p> Именно поэтому сегодня в мировой практике менеджмента уделяется
повышенное внимание «менеджменту потребностей». Сотрудники хотят иметь
интеллектуальную, ответственную работу; труд, который приносит радость
созидания и сознание собственной значимости; участие в решении интересных
проблем планирования и, отчасти, руководстве; этическую атмосферу
повседневной деятельности. Важно, чтобы руководитель видел в каждом своем работнике
индивидуальность, которая стремится к самореализации. Поэтому такие меры,
как: - предоставление условий для творческой работы; - предоставление сотрудникам возможности принадлежать к элитарной группе в организации; - содержательные трудовые задания (например, делегирование полномочий руководителя); - возможности развития и продвижения по служебной лестнице, построение карьеры; - либерализация распределения рабочего времени и др.
являются серьезным стимулом для персонала и приводят не только к хорошим
экономическим результатам, но и (что тесно связано с экономической сферой)
создают хороший этический климат в организации и состояние
удовлетворенности работой. Талантливый менеджер должен уметь распознавать не только постоянные во
времени нужды персонала, но и ситуативные, личные, единичные потребности и
стремиться удовлетворить их. Но здесь существует опасность схематичного,
штампованного подхода к проблеме человеческих потребностей, который,
конечно, должен быть исключен из практики хотя бы из принципа уважения к
другому, как к себе (что, впрочем, является чисто этической проблемой,
причем – общечеловеческой). Работа менеджера с коллективом Каждый коллектив так же индивидуален, как и отдельный сотрудник, и
этика менеджмента требует, чтобы руководитель выбирал методы и приемы
воздействия на группу с учетом ее особенностей, поскольку те поступки и
поведение менеджера, которые допустимы с точки зрения этики в одном
коллективе, могут оказаться неэтичными и непозволительными в условиях
деятельности другой группы сотрудников. Рассмотрим несколько классификаций трудовых коллективов. Первая из них
– деление исторических особенностей возникновения данной рабочей группы. Коллектив, образовавшийся давно, с длительной историей становления и
развития, даже притом, что его состав лишь относительно стабилен, имеет
достаточно устойчивые традиции. Эти традиции могут быть и положительного, и
отрицательного характера. Менеджер, пришедший в такой коллектив, должен
выявить эти традиции, устоявшиеся взгляды основной части коллектива,
проанализировать, оценить и решить, следует ли поддерживать и развивать их
или с ними должно бороться. Приняв решение бороться с теми или иными
традициями, следует выяснить, в какой период жизни и функционирования
коллектива они образовались: если они сформировались в исторический
период, неблагоприятный для коллектива (в том числе неблагоприятный для
социальной общности более высокого порядка), они могут быть более стойкими,
нежели традиции, установившиеся в исторический период, иной по характеру.
Эта закономерность была замечена давно: «общее неблагополучие объединяет
людей сильнее, чем общее благополучие». Она дает основу для одной
выявленной также давно, но мало известной и еще менее учитываемой
менеджерами в своей работе с коллективами тенденции: неправильные, неверные
поступки руководителя воспринимаются людьми острее и остаются в памяти
дольше, нежели правильные. Такая тенденция опирается на инстинкт
самосохранения, который активизируется в неблагоприятной для индивида
ситуации. Коллектив с коротким историческим путем (недавно созданный как новое
организационное звено в структуре, полностью или частично переформированный
и т. п.) обычно представляет собой довольно сложное и пестрое образование,
поскольку работники, пришедшие из других коллективов, являются носителями
их традиций, устоев, поведенческих норм и стандартов. В данном случае
следует познакомиться со всеми привнесенными в новый коллектив традициями,
привычками; одни этично поддержать и развивать, другие – погасить, предать
забвению, и, возможно, заняться основополаганием новых, объединяющих весь
коллектив. Рассмотрим вторую классификацию коллективов – по половозрастному
составу. Взаимоотношения менеджера с группой могут быть по-разному
эмоционально окрашены в зависимости от указанного выше признака.
Руководитель, действуя в рамках существующих и одобренных наукой и
практикой приемов и способов воздействия на коллектив или отдельного
сотрудника, должен учитывать как средний возраст работников в управляемом
коллективе, так и возраст и пол человека, с которым он взаимодействует в
данный момент. В умении подобрать самый эффективный способ воздействия на
конкретного работника и заключается искусство управления. Общеизвестен тот факт, что женщины более эмоциональны, чем мужчины,
поэтому этика общения с коллективом, полностью состоящим из женщин, требует
от руководителя большой эмоциональной окрашенности публичных выступлений
(на совещаниях, общих собраниях и т. п.), а также личной беседы. Менеджер
должен учитывать, что женщина более ранима, уязвима; при постоянной
жесткости, проявляемой менеджером при общении с сотрудницей, возможно
возникновение у нее стойкой негативной реакции на контакт с
руководителем, что может отразиться на ее отношении к работе, на
продуктивности труда, может стать препятствием в установлении отношений с
другими сотрудниками. Однако менеджер может использовать и положительные
стороны этой психологической характеристики женщин: женщина быстрее своих
коллег-мужчин отзовется на обращение руководителя к коллективу, содержащее
просьбу выполнить сверхплановую работу, помочь кому-нибудь, или на какую-
либо другую просьбу, высказанную руководителем достаточно эмоционально,
или, если руководитель сумел придать неформальный доверительный характер
своему обращению и «подобрал ключ» к проявлению у женщины ее извечных
ценных качеств – склонности к сочувствию, самоотверженности, преданности и
т. п. Существует еще одна закономерность: коллектив, смешанный по полу, более
продуктивен, менее конфликтен; причина этого – желание представителей обоих
полов выглядеть в глазах другого пола наивыгоднейшим образом. Однако этика
требует от менеджера особой осторожности в общении со смешенным по полу
коллективом: поведение и отдельные поступки менеджера не должны наносить
удар по самолюбию ни «сильного», ни «прекрасного» пола. Возрастная характеристика коллектива также влияет на действия менеджера и на его отношения с подчиненными. Каждая возрастная группа, входящая в состав коллектива, имеет свои,
отличные от других, потребности, взгляды, а следовательно, и отношение к
работе, к коллегам. Руководитель должен выбирать методы воздействия на
сотрудника с учетом его возраста. Однако ошибочными будут действия
руководителя по выработке «рецепта» обращения к тому или иному сотруднику
или к группе лиц, основываясь только на их возрасте. Дело в том, что хотя
и существует возрастная психология, но ее правила действует «в общем и
среднем» и пользоваться ими следует с осторожностью: конкретный человек
может быть абсолютно не подвластен типовым возрастным психологическим
особенностям, сохраняя свежесть и остроту восприятия в далеко не молодом
возрасте, или наоборот, молодому человеку могут быть присущи характерные
черты зрелости, обдуманная оценка, анализ отношения к работе, свойственные
людям во второй половине жизни. Поэтому этика требует от менеджера
постоянного внимания и осторожности в подходе к возрастным особенностям
сотрудников. Третья классификация предполагает деление коллективов по целевым и
мотивационным характеристикам. Мотивация деятельности коллектива в целом складывается из мотиваций
отдельных сотрудников, поэтому руководитель должен знать мотивационные
характеристики личностей в коллективе. Выявление мотивов деятельности
личностей - дело весьма непростое, требующее грамотно организованного и
проведенного социологического исследования. Руководитель должен не только
полагаться на свою интуицию, жизненный опыт для выявления и изучения
мотивов и мотивировок деятельности, но и в большей степени использовать
результаты и выводы социологических «зондирований», которые желательно
проводить периодически и обязательно силами специалистов, поскольку
мотивационные характеристики могут изменяться - как под влиянием
изменений внешних условий (трансформация организаций, структуры
управления и т. п.), так и в связи с изменениями внутренних, свойственных
личности, ценностных установок, ориентаций и др. Для чего надо знать
мотивационные характеристики коллектива? Разница в мотивах, определяющих и
направляющий работу группы и каждого сотрудника в отдельности, влияет на
этику подбора методов воздействия менеджера на подчиненных, на восприятие
ими действий руководителя, на формирование этичных взаимоотношений
личностного и производственного характера между сотрудниками и,
следовательно, на результаты совместного труда. Четвертая классификация коллективов – на собственно производственные
коллективы, т. е. включенные в процесс, завершающийся выпуском материальной
продукции или услуг, и коллективы, занимающиеся научной деятельностью. Поскольку задачи этих групп коллективов, роль руководителя в их
решении, особенности межличностного восприятия и отношений, конфликтные
ситуации, адаптация молодых специалистов, соотношение социальных ролей
сотрудников и другие показатели отличаются, то и методы работы руководителя
производственного и научного коллектива должны различаться. Внутри группы
научных коллективов выделяют коллективы, занимающиеся фундаментальными
исследованиями и прикладными разработками. Специфика деятельности
«прикладников» и «фундаментальщиков» также накладывает отпечаток на ряд
характеристик входящих в них личностей. Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: менеджер, желающий
осуществлять контакты с подчиненным ему коллективом в строгих этических
рамках, должен прежде всего выяснить, какими особенностями обладает данная
группа людей в целом, что отличает этот коллектив от прочих, и действовать
в дальнейшем, принимая во внимание эти отличия и особенности. Взаимоотношения между персоналом одного уровня компетенции.
Межгрупповые отношения Проблемы этического характера возникают при растущей конкуренции –
например, некоторые сотрудники пытаются гарантировать себе место путем
вытеснения других сотрудников. Проблема «уживания» сотрудников в одном
коллективе является немаловажной в кадровом менеджменте. Если менеджер не
реагирует на отрицательный этический климат фирмы, то это сказывается не
только на результатах работы коллектива, но и имеет обратный эффект
воздействия на него самого; образуется замкнутый круг: менеджер, не
интересующийся проблемами коллектива, в результате сам может пострадать от
плохого, неэтичного климата фирмы. Этот вопрос неминуемо возникнет при
оценке данного руководителя как сотрудника либо своего коллектива, либо
коллектива менеджеров фирмы в целом. Исследования Г. Вольфа в области кадрового менеджмента, проведенные в
Германии несколько лет назад, показали, что около 1.2 млн. работников
оказались жертвами ежедневного психо-террора на рабочем месте. Из 4000
опрошенных 17.8% чувствовали себя неудобно с коллегами; 14.3% полагали, что
коллеги их не переносят; 19.4% думали, что в их коллективе царствует
конкуренция. Среди причин плохого климата на фирме были названы следующие
(число ответов не ограничивалось): - интриги (71%); - наушничество (52%); - зависть коллег (49%); - конкурентная борьба, ведущаяся аморальными методами (32%); - стремление сделать карьеру, используя коллег (23%). Подобные проблемы имеют место практически во всех организациях, и
ответственность за их разрешение практически всегда лежит на руководителе. Хорошо, если руководитель обладает лучшими нравственными чертами,
знаком с нормами общечеловеческой этики и способен интуитивно привнести
их в свой коллектив; но если нет, то необходимо специальное обучение:
менеджеру необходимо быть компетентным не только профессионально, но и
«этически». Ведь при плохой атмосфере в коллективе и при неумении
менеджера внести универсальные этические нормы в свой коллектив растет и
его собственная неудовлетворенность. Кроме того, создание благоприятного
климата в коллективе является основным фактором экономического успеха. Подобно людям, за деньги и власть, престиж и признание могут
соперничать и группы. Существуют два типа концепций работы с группами,
направленных на предотвращение конфликтов: первая (эпизодическая) концепция
предлагает развитие неформальных каналов коммуникации на основе
систематических встреч коллег (плановых и неплановых) для обсуждения
текущих и перспективных проблем предприятия; вторая (точечная) концепция
основывается на том, что фирма нуждается в творческих, компетентных,
инициативных индивидуумах, которым должна быть предоставлена свобода за
счет либерализации разделения обязанностей в отделах и иерархических
структурах в сочетании с повышением уровня квалификации сотрудников. К сожалению, слишком оптимистические ожидания от групповой работы могут
быть существенно осложнены возможным «групповым эгоизмом» (когда
воспринимается только «мы» - группа, и исключается контакт с другими
отделами) или давлением отдельных сотрудников (как правило, молодых и
неопытных). Инновационная деятельность Конфликт – обязательный спутник инновации. Внедрение нового продукта,
технологии или услуги чаще всего означает для индивида необходимость
отказаться от привычного, от старого становится изменением в условиях
производства, в потребительской сфере, в привычках и в сформировавшихся
общественных связях. Следовательно, даже в случае успеха инновация
сопровождается конфликтами – ведь она заставляет приспосабливаться к
новому. Из-за традиционно негативного восприятия конфликта общественный
климат, порождаемый инновациями, не благоприятствует распространению
инновационной деятельности, даже безусловно обоснованной с экономической
точки зрения, и зачастую тормозит ее. Это явление можно назвать
инновационной недееспособностью (инертностью) общества (организации). Менеджеру, производящему реформы, крайне сложно бывает не выйти за
рамки этических стандартов и сохранить в коллективе (уже находящемся в
стации конфликта) максимально благоприятную атмосферу. В процессе внедрения новшества в жизнь организации можно выделить три
этапа: > Первый этап – ознакомительный, когда руководство ставит сотрудников в известность о планах инноваций и предъявляет конкретные требования к каждому из них. > Второй период можно назвать периодом дифференциации. Ознакомившись с комплексом требований менеджера, подчиненные вырабатывают свою позицию по отношению к этим требованиям. Таким образом, коллектив расслаивается. При этом внутри общей группы могут появиться следующие подгруппы: a) сотрудники, активно поддерживающие руководителя, разделяющие его точку зрения – люди, отличающиеся не только единомыслием, но и явно демонстрирующие это в своей служебной деятельности. Назовем эту подгруппу «активно поддерживающие»; b) вторая группировка объединяет людей, еще не решивших для себя, какую позицию они будут занимать по отношению к требованиям менеджера, не определивших вполне свое будущее служебное поведение. (Возможные причины – надежды, что действующий менеджер недолго будет занимать эту руководящую должность.) Поэтому назовем эту подгруппу «осторожные»; c) третья возможная подгруппа – «равнодушные», безразлично относящиеся к служебным требованиям и развитию организации; d) четвертая подгруппа – «противодействующие» либо пассивно, либо активно. Первые не высказывают вслух и не демонстрируют явно свое негативное отношение к требованиям и действиям менеджера, но при каждом удобном случае указывают коллегам на его ошибки и малейшее отклонение от объявленной им программы. Вторые же, т. е. активно противодействующие, постоянно и явно, с основанием и без оного, порицают, критикуют менеджера, выказывают свое негативное отношение к его требованиям, к его собственному поведению и действиям. К концу второго этапа каждый в коллективе определяет свое отношение к порядкам, вводимым менеджером. Однако это не значит, что сотрудники, придерживающиеся одной из трех представленных позиций, объединяются между собой в группировки – вовсе нет; представитель каждой подгруппы может прекрасно соседствовать и сотрудничать с представителем другой подгруппы, не отказываясь при этом от своих взглядов. Все по-прежнему трудятся вместе, поскольку формально являются единым коллективом. > Третий этап в развитии можно назвать интеграционным. Суть его в том, что менеджер, действующий вместе со своими единомышленниками, активно его поддерживающими, постепенно преодолевает опасения и страхи «осторожных», которые вовлекаются в общие позитивные процессы, происходящие в коллективе, разбивает лед равнодушия безразличных сотрудников, и они также становятся его активными помощниками. Далее перед менеджером возникает естественный вопрос: «Что делать с
«противодействующими»?» Несмотря на необходимость особого внимания
менеджера к этическим аспектам своих интеграционных действий на третьем
этапе развития коллектива, ответ на этот вопрос однозначен: с
«противодействующими» надо расставаться, они должны быть уволены. Если они
останутся в группе на долгий срок, их действия могут постепенно привести к
разрушению сплоченности и единомыслия, установившихся в остальной части
группы благодаря стараниям менеджера и тех, кто активно его поддерживал.
Разрушение будет происходить медленно, и его трудно, а иногда невозможно
остановить. Однако этика менеджмента и тут предъявляет свои права: менеджеру стоит
расставаться с теми, кого необходимо удалить из группы, мирным путем, не
озлобляя увольняющихся и не озлобляясь самому. В самом деле, далеко не
всегда «активно противодействующие» просто одержимы идеей мешать работать
руководителю; чаще всего они просто по-другому видят цели коллектива,
придерживаются иного по сравнению с менеджером взгляда на методы работы. Их
можно и нужно удалить из коллектива, но не следует при этом видеть в них
врагов: несовпадение во взглядах на цели работы, средства их достижения и
служебные обязанности не должно стать платформой для возникновения
взаимной ненависти. Этика делового общения и менеджмента требует от
руководителя личного благородства и умения добиться того же как от тех,
кого увольняют, так и от тех, кто остается в группе для дальнейшей работы. Заключение Исходя из изложенных выше основ конфликтологии и основополагающих
этических принципов, можно прийти к выводу, что этические нарушения и факт
«жизнедеятельности» конфликта – элементы одного замкнутого круга. Конфликт
– следствие этических нарушений – разразившись, становится благоприятной
почвой для новых и новых отклонений от правил этики. Абсолютная этичность построения отношений, как понятие субъективное,
невозможна. Следовательно, невозможна и полная бесконфликтность. Если считать верным допущение о конструктивности конфликта, который
способствует прогрессу, становится инструментом развития, поступательного
движения вперед, этические нарушения – полезны и необходимы. Они
препятствуют стагнации и развивают среду возникновения конфликта. Такое заключение логично, но все же не очень верно. Ведь в основе
любой деятельности человека – стремление к идеальному, к совершенству,
желание достичь большего и лучшего (это закон, который никто еще не пытался
опровергнуть). Поэтому именно внутренняя культура личности, вросшие в
мировоззрение людей моральные и этические принципы делают возможным то
самоограничение, которое, в конечном счете, «выводит» (человека, коллектив,
организацию, все субъекты, действующие в сфере общечеловеческих и деловых
отношений) на необходимый и желаемый результат. Список использованной литературы: o Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. М.,2001; Этика менеджмента. М.,2002 o Алберти Е., Эммонс Л. «Умейте постоять за себя». М.,1992 o Крупенин А. Л. Все об этикете, т. 2. Р-н-Д., 1996 o Учебник по управлению персоналом «Юнити». М., 1998 o «Искусство управления» №6 (18) 2002 o «Карьера» №11 2000
Страницы: 1, 2, 3
|