Меню
Поиск



рефераты скачатьКурсовая: Денежно-кредитная политика государства

Курсовая: Денежно-кредитная политика государства

Введение

Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки
появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается
современной модели центральных банков, то ее формирование восходит,
когда начали определяться функции центральных банков в экономике с
бумажными деньгами и коммерческими банками.

Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный
банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – центральный банк
должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой
систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой
паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором
посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи
центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.

Проведение денежной политики – является второй основной задачей. Она
осуществляется в основном посредством инструктирования. Бюро по
операциям на открытом рынке по поводу контроля над денежной массой,
чтобы был обеспечен низкий уровень инфляции и при этом не допущена
значительная безработица.

Кредит относится к числу важнейших категорий экономической системы.
Однако эта тема полностью не изучена, нуждается в дополнительной
разработке и доработке применительно к условиям Российской экономики,
сложившимся на современном этапе и претерпевающем постоянные изменения,
поскольку экономическое состояние страны постоянно зависит от состояния
кредитно-денежной системы. Необходимо учитывать опыт развитых стран,
накопившийся в этой области. Необходимо постоянно совершенствовать и
развивать новые формы кредита. Все это должно ускорить развитие
экономики нашей страны, в какой-то степени сделать и более эффективной.

Кредитная система и

денежно-кредитная политика государства.

Прежде чем анализировать приемы, с помощью которых осуществляется
кредитно-денежная политика, важно четко понять ее цели и знать
учреждения, ответственные за разработку и проведение в жизнь этой
политики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь
экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося
полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика
состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации
совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня
цен.

В России законодательно закреплена двухуровневая банковская система.
Банком верхнего уровня является Центральный банк. О центральном банке
говорят следующее: в важнейших областях экономики и политики ЦБ
действует в соответствии со стратегией и интересами всего общества, а по
тактическим вопросам экономического регулирования часто возникают
разногласия с правительством. В западной литературе глубокое
противоречие вокруг деятельности ЦБ получило название "магического
четырехугольника", где в качестве углов выступают экономический рост,
проблема занятости, стоимость денег и, наконец, сбалансированность
платежного баланса страны.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление
эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на
второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще
являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная
масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег
должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

На втором уровне банковской системе России находятся коммерческие банки
и некоторые другие кредитные учреждения. Комбанки многопрофильные
кредитные учреждения, выполняющие операции в различных секторах
денежно-финансового рынка. Они представляют собой основное звено всей
кредитной системы. Основными функциями комбанков считаются:

прием депозитов

кредитование заемщиков

осуществление расчетов.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на
кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на
расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного
развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения,
сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом,
воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических
задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у
предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление
коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны,
избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и,
как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного
положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная
политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности
банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике
"дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится
смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях
поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования
капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как
косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами
воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк
либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных
учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е.
количественные ограничения кредита).

__________________________________________________________________

Теперь мне хотелось бы немного сказать о том, почему собственно
предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике, и
играет ли вообще.

Широко используется так называемая формула ,или уравнение, обмена.
Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы,
скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. Но это
теория. А вот что показывает статистика:

“ Уровень роста предложения денег и средний уровень цен практически
линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех
странах со всеми экономиками (по развитости).

Уровень роста предложения денег и реального производства абсолютно не
связаны между собой там, где прирост денежной массы более чем примерно
18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы
существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1

Уровень инфляции и уровень роста реального продукта абсолютно не
взаимосвязаны.”

2. Инструменты денежно-кредитной политики.

Выше были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим
теперь основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит
свою политику по отношению к коммерческим банкам.

Инструментов денежно-кредитной политики довольно много, и они очень
разнообразны. Классики выделяют три - регулирование учетной ставки,
норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Однако все
действия, направленные на лечение денежной и кредитной систем,
проводимые ЦБ, могут быть названы монетаристскими инструментами.

Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим
денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и
методы:

определение процентных ставок по совершаемым им операциям

установление резервных требований, для депонирования средств кредитных
учреждений

проведение операций на открытом рынке

рефинансирование банков и предоставление кредитов

осуществление валютных интервенций

установление ценовых ориентиров роста денежной массы

введение кредитных ограничений.

России может устанавливать одну или несколько официальных процентных
ставок с учетом особенностей различных видов операций или проводить
процентную политику без фиксации официальной процентной ставки.

Выше мною были изложены цели государственного регулирования, были
рассмотрены две формы воздействия на кредит - прямая и косвенная.
Рассмотрим более подробно формы кредитного регулирования.

2.1 Рефинансирование коммерческих банков и

операции на открытом рынке.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными
учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать
кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай -
переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и
операции на открытом рынке.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов
денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы.
Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому
векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета (ПС)
называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Центральный
банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем
коммерческий банк.

Предположим, что Центральный банк покупает вексель по цене Ц, при этом
долговое обязательство передается центральному банку, коммерческий банк
получает плату за продажу векселя – Ц. При наступлении срока платежа
коммерческий банк выступает в роли покупателя, приобретая вексель по
цене учета К, при этом коммерческий банк заинтересован в том, чтобы
покупка векселей центральным банком осуществлялась по цене Ц, которая
почти не отличается от цены учета К, т.е. чтобы разница К-Ц была
минимальной. Это достигается в том случае, если ставка переучета
(рефинансирования) будет наиболее низкой. То есть ЦБ бает кредит
комбанку и в залог берет векселя. Повышение ПС будет снижать объем
переучета векселей, поскольку оно вызовет удорожание этой операции для
коммерческих банков.

Но коммерческий банк будет стремиться компенсировать потери, вызванные
ростом ПС путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам
(ПС). Т.е. изменение ПС прямо влияет на изменение ПС. Последние является
главной целью данного метода кредитной политики центрального банка.
Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления
инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям
коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит
удорожание кредита.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние
на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности
коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на
ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной
ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков
для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по
активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к
новой денежно-кредитной политике, что заставляет другие банки вносить
необходимые коррективы в свою деятельность.

Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что
предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем
покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму,
зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может
постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских
векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,
соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные
банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного
регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их
обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу,
изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно
отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это
использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки
векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут
изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального
банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного
метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не
допуская при этом ухудшения ликвидности.

Другая функция операций на открытом рынке, кроме регулирования
процентной ставки, заключается в следующем. При продаже и покупке ценных
бумаг центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных
средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их
кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он
увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного
предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным
последствиям. Приведу следующий пример. Предположим, что на денежном
рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и центральный банк
ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. Для этого он
начинает активно предлагать разнообразные государственные ценные бумаги
типа ГКО или облигаций государственного займа банкам и населению,
которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных
дилеров. Для подстегивания спроса государство еще к тому же ограничивает
наиболее популярный тип хранения средств - хранение средств в какой-либо
стабильной валюте, например, установив ограничения на курс национальной
валюты к, например, доллару, создав что-то типа коридора на его
котировки. То есть люди, пережив что-то наподобие банковского кризиса, и
обжегшись на валюте начинают переводить свои денежные средства в
выпущенные государственный ценные бумаги. Поскольку предложение ценных
бумаг увеличивается, то их рыночная цена падает, а процентная ставка по
ним растет, и, соответственно, возрастает "привлекательность" их для
покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать
правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к
сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою
очередь, уменьшит предложение денег в пропорции, равной банковскому
мультипликатору. Кривая предложения денег сдвинется влево, а процентная
ставка возрастет.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США,
Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого
рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил
всеобщее применение и на Западе. Сейчас в России используется этот метод
влияния на экономику путем выпуска государством ГКО, ОФЗ и прочих ЦБ.
Прелесть этого инструмента для России в том, что правительство убивает
сразу двух зайцев - проводит монетарную политику и финансирует дефицит
госбюджета.

2.2 Политика обязательных резервов.

Базой политики обязательных резервов служит банковский мультипликатор.
Мультипликационный эффект возникает вследствие того, что банки создают
новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса
сокращается, когда клиенты возвращают банкам ранее взятые ссуды.

Во всех учебниках приводится один и тот же пример, явно взятый авторами
этих учебников из книги "Деньги, банки и денежно-кредитная политика"
Двина Дж. Делана и немножко переделанный, хотя в некоторых учебниках
передирали даже не меняя цифры. Поэтому и я не буду особенно
оригинальничать и приведу подобный пример.

Допустим, у нас есть группа банков, в которых все чтят закон, и поэтому
размер обязательных запасов в каждом из них находится, например, на
уровне 20%. Теперь представим себе следующую ситуацию: клиент №1 пришел
в банк №1 и положил туда на счет 100 000 000 рублей (100 миллионов
рублей). Банк №1 предоставил заемщику №1 ссуду в размере 80 миллионов
рублей, а 20 миллионов рублей соответственно закону оставил в резерве.
Заемщик заплатил за что-то 80 миллионов клиенту №2, который положил эти
деньги в банк №2. Банк № 2 выделил ссуду заемщику №2 в размере 64
миллионов рублей, оставив 18 миллионов в запасе. Заемщик номер 2 отдал
деньги клиенту №3, и все повторилось. Согласно этой модели, в обращении
реально появилось около 500 миллионов рублей, хотя оригинально было 100
миллионов рублей, то есть:

100 + 80 + 64 +51.2 + 40.96 + 32.768 +... = 500.

100/0.2=500

Этот график отражает рост положенных в банк денег при ставке
обязательных резервов в 20%.. При повышении ставки денег, полученных от
изначальных 100 миллионов, будет меньше, а при понижении ставки -
больше. После того, как все вернет кредиты, денежная масса опять
уменьшится, но в среднем превалирует увеличение, так как богатство
народа увеличивается, и вклады в коммерческие банки увеличиваются.

Наиболее мощным средством воздействия на предложение денег является
изменение центральным банком нормы резервных требований . Величина
резервов, то есть часть банковских активов, которую любой коммерческий
банк обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет
его кредитные возможности, ведь банк может выдавать ссуды и расширять
тем самым денежное предложение только тогда, когда у него есть свободные
резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая
или уменьшая официальные резервные требования, центральный банк может
регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать
предложение денег. Этот инструмент монетарной политики является наиболее
мощным, но достаточно грубым инструментом, поскольку затрагивает основы
всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы
обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме
банковских депозитов и кредита, поэтому этот инструмент монетарной
политики должен применяться только в исключительных случаях. Повышение
нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и
приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных
возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает
положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные
возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Очевидно, что
изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных
учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит
как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных
экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным
средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому
методу обычно в период усиления инфляции.

2.3 Ограничение кредитования.

Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать
норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике
центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов
различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются
неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной
политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают
влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.
Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты
его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае
использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется
большая эффективность кредитных ограничений.

Данный метод регулирования имеет ряд недостатков. Остановимся на
наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования
банковской системы в целом. Банковские учреждения должны выполнять
предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная
заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их
превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается
как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что
контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В
итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле,
поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на
беспроцентном счете в эмиссионном институте.

Итак, этот метод кредитного регулирования представляет собой
количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от
рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита
является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также
кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают
в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую
очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям.
Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания
банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство
способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных
ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в
некоторых странах вообще отменен. В настоящее время в развитых странах
наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа
денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием
новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на
денежном рынке, зависимостью центрального банка от правительства.

2.4. Политика дешевых и дорогих денег

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег и политика дешевых денег.
В этой главе я покажу, в чем она заключается и каков механизм
реализации. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением
цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для
достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая
заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен
совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у
коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной
ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство, связанные
с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся
избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные
резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим
банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в
стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную
ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого
национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу
данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем,
чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда
экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные
процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы
путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту
проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это
осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать
государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать
резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму,
что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.
Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса
коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством
заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер
называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки
обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить
предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком
велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование
резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить
свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как
старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится,
вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит
инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель
политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения
доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить
расходы и сдержать инфляционное давление.

6. Эффективность кредитно-денежной политики в России.

6.1.Долгосрочное кредитование предприятий и организаций

на капитальные вложения

В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль
долгосрочного кредита как источника денежных средств в формировании и
совершенствовании основных фондов народного хозяйства. Он используется
на капитальные вложения производственного и непроизводственного
назначения. Перечень объектов долгосрочного кредитования очень
разнообразный. Так, у предприятий и хозяйственных организаций,
независимо от форм собственности, это затраты на техническое
перевооружение, реконструкцию и расширение производства, на
строительство объектов непроизводственного назначения и на приобретение
оборудования, не входящего в сметы строек. Долгосрочный кредит
используется также при строительстве новых предприятий и сооружений,
имеющих важное народнохозяйственное значение.

Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяйственным
организациям на указанные выше цели на принципах возвратности,
срочности, платности и обеспеченности.

Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты, которые
обеспечивают народнохозяйственную эффективность, решают экономические и
социальные проблемы страны, расширяют экспортные возможности,
увеличивают производство товаров народного потребления.

Обязательными условиями долгосрочного кредитования являются: статус
заемщика как юридического лица, экологическая безопасность объекта
кредитования, обеспеченность своевременного и полного возврата кредита и
уплаты процентов за пользование им, соблюдение норм продолжительности
строительства.

Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кредит, который
предоставляется коммерческими банками на договорных началах за счет их
собственных и привлеченных средств; государственный кредит, источником
которого являются средства республиканского бюджета, и кредит под
целевые производственные программы за счет централизованных кредитных
средств Центрального банка. Кредитование в каждом из этих случаев
существенно различается. Коммерческие банки предоставляют долгосрочные
кредиты инвесторам за счет собственных и привлеченных средств на
договорных началах. Основными принципами формирования кредитных
отношений являются: свободный выбор партнеров этих отношений,
формирование условий их выполнения, оснований и объемов, ответственности
при полном невмешательстве государственных органов в выбор и реализацию
этих условий.

Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования в этом случае
- это собственные средства банков (различные фонды, нераспределенная
прибыль), средства централизованного ссудного фонда, предприятий и
организаций, а также средства бюджетов, которые находятся на счетах
банков, вклады граждан и займы у других банков.

Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кредитным договором,
которым предусматриваются размер разрешенного кредита, сроки и порядок
его использования и возврата, процентные ставки за пользование кредитом,
обязанности и имущественная ответственность сторон и формы обеспечения
обязанностей. Оформление долгосрочного кредитования производится банком
на основании предоставляемых заемщиком документов, перечень которых
определяется кредитным договором. Кредитный договор действует в течение
всего периода пользования кредитом.

Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной стоимостью
затрат по объекту (мероприятию), если кредит является единственным
источником финансирования, либо как разность между стоимостью этих
затрат и собственными средствами заемщика, направляемыми на эту цель.
Возможность учреждения банка выдать кредит заемщику в требуемом им
размере зависит от уровня этого учреждения (отделение, региональное
управление и дирекция, банк) и предоставленного ему права выдавать
кредит одному заемщику той или иной категории (предприятия, организации,
кооперативы, малые предприятия), а также наличия кредитных ресурсов.

Общий срок пользования кредитом складывается из нормативного времени
осуществления затрат и времени, в течение которого кредит возвращается
банку. Сроки погашения кредита устанавливаются в пределах окупаемости
затрат по проекту.

Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспособным
заемщикам, которые могут возвратить его в установленные сроки и уплатить
проценты за пользование кредитом. Определение кредитоспособности
предприятий и организаций является одной из важнейших сторон
хозяйственной деятельности банков в условиях перехода к рынку.

Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до заключения
кредитного договора на основе анализа его финансового состояния и
эффективности кредитуемого мероприятия. Базой для такого анализа служат
бухгалтерские балансы, другие отчетные и плановые документы о
финансово-хозяйственной деятельности, проектно-сметная документация,
планы технического перевооружения производства, прогнозные и
статистические материалы, характеризующие как современное экономическое
состояние заемщика, так и перспективы его развития.

Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить показатели,
отражающие разные его стороны, например, ликвидность его баланса,
покрытие баланса, привлечение средств. При долгосрочном кредитовании
важно оценить стабильность этих показателей в период пользования
кредитом. Такая оценка требует разнообразных экономических знаний,
умения прогнозировать изменения факторов, влияющих на доходность
заемщика в условиях перехода к рынку. К таким факторам следует отнести
прежде всего динамичность цен и тарифов, рентабельность производства,
энерго-, материало- и фондоемкость продукции, обеспечение сырьем,
кадрами и основными фондами, внедрение новых техники и технологий, рынок
сбыта продукции.

Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют путем проведения
инженерно-экономической экспертизы его проекта. При этом проверяются
наличие и качество проектно-сметной документации и заключений
экспертизы, соответствие проектных технико-экономических показателей
прогрессивным, оценивается технико-экономический уровень проекта.
Важными вопросами при проведении такой экспертизы являются: наличие
сырьевой базы, конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта,
прогноз уровня цен на будущую продукцию. В процессе
инженерно-экономической экспертизы необходимо изучить реальность
намечаемых сроков строительства с учетом мощностей, нагрузки и
материально-технического обеспечения, подрядных строительно-монтажных
организаций, надежность поставщиков оборудования и других партнеров.

В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты не
регулируется нормативными актами. Плата за пользование долгосрочным
кредитом определяется банками с учетом продолжительности срока
кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного
возврата кредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а
также наличия кредитного риска. Устанавливаемые банками процентные
ставки должны обеспечивать полное покрытие их расходов и получение
прибыли от осуществления хозрасчетной деятельности.

Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным
договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения
дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды.

Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сроки,
предусмотренные кредитным договором.

Ответственность за невыполнение заемщиками своих обязательств
предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), залога, гарантии,
страхования кредитного риска.

Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных, на стройку
машин и оборудования, строительных конструкций, деталей, блоков и
материалов, а также выполненных строительно-монтажных, проектных и
других работ. Банки должны возмещать заемщику расходы по уплате пени
поставщикам, за несвоевременные расчеты с ними, если это вызвано
неполным и несвоевременным предоставлением кредита.

После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заемщик оформляет в
установленном порядке задолженность по кредиту срочным обязательством.
Погашение кредита обычно начинается со следующего квартала после
принятия ответственного решения о вводе объекта в эксплуатацию и
производится за счет собственных средств заемщика.

Коммерческие банки используют собственные и привлеченные кредитные
ресурсы не на инвестиции в техническое развитие предприятий, а главным
образом на выдачу им краткосрочных ссуд для производства расчетов и
выплаты заработной платы. Такое состояние сказывается на
материально-технической базе народного хозяйства страны, вызывая спад
производства продукции и углубление других кризисных явлений в экономике
страны.

Государственный кредит используется инвесторами для оплаты расходов,
связанных со строительством, реконструкцией и техническим
перевооружением предприятий, строек и объектов. Погашение
государственного кредита начинается через год после окончания
нормативного срока строительства (реконструкции, технического
перевооружения) объекта кредитования и производится за счет собственных
средств инвестора или заемных средств. Кредит на приобретение
оборудования, которое не входит в сметы строек, погашается, начиная со
следующего за годом его выдачи в течение не более двух лет.

Гарантом погашения государственного кредита выступает министерство,
ведомство или другой орган хозяйственного управления.

Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кредиту, а
также значительная часть платы за пользование этим кредитом
перечисляются финансирующими банками в доход государственного бюджета.
На покрытие расходов по обслуживанию государственного кредита эти банки
оставляют О,4 начисленных процентов за пользование кредитом и О,3 так
называемых "штрафных" процентов.

При нарушении сроков строительства более чем на 3 месяца и при
консервации или прекращении строительства на такой же срок по инициативе
инвестора процентная ставка повышается на 100%. Инвесторы, не
соблюдающие сроки платежей, должны уплачивать дополнительно 25% годовых
от сумм, которые не уплачены в установленные сроки.

Контроль над целевым использованием инвесторами государственного
кредита, а также за своевременным его возвратом в государственный бюджет
осуществляют финансирующие банки и Министерство финансов.

Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производственной
программы, но не может превышать 5 лет.

Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает ее в
министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой программе,
составляет смету затрат и представляет обслуживающему его коммерческому
банку заявку на долгосрочный кредит с обоснованием его потребности и
эффективности намеченной программы.

Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной заявки. При
необходимости получения централизованных ресурсов Центрального банка
коммерческие банки подают заявки областному управлению Центрального
банка.

Региональные управления Центрального банка анализируют заявки
коммерческих банков и свои предложения относительно целесообразности
кредитования целевых производственных программ и экономических
возможностей этих банков направляют в управление кредитного
регулирования Центрального банка.

Целесообразность предоставления долгосрочного кредита коммерческим
банком предварительно рассматривается в кредитном комитете и
утверждается правлением Центрального банка.

Центральный банк заключает с коммерческими банками, кредитующими целевые
программы, договор, где определяет размеры платы за кредит и маржи.

Центральный банк открывает коммерческому банку кредитную линию, что
должно обеспечить оперативное целевое и эффективное использование
централизованных ресурсов для кредитования производственных программ.

Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только на цели,
предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах средств,
перечисленных им Центральным банком для целевого кредитования.

Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммерческому банку о
необходимой ему сумме кредита для оплаты расчетных документов по
кредитуемому объекту. Только при соблюдении этого условия Центральный
банк сможет своевременно предоставлять коммерческому банку средства в
пределах открытой ему кредитной линии.

Использование, погашение кредита и уплата процентов за пользование им
производятся в установленном порядке.

Контроль над целевым использованием кредита коммерческими банками
осуществляет Центральный банк и его региональные управления, а за
целевым использованием кредита заемщиками - коммерческие банки. При
выявлении фактов нецелевого использования кредита Центральный банк
(региональные управления Центрального банка) взыскивает с коммерческого
банка штраф в размере 5% суммы кредита, использованной не по назначению.

Опыт свидетельствует, что долгосрочный кредит, предоставляемый на
капитальные вложения, способствует сокращению сроков строительства,
снижению его себестоимости и ускорению окупаемости затрат, если
строительный объект своевременно обеспечен качественной проектно-сметной
документацией, оборудованием, строительными материалами, конструкциями и
деталями, а капитальные вложения и средства выделяются соответственно
нормам продолжительности строительства.

Стройка также должна быть обеспечена достаточными мощностями
строительной индустрии, которые следует эффективно использовать.



6.2.Долгосрочное кредитование населения на потребительские цели

Долгосрочные кредиты населению на потребительские нужды предоставляют
в основном учреждения Сбербанка. Объектами кредитования являются затраты
на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию
индивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков,
дач, благоустройство садовых участков, строительство гаражей, на
приобретение квартир в жилищном кооперативе, в личную собственность, на
покупку у граждан индивидуальных жилых домов с надворными постройками,
на хозяйственное обзаведение семейным студентам и другие цели.

Кредиты выдаются на коммерческой основе при соблюдении принципов целевой
направленности, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.
Кредиты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию
индивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков,
дач и других строений предоставляются в размере до 75% сметной стоимости
строительства, ремонта или инвентарной стоимости строения в пределах
размеров, устанавливаемых Сбербанком в зависимости от уровня цен и в
пределах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а также
приобретаемых в других банках.

Кредиты населению выдаются на основании заключаемых между ссудозаемщиком
и банком кредитных договоров по месту их постоянного жительства
(прописки), за исключением кредитов на строительство и покупку
индивидуальных жилых домов, на покупку квартир в жилищных кооперативах,
которые выдаются по месту застройки или нахождения индивидуального дома
или кооперативной квартиры, а также кредитов семейным студентам, которые
предоставляются по месту нахождения вузов.

Сроки представления документов, подтверждающих целевое использование
средств по ссуде, определяется в кредитном договоре, в зависимости от
объекта кредитования, и не позднее установленного срока освоения. При
этом срок освоения кредитов, связанных со строительством,
реконструкцией, капитальным ремонтом объектов, не должен превышать 2-х
лет, а по ссудам, предоставляемым на приобретение домов и квартир - 2
месяца. Кредитный договор оформляется на всю сумму кредита, заключается
на срок пользования ссудой и подписывается руководителем банка и
заемщиком. Долгосрочные кредиты могут выдаваться частями таким образом,
чтобы расходы, сроки погашения, процентные ставки по частично выданным
суммам соответствовали условиям кредитного договора. Каждая сумма
кредита, получаемая заемщиком в рамках условий кредитного договора,
оформляется срочным обязательством заемщика и подписывается заемщиком.

Для получения кредита и оформления кредитного договора индивидуальные
заемщики предоставляют банку следующие документы:

- паспорт или другой заменяющий его документ;

- справку с места работы ссудозаемщика и поручителя с указанием
получаемого дохода (среднемесячного заработка) и размера производимых из
него удержаний. Пенсионеры представляют банку удостоверение, сведения из
которого проставляются в кредитном договоре заемщика;

- документы, необходимые для определения платежеспособности клиента;

- договор залога имущества или договор страхования;

- поручительство одного или более трудоспособных граждан, имеющих
постоянный источник дохода;

- документ, подтверждающий право на соответствующие льготы.

Кроме того, заемщики представляют в финансирующее учреждение банка для
получения кредита следующие документы:

- на строительство индивидуального жилого дома - заверенную в
установленном порядке выписку из решения госадминистрации о выделении
земельного участка под застройку дома, а также разрешенный и приложенный
проект дома с указанием сметной стоимости строения или сведения из
проектно-сметной документации, заверенные районным архитектором. При
совместном строительстве многоквартирных жилых домов представляется
также один экземпляр договора, заключенного между участниками застройки
с указанием сведений об участниках и доли каждого из них в совместном
строительстве;

- на строительство надворных построек - справку госадминистрации о том,
что заемщик является владельцем дома и не имеет указанных построек, а
также паспорт с постоянной пропиской в этом доме;

- на реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального жилого дома с
надворными постройками, присоединение их к инженерным сетям, на
приобретение оборудования для инженерного обустройства дома - документ,
удостоверяющий право собственности на жилой дом, а также паспорт с
пропиской в этом доме и перечень предстоящих работ;

- на покупку у граждан индивидуального жилого дома с надворными
постройками (дом покупается как основное жилье) - справку бюро
технической инвентаризации о балансовой (остаточной) стоимости строения.
При отсутствии указанной справки можно представить справку органов
Госстраха о страховой стоимости строений;

- на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт садовых домиков,
и благоустройство садовых участков - справку правления садоводческого
товарищества о том, что заемщик является его членом с указанием
подлежащих выполнению работ;

- на покупку квартиры в жилищном кооперативе - справку кооператива,
свидетельствующую о том, что заемщик является его членом, а также копию
акта о приемке дома в эксплуатацию;

- на внесение первоначального взноса в жилищный кооператив - справку о
том, что заемщик является членом ЖСК, и справку о сумме первоначального
взноса;

- на покупку квартир в личную собственность - решение госадминистрации
на выкуп квартиры, справку об оценочной стоимости квартиры;

- на строительство гаражей - справку гаражно-строительного кооператива
либо госадминистрации с указанием сметной стоимости предстоящих работ.

По ссудам на покупку у граждан жилых домов оформляется гарантийное
письмо на имя продавца о перечислении на его вклад суммы получаемого
покупателем кредита после оформления в установленном порядке договора
купли-продажи дома.

Кредитный работник проверяет правильность оформления договора залога
имущества, поручительств граждан, а также других справок и документов,
определяет платежеспособность заемщика, устанавливает суммы платежа
основного долга по ссуде и составляет график платежей заемщика,
производит расчет общей суммы процентов, подлежащих оплате за весь срок
пользования кредитом, согласовывает с заемщиком способы, порядок
погашения кредита и процентов по нему, оформляет совместно с заемщиком
кредитный договор и срочное обязательство. На основании подписанного
руководителем банка кредитного договора бухгалтерия оформляет
индивидуальному заемщику лицевой счет.

В случае увеличения предельного размера кредита на строительство,
реконструкцию или капитальный ремонт индивидуального жилого дома и
садовых домиков банки могут выдать дополнительный кредит из расчета
максимально возможного размера при условии соблюдения установленных
сроков освоения кредита.

Дополнительный кредит на окончание строительства индивидуального жилого
дома может быть выдан только после предварительной проверки целевого
использования ранее полученного кредита на основании справки районной
госадминистрации или районного архитектора об измененной сметной
стоимости строительства с учетом ранее приобретенных материалов и
выполненных работ по старым ценам. По остальным видам кредитов
предварительные проверки на месте целевого использования не
производятся, но обязательно должен быть представлен промежуточный отчет
об использовании ранее полученного кредита.

Дополнительная выдача кредита производится на условиях, действующих на
момент его получения. Если процентная ставка не изменялась, то кредитный
договор и срочное обязательство оформляются на всю сумму долга с учетом
остатка задолженности по ранее выданной ссуде. По тем кредитам, по
которым установлена новая процентная ставка, кредитный договор и срочное
обязательство оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий
и документов по первоначальной выдаче.

При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредитного договора
кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательство по
ссуде на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения в
графики платежей.

Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляются на
беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка.

Погашение задолженности по ссудам и процентов по ним производится
заемщиками в сроки, установленные срочными обязательствами. По ссудам,
выдаваемым населению, устанавливаются, как правило, месячные сроки
платежей. Первый срок платежа по кредитам устанавливается не позднее,
чем через 3 месяца после получения ссуды или первой ее части, если ссуда
выдается частями. Погашение ссуд, связанных со строительством и ремонтом
домов, может начинаться после истечения сроков освоения кредитов. Размер
ежемесячных платежей основного долга определяется путем деления суммы
кредита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах. По
желанию заемщиком может быть предусмотрена возможность досрочного
погашения задолженности по ссуде. В этом случае платежи производятся с
объединением суммы ежемесячных платежей. При последнем платеже заемщику
возвращаются проценты, полученные с него за недоиспользованный кредит.
Погашение задолженности по ссудам и процентам по ним может производиться
заемщиками через учреждения банка наличными деньгами, переводами через
предприятия связи либо перечислением со счетов по вкладам, а также путем
удержания из заработной платы, стипендии, пенсии на основании поручения
заемщика бухгалтерии по месту работы (учебы) или органу, назначившему
пенсию. Не внесенные в срок платежи перечисляются на счета просроченных
ссуд. Просроченные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в
бесспорном порядке по исполнительным надписям нотариальных контор. Банк
обязан в месячный срок оформить в установленном порядке исполнительную
надпись на взыскание просроченной задолженности по ссуде и процентов с
заемщика или с его поручителя. При неуплате заемщиком очередных
платежей, включая проценты, свыше 6 месяцев, банк вправе обратиться с
иском в суд о досрочном взыскании всей задолженности по ссуде,
числящейся за заемщиком.

За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, установленные
на договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном
договоре. Договорные процентные ставки применяются в ряде отдельных
случаев, когда в соответствии с банковским законодательством Центральным
банком и Советом Сбербанка вводятся особые условия кредитования по
некоторым видам ссуд и категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет
координацию уровня процентных ставок между учреждениями банка,
находящимися на территории страны, путем установления минимальных и
максимальных границ величины процента за соответствующие виды кредита и
в зависимости от сроков выдачи ссуд заемщикам. Минимальная граница
процентных ставок устанавливается в зависимости от стоимости кредитных
ресурсов, затрат по их привлечению и расходов по совершенствованию
кредитных операций и должна обеспечивать определенный уровень
рентабельности кредитных операций учреждений банка. Максимальная граница
устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения
на отдельные виды потребительского кредита, может быть одинаковой для
всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентные ставки
могут устанавливаться и областными управлениями банка в пределах,
предусмотренных Сбербанком. Конкретные размеры применяемых процентных
ставок по кредитам внутри установленных границ определяются, как
правило, непосредственно учреждениями банка при выдаче кредита в
зависимости от условий их коммерческой деятельности, спроса на
конкретные виды ссуд и учетом платежеспособности заемщика.

Размер ежемесячного платежа по ссуде определяется путем деления суммы
процентов за весь период пользования кредитом на время пользования им,
исчисленные в месяцах. За сумму процентов всего периода пользования
принимается их величина, исчисленная исходя из условных сроков платежей
через равный период времени. В условиях растущей конкуренции со стороны
других банков учитывается необходимость приоритетного предоставления
кредитов ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка не менее
1 года или получает заработную плату через его учреждения независимо от
сроков.

В процессе кредитования населения банк осуществляет контроль за
правильным и целевым использованием заемщиком ссуд путем проверки
документов, предоставленных для оформления кредита, отчетов о
расходовании средств и других документов, предусмотренных в кредитном
договоре, а также путем проверок на местах. При нарушении сроков
платежей по ссуде и возникновении просроченной задолженности, неосвоении
кредита в установленный срок, нецелевом его использовании банк
удерживает штраф в размере не ниже О,5% от суммы просроченного платежа
за каждый день просрочки, что также предусматривается в договоре.

Заключение

В настоящее время денежно-кредитная сфера в России переживает, как,
впрочем, и остальные государства, нелегкие времена.

На современном этапе Центральный банк РФ использует все
вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И
особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми
Центробанком, стали экономические.

Важнейшим способ решения проблемы приодаления инфляции в течение
последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики,
прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными
ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем
самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса.
Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных
результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего
огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение
платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика
оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает
непосредственного положительного влияния на сферу производства.

В этой связи необходимо осуществить поворот к использованию кредита в
качестве важного рычага роста производства и предложения товаров, что
будет способствовать снижению инфляции.

Важное направление преодоления негативных результатов осуществления
жесткой кредитно-денежной политики может состоять, прежде всего, в
расширении кредитования массы платежных средств в обороте. В интересах
развития производства, улучшения соотношения между спросом и
предложением и, в конечном итоге для уменьшения инфляции – целесообразно
несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения
использования кредита предприятиями, а также населением.

Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационные займы,
при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц. Крупные
банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которые отличаются
тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система
кредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могут
осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения
денежной массы.

И в заключение, в свете всего вышеизложенного, хочется пожелать главному
органу денежно-кредитного регулирования в нашей стране - Центробанку
удачи в его непосредственной деятельности.

Глава 4.1

Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке означают покупку или продажу
государственных ценных бумаг Банком России банкам и населению. По сути
дела этот инструмент кредитно-денежной политики Банка

России работает пока плохо. Это происходит из-за нескольких причин:

1. Настороженность и недоверие участников рынка и инвесторов к
государству,что вызвано печальным историческим опытом;

2. Неразработанность рыночных процедур реализации и торговли
государственными ценными бумагами;

3. Относительно невыгодными финансовыми условиями выпущенных
российских облигаций;

4. Общим экономическим кризисом в хозяйстве, который делает невыгодным
выпуск долговых обязательств вообще, а государственных в частности.

Банк России выкупил весь заем выпущенный Минфином 1 июня 1991 года
сроком на 30 лет и 1 октября 1991 года сроком на 3 года. Эти
облигации в обязательном порядке куплены Сбербанком и в добровольном -
коммерческими банками. Полагаю,что с приобретением опыта и изменением
конъюктуры операции, проводимые Банком России на открытом рынке,
возымеют должный эффект, так как в мировой практике операции на открытом
рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения.

Когда Банк России скупает государственные ценные бумаги у банков, он
оплачивает эти ценные бумаги увеличением резервов банков на сумму
покупки. Суть сделки состоит в повышении избыточных резервов банков. Их
способность к кредитованию повышается, увеличивается и предложение
денег. Если Банк России покупает государственные ценные бумаги у
населения , то воздействие на резервы банка, по существу, будет тоже
самое. Человек продавший облигацию Банку России и получивший чек (или
наличность) на сумму ценной бумаги, вложит его в банк на свой счет.

Покупка облигаций Банком России у населения увеличивает не только
фактические резервы, но и текущие счета. В этом случае банк может
выдать кредитов на всю сумму избыточных резервов, переведя обязательные
резервы на резервный счет в Банке России. Когда имеет место покупка
облигаций у банков, то они располагают всей суммой вырученных денег
для предоставления ссуд. Посредством мультипликации такое вливание
денег в банковскую систему создает новые депозиты и кредиты,
увеличивая предложение денег.

Когда Банк России продает государственные ценные бумаги на открытом
рынке, то резервы банка понижаются. Банки оплачивают эти ценные бумаги,
выписывая чеки на свои корреспондентские вклады, тем самым, уменьшая
свои резервы. Аналогичная ситуация происходит тогда, когда Банк России
продает ценные бумаги населению. Продажа государственных ценных бумаг
на 1000 рублей приведет к 5000-рублевому падению денежного предложения
(независимо от того, продавались ли облигации банкам или населению). Это
происходит из-за свойства денежного мультипликатора действовать в прямом
и обратном направлении, соответственно увеличивая или уменьшая денежное
предложение.

“Some Monetary Facts” by G.T.McCandless Jr., Warren E. Weber. Работа
этих ученых достойна внимания и веры, так как она основывается на
анализе макроэкономических показателей 110 стран мира на протяжении 30
лет.




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.