То, что этика,
политика и общество образуют определенный центр мысли Спинозы достаточно
очевидно как из названия, так и из содержания его главных работ. Во всех этих
трактатах основной темой, объединяющей их между собой является интерпретация
предельного обоснования философской системы прежде всего как «этического»
основания.
Метафизика
Спинозы, так же как и у других рационалистов ХУII века, является попыткой
установления некоторых неизмененных и вечных принципов всего сущего. Строит он
свою философию, как и Декарт, на основе безусловно достоверных, аксиоматических
положений. Метод, используемый при этом, определяется Спинозой как
геометрический, что обусловлено завышенной оценкой математики и ее способов
познания и изложения. Свою «Этику» он начинает с дефиниций, как простых и ясных
определений, далее формулирует аксиомы, которые трактует как интуитивно
истинные и достоверные положения, из них дедуктивным путем выводит теоремы.
Такое движение мысли Спиноза выдает за «строго научное» постижение проблемы,
хотя ему самому не всегда удается строго последовательное соблюдение требований
данного метода.
В «Этике»
представлены как онтология сущности, так и онтология существования; причем
собственно в этических разделах «Этики» детально изложена именно онтология
существования[10].
Сама категория существования также получает определенную этическую
интерпретацию:
Теорема 6 (Часть
вторая): Всякая вещь, насколько от нее зависит, стремится пребывать в своем
существовании.
Теорема 22 (Часть
третья): Нельзя представить себе никакой другой добродетели первее этой (именно
стремления сохранять свое существование).
Королларий:
Стремление к самосохранению есть первое и единственное основание добродетели.
Ибо (по т. 22) первее этого начала нельзя представить никакого другого и без
него (по т. 21) нельзя представить никакой добродетели[11].
Этическая
интерпретация категории существования дополняется «когнитивной» интерпретацией,
в которой идея, исключающая существование тела рассматривается как идея-страдательное
аффективное состояние.
Никакой идеи,
исключающей существование нашего тел, в нашей душе существовать не может: такая
идея нашей душе противна[12].
Категория
существования является не просто основанием этики, но и условием познаваемости
аффектов, - этика, в отличии от сатиры, в том числе и политической, стремится к
познанию, но не к высмеиванию аффектов[13].
Раздел «Этики» в котором исследуются сущность, существование, бесконечность и
каузальность субстанции традиционно считается важнейшей частью «Этики»[14]. Теория и морфология каузальности
представляются особенно важными для настоящих рассуждений, поскольку именно
категория причины и следствия позволяет ввести в этическую и политическую
дискуссию такие концепты как аффект, конатус, сила или могущество (potentia).
Любая связка причины
и следствия должна рассматриваться не как случайная, а как необходимая. В этом
отношении бесконечная субстанциальная причинность есть условие познаваемости
всякой конкретной каузальной связи, но условие не выводимое из всего порядка
конечных причин и следствий.
Согласно Спинозе,
субстанция есть причина самой себя. Вне субстанции, вне природы не существует
никаких иных причин. Природу можно понять только из нее самой, из ее законов.
Тем самым фактически опровергается существование творца природы. Следовательно,
здесь Спиноза материалист, кроме того, перед нами выступает диалектический
момент рассмотрения целостной картины природы. Тем не менее, основной
недостаток мировоззрения Спинозы – его метафизический характер. Субстанция, для
него, неподвижна и неизменна. Она не развивается, не претерпевает изменений.
Вот почему движение в отличие от протяженности Спиноза не считает основным
свойством материальной субстанции. У него движение существует наряду с покоем.
Субстанция, природа, взятая в целом, покоится. Мир модусов – состояний и
действий субстанции – находится в движении, понимаемом как простой кругооборот.
В соответствии с
этим Спиноза последовательно отстаивает принцип механического детерминизма.
Причина изменения вещей, по его мнению, находится не внутри самих вещей, а вне
их, в других вещах. Случайности в природе не существует. Всюду господствует
извечный и неизменный порядок, абсолютная необходимость. Тем самым
метафизический и механистический принцип в объяснении отдельных явлений природы
выступил у Спинозы во внутреннее логическое противоречие с диалектическим
моментом его учения о субстанции как самопричине.
Таким образом, Спиноза
разрабатывает учение о познании с позиций рационализма. Чувственное познание
рассматривается им как недостаточное, неистинное. Оно отражает больше состояние
нашего тела, чем свойства вещи и способно дать лишь поверхностное знакомство с
отдельными вещами. Полное истинное познание не нуждается в такой предпосылке,
как чувственное познание. Общие идеи, в которых познаются первичные качества
вещей, образуются рассудком. Они представляют самоочевидные истины. Критерием
истинности нашего познания является ясность, отчетливость и самоочевидность
логического изложения. Высшей формой познания Спиноза считал интуицию, т.е.
такой род интеллектуального познания, который позволяет человеку постигать вещь
через ее сущность или через ее ближайшую причину. Благодаря интуиции человек
воспринимает понятие субстанции независимо от чувственного и рассудочного
познания.
Бог у Спинозы как
субстанция имеет мало общего с религиозными представлениями о боге. У него Бог
выступает вечной и бесконечной сущностью, имманентной причиной всех вещей. Его
бог не стоит над природой как ее творец, он внутри природы, он и есть природа.
Здесь Спиноза продолжает ту линию в натурфилософии, которую наметили и
разрабатывали Кузанский и Бруно, линию пантеизма, слияния бога с природой.
В центре
этического учения Спинозы находится проблема свободы человека. Отвергая идею
свободы воли, Спиноза утверждает, что воля совпадает с разумом и доказывает
необходимый характер всех человеческих действий. Истолковывая человека с
натуралистических позиций, подчиняя его действию природы законов, все же он
рассматривает человека как особую часть природы, наделенную разумом, мышлением,
В природе господствует жестокий детерминизм, здесь все необходимо. Человек, как
часть природы, подчинен природной необходимости. Люди считают свою волю
свободной, в то время как на самом деле их волеизъявление зависит от множества
аффектов, страстей, переживаний. Свобода воли оказывается мнимой, т. к. человек
неосознанно зависит от обстоятельств жизни. Порабощенность человека
воспринимается его сознанием как свобода. Но несмотря на господство
необходимости в природе и неизбежное подчинение ей человека, свобода возможна,
человек может подняться от рабства к свободе. Для этого необходимо достоверное
знание, проясняющее аффекты-страсти и их место во всеобщей необходимости.
Человек
становится свободным по мере адекватного познания аффектов, прояснения их места
в цепи универсальной мировой детерминации. Так свобода оказывается
отождествленной с познанием и самопознанием, превращается в одно из
человеческих влечений, сильнейшим среди которых оказывается «познавательная
любовь к богу», его интуитивно-интеллектуальное постижение, способное оттеснить
все другие человеческие аффекты.
Специфика
нравственной культуры Нового времени связана с принципиальным переосмыслением
традиционной христианской доктрины. Изменение образа Бога, соответственно
привело к переменам в представлениях о природе моральности человека и критериях
добродетельного поведения. Так как Бог, творец и первопричина вселенной, не
вмешивается в повседневный, естественный ход событий и человеческие поступки,
то существование морали начинает восприниматься автономно от религии.
Нравственность начинает рассматриваться как естественное качество человеческого
общества. На смену религиозным, внеличностным и надличностным идеалам Добра и
нравственной регуляции, постепенно начинают приходить иные. Суть этих перемен
можно свести к тому, что, по мере ослабления влияния традиционной религии
оформляется новый способ моральной регуляции, - фиксируемый во многих языках
понятием «совесть» и его аналогами. В отличие от чувства стыда и чести,
характерных для средневекового общества, побуждающего человека смотреть на себя
глазами «значимых других», совесть – преимущественно индивидуально-личностный
контрольный механизм, суд над самим собой.
Своеобразие
гуманизма Нового времени состоит также в том, что он не ограничивается
отстаиванием прав на самовыражение творческой элиты общества, а адресуется
каждому человеку. Поскольку разум одинаков у всех, люди независимо от сословных
и религиозных различий, неизбежно придут к единому пониманию законов природы,
общества и истории. Истина для всех одна, как непреложны и «естественные права
человека» - на жизнь, свободу, счастье. Главное - дать людям возможность
осознать необходимость перемен в соответствии с духом универсальных законов.
Рационализм Нового
времени есть вера, что весь мир устроен разумно, и может быть понят до
мельчайших своих частиц, до последних проявлений. Противоположность между
чувством и разумом уничтожается; чувство есть лишь смутная идея; но стоит
прояснить эту идею, и разум восторжествует.
Завершая краткий
анализ состояния этической мысли Нового времени, отметим, что эта эпоха отвергает
античную и средневековую установку на тождество частного и общественного,
существенно корректирует элитарный гуманизм Возрождения. Отныне в Европейской
культуре начинает жить идея личности, с особыми неотъемлемыми правами и
свободами, которые могут противоречить интересам общества. Растущее осознание
факта существования противоречий и конфликтов между природой и культурой,
обществом и человеком способствовало пониманию различий между социальной и
духовной сферами жизнедеятельности человека, между цивилизацией и культурой.
Пониманию сложного характера их взаимоотношений и динамики, обусловленных тем,
что каждая из этих сфер имела свой предел проникновения высших духовных
ценностей.
Несомненно, что ценностно-нормативное
ядро моральной культуры Нового времени многослойно и вариативно. Доминирующая
ценностная установка на царство Морального разума и преобладание морального
натурализма постоянно таит опасность срывов в витализм и нравственный
релятивизм, но нельзя не замечать и новых позитивных форм цивилизованности и
духовности, которые возникают на этой же основе. Новые социальные институты,
порожденные стремлением к разумному переустройству жизни, открыли новые
возможности для реализации человеческой свободы, признания другого в качестве
равноценного существа. Конечно, моральный разум Нового времени, даже в версии
Канта, подчиняет высокие нравственные чувства человека строгому моральному
закону, формализует индивидуальную нравственную жизнь. Однако без подобной
реконструкции морального сознания невозможен был бы переход к универсальной
гуманистической морали, отстаивающей самоценность каждого.
1. Апресян Р.Г. Из истории
европейской этики нового времени (Этический сентиментализм). М.: МГУ. 1986.
2. Большаков В.П., Завершинский
К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших
дней: Учебное пособие / Под ред. В. П. Большакова. – Великий Новгород: НовГУ
имени Ярослава Мудрого, 2000.
3. Ильин В.В. История философии:
Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2003.
4. Зеленкова И.Л., Е.В. Беляева
Этика. Учеб. пос. для студентов вузов.- Минск: ТетраСистемс, 2000.
5. Концепция морали в этическом
интеллектуализме Нового времени // Этическая мысль. Вып. 2 / Отв. ред.
А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2001.
6. Майданский А. Д. Категория
существования в «Этике» Спинозы. // Вопросы философии. 2001.- № 1.
7. Спиноза Б. Сочинения в двух
томах. - СПб., 1999.
8. Фишер К. История новой
философии. Т. II. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. Перевод С.Л. Франка.
СПб., 1906.
9. Эмдин Н.В. Этика Гегеля.-Л.,
1966.
[1] Большаков
В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от
Ренессанса до наших дней: Учебное пособие / Под ред. В. П. Большакова. –
Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.С.4.
[2] Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2003,
С.240-241.
[3] Ильин В.В. История философии, С. 258.
[4] Об
этическом сентиментализме см.: Апресян Р.Г. Из истории европейской этики нового
времени (Этический сентиментализм). М.: МГУ. 1986.
[5] Апресян Р.Г. Из истории европейской этики Нового времени. С. 20-21
[6] Концепция
морали в этическом интеллектуализме Нового времени // Этическая мысль. Вып. 2 /
Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2001. С. 132-150.
[7] Большаков
В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от
Ренессанса до наших дней, С. 47.
[8] Зеленкова И.Л., Е.В. Беляева Этика. Учеб пос. для студентов вузов.-
Минск: ТетраСистемс, 2000, с.С.35.
[9] Подробный
анализ представлений Гегеля о морали и нравственности предпринят в труде Эмдина
Н.В. Этика Гегеля.-Л., 1966.
[10] Категория
«существование» принципиально мыслится Спинозой посредством свободы, но не
«совершенства», являющегося «сущим рассудка» (см.: Майданский А. Д. Категория
существования в «Этике» Спинозы. // Вопросы философии. № 1 (2001). С.165.).
[11] Спиноза Б. Сочинения в двух томах. Т. I. СПб., 1999. С.341, 410.
[12] Спиноза Б.Т. I. С. 343.
[13] Спиноза Б. Сочинения в двух томах. Политический трактат. I, § 1 и § 4.
[14] Фишер К.
История новой философии. Т. II. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. Перевод
С.Л. Франка. СПб., 1906. С.342-344.
Страницы: 1, 2
|