Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной
государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними,
так сказать "своими" Уставами.
В теории права общие основы дисциплинарной ответственности
государственных служащих, в том числе "милитаризованных", достаточно
полно и широко исследованы различными авторами. Это позволяет выделить основные
ее признаки:
- дисциплинарная ответственность;
- особый вид юридической ответственности;
- для ее реального применения характерно наличие трех оснований:
нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового
акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного
правонарушителя;
- дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за
дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных
правонарушений и даже порочащих действий;
- состоит в применении карательных санкций;
- дисциплинарных взысканий;
- дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в
рамках служебного подчинения;
- урегулирована нормами административно-служебного права.
Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является
дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия,
закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально
уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в
связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие
на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны -
наказать виновного, с другой - общая и частная превенция правонарушений, -
достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение
взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм
служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного
долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого
нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания
осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много
морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих,
прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).
Федеральным законом «О государственной гражданской службе» предусмотрены
обязанности государственного служащего в связи с выполнением им деятельности,
неразрывно с обязанностями связана и ответственность.
Законом перечислены общие для всех гражданских государственных служащих
обязанности, возведенные в разряд законодательных предписаний.
Конкретизация обязанностей по должностям гражданской службы производится
в административных регламентах государственных органов и в должностных
регламентах.
Должностные обязанности возлагаются на гражданских служащих для
выполнения задач и функций государственных органов в общественно полезных
целях. Поэтому недобросовестное исполнение обязанностей или превышение
предоставленных прав в зависимости от тяжести правонарушения могут быть
квалифицированы как дисциплинарный проступок, административное правонарушение
или преступление.
Невыполнение должностных обязанностей либо ненадлежащее их исполнение
следует квалифицировать как дисциплинарный проступок. В соответствии со ст. 57
Закона представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные
взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2,
подпунктами "а"-"г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего
Закона.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае
совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо
ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки
интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной
заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или
государства, образует состав преступления (ст. 285 Уголовного кодекса РФ от 13
июня 1996 года № 63-ФЗ.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его
полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан
или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,
квалифицируется в соответствии со ст. 286 УК РФ преступление.
Исполнение должностных обязанностей связано с другой обязанностью -
соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих
руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством
РФ, так как государственная служба основана на принципе законности (п. 1 ст. 3
Федерального закона "О системе государственной службы РФ").
Гражданский служащий обязан выполнять общие инструкции, указания, приказы и
распоряжения вышестоящих руководителей. В том случае, когда служащий получает неправомерное
поручение, он не вправе исполнять такое.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 настоящей статьи гражданский служащий
обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные
интересы граждан и организаций. В Конституции РФ права и свободы человека и
гражданина устанавливаются не только в качестве основы конституционного строя,
но и как непосредственно действующие права.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность
государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Механизмом реализации этих задач выступают государственная
служба и конкретный государственный служащий. В соответствии с Конституцией РФ
в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с Законом РФ "О государственной тайне"
государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его
военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица
и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о
государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую
или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
Законом "О государственной тайне" (ст. 5) перечислены сведения,
которые могут быть отнесены к государственной тайне, действует Указ Президента
РФ от 24 января 1998 года № 61 "О перечне сведений, отнесенных к
государственной тайне". Отнесение сведений к государственной тайне
осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с
утверждаемым Президентом РФ Перечнем лиц, наделенных полномочиями относить
сведения к государственной тайне.
Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная
тайна, к которой относится несекретная информация о деятельности
государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется
служебной необходимостью. Руководитель государственного органа несет
ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации,
доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций
государственного органа.
Служебная тайна должна обладать тремя признаками: соответствующая
информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном
основании, обладатель информации принимал меры для конфиденциальности (ст. 139
Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая, вторая и третья).
В комментируемой статье подчеркнута обязанность гражданских служащих не
разглашать ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей
сведения, касающиеся чести, достоинства, а также частной жизни, здоровья
граждан. Это требование связано с установленными Конституцией РФ правами и
свободами человека и гражданина, в частности с правом на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.
23).
Конституцией РФ определено, что сбор, хранение, использование и
распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются
(ч. 1 ст. 24).
Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую
ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а
также с целью получения коммерческой выгоды предприятиями и гражданами. В
законах о государственной службе в некоторых субъектах РФ установлена
обязанность государственного служащего - при прекращении государственной службы
возвратить все документы, содержащие служебную информацию (п. 3 ст. 14 Закона
"О государственной службе Карачаево-Черкесской Республики" от 8
декабря 1996 года № 173-XXII; ст. 11.9 Закона о государственной службе
Республики Адыгея от 2 октября 1997 года).
Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе
предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей. Следовательно,
служащий не имеет права использовать не по назначению, вне служебной
необходимости, без соблюдения правил безопасности и так далее средства
коммуникации, оргтехнику и иное имущество государственного органа. Служащий
также не может использовать средства, выделенные на официальные расходы, для
покрытия личных трат. При совершении такого рода действий государственный
служащий может привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной
или уголовной ответственности.
Гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять
обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запретов,
которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными
законами. Необходимость соблюдения ограничений, выполнения обязательство и
наличие запретов связаны со спецификой труда гражданских служащих -
предоставлением государственных услуг и наличием властных полномочий.
Требования к служебному поведению гражданских служащих появились сравнительно
недавно и обусловлены снижением доверия населения к органам власти, ростом
коррупции, снижением эффективности деятельности служащих.
Указом Президента от 12 августа 2002 года № 885 утверждены общие принципы
служебного поведения государственных служащих, причем руководствоваться этими
принципами рекомендовано и лицам, замещающим государственные должности
Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные
муниципальные должности.
Комментируемым Законом установлены требования к служебному поведению
гражданского служащего.
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и
урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном
государственном органе по управлению государственной службой и государственном
органе субъекта РФ по управлению государственной службой образуются комиссии по
соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и
урегулированию конфликтов интересов. Повышение внимания к культурным,
репутационным и морально-этическим аспектам гражданской службы характерно не
только для нашей страны, но и для многих зарубежных стран, особенно США,
Великобритании, Франции. В качестве примера можно привести принятие Морального
кодекса членов американского общества государственного управления, в котором
установлены базовые принципы служебного поведения.
Обязанность гражданского служащего, закрепленная подпункт 12 п. 1
комментируемой статьи, также направлена на повышение доверия общества к
государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и
эффективного исполнения служащими должностных (служебных) обязанностей,
исключение злоупотреблений на государственной службе. Гражданский служащий
обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при
исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту
интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Понятие
"конфликт интересов" рассматривается в п. 1 ст. 19 комментируемого
Закона.
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное
поручение, а в случае получения от соответствующего руководителя поручения,
являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский
служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности
данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть
нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя
подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения
руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан
отказаться от его исполнения.
Таким образом, определен порядок действий служащего в случае получения
неправомерного поручения, а также подчеркнуто значение ответственности и
профессиональных знаний служащего при решении им вопроса о правомерности
решений руководителей.
В подпункте 3 п. 1 Закона закреплена обязанность служащего исполнять
поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий,
установленных законодательством РФ. В комментируемой статье четко определено,
что служащий обязан не исполнять незаконный приказ руководителя и, следовательно,
его исполнение может рассматриваться как правонарушение.
В том случае, когда гражданским служащим исполнено неправомерное
поручение, гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут
дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную
ответственность в соответствии с федеральными законами. Ранее, в Федеральном
законе "Об основах государственной службы РФ" закреплялось, что
ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного
распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель (п. 4 ст. 14). В
соответствии с настоящим Законом гражданский служащий не освобождается от
ответственности.
3.2 Механизм привлечения к ответственности государственных
служащих
Характерным для всех видов государственной службы является наличие
"общих" санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор,
предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Однако для
отдельных видов службы установлены иные виды санкций. Так, например, для сотрудников
ОВД предусмотрено "понижение в должности", а для военнослужащих
предусмотрены "свои" специфические виды взысканий, таких как
"лишение очередного увольнения из расположения воинской части",
"назначение вне очереди в наряд на работу", "лишение нагрудного
знака" и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде
"снижения в специальном звании на одну ступень", а для таможенной
службы и службы в органах Госнаркоконтроля эти виды санкций вообще не
предусмотрены.
Особенностью военной службы является и разграничение мер взыскания в
зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от
принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, сержанты; прапорщики,
мичманы; офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).
Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной
ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного
взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей.
Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также
для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот
механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет.
Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов
Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в
порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.
Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской
государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило,
является руководитель государственного органа, а на правоохранительной
государственной службе взыскание назначает прямой начальник. На военнослужащих
же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по
должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира.
В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на
гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка,
но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок
предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе
в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля - не позднее 10 суток со
дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|