• законам разума и логики.
5. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Революционные
демократы
Революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, НА.
Добролюбов и др.) не создали целостной этической концепции. Они развивали идеи
французских материалистов XVIII в. и придерживались материалистического
понимания нравственности.
Свою этическую позицию революционер-демократы называли "разумным
эгоизмом". Она заключалась в добровольном, бескорыстном подчинении
личных интересов общему делу (освобождения крестьянства). Революционные демократы
выдвинули идеи:
• осуждения всех форм эксплуатации человека человеком;
• утверждения значимости мотива поступка при его
моральной оценке;
• утверждения долга как потребности человека и др.
Идеалистическое течение российской философско-этической мысли. Его направления:
философия "всеединства" и экзистенциальная философия. Особенностями
идеалистической философии являются:
• иррационализм (принцип изучения морали,
отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании);
• панэтизм (представление о всеобъемлющем
характере морали и первостепенной значимости этики, которая должна охватывать
все мировоззрение). ,
В условиях кризиса российского общества тех лет возникли
сомнения в возможности рационального познания мира, вследствие чего начался
поиск иррациональных способов познания бытия. Он происходил в формах.
• умеренного иррационализма ("всеединство");
• антирационализма;
• религиозно-мистического иррационализма (утверждение
безусловной значимости религии).
Идеалистической философии был свойствен панэтизм
- утверждение приоритета этической проблематики в философии. Он возник в
связи с попытками решить экономические и социальные проблемы России средствами
идеологии (в первую очередь нравственности). Философы-идеалисты считали главной
целью своей деятельности нравственное обновление общества.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) - русский философ и публицист. Его труды:
"Кризис западной философии против позитивистов", "Чтение о
богочеловеке" и др.
Соловьев писал: "Построение философской этики как
высшего судилища всех человеческих стремлений и деяний есть... важнейшая задача
современной мысли". Он пытался создать концепцию практического
идеализма, в рамках которой обосновал принцип "положительного
всеединства".
На этом принципе основано цельное знание - синтез веры,
интуиции и творчества. Результатом реализации этого знания является теософия.
Главной составляющей теософии является этика. Предмет теософии
- синтез абсолютного начала с человеком (субъективная этика) и с
человечеством (объективная этика). Огромное значение Соловьев придавал
исследованию нравственной деятельности, которая может
рассматриваться как с внутренней стороны (деятельность реализуется в
богочеловеке - совершенной личности), так и с внешней (деятельность реализуется
в богочеловечестве - совершенном обществе).
Основным вопросом этики является вопрос о смысле жизни
человека. Соловьев выделял три основы морали: стыд, жалость и благоговение.
Последователи Соловьева главное внимание уделяли религиозной детерминации
морали.
Экзистенциализм. Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948), философ и публицист, свои этические
мысли изложил в работах "Борьба за идеализм", "Критика
исторического материализма", "О новом русском идеализме" и др.
Он выделял "философию трагедии" (отражающую
сущность морали) и "философию обыденности" (поверхностный обзор жизни
людей). Бердяев считал, что предметом этики является
противопоставление должного и сущего.
Бердяев противопоставлял нравственность подлинную и
неподлинную, социальную; утверждал индивидуальные нравственные ценности и
отрицал общезначимость, общеобязательность морали. Н. Бердяев писал:
"Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом есть...
единственно важное дело".
Все философы-идеалисты разделяли эту точку зрения. Им
были свойственны пессимистическое отношение к действительности и оптимизм,
связанный с утверждением высшего идеала, который должен преодолеть зло и
придать смысл жизни -
Лев Шестов -
писатель. Его работы: "Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматичного
мышления", "Достоевский и Ницше", "На весах Иова" и
др.
Шестов отвергал все общезначимые ценности: свобода,
разум, мораль и др.). Он утверждал: "Всем можно пожертвовать, чтобы найти
Бога".
Евгений Николаевич Трубецкой - писатель и политический деятель. В работе "Смысл
жизни" он писал: "Бог как жизненная полнота... и есть то, ради чего
стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены".
Смысл жизни - высшая ценность, которая:
• может быть познана с помощью мистической интуиции;
• должна быть свободно принята человеком и воплощена в
его деятельности.
Нравственную свободу российские философы понимали как
деятельность личности, нравственная установка которой - добровольный отказ от
своеволия.
6. Развитие
этической мысли Нового и Новейшего времени
Развитие этической мысли конца XIX - начала XX вв.
находилось в зависимости от развития индустриальной цивилизации.
С усилением кризисных явлений в обществе в буржуазной
морали происходит отказ от принципов гуманизма и получают распространение идеи
национализма. Этические концепции конца XIX - второй половины XX вв. основаны
на принципах релятивизма, субъективизма и волюнтаризма.
Прагматизм.
Представители этого направления - Д. Дьюи, Ч. Пирс и др. -
представляли этику как практическую науку, которая рассматривает утилитарные
проблемы.
Основные положения прагматического направления:
• основой морали является стремление людей к достижению
выгоды;
• человек в своих действиях руководствуется текущей
моральной ситуацией и оценкой ближайших перспектив;
• любой характер деятельности и средства достижения цели
оправданы самой целью.
1.
Неопозитивизм (субъективно-идеалистическая теория). Его представители
- Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Д. Мур и др. - отрицали
объективное основание морали. Они утверждали, что индивид сам определяет
содержание моральных ценностей и идеалов, поэтому все действия человека
оправданы.
2.
Моральные суждения индивида:
• произвольны;
• основаны на его чувствах;
• могут быть случайными;
• не связаны с жизнью.
Неопозитивисты утверждали, что категории этики
неопределимы и ж могут рассматриваться как научные (так как все, что основано
на эмоциях, недоказуемо). Они зависят от сознания субъекта и обстоятельств
Философы-неопозитивисты отрицали возможность
теоретического осмысления морали, способность этики решать моральные проблемы.
Экзистенциализм. Представители этого течения - Карл Ясперс (1883 – 1969) Альбер
Камю (1913 - 1960), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) и др. -
полагали, что нравственность враждебна человеку, она является средством
манипулирования людьми.
Сартр
утверждал, что человек:
• создан Богом незавершенным, поэтому он сам создает
свою сущность (делает себя честным, благородным или наоборот);
• в своем внутреннем мире не зависит от общества,
моральных и религиозных норм и собственного опыта прожитой жизни. Человек
осуществляет выбор свободно и неизбежно (даже если не хочет выбирать), "с
нуля", без влияния ценностных установок, обстоятельств и др. Выбор
человека реализуется в поступках. Только по ним можно судить о его качествах.
Человек сам создает моральные ценности, на которые ориентируете
и несет полную ответственность за свой выбор и действия перед самим собой.
Основной добродетелью, по мнению
Сартра, является честность. Человек не должен искать оправдания своим
поступкам, перекладывать вину на других. Свои этические идеи Ж.-П. Сартр
изложил в работе "Бытие и ничто".
А. Камю
считал некоторые утверждения Сартра апологией вседозволенности. Он утверждал,
что природа человека неизменна и ей присущи моральные ценности.
Как и все философы-экзистенциалисты, Камю полагал, что
человек познает самого себя и мир посредством чувств, а не
научного познания. Чувством, характеризующим бытие человека, является чувство
абсурдности, постоянного конфликта человека с абсурдным миром. Человек задается
вопросом: "А стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой?"
Абсурд, по мнению Камю, преодолеть невозможно, и не
стоит смиряться с ним. Человек должен:
• утвердить самого себя;
• обладать максимальной ясностью ума,
• понимать выпавший ему удел и жить, не смиряясь с ним.
В работе "Бунтующий человек" Камю изложил идею
метафизического и политического бунта против несправедливости удела человека.
Бунт, отказ от рабского удела утверждают свободу, равенство, человеческое
достоинство каждого человека, человеческую солидарность.
Эрих Фромм
(1900 - 1980) - представитель психоаналитического направления Его работа
"Человек для самого себя" посвящена этическим проблемам.
Фромм считал этику прикладной наукой ("искусством
жить"). Жизнь подчинена системе теоретически обоснованных норм.
Фромм утверждал также, что истинным критерием
нравственности является разум, а удовольствие не может быть таковым, поскольку
допускает патологический характер.
Существование человека - это динамичный процесс
раскрытия его способностей и возможностей. Человеку необходимо познать себя:
свою природу, свойства, тип характера и пр.
В зависимости от преобладающих инстинктов Фромм выделял
следующие типы человека:
• биофил (преобладает инстинкт жизни),
конструктивный тип человека-творца;
• некрофил (преобладает инстинкт смерти) -
деструктивный тип, человек-разрушитель, убийца, маньяк и пр.
Фромм дал характеристики нравственной ориентации
людей: она может быть плодотворной и неплодотворной.
Неплодотворная ориентация включает типы
поведения:
• рецептивный (ощущаемое поведение) тип:
человек считает, что вещный мир ему не принадлежит, растворяется в том, что
любит, тяжело переживает потерю любимых вещей и людей;
• эксплуататорский тип: человек ощущает
мир вне себя, активно стремится присвоить ценности внешнего мира, ему
свойственны зависть, жажда обладания тем, что принадлежит другому;
• накопительский тип: человек замкнут на
себе, на своем вещном мире, противостоит влиянию извне, не любит риска;
• рыночный тип человек, живущий по
принципам "ты мне - я тебе", "все продается, все
покупается", способен к активному обучению, может совершить предательство.
Непродуктивная ориентация является злом для человека.
Согласно Фромму положительная личность - это человек с
плодотворной нравственной ориентацией, созидательной деятельностью. Продуктивность
- это реализация способностей человека и его сил, активность умственного и
эмоционального потенциала человека.
Продуктивными силами человека являются:
• сила разума (постижение сущности явлений);
• сила любви (способствует объединению людей);
• сила воображения (планирование действий).
Негативной, непродуктивной силой Фромм считал власть
человека над человеком. Жажда власти над другими людьми противоречит
продуктивным силам, исключает их.
7. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени.
Религиозные этические учения
Неотомизм
- официальное учение католической церкви. Основные
положения:
• источником морали является божественный разум. Он
вечен, обладает всей полнотой моральных возможностей, определяет моральные
требования;
• земная жизнь человека неразделима со злом и не
предусматривает истинного блаженства;
• причины страданий людей, зла, грехов: несоблюдение
норм божественной морали, свобода человека;
• человек может достичь счастья и спасения души, только
подчиняясь законам Божьим.
Неопротестантизм (утверждает, что нравственность является божественным предначертанием.
Человек греховен по своей природе и не способен
выполнять божественные заповеди в своей земной жизни.
Нравственность - это стремление человека к Богу, любовь,
милосердие и т. д.
Философ С.Л. Франк (1877 - 1950) в работе
"Смысл жизни" утверждал бессмысленность:
• существования человека вне отношений с Богом;
• попыток людей переделать несовершенный мир;
• уверенности людей в истинности их представлений о
добре и справедливости.
Абсолютным и вечным благом является Бог. Человек должен
отдавать жизнь служению Богу, осознавать это служение, сознательно уничтожить в
себе тварное ради торжества Божественного начала.
Франк считал, что истинное моральное деяние не
проявляется во внешней активности, а заключается в духовном и душевном труде,
накоплении духовных богатств ("взращивание в себе добра").
Человеческие блага (любовь, богатство и пр.) должны быть
поставлены на службу Богу, любви к ближним и облегчению их страданий.
По мнению Франка, зло - пустота, которая должна быть
заполнена добром. Силой со злом бороться нельзя, но необходимо ограждать добро
от его разрушающей силы.
Философ К.С. Льюис (1898 - 1963) в работах
"Просто христианство", "Любовь" и др. дал характеристики
добродетели христианской любви. Он утверждал, что истинно верующий человек
должен пожертвовать земной любовью, привязанностью к родным и близким ради
любви к Богу.
Бог даровал человеку благодатную любовь - милосердие.
Оно бескорыстно, может быть обращено на врагов и злодеев, обращено к Богу.
Льюис охарактеризовал также любовь-нужду: человек
нуждается в Боге, чья благодать делает эту зависимость свободой; человек
нуждается в любви и сочувствии других людей.
Оптимальным является сочетание естественной любви
человека (дружба, привязанность и др.) и милосердия.
5. Христианский модернизм. Немецкий пастор Д. Бонхеффер (1906 -
1945) -участник антифашистского движения, был казнен. Главные труды:
"Покорность и сопротивление", "Этика" и др.
Пастор утверждал, что Иисус Христос символизирует собой
единство греховного мира людей и Царства Божия.
Современный человек:
• несет ответственность за порядок в мире;
• не нуждается в Боге как опоре, компенсации
человеческой слабости;
• оставлен Богом, чтобы получить возможность действовать
самостоятельно.
Бог (Иисус Христос) воплотился в мире людей (Иисус),
является страдающим и сострадающим началом.
Единственной сферой служения Богу является служение
людям. Христианин, по мнению Бонхеффера, должен стремиться не к спасению своей
души, а бороться за счастье ближних.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.
— Гардарики, 2003. - 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс
лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для
вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
Страницы: 1, 2
|