бизнес рассматривается
как система движения капиталов. Рациональное размещение средств,
эффективное их использование и поиск длительных источников для
финансирования- главные задачи организации финансов предприятия.
Финансы –это кровеносная система бизнеса. Движение денег, его скорость и
масштабы определяют работоспособность финансовой системы. С движения
денег начинается и им завершается кругооборот средств предприятия,
оборот всего капитала. Поэтому движение денег, денежный оборот
предприятия является ведущим звеном в движении капитала.
А.Д.Шеремет «Финансы предприятий» Инфра-М. Москва 1999г.
Вопрос № 53 « Моделирование денежных потоков»
Движение денежных средств предприятия представляют собой непрерывный
процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен
быть соответствующий источник.В широком смысле активы предприятия
представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и
собственный капитал- чистые источники. Для действующего предприятия
реально не существует начальной и конечной точки. Конечный продукт- это
совокупность затрат сырья, основных средств и труда, в конечном счете
оплачиваемых денежными средствами. Продукция затем продается либо за
наличные, либо в кредит.Продажа в кредит влечет за собой дебиторскую
задолженность, которая в конечном счете превращается в наличность.Объем
денежных средств колеблется во времени в зависимости от
производственного графика, объема продаж,инкассации дебиторской
задолженности, капитальных расходов и финансирования. С другой стороны,
запасы сырья, незавершенное производство, запасы готовой продукции,
дебиторская задолженность и подлежащий оплате коммерческий кредит
колеблется в зависимости от реализации, производственного графика и
политики в отношении основных дебиторов, запасов и задолженности по
коммерческому кредиту.
Отчет о наличии и использовании денежных средств – это метод при помощи
которого мы изучаем чистое изменение объема средств между двумя
моментами.Эти моменты соответствуют начальной и конечной датам
финансового отчета.
Данные отчета об источниках и использовании денежных средств – оценка
финансового положения фирмы.
Предприятие может прогнозировать состояние денежных средств при помощи
денежного бюджета, в котором непосредственно дана оценка будущих потоков
денежных средств.
Я.В.Соколов «Основы управления финансами», Москва «Финансы и
статистика». 1999г.
Вопрос № 49 «Финансовое планирование»
Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов-
стратегическое планирование и система долгосрочного планирования.
Вистсеме долгосрочного планирования предполагается, что будущее может
быть предсказано путем экстраполяции ретроспективы на перспективу.
В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно
изучить только методом экстраполяции. В этой системе сначала
осуществляют анализ перспектив развития предприятия, определяют
тенденции, которые способны изменить существующие направления развития,
поэтому результаты такого планирования не выходят за пределы
обозримости. Вторым шагом является анализ позиции предприятия и его
конкурентоспособности. Определяются возможности увеличения доли
предприятия в различных зонах стратегического хозяйствования.
Заключительный этап – выбор стратегии: сравнение перспектив развития в
разных сферах деятельности, определение приоритетов и распределение
ресурсов между зонами стратегического хозяйствования.
Основными задачами планирования финансов на предприятии являются:
обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми
финансовыми ресурсами:
установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими
субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и т.д.
выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени
рационального его использования;
выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного
использования денежных средств;
осуществление контроля за образованием и расходованием платежных
средств.
Финансовый план состоит из пяти основных расчетов (смет) :
смета объема реализации продукции,
баланс денежных поступлений и расходов,
план прибылей и убытков (смета доходов и затрат),
плановый бухгалтерский баланс,
расчет безубыточности продажи товаров.
А.Д.Шеремет «Финансы предприятий» , Инфра-М. Москва 1999г.
Вопрос № 48 « Добавленная стоимость»
Добавленная стоимость –часть стоимости товаров,услуг, приращенная
непосредственно на данном предприятии, в данной фирме. Определяется как
разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг,
произведенных фирмой, и ее затрат на закупку материалов и
полуфабрикатов.
Налоги США
В настоящее время действует трехступенчатая система налогооблажения.
Налогооблагаемый доход ( дол.) Ставка налога ( % )
Менее 50000 15
От 50000 до 75000 25
Свыше 75000 34
Корпорации обязаны осуществлять налоговые выплаты ежеквартально из
текущих доходов (по 25%) от расчетной суммы налогов в текущем году не
позднее 15 апреля, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря.
Налоги на доходы частных лиц.
Существует 2 ставки - 15% и 28%. Структура ставок зависит от того,
представлена совместная или единоличная налоговая декларация, либо
плательщик классифицирован как глава семейного хозяйства. Для этих групп
установлены следующие налоговые ставки в зависимости от объема
получаемого дохода.
Налоговая ставка (%) Совместная декларация (дол) Глава семейного
хозяйства (дол) Единоличная декларация (дол)
15 До 29750 До 25288 До 17850
28 Свыше 29750 Свыше 25288 Свыше 17850
Кроме того существуют стандартные льготы, позволяющие вообще не платить
налогов лицам с низкими доходами. Для совместной декларации объем такой
льготы, которая вычитается из налогооблагаемого дохода, равен 5000 дол.,
а для главы семейного хозяйства или индивидуального предпринимательства
соответственно 4400 и 3000 дол.
Однако, если налогооблагаемый доход превышает определенный уровень
(71900 дол для совместной декларации) привелигированная 15% ставка
исключается с любого дохода превышающего данный уровень, взымается
дополнительно 5% налог , до тех пор пока полученный доход не достигнет
значения, облагаемого по менее высокой ставке.
Вопрос № 4 «Предпринимательская деятельность – основа финансов
предприятий.»
Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает
инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение
прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно
осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и
остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем
предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия
форм собственности означает не только распределение прав собственников
имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им,
формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том
числе прибыли.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений,
создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая
категория она характеризует финансовый результат предпринимательской
деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно
отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной
продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление
коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме
собственности. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий
по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий,
увеличение фонда оплаты труда их работников.
Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных
потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в
формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных
фондов.
Вопрос № 37 « Налогооблажение имущества предприятия»
Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» налог на имущество
отнесен к налогам республик в составе России, краев, областей,
автономных округов. Предусмотрено, что вся сумма платежей по налогу на
имущество равными долями зачисляется в областные и районные бюджеты по
месту нахождения плательщиков.
Цели налога;
обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для
финансирования бюджетных расходов,
создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для
предприятий и организаций.
Плательщиками налога на имущество являются все предприятия, учреждения и
организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся
юридическими лицами, а также филиалы указанных юридических лиц, имеющих
отдельный баланс и расчетный счет. От уплаты налога освобожден только
узкий круг юридических лиц. Объектом является имущество в его
стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия. В качестве
объекта налогооблажения принимается совокупность основных средств,
материальных запасов, затрат и нематериальных активов. Сумма налога
исчисляется и вносится исходя из среднегодовой стоимости имущества.
К перечню статей актива и пассива баланса предприятия, используемых для
расчета налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий,
относятся:
ВОПРОС 13. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США
В Соединенных Штатах существуют три основные формы организации бизнеса:
единоличная собственность, товарищество (партнерство) и корпорация.
Налогообложение этих форм существенно отличается.
Единоличная собственность – этостарейшая форма организации бизнеса;
коммерческое предприятие, принадлежащее одному лицу, которое владеет
всеми его активами и несет ответственность по всем обязательствам. При
единоличной форме собственности возникают определенные налоговые
неудобства. Дополнительные выплаты, например, на медицинское страхование
и страхование жизни не рассматриваются американским налоговым
управлением как ее расходы и поэтому не подлежат исключению из прибыли
при расчете налогооблагаемой базы. Корпорация, напротив, пользуется
налоговыми льготами в отношении таких выплат.
Партнерство подобно единоличной собственности во всех отношениях за
исключением того, что при партнетстве существует более чем один
собственник.
Корпоративная форма является основной в Соединенных Штатах. Корпорация
владеет имуществом, берет на себя обязательства, привлекает средства под
своим именем , не возлагая на своих собственников неограниченную
ответственность, т.е. существует независимо от ее собственников.
Благодаря имеющемуся в распоряжени федеральных властей, местных властей
и властей штатов праву регулирования налогообложения , налоговая система
США оказывает серьезное влияние как на деятельность коммерческих
организаций, так и на поведение их владельцев. Законы о налогообложении
часто меняются. В настоящее время подлежащий налогообложению доход
корпорации определяют, вычитая из валовой выручки все затраты, включая
амортизацию и все расходы на выплату процентов за пользование капиталом;
действует трехступенчатая система галогообложения:
НАЛОГОБЛАГАЕМЫЙ ДОХОД, ДОЛ. СТАВКА НАЛОГА,
%
Менее 50000 15
От 50000 до 75000 25
Свыше 75000 34
Хотя ни одна компания не любит платить налоги и будет использовать все
законные возможности ухода от налогообложения, у налоговой инспекции США
есть возможность ограничить использование различных льгот и привилегий.
Это альтернативный минимальный налог (АМТ) на компании, имеющие право
налоговых привилегий. Налоговое законодательство здесь достаточно
сложное, но суть его в том, что прибыльные корпорации, имеющие право на
налоговые льготы в таком объеме, который позволяет вывести из – под
налогообложения всю или почти всю прибыль, облагаются налогом на доход
(АМТ) по ставке 20%. Корпорации обязаны осуществлять налоговые выплаты
ежеквартальго из текущих доходов; они обязаны вносить по 25 % от
расчетной суммы налогов в текущем году не позднее 15 апреля, 15 июня, 15
сентября, и 15 декабря.
Поскольку амортизационные отчисления подлежат вычитанию из
налогооблагаемой прибыли, их объем значительно влияет на общую сумму
подлежащих уплате налогов.
Проценты, начисленные на долговые обязательства, выпущенные
корпорацией, рассматриваются как ее расходы и вычитаются из суммы,
подлежащей налогообложению. Подобная трактовка контрастирует с
трактовкой дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям,
стоимость которых не исключается из суммы облагаемой налогом прибыли.
Если компания прибыльна и выплачивает налоги, то финансирование ее
деятельности за счет привлеченных средств приводит к значительному
налоговому преимуществу по сравнению с ситуацией, когда используются
привилегированные или обыкновенные акции.
Корпорации могут принадлежать акции другой компании. Если она получает
дивиденды по этим акциям, то 80 % дивидендов освобождается от
налогообложения .
Если корпорация терпит убытки от основной деятельности, эти убытки
могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых и 15 будущих
лет. Эта особенность налогового законодательства США предназначена для
облегчения положения компаний, чистый доход от основной деятельности
которых подвержен резким колебаниям.
Налоги на доходы частных лиц.
Любой доход, декларируемый индивидуальным предпринимателем или
товариществом , становится доходом владельца и облагается налогом по
ставке для частных лиц. Для частных лиц есть две налоговые ставки: 15% и
28%. Структура ставок зависит от того, представлена совместная или
единоличная налоговая декларация, либо плательщик классифицирован как
глава семейного хозяйства.
НАЛОГОВАЯ СТАВКА СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ , ДОЛ. ГЛАВА СЕМЕЙНОГО ХОЗ-ВА,
ДОЛ. ЕДИНОЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ, ДОЛ.
15 ДО 29750 ДО 25288 ДО 17850
28 СВЫШЕ 29750 СВЫШЕ 25288 СВЫШЕ 1785
Таким образом, совместная налоговая декларация облагается по более
благоприятным ставкам. Кроме того, существуют стандартные льготы,
позволяющие вообще не платить налогов лицам с низкими доходами. Для
совместной декларации объем этой льготы, которая вычитается из
налогооблагаемого дохода , равен 5000 дол., а для главы семейного
хозяйства или индивидуального предпринимателя – соответственно 4400 и
3000 дол.
Для частных лиц суммы процентов, полученные по корпоративным или
государственным ценным бумагам, подлежат налогообложению по полным
ставкам на федеральном уровне . Однако суммы прцентов, полученные по
муниципальным ценным бумагам, не облагаются налогом на федеральном
уровне. Что касается процентов и дивидендов , а также доходов от
перепродажи основного капитала , такой доход подлежит федеральному
налогообложению по обычной ставке подоходного налога.
Одним из главных доходных источников бюджетов штатов является налог с
продаж. Отчисления от него направляются и в муниципальные бюджеты.
Ставка колеблется от 3% до 8,25%.
Характеризуя налоговую систему США в целом, необходимо отметить , что в
последнее время происходит расширение базы налогообложения , умеьшаются
количество и размеры налоговых льгот.
ВОПРОС 36. СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ОЦЕНКИ И ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ
Основные способы финансирования основных средств :
за счет собственных источников (амортизация и прибыль, оставшаяся в
распоряжении предприятия после налогообложения);
за счет заемных средств (кредиты банков, финансирование из бюджета,
финансирование из внебюджетных фондов, заемные средства других
предприятий и организаций).
Существуют 2 укркпненных метода оценки основных фондов:
натуральный (т.е. оценка срока службы, технических характеристик,
прогрессивности оборудования);
стоимостной (денежный):
а). оценка по первоначальной стоимости ( затраты на приобретение,
доставку, установку и монтаж );
б). По восстановительной стоимости ( т.е. по стоимости основных фондов
в условиях производства и ценах, присущих году переоценки;
в). по остаточной стоимости ( это стоимость основных фондов, еще не
перенесенная на готовый продукт).
Переоценка основных средств – это изменение их стоимости в связи с
материальным и моральным износом, инфляцией, подвижностью цен.
Способы переоценки основных средств:
в результате государственного регулирования (издания соответствующих
нормативных актов о проведении обязательной переоценки);
по инициативе предприятия - для соответствия рыночной стоимости. В
данном случае пользуются услугами независимого оценщика.
ЛИТЕРАТУРА:
Аудиторские ведомости, №5, май 1999г.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Финансы предприятий», М. , «Инфра –М»
1999г.
ВОПРОС 38 ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Воспроизводство основных средств осуществляется за счет
собственных источников и за счет заемных средств.
Воспризводство имеет 2 формы:
простое воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных
средств соответствуют по величине начисленной амортизации;
расширенное воспризводство, когда затраты на возмещение износа основных
средсв превышают сумму начисленной амортизации.
Затраты капитала на воспроизводство основных средств имеют
долгосрочный характер и осуществляются в виде долгосрочных инвестиций
(капитальных вложений) на новое строительство, на расширение и
реконструкцию производства , на техническое перевооружение и на
поддержку мощностей действующих предприятий.
К источникам собственных средств предприятия для финансирования
воспроизводства основных средств относятся: амотизация, износ
неиатериальных активов, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
Через механизм ускоренной амортизации предприятия всех форм
собственности имеют возможность регулировать величину и сроки
финансирования воспроизводства основных средств.
Износ по нематериальным активам начисляется по нормам, лпределяемым
самим предприятием. За основу расчета норм принимаются первоначальная
стоимость и планируемый срок использовани я нематериальных активов.
Направления использования чистой (оставшейся после налогообложения
) прибыли определяются предприятием самостоятельно.
К заемным источникам финансирования воспроизводства основных
средств относятся:
банковские кредиты;
заемные средства других предприятий ;
долевое участие в строительстве;
финансирование из бюджета;
финансирование из внебюджетных фондов.
Банковские кредиты предоставляются предприятию на основании
кредитного договора на условиях платности, срочности, возвратности под
обеспечение (гарантии, страхование, залог недвижимости или других
активов предприятия).
Источником финансирования воспроизводства основных средств являются
также заемные средства других предприятий, которые предоставляются на
возмездной или безвозмездной основе. Займы предприятиям могут
предоставляться также индивидуальными инвесторами (физическими лицами0.
Другими факторами воспроизводства основных средств являются
бюджетные ассигнования из федеральных или местных бюджетов, а также
отраслевых и межотраслевых целевых фондов. Безвозмездное финансирование
из этих источников фактически превращается в источник собственных
средств.
ВОПРОС 40 ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
Финансовые вложения - это денежные поступления субъекту хозяйствования
для целей расширенного воспроизводства и на удовлетворение других
потребностей.
Финансовые вложения являются материально – вещественным воплощением
самих финансовых отношений.
Финансовые вложения воздействуют на общественное воспроизводство в
следующих направлениях:
финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
финансовое регулирование экономических и социальных процессов ;
финансовое стимулирование экономики.
Финансовые вложения классифицируются по следующим видам:
в отрасли материального производства :
связанные с формированием первичных доходов, образованием и
использованием в хозяйственных подразделениях материального производства
целевых фондов внутрихозяйственного назначения - уставного фонда. Фонда
развития производства и т.п.;
связанные с отношениями, возникающими между предприятиями, если они
носят распределительный характер (инвестирование средств в акции ,
облигации других предприятий, внесение паевых взносов);
связанные с отношениями, складывающимися у предприятий со страховыми
организациями в связи с формированием и использованием различных
страховых фондов;
образующиеся в связи с получением банковских ссуд;
связанные с использованием бюджетных и внебюджетных фондов;
связанные с внутриотраслевым перераспределением финансовых ресурсов («
вертикальная» взаимосвязь);
в отрасли нематериального производства:
кап. вложения в фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр. за
счет бюджетных средств;
кап.вложения с использованием средств внебюджетных фондов в различные
субъекты хозяйствования.
Капитальные вложения осуществляются в прмышленность, сельское хозяйство,
и другие отрасли экономики внутри страны и за границей в целях
получения прибыли либо в целях получения социального эффекта.
Государственные финансовые вложения осуществляются в:
ценные бумаги (акции, облигации и др.)
вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства
различных отраслей народного хозяйства
научно-техническую продукцию
интеллектуальную собственность.
ВОПРОС 58 ФИНАНСОВО – КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Основная задача финансово – кредитного регулирования -
обеспечение экономического роста, проведение антикризисной и
антицикличной политик.
Финансово-кредитное регулирование на государственном уровне
способствует не только экономическому росту, но и изменению
народно-хозяйственных пропорций, т.к. государство концентрирует в своих
руках огромные финансовые ресурсы.
Государство использует следующие методы регулирования экономики:
административные (законы, штрафы);
экономические ( кредитная политика – отношения с банком, налоговая
политика и др.).
Финансово-кредитное регулирование осуществляется и с помощью
бюджетных методов финансирования народного хозяйства:
государственные капитальные вложения (этот метод используется для
оживления экономики, создания новых отраслей и др.)
государственные закупки (с их помощью устанавливается совокупный спрос;
государство способствует своевременной реализации товаров)
субсидии (средства, которые даются безвозмездно):
- дотации (вид субсидий, используемых на покрытие убытков,
задолженностей, например, по заработной плате);
субвенции (вид субсидий, используемых на целевые расходы)
экспортная премия
|
|
|