Реферат: Безработица
Содержание:
Введение.
Переход к рыночной экономике в России обусловил значительные изменения
как в системе показателей статистики рынка труда, так и в методологии их
исчисления.
В статистическую практику внедрены такие категории, как экономически
активное население, безработица, затраты на рабочую силу, трудовые
конфликты, которые в условиях плановой экономики не являлись предметом
анализа статистики рынка труда.
Одна из главных задач, которая стояла перед статистикой рынка труда в
последние годы, - введение международных статистических норм, которые
адаптированы к условиям рыночной экономики.
В 1990 г. СССР ратифицировал Конвенцию о статистике труда. Россия как
правопреемница СССР приняла на себя обязательства, которые вытекают из
этой Конвенции. Среди этих обязательств фигурируют разработка и
представление данных в Международные организации по вопросам занятости,
безработицы, заработной платы и другим разделам трудовой статистики.
Следует отметить, что в настоящее время в России статистика рынка труда
в основном перешла на международные статистические нормы. Классификация
населения по статусу занятости, классификация занятий, классификация
затрат на рабочую силу, которые используются в статистической практике,
основываются на соответствующих международных классификациях.
Для сбора данных о занятости и безработице, заработной плате по
профессиям, затратах на рабочую силу организованы регулярные выборочные
обследования, программы проведения которых направлялись на экспертизу в
Международное бюро труда и другие международные организации и получили
положительный отзыв экспертов этих организаций.
Основными задачами статистики рынка труда на современном этапе являются:
изучение текущих данных об экономически активном населении, занятости,
безработице, структуры занятости по отраслям и профессиям;
исследование данных о движении рабочей силы;
изучение данных о фондах времени, их структуре, а также расчет
показателей использования рабочего времени;
исследование данных о затратах на рабочую силу, их структуры и динамики;
изучение данных о трудовых конфликтах, а также расчет показателей,
характеризующих трудовые конфликты по отраслям, причинам возникновения и
др.
1. Безработица: понятие безработного.
Безработица - «независящее от воли работника приостановление трудовой
деятельности на длительный срок по причине невозможности
трудоустройства, как правило, вследствие расторжения трудового
соглашения между лицом наемного труда и нанимателем». И, следовательно,
безработица выступает как явление, содержание которого состоит в том,
что для определенной части экономически активного населения сложилась
ситуация полного отсутствия работы в определенный момент времени.
Безработица выступает объективным фактором экономической жизни. Ее
появление стало возможным только с появлением института наемного труда.
Для более полного понимания механизма формирования безработицы
рассмотрим рис. 1.
Рис. 1. Движение экономически активного населения
Рисунок показывает, что изменение численности безработных в каждый
конкретный момент времени определяется: масштабами увольнения
работников; выбытием и естественным приростом экономически активного
населения; трудоустройством безработных. Ее масштабы определяются как
демографическими, так и социально-экономическими факторами, и прежде
всего условиями труда и быта экономически активного населения. В целом
же чем меньше увольнений, тем меньше и величина безработицы. Их число
может быть существенно уменьшено за счет внутрифирменных перемещений
работника, т.е. внутреннего рынка труда, организации переподготовки и
повышения квалификации работника непосредственно на производстве.
Сокращению безработицы способствует уменьшение времени трудоустройства,
т.е. изменение средней продолжительности безработицы. Этого можно
достичь прежде всего за счет открытия новых рабочих мест, развития
самодеятельного предпринимательства.
Для более полного понимания сущности безработицы необходимо уяснить,
кого же можно считать безработным. Решение этого вопроса определено
основными методологическими положениями по классификации статистических
данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в
занятости*.
Соответственно этому документу в России к безработным относятся лица 16
лет и старше, которые в рассматриваемый период;
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, то есть обращались в государственную
службу занятости, использовали или помещали объявление в печати,
непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю);
использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации
собственного дела;
в) были готовы к работе.
Человек признается безработным только в том случае, если соблюдены все
три условия.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды считаются безработными только
в том случае, если они активно искали работу и были готовы приступить к
выполнению служебных обязанностей. В состав безработных включаются также
лица, обучающиеся по направлению служб занятости.
В настоящее время в России численность безработных определяется на
основе вышеизложенной методологии, которая соответствует международным
статистическим стандартам (методология Международной организации труда),
а также устанавливается численность лиц, зарегистрированных
государственными службами занятости и признанных безработными.
Однако надо иметь в виду, что не каждый гражданин, не имеющий работы,
ищущий ее и готовый приступить к работе, в нашей стране, как и во многих
других, является официально признанным безработным. Согласно закону о
занятости населения «безработными признаются трудоспособные граждане,
которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в федеральной
службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовы
приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение
общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты
выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого гражданам,
уволенным из организаций (военной службы) независимо от их
организационно-правовой формы и формы собственности в связи с их
ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата».
Регистрация безработных осуществляется в службе занятости по месту
постоянного жительства при предъявлении человеком паспорта, трудовой
книжки и документов, удостоверяющих профессию, квалификацию, средний
заработок за последние два месяца работы. Для впервые ищущих работу
необходимо предъявить паспорт и документ об образовании. Решение о
признании гражданина безработным принимается не позднее 11 дня с момента
предъявления службе занятости соответствующих документов.
Безработным гражданин признается со дня предъявления документов в службу
занятости. Статуса безработного гражданин лишается при предоставлении
ему подходящей работы. Это понятие конкретизируется в законе о
занятости. Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной
подготовленности работника, опыту и практике предыдущей работы,
состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (времени,
затрачиваемого на дорогу от места жительства до места работы). Оно
устанавливается в каждом конкретном случае органами местного управления.
В законе о занятости конкретно определяется работа, которая не может
считаться подходящей. Это имеет место в том случае, если: «она связана с
переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не
соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок
ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца
по последнему месту работы». В соответствии с действующим
законодательством, безработными не могут быть признаны лица моложе 16
лет, а также граждане, которым назначена пенсия, кроме граждан,
получающих пенсию по инвалидности III группы. Не признаются безработными
и те граждане, которые в течение 10 дней после обращения в службу
занятости отказались от двух вариантов подходящей работы, а впервые
ищущие работу и не имеющие специальности (профессии) при двух отказах от
получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том
числе временного характера. При этом надо иметь в виду, что граждане, не
признанные безработными, имеют право на повторное обращение в службу
занятости для признания безработными через две недели.
Согласно закону о занятости населения «трудоспособные граждане,
обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-техничес-ких
училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних
специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению
федеральной государственной службы занятости населения признаются
занятыми». Соответственно этому, если они хотят работать, активно ищут
работу, статус «безработного» в службах занятости они получить не могут.
Таким образом, сегодня мы сталкиваемся с различным трактованием понятия
«безработный». Статистические органы в их число включают учащихся,
студентов, пенсионеров и инвалидов, если они ищут работу, а органы
федеральной государственной службы занятости нет (исключение составляют
граждане, получающие пенсию по инвалидности III группы). В связи с чем
при анализе данных о безработице необходимо иметь в виду различие в
методологии установления численности безработных, определяемых в
соответствии с основными методологическими положениями Госкомстата
Российской Федерации и вышеуказанным законом о занятости.
2. Статистическое наблюдение за безработицей.
Источником информации о реальной численности «официально
зарегистрированных безработных» являются данные статистической
отчетности, разрабатываемой органами государственной службы занятости; о
реальной численности безработных - выборочные обследования населения по
проблемам занятости. Оно проводилось Госкомстатом России два раза в год
(последние недели марта и октября) по специальной программе. С 1999 г.
обследование проводится ежеквартально. В анкете этого обследования
содержится широкий круг вопросов, который позволяет оценить на
определенный момент, выполнял ли человек какую-нибудь платную работу,
какой она носила характер (постоянный или временный); выясняются
причины, почему человек не имел постоянной работы или работал неполную
рабочую неделю (день). В том случае, если он не имеет работы, то должен
ответить на вопросы, которые позволяют оценить причину его незанятости и
соответственно этому признать или не признать его безработным.
Выборочному обследованию подвергается около 580 тыс. человек, и условия
его организации представляют объем выборки, дающий возможность получить
репрезентативные данные как в целом по России, так и по ее регионам.
Распространение результатов выборочного обследования позволяет
определить полную численность безработных в России на момент
обследования. В практике некоторых зарубежных государств такие
обследования проводятся ежемесячно.
На основе этих данных оказывается возможным дать количественные оценки
ряда показателей, которые обычно изучаются при анализе безработицы.
Среди них прежде всего надо назвать численность безработных.
Таблица 2.1.
Численность безработных (на конец года)
Годы Численность безработных по данным:
Госкомстата (по состоянию на октябрь) Государственной службы занятости
всего,
млн.
чел.
в % к
1992 г.
в % к
предыдущему
периоду
уровень
безработных всего,
тыс.
чел.
В % к
1992г.
в % к
предыдущему
периоду
уровень
безработицы
1992
3,9
100,0
X
5,2
578
100,0
X
0,8
1993
4,3
110,3
110,3
5,9
836
144,6
144,6
1,1
1994 5,7 146,2 132,6 8,1 1637 283,3 195,9 2,2
1995
6,7
169,2
117,5
9,5
2327
402,6
142,2
3,2
1996
6,7
169,2
100,0
9,7
2506
433,6
107,7
3,4
1997
8,1
207,7
122,7
11,8
1999
345,8
79,8
2,2
1998
8,9
228,2
109,9
13,3
1929
333,7
96,5
2,8
1999,
февраль
10,4
266,7
116,8
15,2
...
...
...
...
Данные табл. показывают, что численность безработных, определенная
Госкомстатом РФ, возросла весьма существенно. При этом темпы ее роста в
1993-1994 гг. обгоняют темпы роста в 1992-1993 гг. В 1995 г. произошло
сокращение темпа роста реальной безработицы. В последние годы имел место
абсолютный прирост безработных, но он не был столь значительным. Если в
1992-1995 гг. в среднем за месяц численность безработных возросла на 1,4
%. то в 1995-1999 гг. - на 1,1 %. Этот вывод подтверждает и сравнение
«скорости» роста уровня безработицы. В вышеуказанные периоды он вырос,
соответственно на 1,7 % и 1,2 %. Однако при этом нельзя не отметить, что
уровень безработицы в России практически достиг своей предельной
величины и необходимы срочные меры по ее сокращению.
Данные федеральной службы занятости представляют несколько иную картину
безработицы в России, Темп роста численности официально
зарегистрированных безработных замедлился, особенно значительно в 1996
году. Более того, в мае - июле 1996г. произошло абсолютное сокращение
численности официально зарегистрированных безработных. Это объясняется
не только сезонными колебаниями, но переменами в порядке регистрации и
снятия с учета безработных, определенных Законом РФ «О занятости
населения в РФ». Произошло изменение в порядке определения размеров
пособия по безработице. Пособия безработным гражданам устанавливались в
процентном отношении к заработку, исчисленному за последние три месяца
по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев,
предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 12
календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на
условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных
недель с полным рабочим днем (неделей). В мае 1996 г, этот порядок был
изменен. Теперь для получения пособия по безработице гражданин должен
отработать за последние 12 месяцев не менее 26 календарных недель на
условиях полного рабочего дня (недели). В противном случае он будет
получать пособие в размере минимальной заработной платы. Подобная
практика не могла не сократить число обращений граждан в органы
государственной службы занятости.
Сопоставляя данные государственной службы занятости и Госкомстата, надо
исходить из различий порядка учета безработных и опыта, как наших
органов занятости, так и зарубежных. К услугам служб занятости
обращается в лучшем случае 1/3-1/4 граждан, ищущих работу, другая, более
значительная часть населения предпочитает решать эту задачу
самостоятельно. Такое соотношение присуще практически всем странам, где
ведется учет безработных.
При исчислении безработных следует обратить внимание на проблему,
которая появилась в России и ряде других стран и которую необходимо
решить. Речь идет о работниках предприятий, отправляемых в так
называемый административный отпуск, который может быть как с частичным
сохранением содержания, так и без сохранения содержания. При этом
продолжительность этого отпуска бывает довольно значительной. В этом
случае, хотя эти лица имеют формальные связи с работодателем, многие из
них ищут другую работу и готовы к ней приступить.
Анализ зарубежного опыта показывает, что и в других странах также
имеются лица, находящиеся в подобной ситуации. Но при этом
продолжительность административного отпуска не превышает 2—3 недель,
максимум одного месяца. После этого эти лица учитываются в категории
безработных.
С учетом того, что лица, находящиеся в административных отпусках, часто
находятся в ситуации более тяжелой, чем те, которые официально признаны
безработными и имеют право на получение пособия по безработице, следует
внести соответствующие коррективы в определение безработицы, которое бы
позволило и лиц, имеющих формальные связи с работодателями, поскольку
они находятся в административных отпусках, после истечения определенного
срока (например, месяца) учитывать в качестве безработных.
3. Система показателей по безработице.
Важным показателем, характеризующим безработицу является уровень (доля)
безработных. Он определяется как соотношение численности безработных и
экономически активного населения. Расчет уровня безработицы проводится
по формуле:
,
где La - уровень безработицы, выраженный в процентах;
Lb - численность безработных;
Lэа - численность экономически активного населения.
Этот показатель позволяет оценить относительные размеры безработицы.
Также одним из показателей является коэффициент безработицы:
,
где Бt — численность безработных на t-ю дату;
Pэ. ак — численность экономически активного населения на t-ю дату.
В том случае, если в числителе стоит численность официально
зарегистрированных безработных, то получают коэффициент официально
зарегистрированной безработицы.
Расчеты уровня безработицы (см. табл. 3.1.) показывают, что и в России,
и в ее регионах проходит достаточно интенсивный рост безработицы. Эти
процессы сопровождаются значительной дифференциацией регионов по уровню
безработицы, об этом свидетельствует рост коэффициента размаха. В 1992
г. он составлял 3,6%, а в 1998 г.-9,3%.
Таблица 3.1.
Средний уровень безработицы в регионах России в 1992 и 1998 гг.
(в % к экономически активному населению)
Регионы Средний уровень безработицы
в регионах России
1992г. 1998г.
абс. знач. место в
ранжир.
ряду абс. знач. место в
ранжир.
ряду
Северный 4,4 9 15,7 3
Северо-Западный 5,8 2 14,4 7
Центральный 4,7 6 11,8 10
Волго-Вятский 4,2 10 12,7 9
Центрально-Черноземный 3,7 11 10,9 11
Поволжский 4,8 5 15,8 2
Северо-кавказский 7,3 1 21,1 1
Уральский 4,5 8 13,3 8
Западно-Сибирский 5,5 3 14,6 6
Восточно-Сибирский 4,6 7 14,7 5
Дальневосточный 5,0 4 14,8 4
Наиболее полно положение дел на рынке труда может быть представлено и
раскрыто в показателе уровень обращения безработных в государственную
службу занятости (Li). Он характеризует долю зарегистрированных
государственной службой занятости безработных (Ls) в их численности,
установленной Госкомстатом России (Lb).
Расчет уровня обращения проводится по формуле:
.
В 1992 г. величина этого показателя составляла 14,8%, в 1993 г. -19,4%;
в 1994 г. - 28,1%, в 1995 г - 34,8%, в 1996 г. - 37,3%. Эти данные
показывают, что до 1996 г. всё больше безработных оказывались не
способными самостоятельно найти новую работу. И этот факт наиболее
убедительно свидетельствует об ухудшении ситуации на рынке труда. С 1996
г значение этого показателя начало уменьшаться. Прежде всего по причине
изменения правил выплаты пособий по безработице. В 1997 г. его значение
составило 24,7%. в 1998 г. - 21,3 %.
Другим измерителем безработицы является показатель ее продолжительности.
В 1993 г. средний период поиска работы составлял 6,7 месяца, в 1995 г. -
около 8 месяцев, в 1996 г. - 8,4 месяца. 1997 г. - 9 месяцев. 1998 г. -
9,1 месяца.
Весьма важным является показатель, характеризующий часто ту безработицы,
который может быть оценен как отношение числа случаев безработицы за
определенный период к численности безработных. Однако современная
статистика не представляет возможности его исчисления.
Характеристикой безработицы выступает половозрастной состав безработных
(см. табл. 3.2., 3.3.).
Таблица 3.2.
Распределение численности безработных по возрастным группам и полу в
1992 и 1998 годах, в %
Возрастные
группы безработных 1992 г
1998 г
Всего В том числе
Всего
В том числе
муж.
жен.
муж.
жен.
15-19 15,5 14,7 16,4 8,1 7,3 9,1
20-24 15,8 17,1 14,3 18,0 18,5 17,3
25-29 11,6 12,1 11,0 12,7 13,2 12,2
30-49 39,5 39,4 39,7 51,3 50,2 52,4
50-54 6,5 5,9 7,2 4,1 3,7 4,6
55-59 5,3 5,1 5,6 4,2 5,3 3,0
60-72 5,8 5,7 5,8 1,6 1,8 1,4
Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Данные этой таблицы показывают, что наиболее подвержены безработице люди
в возрасте 30-49 лет. При этом надо отметить, что их доля по мере роста
численности безработных возрастает. В то же время сократилась доля
безработных среди населения в возрасте 15-19 лет. Это положительный
факт. Уменьшилась и доля безработных среди лиц старше 50 лет, особенно
среди женщин.
Важна и оценка полового состава безработных.
Таблица 3.3.
Половой состав безработных, в %
Годы
Всего
В том числе
мужчин
женщин
1992 100 52,3 47,7
1993 100 53,0 47,0
1994 100 53,9 46,1
1995 100 53,9 46,1
1996 100 53,4 46,6
1997 100 54,2 45,8
1998 100 53,9 46,1
Все данные расчеты произведены по результатам октябрьских обследований
занятости населения, кроме 1996 г.
Данные таблицы показывают, что если до 1996 г. систематически падала
доля безработных женщин, то затем положение изменилось. Она начала
расти, а доля безработных мужчин - уменьшаться.
И, наконец, весьма важной является оценка профессионального состава
безработных.
Таблица 3.4.
Распределение численности безработных по занятиям по последнему месту
работы (на конец октября 1998 г.).
Наименование занятий
Итого (в%) Уровень безработицы (в %)
всего муж. жен. всего муж. жен.
Всего 100,0 100,0 100,0 13,3 13,6 13,0
В том числе:
Руководители 1,8 2,8 1,4 5,0 5,0 4,9
Специалисты высшего уровня 8,9 6,8 11,3 9,2 10,5 8,5
Специалисты среднего уровня 11,7 6,1 18,2 11,6 11,0 11,8
Служащие, занятые подготовкой информации 3,3 0,5 6,5 15,9 11,3 16,5
Работники сферы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства 12,7
5,3
21,5
17,2
11,1
20,3
Квалифицированные рабочие сельского, лесного и охотничьего хозяйств 1,8
1,7 1,9 9,9 9,3 10,6
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий,
строительства, транспорта, связи 20,0 28,0 10,6 18,5 18,1 19,7
Операторы, аппаратчики, машинисты, установ. машин и слесари-сборщики
14,4 23,9 3,2 15,4 15,7 13,0
Неквалифицированные рабочие 17,4 17,5 17,3 17,5 19,4 15,7
Данные таблицы 3.4. показывают, что безработица по-разному задела
работников отдельных занятий. Сопоставление структуры занятых и
безработных свидетельствует, что более всего безработных оказалось среди
работников сферы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства,
квалифицированных рабочих сельского, лесного и охотничьего хозяйств,
квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий,
строительства, транспорта связи, неквалифицированных рабочих.
Для некоторых занятий характерен разрыв в величине доли безработных.
Здесь особо можно отметить, что из 9 групп безработных меньше доля
мужчин в 6 группах, в 3 - наоборот. К ним относятся такие занятия, как
руководители, квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных
предприятий, строительства, транспорта и связи, операторы, аппаратчики,
машинисты установочных машин и слесари-сборщики.
Наименьший уровень безработицы среди руководителей, специалистов
высокого уровня, а наибольший - среди квалифицированных рабочих крупных
и мелких промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи и
неквалифицированных рабочих.
Заключение.
Оценивая данные о безработных, нельзя не отметить, что методы
определения их численности весьма далеки от совершенства. Например, в
нашей практике для оценки безработицы используется показатель,
характеризующий соотношение числа безработных и вакантных рабочих мест.
В зарубежных странах сегодня отказываются от применения этого
относительного показателя Он, по их оценкам, «преувеличивает колебание
конъюнктуры и изменяет не только степень нарушения равновесия, но и
несовершенство рынка». Используемые при его определении факторы
неоднородны и не учитывают полностью ни предложения, ни спроса на труд.
Оценивая состояние безработицы, нельзя не отметить также определенную
нечеткость информации о численности безработных. Она, как отмечалось,
определяется по данным выборочного обследования, которые затем
распространяются на всю генеральную совокупность. Здесь вполне возможна
ошибка. Так, можно предположить, что выборка для отдельных районов не
всегда будет репрезентативна. Подобное положение искажает реальную
картину и, соответственно, препятствует принятию адекватных масштабам
явления управленческих решений. Этому же мешает и ложная информация. Для
отдельных граждан в определенных условиях более выгодно называть себя
безработным. Например, человек, занятый в «теневой» экономике, тем более
криминальной, индивидуальным предпринимательством, в особенности
«челноки», вполне может объявить себя безработным или зарегистрироваться
в службе занятости. Такие факты имеют место, и о них иногда становится
известно.
Существенной причиной неточности информации является наличие группы
людей, которые называются «отчаявшимися». Ее существование связано с
тем, что человек, потерявший работу в связи с ненужностью его профессии,
может оказаться вынужденным трудоустроиться на такое рабочее места,
которое требует более низкой квалификации, а оно, как правило, рано или
поздно закрывается. В этом случае данному человеку становится еще более
трудно найти работу. Ее поиск может продолжаться весьма долго. И в конце
концов человек теряет надежду на получение работы и перестает ее искать,
в связи с чем он, фактически являясь без работным, юридически теряет
этот статус, согласно определению безработицы. Количество таких людей
увеличивается во время экономического спада и уменьшается в период
процветания.
Информации о таком контингенте людей мы пока не имеем, что также
затрудняет организацию работ по трудоустройству населения.
Список использованной литературы:
Экономика труда: Учебное пособие / Б.Д. Бреев, Н.Н. Пилипенко, Л.Т.
Столяренко и др.; Под общ. ред. Б.Д. Бреева, Н.Н. Пилипенко. – М.:
Изд-во МГСУ “Союз”, 1999. – 300 с.
Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.:
ИНФРА-М, 1998 – 480 с.
Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. – М.,
1994. - Т.1. - С. 348.
Государственный комитет Российской Федерации по статистике. «Основные
методологические положения по классификации статистических данных о
составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости».
Утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 мая 1993 г. № 67.
* Данные методологические положения разработаны на основе материалов
международных конференций статистиков труда. Международной организации
труда (МОТ) и статистической практики России.
О внесении изменений и дополнений и Закон Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета - 1996.
- 6 мая.
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. –
1996. – 6 мая.
В международной практике кроме этих двух источников используют данные о
страховании на случай безработицы; информацию профсоюзов и их органов,
оказывающих поддержку безработным.
Липпе П. Экономическая статистика - Шгутгарт 1995. – С. 503.
Липпе П. Экономическая статистика. – Штутгарт, 1995. – С.503.
|