Этика - наука о нравственном добре и зле
Содержание
Вступление
Глава 1.
Природа добра и зла
Глава 2.
Конструктивна ли роль зла
Глава 3.
Взаимоопределенность и абсолютное противопоставление добра и зла
Глава 4.
Проблема добра и зла
Заключение
Литература
Интерес к этике - одна из характерных примет нашего времени.
Нравственные коллизии, обсуждаемые на страницах газет и журналов, как правило, вызывают
обильную почту и живой человеческий отклик. В общем, это естественно. Чем более
зрелым становятся человек и общество, тем сильнее их волнуют нравственные проблемы.
Этика есть наука о нравственном добре и зле и об осуществлении
его в поведении человека. Она исследует конечную цель жизни человека и поведения
его, поскольку оно ведёт к достижению этой цели отклонению от неё.
С момента своего возникновения этика была призвана занять определенную
позицию по отношению к одной из вечных проблем нравственности - моральному злу.
Ей предстояло выявить и описать характерные черты зла и его "опознавательные
знаки", выяснить причины его появления, развенчать аморализм, показать его
отталкивающие качества, вести неустанный поиск путей борьбы со злом, его искоренения.
Все эти функции сходились, как лучи в фокусе, то есть независимо от субъективных,
индивидуальных и групповых моральных оценок, или всё то, что принято называть злом,
оказывается таковым лишь вследствие именно такой оценки данного явления. Развитие
и углубление понятия зла в истории этики происходило в противоборстве различных
решений данной проблемы.
Вопрос о природе зла органически связан с более общей и фундаментальной
проблемой этики - проблемой сущности морали. Если мораль представляет собою какую-то
сущностную сторону бытия, то очевидно, и зло - не простая видимость или продукт
субъективной точки зрения, а нечто противостоящее бытию, придающее ему ложные искажённые
формы. Если же мораль - только функция, не заключающая в себе никакого объективного
значения, а употребляемая лишь для личного или совместного удобства, то и зло приобретает
иллюзорный, необязательный, произвольный характер: вроде пугала, которого может
устрашиться лишь тот, кто не знает его действительного смысла.
В истории этики было представлено множество пониманий сущности
морали и соответственно зла. Их можно свести к четырём основным типам: этическому
абсолютизму, этическому конвенциализму, имморализму и диалектическому объяснению
зла. Всю историю этики допустимо рассматривать как движение от непрекращающейся
борьбы между абсолютизмом и конвенциализмом через временные, но не редкие имморалистические
отклонения к диалектическому пониманию зла, преодолевающему крайности и однородности
предшествующих подходов.
В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и
отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных
вещей: "добрый" значит просто хороший, "злой" - плохой. В словаре
В. Даля, например, "добро" определяется с начало как вещественный достаток,
имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь "в духовном значении"
- как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина.
Как свойство "добрый" так же относиться Далем, прежде всего к вещи, скоту
и потом только к человеку. Как характеристика человека "добрый" с начало
отождествляется Далем с "дельным", "сведущим", "умирающим",
а уж потом - с "любящим", "творящим добро", "мягкосердным".
В большинстве современных европейских языков употребляется одно и тоже слово для
обозначения материальных благ и блага морального, что даёт обширную пищу для морально-филосовских
рассуждений по поводу хорошего и того, что является добром самим по себе.
В историческом развитии ценностного состояния, в истории моральной
философии и моралистки, не смотря на сохранение лексического единства ("старое
доброе вино", "добрый конь", "одобрение"), происходит понимание
смысловых различий в употреблении слова "добро". Самым важным при этом
было различие добра в относительном и абсолютном смысле. "Доброе" в одном
случае - это хорошее, т.е. приятное полезное, а значит, ценное ради чего-то другого,
а в другом - есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством
ради иной цели.
Доброе в этом втором абсолютном значении - моральное, этическое
понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в отношении к высшей
ценности - к идеалу. Зло есть противоположность добра.
Исторический процесс формирования этих понятий был процессом
становления и развития самой морали. Во-первых, добро и зло осознаются как особого
рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То,
что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия
для людей. Но такие стихийно совершающиеся события и явления сами по себе не имеют
отношения к тому, о чём мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону
добра и зла. Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершённые свободно,
т.е. поступки.
Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки,
но действия, сознательно соотнесённые с определенным стандартом - в конечном счете,
с идеалом.
Итак, содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного
совершенства: добро - это то, что приближает к идеалу, зло - то, что отдаляет от
него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему
должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концептуальное
разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания,
вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и
несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред.
В-третьих, добро и зло как моральные понятия связаны с душевным
и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Как бы ни определялись
философами источники добра и зла = творятся они человеком по мерке его внутреннего
мира. Соответственно утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом
в духовных усилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих,
но не одухотворённые стремлением человека к добродеянию, остаются лишь формальным
обрядом. Более того, любые ценности - наслаждение, польза, красота и прочее - могут
быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный
опыт "освоения" этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу.
По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как
бы представляет собой две стороны одной медали. Они взаимоопределены и в этом они
как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре;
он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, утопично желать
только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время
потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием и непременным
сопутствующим обстоятельством существования добра. "Что бы делало добро, если
бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь
тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от
деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него,
прочь все деревья и всё живое, из-за своей фантазии наслаждаться голым светом?"
- искушает Сатана своими вопросами Леви Матвея, ученика Йешуа Га Ноцри (Булгаков
М.А. Мастер и Маргарита. Гл.29).
Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга.
Они содержательно взаимозависимы. Однако равны ли они по своему онтологическому
статусу и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные
ответы.
Согласно одной, менее распространённой, точке зрения, добро и
зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном неустранимом
единоборстве. Такая точка зрения, признающая равновеликость противоположных начал
мира называется дуализмом. Наиболее ярким выражением религиозно-этического дуализма
стало в первой половине третьего века. Манихейство - учение, основанное персом Мани
на базе различных религиозных традиций. Согласно манихейству, в мире борются два
независимых и самостоятельных начала добра и зла или света и тьмы. В ходе и постоянной
борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла. Посланники Бога - Будда,
Заратустра (Основатель религии древней Персии), Иисус и, наконец, Мани - должны
были по этому учению, навсегда утвердить чёткие границы между двумя началами.
Сам Мани был побит камнями по наущению зороастрийских священников,
но его учение достигло Европы и в виде тех или иных ересей просуществовало на протяжении
всего средневековья. Манихейство является еретической ветвью христианства.
Задумаемся вот о чём: можно ли сказать, что добро и зло сосуществуют
так же, как во Вселенной соприсутствуют свет и тьма? Или же их отношения иные -
подобные свету и тени, как они видятся нами на Земле? Поскольку понятия добра и
зла касаются именно людей в их земных свершениях, мы должны, по-видимому, принять
второе сравнение.
К этому склоняет нас и другая точка зрения относительно природы
добра и зла. Как на земле солнечные лучи являются источником и света, и тени, так
и добро со злом взаимосоотнесенные, определены в отношении третьего. Так учат большинство
религиозных нравственных учений: добро представляет собой путь к абсолютному добру
- к Божеству, зло же есть отпадение от Божества. Действительным абсолютным мировым
началом является божественное добро, или абсолютно добрый бог. Зло же - результат
ошибочных или порочных решений человека, пусть даже провоцируемого дьяволом, однако
свободного в своём выборе. Но ведь и Дьявол или Сатана, как носитель зла отнюдь
не абсолютен; согласно иудейско-христианским воззрениям, Дьявол - это падший ангел,
то есть заблудший сын Божий. Так, сто и перед человеком стоит задача конечного выбора
не между абсолютами добра и зла, но между добром, которое потенциально, абсолютно
тяготеет, к абсолюту и злом которое всегда относительно.
Таким образом, и добро и зло относительны - в их соотнесённости
с высшим благом, нравственным идеалом как образом совершенства или Добра (с большой
буквы). Но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется
через человека: через его решение действия и оценки.
Иногда можно услышать слова об абсолютном зле. Это выражение
может показаться довольно убедительным: если есть абсолютное добро, то должно быть
абсолютное зло. Если исходить и возможных мифологических и религиозных смыслов,
то возможны два толкования абсолютного зла. Согласно первому, абсолютное зло воплощает
Сатана. Но выше мы показали, что это может быть дуалистическая точка зрения, типа
манихейской, которая предполагает существование стоящего над Сатаной Бога. Сатана
- падший ангел или заблудивший сын Бога, он обусловлен Богом и в этом смысле не
безусловен.
Согласно другому толкованию, известному всегда, но в виде некоторого
культового поветрия получившему распространение в наши дни, начало мира заключено
в Сатане, он - то и воплощает абсолютное зло. Соответствующий культ называется сатанизмом.
Но поклоняющиеся ему люди, по-видимому, полагают, что в этом заключается благо.
Так же и садист, устраивающий кровавую оргию, патологическим образом усматривает
в ней благо для себя (пусть и достигаемое ценою мучений других людей, не принимаемых
во внимание). Со стороны в этом усматривают "абсолютное зло", тем более
если таким действиям ничего не удаётся противопоставить, по крайней мере во время.
За разговорами об "абсолютном зле" нередко скрывается
рассеянность перед действительным множеством того, что способно принести человеку
напасти, уничтожить его. За разговорами об "абсолютном зле" может скрываться
и нежелание или неспособность понять, что действительный источник зла находится
в самом человеке, впрочем так же, как действительный источник добра.
В выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно
их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична. Объяснение
их происхождения не может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно ценного
рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убеждён, что базовые ценности
даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют
"земное" происхождение.
Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не
тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его содержание.
Если нравственный идеал заключается во всеобщем духовном единении людей и в этом
состоит абсолютное добро, то злом будет всё, что препятствует этому, что мешает
человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству.
Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать
следующее:
а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщённости,
отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в
отношениях между ними.
б) Как человеческие качества добро, доброта, проявляется в милосердии,
любви, а зло, то есть злобность, - во враждебности, насилии.
Зло не редко предстаёт не только, как убийство, ложь, глубочайший
эгоцентризм, выживание за счёт всех остальных, война всех против всех по принципу:
"Умри ты, но я останусь жить". Со злом связывается и нонконформизм, не
дающий окостенеть порядку; а вместе с тем и нетривиальность, новаторство, творчество,
пусть как даже поиск нового, нестандартного. Взгляды о несостоятельности того, что
принято считать добром, высказывали уже софисты. О политической целесообразности
несправедливости говорил Н. Макиавелли. В социально-экономическом плане, пожалуй,
первым позитивную роль того, что с обыденной точки зрения воспринимается как зло,
прямо попытался объяснить и обосновать Б. Мандевиль.
В наиболее яркой форме и с убеждающей силой таланта выразил такое
миросозерцание Ф. Ницше. Для него добро всего лишь добропорядочно по причине жизненной
слабости его носителей, зло же - энергично, целеустремлённо, аристократично. В невдумчивой
проповеди добра действительно может скрываться всего лишь поверхностная добропорядочность;
такая проповедь таит в себе возможность, как морализаторства, так и апологии здравого
смысла, мещанства; но это уже не вопрос о добре и зле, а о живости и глубине ума,
силе воли, устремлённости к цели, таланте, высокой образованности и т.д. Каждая
из этих способностей может служить как добру, так и злу - в зависимости от характера
индивида.
Выше упоминалась пословица "Благими намерениями вымощена
дорога в ад". В ней содержится глубокий философский и культурно-этический смысл.
Речь идёт не только о том, что человеку свойственно впадать в нравственный самообман
или что никакие индивидуальные действия непредсказуемы в своих последствиях полностью
("Человек полагает, а Бог располагает"). Но и о том, что совершаемое и
тем более совершенное действие открывается от воли и намерений того, кто его совершает,
и, переплетаясь с множеством действий других людей, включается в ту реальность,
которая существует объективно и независимо от сознания людей её породивших как самостоятельная
сила. Как таковая эта реальность чужда отдельному человеку, она пренебрегает им.
Для этой безличной социальной реальности человек выступает лишь как материал. Таким
образом, благо, добро осуществляются лишь через зло, и зло предстаёт как конструктивное
начало истории. Эту парадоксальную диалектику добра и зла, через которую якобы обнаруживает
свою творческую силу зло, Маркс, вслед за Гегелем увидел в истории цивилизации.
Однако морали далеко не всегда совпадает с логикой истории. От
того, что социальный и технический прогресс всего человечества покупается великим
множеством индивидуальных и коллективных жертв, зло не прибавляет в цене. Оно не
перестаёт быть злом. И из этого уж никак не следует, будто бы именно благодаря тому,
что совершается зло, происходит исторический прогресс, как бы его не понимал тот
или другой мыслитель. Представим те ситуации, в которых присутствуют настоящие цены
и платежи: цена объявляется на что-то и люди платят за что-то. Неверно думать, что
происходящее в истории зло целенаправленно осуществляется бессердечными людьми,
стремящимися таким образом содействовать прогрессу и не принимающими во внимание
вынужденные отрицательные последствия для людей творимого ими.
Страницы: 1, 2
|