p> Итак, понятие «научной этики» не является бессодержательным или
бессмысленным. Этика может и должна включать в себя научные факты, методы,
теории, хотя их возможности здесь ограничены. В этике велика роль чувств,
прескриптивных суждений, самооценок. Религиозная этика – это этика, которая основывается как на
естественных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку
нравственных истин. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные
истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть» умом, как,
например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу
Божией благодати и т.п[11]. В целом отношения религии и морали непростые. Всякая религия, как
связь человека с Богом, включает в себя и определённую мораль, определяющую
принципы данной связи с позиций добра. В свою очередь, окончательное своё
основание добро получает в Боге. Как писал св. Феофан Затворник:
«Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступления и утончённости, когда
не держалось нравственных целей; а нравоучение принимало недолжные
направления, когда не освещалось вероучением»[12]. Поэтому в богословии
существует такая дисциплина, как нравственное богословие. Крупнейшими
православными нравственными богословами можно назвать св. Тихона Задонского
(XVIII в.), св. Феофана Затворника (XIX в.), св. Игнатия Брянчанинова (XIX
в.)[13]. Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-первых, это
определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей
профессиональной деятельности. Во-вторых, это теория данных кодексов,
способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения
профессиональной этики и общечеловеческой морали. В целом, данное
соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и
целого. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной.
Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все
прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью. Как замечено в гениальном романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
об осетрине «второй свежести»: «- Голубчик, это вздор! - Чего вздор? - Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это
означает, что она тухлая!» Поэтому когда возникают в сознании субъектов противоречия между
требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональной этики,
то предпочтение следует отдавать общечеловеческим нравственным принципам. Профессиональная этика многообразна. Наиболее значимые
профессиональные этики – это этика врача (деонтологическая этика), этика
юриста, этика бизнеса, этика учёного, педагогическая этика и др. Понятие морали В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и
нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки
«развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль
связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего,
действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди
признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют. В русской культуре были предложения вообще не использовать в русском
языке слова «мораль», которое имеет иностранное происхождение, - оно
происходит от латинского слова «moralis», что означает «нравственный». В
русском языке, как считал И.В. Даль, оно заимствовано от французского слова
«moralite?», которое первоначально означало «драматургический жанр; в
западноевропейском театре в XV-XVI вв. - назидательная, аллегорическая
драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки,
вступавшие в борьбу за душу человека»[14]. В.И. Даль считал, что русское
слово «нравственный» нисколько не хуже французского слова «моральный»[15].
Но ошибаться могут любые учёные, в том числе и великие языковеды, каким был
В.И. Даль! Ведь предлагал он заменить, например, слово «горизонт», которое
также иностранного происхождения, словом «небозём». Однако в русском языке
прижились и слово «мораль», и слово «горизонт», «небозём» же остался
«мертворождённым» языковым изобретением Даля. В современном русском языке и в современной этике обычно слова
«нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или же специально
оговаривают, если разделяют их по значению. Мы будем в дальнейшим
использовать данные слова как синонимы. Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее,
нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью,
многоаспектностью самого предмета[16]. Можно выделить следующие, наиболее
общезначимые определения «нравственности». 1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые
этими качествами»[17]. В данном определении мораль сводится к определённым
духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам
поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается
в должной мере моральное измерение общества, а также практическая
нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е
годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали. 2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения
действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла[18].
Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может
оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная
форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к
природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной
самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная
интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются
неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает
мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями.
Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали. 3) Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также
соответствующих им форм сознания, отношений, действий. Данное определение
морали и будет нами рассматриваться как основное. Контрольные вопросы 1. Как определяется этика? 2. В чём специфика нормативной этики? 3. Что такое дескриптивная этика? 4. Какие разновидности научной этики можно выделить? 5. Что такое «метаэтика»? И как её можно оценить? 6. В чём ограниченность эмотивистской критики научной этики? 7. Как соотносятся научная и религиозная этики? 8. Каково соотношение общечеловеческих нравственных принципов и принципов профессиональной этики? 9. Какие существуют определения морали в современной этике? Темы рефератов 1. Основания этики в современном католицизме. 2. Марксистская этика: анализ самооценки. 3. Понятие нравственности в истории этики. 4. Этическое учение Аристотеля, его оценка. Рекомендательный библиографический список Аристотель. Никомахова этика // Собр. соч.: В 4 т. – М., 1983. - Т.
4. Войтыла К.(папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. философии.
– 1991. - № 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974. Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т.
4. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. – М., 1994. Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М., 2000. [pic] Лекция 2. ПРИРОДА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ Проблема природы морали в этике ? Природные, социальные и духовные основы нравственности ? Основные функции морали, их анализ Проблема природы морали в этике Какова природа морали? В этике можно выделить два традиционных
направления, которые предлагают разные решения этого вопроса: гетерономную
этику и автономную этику. Гетерономная этика считает, что мораль, её
возникновение, развитие определяются иными, неморальными факторами:
экономическими, биологическими, политическими, религиозными. Автономная
этика, напротив, утверждает, что мораль автономна, т.е. независима, не
сводима к иным, неморальным факторам. Но в учении того или иного
конкретного мыслителя часто идеи той и другой этики переплетаются. И,
думается, это предстаёт отражением того факта, что в реальности своей
мораль является как гетерономной, так и автономной. Гетерономная этика представлена разными направлениями. Важнейшими её
видами являются натуралистическая и социальная этики. В целом здесь
господствует эмпирический подход к объяснению морали, когда она «выводится»
из природы или социума. Нравственность в натуралистической этике понимается как развитие в
человеке его определённых естественных качеств. Здесь максимально
«раскручивается» идея о том, что человек является животным, хотя и
разумным. И всё человеческое по своей природе, или сущности, есть
естественное, «животное». Натуралистическая этика, в свою очередь, представлена разными
концепциями. К её разновидностям относятся биологическая этика, гедонизм,
эвдемонизм, утилитаризм. Биологическая этика выводит добро и зло из биологии и психики
человека. Так, выдающийся этолог XX века К. Лоренц отстаивал тезис об
определённой морали, присущей животному миру в целом. Исследуя поведение
рыб, птиц, млекопитающих, К. Лоренц пришёл к выводу, что «Великие
Конструкторы эволюции» - изменчивость и отбор – формируют механизмы
поведения, которые служат сохранению вида. Важнейшими из этих механизмов
являются внутривидовая агрессия, «агрессия в узком и собственном смысле
этого слова»[19], и механизмы торможения. Внутривидовая агрессия
отличается от межвидовой борьбы, так что «столкновение между хищником и
добычей вообще не является борьбой в подлинном смысле этого слова»[20].
Жертва ведь убивается не в силу агрессивности, а по необходимости, и
«различие внутренних побуждений ясно видно уже по выразительным движениям»,
т.е. на мордах хищников нет зла, а «напряжённо-радостное выражение». Ещё
Дарвин отметил, что для будущего вида важно, чтобы территорию или самку
завоевал сильнейший. И современная наука приходит к выводу о важности
экологического фактора. «Что какая-то часть биотопа, имеющегося в
распоряжении вида, останется неиспользованной, в то время как в другой
части вид за счёт избыточной плотности населения исчерпает все ресурсы
питания и будет страдать от голода, - эта опасность проще всего устраняется
тем, что животные одного и того же вида отталкиваются друг от друга.
Именно в этом, вкратце, и состоит важнейшая видосохраняющая функция
внутривидовой агрессии»[21]. Внутривидовая агрессия в сообществе социальных животных приводит к
возникновению здесь определённого порядка, иерархии, - «порядка клевания».
«Простой физиологический механизм борьбы за территорию прямо-таки идеально
решает задачу «справедливого», т.е. наиболее выгодного для всего вида в его
совокупности, распределения особей по ареалу, в котором данный вид может
жить»[22]. «Великие Конструкторы» природы сформировали и механизмы торможения
агрессивности у живых существ, «уравнивающими» их орудия агрессивности.
«Ворон ворону глаз не выклюет», хотя мог бы сделать одним ударом своего
великолепного клюва, которым его наградила природа. Так же, как волк не
перекусит в естественных условиях артерию своего сородича. Важное место в
этих механизмах торможения занимают новые инстинкты, переориентирующие
внутривидовую агрессивность на безобидные для вида действия. Конрад Лоренц
отмечает, что потому уже агрессивность не противоречит, а, напротив,
способствует формированию личных связей у высших животных, таких как личная
дружба, верность. Так уже в живой и неразумной природе появляется то, что
можно определить как «естественную мораль», которая сохраняется и
развивается в человеке до своей высшей формы. Однако никому кроме человека
не свойственна свободная, осознанная, ответственная нравственность. К биологической этике относятся и учения о морали Ф. Ницше, З.
Фрейда, неофрейдистов К. Юнга, Э. Фромма, учение о добре как «эгоистическом
альтруизме» Г. Селье. С генетической природой человека связывают добро и
зло некоторые генетики. Такую «генетическую» концепцию морали развивал
известный советский генетик В.П. Эфроимсон[23]. Биологическая этика имеет как свои достоинства, так и недостатки. К
достоинствам биологической этики относится то, что она обращает внимание на
природный фактор морали, распространяет нравственную оценку и на природу.
В морали, действительно, есть определённая природная основа. К недостаткам
биологической этики относится абсолютизация биологического фактора, когда
отрицается значимость социальных и духовных основ морали. Однако из
биологии живых существ нельзя эволюционно получить высшие нравственные
чувства и идеи, свойственные нравственной личности. В живой неразумной
природе, конечно, нет ни развитого нравственного сознания, ни подлинной
свободы выбора. Здесь, собственно, правомерно видеть не «естественную
мораль», а лишь определённую моральность. Среди недостатков биологической этики отметим и тот, что здесь
совершается натуралистическая ошибка, когда естественные, биологические
феномены определяются как идеальные, нравственные. Другой недостаток
натуралистической этики связан с неверными утверждениями, что «то, что
служит прогрессу вида, всегда предстаёт добром для отдельной особи», и что
«более развитое в естественном смысле предстаёт и более развитым в
моральном смысле». У английского поэта XVIII-XIX веков Вильяма Блейка,
который был сознательным певцом зла, сатанизма, есть чудное стихотворение
«Тигр». Оно посвящено тигру как живому воплощению ярости, зла и в то же
время как живого, естественного совершенства. «Неужели та же сила, Та же мощная ладонь И ягнёнка сотворила, И тебя, ночной огонь». Абсолютизация природного фактора морали приводит многих представителей
биологической этики к пессимистическим выводам о возможностях и развитой
ответственной нравственности, свойственной человеку. Так, Конрад Лоренц
писал: «После всего того, что мы узнали об инстинктах вообще и об агрессии
в частности, два «простейших» способа управляться с агрессией оказываются
совершенно безнадёжными. Во-первых, её наверняка нельзя исключить,
избавляя людей от раздражающих ситуаций; и, во-вторых, с ней нельзя
совладать, навесив на неё морально-мотивированный запрет. Обе эти
стратегии так же хороши, как затяжка предохранительного клапана на
постоянно подогреваемом котле для борьбы с избыточным давлением пара»[24]. Ситуация с человеком особенно тревожна потому, что человек не обладает
природными механизмами торможения своей агрессивности, поскольку не
обладает и такими мощными природными орудиями нападения, как клюв ворона
или клыки волка. Но современный человек приобрёл намного более совершенные
орудия нападения типа стрелкового и ядерного оружия. И его несдерживаемая
инстинктами природная агрессивность может обернуться самоуничтожением
самого человеческого рода. Биологическую этику не надо отождествлять с биоэтикой. Биоэтика есть
особый раздел современной этики, где занимаются нравственными проблемами,
связанными с биологической природой человека как живого существа. Если
биологическая этика старается вывести мораль из биологической природы
человека, то биоэтика старается применить мораль к решению проблем,
связанных с биологической природой человека. Саму же мораль биоэтика может
понимать по разному, не обязательно признавая её основу в биологии.
Биоэтика в настоящее время решает новые, ранее неизвестные этике проблемы,
которые возникли в связи с прогрессом науки, в частности медицины. К
актуальным проблемам биоэтики относятся эвтаназия, критерий смерти,
клонирование, трансплантология, фетальная терапия, транссексуализм и
др.[25]. Эвтаназия определяется как намеренное умерщвление безнадёжно больных,
в том числе по их просьбе. К такого рода самоубийству прибегают некоторые
заболевшие раком, спидом и др. болезнями. Они обращаются по большей части
к врачам с просьбой сделать им смертоносный укол, который бы освободил их
от физических и душевных страданий. Но, с нравственной точки зрения
человек не имеет «права на смерть». И я разделяю воззрение на эвтаназию
как на зло и грех. Проблема критерия смерти возникла в связи с успехами медицины,
позволяющей реанимировать большое число людей после их клинической смерти.
Однако те, которые находились в безжизненном состоянии относительно
продолжительное время (более пяти минут), уже никогда не становятся
полноценными личностями, ибо у них за это время отмирает мозг, хотя сердце
оживает. Подобные люди могут существовать только в клинических условиях,
доставляя дополнительные заботы родным, врачам, обществу. И возникло
предложение пересмотреть прежний общечеловеческий критерий смерти, который
определяется как остановка деятельности сердца, и взять за критерий смерти
остановку деятельности мозга. Однако это может породить целый ряд вольных
или невольных преступлений. С нравственной точки зрения, всякая форма
жизни священна, есть добро, поэтому необходимо поддерживать любое
проявление жизни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|